Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВАЯ НАРКОМАНИЯ'

ПОДРОСТКОВАЯ НАРКОМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
866
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОФИЛАКТИКА / DRUG ADDICTION / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крыжановский Ю.С., Горностаева Е.Л., Ниминская С.Г.

Статья посвящена проблеме наркомании среди школьников. Рассматриваются причины употребления наркотических средств, профилактика наркомании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крыжановский Ю.С., Горностаева Е.Л., Ниминская С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGE DRUG ADDICTION

The article is devoted to the problem of drug addiction among schoolchildren. The reasons of the use of drugs, drug addiction prevention are considered

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВАЯ НАРКОМАНИЯ»

Использованные источники:

1. Oleinik I., Sosnin V. Totalitarian sect: how to resist its influence. M., Genesis, 2005, 79 c.

2. Shapar V.B. Psychology of religious sects. Harvest 2004

3. Leary T. Technology changes of consciousness in destructive cults. 2002

УДК 37.018.262

Крыжановский Ю. С. социальный педагог Горностаева Е.Л. социальный педагог Ниминская С.Г. учитель

МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Россия, г. Белгород ПОДРОСТКОВАЯ НАРКОМАНИЯ

Аннотация: статья посвящена проблеме наркомании среди школьников.

Рассматриваются причины употребления наркотических средств, профилактика наркомании

Ключевые слова: наркозависимость, психоактивные вещества, профилактика.

Kryzhanovsky S. Yu. social teacher of MOU "Gymnasium №22" Belgorod Russia, Belgorod Gornostaeva E.L. social teacher of MOU "Gymnasium №22" Belgorod Russia, Belgorod Nimanska S. G. teacher MBOU "Gymnasium №22" Belgorod Russia, Belgorod

TEENAGE DRUG ADDICTION

Abstract: the article is devoted to the problem of drug addiction among schoolchildren.

The reasons of the use of drugs, drug addiction prevention are considered Key words: drug addiction, psychoactive substances, prevention.

Наркозависимость - проблема мирового масштаба. Это болезнь разрушает семьи, калечит судьбы людей, превращая их в рабов своего

пристрастия. Наркомания среди школьников бьет рекорды. 13 лет -среднестатистический возраст, в котором происходит «знакомство» подростков с психоактивными веществами. Только по официальным данным, в средней школе наркотики пробовали 2-3 человек из класса, в старших их количество увеличивается до 20-30 процентов. Наркологи уверены, что в действительности эта цифра гораздо выше.

Особенности детской наркозависимости

Употребление наркотиков среди школьников считается модным. Если ученик ничего не пробовал, он рискует стать среди одноклассников «маменькиным сынком», а иногда и вовсе изгоем. Популярность различных субкультур только подливает масла в огонь. Мейнстримом у молодежи считается чтение книг Гроффа и Лири, восхваляющих «сказочный мир», увиденный в состоянии наркотического опьянения. Кумирами тысяч являются группы «АК-47», «Многоточие», «Noize MC», «NTL», а ведь их тексты часто переплетаются с темой наркомании.

В чем же кроются причины наркомании среди школьников? Можно выделить две группы причин: объективные и субъективные.

Объективные причины: во-первых, в распространении мифов о «легких» наркотиках, которых в принципе не может быть. При изучении сайтов, посвященных проблеме наркомании, складывается впечатление, что наркомания в обществе ассоциируется лишь с «тяжелыми» наркотиками, со шприцами и инъекциями, что и приводит к заблуждению о «легких» наркотиках. Во-вторых, педагоги и родители часто не обладают должными знаниями о наркомании и наркотиках, как следствие они не могут провести раннюю диагностику, не говоря уже о мерах профилактики. В-третьих, в нашем государстве не предусмотрено уголовное наказание за употребление наркотиков, а предусмотрено только за распространение, хранение и перевозку наркотических веществ. В настоящее время, согласно Кодексу об административных правонарушениях, употребление наркотиков карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Наконец, в-четвертых, нет в образовательном процессе четко организованной и целенаправленной схемы обязательной профилактики наркомании. Если и проводятся отдельные мероприятия, то без надлежавшей подготовки и неэффективными методами.

