Научная статья на тему 'Подсистема автоматизированного проектирования несущих конструкций'

Подсистема автоматизированного проектирования несущих конструкций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
86
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подсистема автоматизированного проектирования несущих конструкций»

Секция инженерной графики

УДК 514.182

В.Г. Ли

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОКРУЖНОСТНАЯ СПЛАЙН-ИНТЕРПОЛЯЦИЯ

Для заданного пространственного упорядоченного множества точек существует традиционная задача прикладной геометрии и теории обводов — построение гладкой пространственной составной кривой - обвода. По аналогии с классификацией плоских обводов в рассматриваемом случае также можно говорить о коробовой кривой, состоящей из сопряженных дуг окружностей. В случае глобальной взаимообусловленности параметров всех дуг имеем вариант сплайн-интерполяции.

Очевидно, что в силу плоского характера дуги окружности, полученный обвод будет характеризоваться только гладкостью первого порядка и нулевым порядком фиксации по условию общности касательных прямых в узлах. При этом кручение по интервалам имеет кусочно-постоянный характер с разрывами непрерывности первого рода. Достоинством данного графического метода является алгоритмичность и простота реализации, что является немаловажным фактором для систем автоматизированного проектирования и геометрического моделирования в реальном масштабе времени. В качестве примера можно привести задачу пространственной трассировки трубопроводов в различных областях машиностроения.

Суть предлагаемого метода состоит в следующем. На предварительном этапе построений пространотвенная ломаная, определяемая заданным точечным рядом, подвергается преобразованию последовательного вращения каждого из элементов таким образом, чтобы ломаная стала плоской, а именно: лежала в плоскости, задаваемой первыми двумя ее элементами. При этом должно соблюдаться условие - углы между смежными элементами в пространстве и в плоскости остаются неизменными.

На завершающем этапе определяются радиусы дуг обвода по правилам плоской окружностной интерполяции. Затем производится последовательная поинтервальная интерполяция исходного точечного каркаса по условию минимизации скачков рассогласования двугранных углов между плоскостями, в которых лежат смежные элементы. Для этого необходимо реализовать последовательное вращение каждой очередной дуги обвода вокруг касательной прямой в начальной точке интервала В результате вращения предварительно построенные касательные прямые преобразуются в скрещивающиеся, что и приводит к кусочно-постоянному кручению дуг обвода. Следует отметить, чго для обеспечения непрерывности кручения достаточно подвергнув построенные дуги соответствующему конформному преобразованию.

УДК 621.396.6

Ю.А. Дроздов

ПОДСИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ

Подсистема автоматизированного проектирования предназначена для расчета несущих конструкций строительного, машиностроительного

Известия ТРТУ

профилей по критерию минимизации металлоемкости конструкции при заданной жесткости, а также автоматизации поиска и обработки информации по сортаменту стандартных профилей сечений балок закрытого типа, составленных из набора стандартизованных профилей (уголок, швеллер, тавр и т.п.)

Основная задача создания такой подсистемы состоит в следующем:

• уменьшение металлоемкости несущих конструкций;

• повышение точности расчета;

• сокращение длительности основных технологических циклов проектирования несущих конструкций;

• получение оперативности и достоверности получаемой информации;

• уменьшение доли ручного труда при проектировании несущих конструкций;

По заданной жесткости несущей конструкции определяется величина момента инерции сечения элемента конструкции, а по нему подбирается необходимый тип' сечения (составное сечение из стандартных профилей) с учетом различного типа ограничений - геометрических, технологических эксплуатационных и т.д.

Для реализации задач в данной подсистеме организован следующий ряд баз данных: •

• сечения (база данных цо сечениям балок из стандартизованных профилей);

• составные сечения (база данных по составным сечениям балок закрытого типа);

• расчетные схемы (база данных по расчетным схемам).

Разработанный алгоритм дайной подсистем^ позволяет решать задачи анализа и синтеза, т.е. по заданным исходным параметрам (сила, момент изгибающий, расчетная схема, допустимый прогиб балки и т.п.) определять необходимые искомые параметры как силовые, так и геометрические, в любом их сочетании, включая и тип сечения.

Предлагаемая подсистема позволяет постоянно наращивать банк исходных данных как по типам расчетных схем, так и по вновь разрабатываемым типам сечений несущих конструкций.

УДК 514.182

В.М. Осповии

К ТЕОРЕМЕ О КРАТЧАЙШЕМ РАССТОЯНИИ МЕЖДУ ТОЧКАМИ, ЛИНИЯМИ В ГЕОМЕТРИЯХ НА ЦИЛИНДРЕ.СФЕРЕ

На сфере кратчайшее расстояние между двумя точками определяется длиной дуги большого радиуса и возможно определение параллельности линий по постоянству кратчайшего расстояния между ними как и в геометрии на плоскости. На цилиндре согласие двух вышеназванных геометрий нарушается. При сечении боковых поверхностей взаимнопараллельными плоскостями на развертке получаются синфазные синусоиды у цилиндров единичного радиуса в основании. Нормаль, прове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.