Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ПОДРОСТКА'

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2365
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
подростковый возраст / кризис / социальная среда / adolescence / crisis / social environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедова А.М.

Период подросткового возраста - это переходный и критический период развития человека. В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков - стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENCE. FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE TEENAGER'S PSYCHE

At this age, there are changes in the social situation of adolescentdevelopment - the desire to join the world of adults, the orientation of behavior on the values and norms of this world.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ПОДРОСТКА»

УДК 159.9

Магомедова А.М. студент 5 курс

Филиал ДГУ в городе Кизляр Научный руководитель: Шарбузова Х.А., к.п.н.

доцент Россия, г. Кизляр

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ПСИХИКИ ПОДРОСТКА.

Аннотация: Период подросткового возраста - это переходный и критический период развития человека. В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков — стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира.

Ключевые слова: подростковый возраст ,кризис, социальная среда.

Magomedova A.M.

student 5 course

The DSU branch in the city of Kizlyar Supervisor: Sharbuzova H. А., C.Ph.S.

associate professor Russia, Kizlyar

ADOLESCENCE. FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE

TEENAGER'S PSYCHE.

Annotation: At this age, there are changes in the social situation of adolescentdevelopment - the desire to join the world of adults, the orientation of behavior on the values and norms of this world.

Key words: adolescence, crisis, social environment.

В ходе взросления подростковый возраст является значимой ступенью в общем ходе формирования личности - на основании особо нового состава деятельности, структуры и характера ребенка образовываются основы сознательного поведения, обрисовывается общее направление в формировании социальных установок и нравственных представлений.

Подростковый возраст является переходным главным образом в биологическом значении. Подростковый социальный статус не имеет практически никакого отличия от детского статуса. Все подростки - это школьники, находящиеся на содержании государства или родителей. Ведущей деятельностью подростков является учеба.

Продолжительность подросткового периода зачастую обусловлено конкретными условиями воспитания детей, величиной разрыва в требованиях и нормах, которые предъявляются к старшему и ребенку - от старшего требуются самостоятельность и инициатива, от ребенка -послушание. Подростка всяким образом избавляют от вопросов пола - во взрослой жизни отношения полов имеют важное значение.

Период переходного возраста всегда считали критическим вследствие всеобъемлющих личностных изменений. Варьирования личности детерминированы особой социальной ситуацией в подростковом возрасте, половым созреванием подростка.

Вместе с тем, своеволие, непослушание, упрямство, негативизм никоим образом не являют собой обязательные черты подросткового характера. Единственно, как результат неверного подхода к подростку, когда не учтены его психологические особенности, как результат просчетов воспитания иногда наблюдается возникновение кризисов и конфликтов, вовсе не являющиеся неизбежными и роковыми. В частности, игнорирование и непонимание старшими истинных мотивов подросткового поведения, проявление реакции только на внешний итог деятельности подростка или, хуже, приписывание подростку мотивов, которые не соответствуют действительности, приводят его к внутренней оппозиции воспитательным воздействиям.

Существует ошибочное мнение, что подросток - это маленький ребенок, который не способен проявлять собственную инициативу, что приводит его к обусловленному положению, лишает возможности совместной деятельности. Большая часть жизни подростка неотъемлема от учебы, потому как подросток - бессменно учащийся. Вместе с тем, он проявляет готовность занять конкретное место в обществе, что предполагает его участие в многоплановой полезной общественной деятельности. В период 12-14 лет наблюдается активный рост ребенка - за год рост некоторых детей увеличивается на 3-7 см., это сложное испытание для детского организма. Более активный рост отмечается у трубчатых костей, формируется грудная клетка, руки, ноги, подросток становится непропорциональным, возможно нарушение координации движений.

По причине данных важнейших физиологических варьирований у подростка возможно возникновение проблем со здоровьем - повышенная утомляемость, частые головные боли, сложности с аппетитом, бессонница, отсутствие концентрации, снижение внимательности, нестабильное артериальное давление - это только типовой список возможных жалоб, обязывающие родителей обратить свое внимание.