Субъективные причины (связаны с особенностями подросткового возраста): любопытство ("Все надо попробовать!"); желание быть похожим на "крутого парня" (отрицательная имитация); на старшего авторитетного товарища; желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей (реакция эмансипации); способ привлечения внимания (реакция компенсации); мифологизация наркотиков (34% подростков считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21% - что "наркотик делает человека свободным", и 42% уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться); романтизация среды потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне

самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам; отсутствие каких-либо занятий и обязанностей .

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления наркотиков среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только антинаркотического, но также и общих задач воспитания.

Важнейшим в профилактической работе является:

• обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

• формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.

В профилактических системах в образовании выделяют пять основных объектов: учащиеся как развивающиеся личности, классы как социальные группы, родительские семьи учащихся, специалисты образовательного учреждения и ближайший социум или микрорайон, окружающий учреждение.

В отношении каждого из этих объектов профилактики с медико-социально-психологических позиций «норма-патология» их развития выделяют три уровня воздействия.

Первичная профилактика. Первичная профилактика зависимости от наркотиков имеет цель предупредить начало употребления наркотических веществ, ориентирована на общую популяцию подростков и осуществляется социальными методами, активной пропагандой здорового образа жизни. Охватывает всех учащихся детей, их родительские семьи, но в первую очередь - здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска и лиц из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Ее цель - обеспечить нормативное развитие личности детей, формировать просоциальные нравственные установки, а в их рамках - установки на здоровый образ жизни. Используются методы социальной и психолого-педагогической моделей профилактики. Дополнительным эффектом первичной профилактики является создание необходимой среды поддержки психокоррекционной работы с детьми «группы риска».

В ноябре 2012 года кабинет министров Правительства РФ внес в Госдуму законопроект о тестировании учащихся на употребление наркотических веществ.

Согласно законопроекту раннее выявление немедицинского

потребления наркотических средств и ПАВ включает в себя социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных учреждений, проводимое в порядке, устанавливаемом Минобрнауки; проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных учреждений. Документ также определяет полномочия федеральных и региональных органов власти в профилактике наркомании, а также компетенцию образовательных учреждений в выявлении употребления наркотиков обучающимися. Для борьбы с наркоманией предложено ввести тестирование на наркотики в образовательных учреждениях. Выявление таких детей предполагается при помощи социально -психологического тестирования.

Тестирование обучающихся образовательных учреждений направлено на раннее (своевременное) выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и является одной из форм первичной профилактики наркомании.

Вторичная профилактика. Система социальных, психологических, медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни. В результате употребления ПАВ у этих детей на определенном этапе онтогенеза не решаются задачи возрастного развития личности а, следовательно, очередные возрастные кризисы развития начинают протекать патологически, особенно при переходах от одного этапа онтогенеза к другому. Уже на следующем этапе развития у таких подростков возникает девиантное поведение и употребление психоактивных веществ.

Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых ПАВ (подростки с явлениями социально -педагогической запущенности, с пограничными нервно -психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т. д.).

Цель вторичной профилактики — раннее выявление обучающихся, начавших употреблять ПАВ, и оказание помощи им во избежание возникновения у них психической и физической зависимости. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т. е. предупредить формирование устойчивой

зависимости .

Задачами вторичной профилактики являются:

1. Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).

2. Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т. д.).

3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика включает выявление детей и молодежи, уже употребляющих ПАВ (алкоголь, наркотики, токсические вещества, курение), со сформировавшейся зависимостью от них с последующей психокоррекционной и реабилитационной работой с ними и их семьями.

Третичная профилактика проводится с подростками, имеющими психическую и физическую зависимость, она в основном основана на проведении лечебных мероприятий и направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления или рецидива заболевания.

Наркотик - это вещество, которое способно вызвать эйфорию, психическую или физическую зависимость, причинять существенный вред психическому и физическому здоровью человека.

Но для начала надо определиться, что к наркотикам те или иные вещества относятся по следующим критериям:

• способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;

• способность вызывать зависимость (психическую и/или физическую), то есть желание снова и снова использовать наркотик;

• существенный вред, приносимый психическому и/или физическому здоровью регулярно употребляющего их;

• возможность широкого распространения этих веществ среди населения;

• потребление указанного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде (иначе в первую очередь необходимо было бы отнести к наркотикам табак и алкоголь).

Мифы о наркотиках:

• Попробуй-пробуют все!

• Попробуй-вредных последствий не будет!

• Попробуй-если не понравится, прекратишь прием.

• Существуют безвредные наркотики.

При первом приеме наркотика можно умереть:

• От неверно выбранной начальной дозы.

• Из-за фальсификации наркотика.

• Из-за употребления наркотика, приготовленного кустарным способом.

• В силу индивидуальной непереносимости препарата.

Как сказать нет?

1. Твердо отстаивайте свою позицию.

2. Повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и оправданий.

3. Начните сами давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»

4. Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить».

5. Предложите компромисс или альтернативный вариант.

Физическая зависимость развивается в результате того, что организм

"настраивается" на прием наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Объяснить коротко и понятно, что происходит при этом, невозможно. Главный принцип прост: наркотики - каждый препарат по-своему - начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает синтез этих веществ. Помните из школьной биологии - есть такие гормоны: адреналин, норадреналин и прочие. Если процесс "перенастройки" физиологии организма "под наркотики" зашел достаточно далеко, то при их отсутствии начинается абстиненция или "ломка".

Кроме физической, есть еще и психическая зависимость. Ее очень трудно описать, она не ощущается во время постоянной наркотизации и молодые наркоманы отказываются в нее верить. Многие врачи-наркологи считают психическую зависимость производной воспоминаний о переживаемой в опьянении эйфории. Видимо, это верно, по крайней мере — для молодых наркоманов, для которых такая эйфория еще возможна. Наркоман, ранее длительно употреблявший наркотики, после отказа от них испытывает тяжелейший стресс. Стресс связан с коренным изменением привычного уклада жизни. Если раньше парень мог "уйти" во внутренний мир приятных грез или хотя бы не так остро ощущать необходимость насущных и неотложных, но не всегда легких решений (к тому же часто вынуждающих жертвовать той или другой личной ценностью), то теперь уже он не защищен. Именно поэтому большинство больных со стажем возобновляет прием наркотиков после лечения. Они прекрасно осознают свой "порочный круг" и были бы рады вырваться из него, если бы вновь смогли научиться не бояться жить без наркотиков. Трагедия в том, что обычно это умение теряется навсегда. А главная беда - что, начиная употреблять наркотики, никто в это не верит и считает, что его это не коснется.

Конечно, в формировании психической зависимости участвуют множество факторов, у разных людей они различны и часто не поддаются

учету.

Именно поэтому лучшей защитой от наркомании является категорический отказ "попробовать".

Источником информации о наркотиках являются люди, употребляющие наркотические вещества, и те, кто заинтересован в распространении наркомании, - наркоторговцы. Вместе с тем источниками могут быть и семья, и средства массовой информации, и художественная литература. Отсюда важно сделать правильный вывод для себя: прежде чем принять таблетку или сделать укол какого-либо вещества, надо иметь полную информацию о нем и последствиях его использования.

Информация, распространяемая торговцами, в основном сводится к описанию приятного действия наркотических веществ, утверждению об их полезности или по крайней мере безвредности, а также к прямым предложениям попробовать, испытать на себе «замечательное» действие того или иного вещества.

Скорость распространения информации о наркотиках очень велика. Основной путь ее распространения - непосредственное общение, совместное времяпрепровождение молодых людей.

Такая информация содержится не только в словах, но также и в самом поведении наркоманов, наркоторговцев. Это демонстрируемые ими способы приготовления и приема наркотических веществ, личный пример.

Признаки наркотического опьянения

В условиях широкого распространения наркомании каждому современному человеку не только полезно, но и необходимо знать признаки наркотического опьянения, чтобы вовремя обнаружить их у кого-либо из окружающих. Это позволит более правильно оценивать таких людей и более рационально строить с ними отношения (к примеру, решая такой вопрос: можно ли доверять данному человеку?). Особенно необходимо это знание учителям и родителям.