Период подросткового возраста, по численности физиологических и гормональных изменений, очень схож с беременностью. Детский организм также в полной мере изменяется, как организм женщины при готовности стать матерью, однако, данный процесс при беременности во временных

сроках более сокращен. Бесследно данные физиологические варьирования не могут произойти и для детской психики, так как все взаимосвязано.

Скачкообразный рост легких, системы кровеносных сосудов и сердца приводит к недостаточному насыщению кислородом детского головного мозга. Вследствие чего отмечается снижение внимания, возникновение сложностей при работе над несколькими объектами - успешное решение задачи и параллельная беседа с соседом по парте становится весьма затруднительна. У подростка возникает чувство усталости, наблюдается отсутствие желания учиться, идти в школу, прилагать какие-либо усилия для приобретения новых знаний. Родителям, в данный период, нужно поддержать здоровье ребенка, понять его состояние и предельно облегчить проявляющиеся симптомы.

Вследствие разрешения противоречий возникает основное новообразование подросткового периода - установление нового уровня самосознания, "Я"-концепции, характеризующейся желанием понять себя, собственные особенности и возможности, свое отличие и сходство с иными людьми - неповторимость и уникальность.

Наряду с этим, ребенок к подростковому возрасту достигает довольно высокого уровня развития психических процессов, в первую очередь мышления, продолжающие свое бурное развитие на протяжении всего этапа - это приводит к возможности осуществления деятельности психики на уровне взрослых.

Развитие и рост организма, к тому же, происходящие за ними изменения в отношении окружающих к подростку, его отношении к себе, детерминируют становление "чувства взрослости", которое становится концептуальной основой самосознания подростка - острое ощущение школьника, что он уже не ребенок, и требование признания данного, в первую очередь равных прав с окружающими старшими.

Выражение чувства взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, независимости, утверждению собственного личностного достоинства, в требовании к старшим уважать данные стремления, считаться с ними. Наряду с этим, подросток понимает, что его взрослость пока не совсем "подлинная" - проявление чувства неуверенности в собственной новой позиции. Формы проявления "чувства взрослости" зачастую ярко выражены, демонстративны, так как у школьника возникает острая нужда в признании, подтверждении данной позиции ровесниками и взрослыми.

Значение групп сверстников в период отрочества невероятно возрастает. Чтобы справиться с эмоциональными, социальными и физическими переменами отрочества подростки ищут поддержки у других. Естественно они ищут поддержки у сверстников, испытывающих то же самое. Следственно, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью периода подросткового возраста. Вместе с тем, для подростка важное значение имеет занимать среди сверстников удовлетворяющее его положение.

При формировании личности, общение подростка со сверстниками являет собой очень большую значимость - благодаря общению со сверстниками, подросток приобретает нужные жизненные знания, которые по некоторым причинам ему не дают старшие. Группа ровесников развивает у подростка навыки социального взаимодействия. Лишь здесь он примеряет разные роли - выступает в качестве ведущего и ведомого, судьи и виновного, подчиненного и командира, ученика и учителя.

Характерная черта подростковой группы - невообразимо высокая конформность. Некритическое отношение к мнению лидера и членов группы. Инакомыслие исключается, слабому "Я" требуется сильное "Мы". Потому, как правило, нормы и ценности группы ровесников подросток принимает как собственные.В подростковом возрасте у многих людей возникают первые дружба и романтические чувства. Наряду с этим, дружбе подростков свойственны высокая степень устойчивости, избирательности, интимности.Подростковый кризис обусловлен духовным ростом, изменением статуса ребенка, как социального - новые отношения с ровесниками, учителями, близкими, расширение поля деятельности, так и психического - возникновение чувства взрослости у подростка. Важнейшим обстоятельством, которые влияют на зарождение кризиса, является глубокая неудовлетворенность собой и рефлексия на внутренний мир. Потеря способности идентифицировать самого себя, противоречие предыдущих представлений о себе с настоящим образом - ключевое содержание подростковых переживаний.

Использованные источники:

1. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

2. Л.И. Божович, Проблемы формирования личности. / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е издание. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 352 с.

3. Л.Ф. Обухова, Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

4. М.И. Лисина, Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией А.Г. Рузской - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.

5. В.С. Мухина, Возрастная психология. - М.: Академия, 2007. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.