Неожиданные изменения направленности интересов подростка и круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другую школу, переездом в другую местность), в сочетании с появлением друзей или подруг, о которых вы ранее не знали.

Странные особенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмерная возбужденность или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебания настроения.

Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, который употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности.

Появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели: упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а также носимые с собой предметы, которые могут быть

использованы в качестве жгута (резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений.

Признаки «лекарственной» заинтересованности подростков: исчезновение из домашней аптечки некоторых препаратов (димедрол, тазепам к т.д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.); признаками наркотической заинтересованности подростка являются также появляющиеся в его речи специфические слова, список которых приводится ниже. Появление таких слов в речи ребенка, подростка, в частности, в его разговорах с товарищами, должно настораживать взрослых.

Если вы заметили у своего чада вышеперечисленные признаки -попробуйте спокойно, без «разбора полетов» с ним побеседовать. Возможно, это было единичное употребление, и сын (или дочь) не желает больше повторять такую практику. Если же разговоры ни к чему не приводят -обращайтесь за помощью к специалистам, даже если вам будет ужасно стыдно за своего ребенка.

Краткий словарь терминов, используемых в среде наркоманов

В этой среде используется целый род слов (понятий), не используемых в обычной речи. Их систематическое употребление - четкий признак или принадлежности подростка к среде наркоманов, или сочувствия ей.

Балдеж - сильное опьянение с оглушенностью; нередко оно достигается сочетанным действием алкоголя с транквилизаторами.

Барыга - торговец наркотиками.

Баш - стандартная доза гашиша (коммерческая упаковка, около 1 г).

Баян - человек, умеющий готовить какой-либо наркотик для употребления в домашних условиях (вариант-шприц) .

Бомбить холодильник - поедать все съестное в нем при сильном ощущении голода, типично возникающем при окончании гашишного опьянения.

Вмазка - вкалывание (введение) наркотика.

Вмазаться - ввести в себя наркотик.

Глюки - галлюцинации, вызываемые некоторыми токсическими и наркотоксическими веществами (например, органическими растворителями); «поймать глюки» - вызвать их у себя с помощью этих веществ.

Гонец - член группы наркоманов, занимающийся транспортом наркотиков.

Держать на поводке - удерживать члена группы наркоманов в рабской зависимости в связи с его задолженностью (за полученный ранее наркотик) или отсутствием у него денег для приобретения наркотика.

Джеф - эфедрон (вариант - коктейль джеф) - производное эфедрина, обладающее одурманивающим эффектом.

Долг - объявленная лидером группы наркоманов сумма денег (обычно значительная и сильно преувеличенная), которую «должен» каждый член группы.

Дурь - гашиш; иногда так называют и другие наркотические вещества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кайф - вызываемое наркотиком блаженное состояние, эйфория.

Кокнар - отвар молодых головок мака, который концентрируют выпариванием, и полученный препарат вводят внутривенно (вариант -кукнар).

Колеса - любые лекарственные препараты в виде таблеток, используемые токсикоманами.

Косяк - сигарета с гашишем; забить косяк - выкурить такую сигарету.

Кокс - кокаин.

Кролик - наиболее зависимый член группы наркоманов, которого за долги используют для испытания действия самодельных наркотических препаратов, прежде чем принять их остальным.

Куб - 1 мл раствора наркотика.

Кумар - то же, что «ломка», т.е. абстиненция.

Ломка - абстиненция (совокупность болезненных ощущений и психофизиологических расстройств у наркомана или токсикомана, вовремя не принявшего очередную дозу).

Мария - опий (варианты - марьянка, опивуха).

Марфа - морфин.

Машина - шприц (см. баян).

Мулька - эфедрон (варианты: моцефаль, мурцовка).

Мультики галлюцинации, напоминающие мультипликационные фильмы - возникают под влиянием токсических (наркотоксических) веществ.

Недобитки - небольшие количества наркотических веществ, которые удается извлечь при тщательной обработке смесей, полученных на разных стадиях приготовления наркотика (используется при его дефиците).

Омолодиться - снизить толерантность к наркотику (т.е. его переносимость), намеренно для этого перенеся абстиненцию; после этого на время снижается необходимая для достижения желаемой эйфории доза.

Отврат - необычно тяжелая реакция на привычную дозу наркотика в виде дурноты, рвоты, обморока. Она обычно связана с использованием «некачественного» препарата.

Отруб - опьянение с последующей полной амнезией (беспамятством).

Отъезжать - прийти в состояние наркотического опьянения.

Париться - вдыхать пары вызывающих опьянение веществ (обычно -органических растворителей).

План - гашиш.

Понимать - умение уловить и оценить степень наркотического опьянения.

Приход - ощущение начала желаемого действия наркотика.

Раскумар - купирование абстиненции дозой наркотика, не вызывающей наркотического опьянения; доза на раскумар - минимальное количество наркотика, необходимое для устранения явлений абстиненции.

Сезон - млечный сок головок мака, собранный в определенную фазу развития растения; используется в виде раствора для внутривенного введения.

Сенцо - маковая соломка.

Сесть на иглу - пристраститься к внутривенным введениям наркотика.

Сесть на хвост - привязаться к другому наркоману для того, чтобы тот бесплатно делился наркотиком.

Слезть - отказаться от наркотиков (то же самое, что «завязать» в других криминальных делах).

Смывки - то, что получается при попытке смыть со стенок пузырька остатки наркотика (вариант - недобитки).

Сломать кайф - надоедать и приставать к наркоману в момент наркотического опьянения, мешая в полной мере ощутить желаемое действие (эйфорию).

Солома - провернутые на мясорубке головки мака, которые обычно поедают в виде кашицы с молоком.

Стекло - ампулированные препараты наркотиков.

Стриптиз - сексуальные образы, возникающие как проявления действия некоторых наркотоксическихвеществ.

Торчать - испытывать эйфорию, «кайф».

Труханец - лихорадочная реакция с сильным ознобом после внутривенного введения самодельных наркотических препаратов.

Турьяк - опий (вариант - ханка).

Учитель - опытный наркоман, обучающий новичков приготовлению и использованию самодельных препаратов.

Фуфел - синяк вокруг вены, возникающий при неточном введении

иглы.

Хата - квартира или помещение для совместного употребления наркотиков и других веществ подобного рода, а также для сексуальных контактов в состоянии наркотического опьянения.

Химия - «солома», т.е. провернутые на мясорубке головки мака, обработанные нашатырным спиртом и ацетоном; полученная жидкость выпаривания вводится внутривенно.

Чухаться - чесаться вследствие сильного кожного зуда, возникающего после внутривенного введения самодельных препаратов опия.

Шары - коммерческая упаковка героина (наркотик нередко продается завернутым в полиэтилен в виде шарика).

Ширево - самодельные наркогенные вещества, вводимые внутривенно (ширяться - вводить себе препараты подобного рода).

Ширка - самодельное наркогенное вещество (нередко - производные эфедрина).

Шмыгаться - вводить себе что-либо внутривенно.

Шустрила - член группы наркоманов, наиболее активный при добыче наркотиков

Использованные источники:

1. Alcohol and drug addiction in adolescents: ways to overcome. The textbook / Under the editorship of E. F. Wagner and H. B. Waldron. - Moscow: Academy, 2006. - 185 p.

2. Life skills training for adolescents with social adaptation difficulties. / Under scientific. edited by A. F. Shaduri - SPb.: Speech, 2005. - 154 p.

3. Volkova T. V., Yashin D. P. program of formation of healthy lifestyle, prevention of Smoking, drug abuse and other psychoactive substances in adolescents 12-15 years "fulcrum". NCO Fund "system of preventive programs". -Moscow: MAX Press, 2004. - 38 p.

4. Garifullin R. R. Hidden prevention of drug addiction: a Practical guide for teachers and parents. - M.: shopping center Sfera, 2002. - 64 p.

5. Enikeeva D. D. how to prevent alcoholism and drug addiction in adolescents: Uch. allowance. - M.: publishing center "Academy", 1999. 144 p.

6. Kokin, V., Safuanov R. M., Habibov N. E. Prevention of consumption and distribution of narcotic drugs in high school. - Ufa: Informreklama, 2007. - 64 p.

7. A Healthy lifestyle is an alternative to drug addiction. - Moscow-Voronezh, 2004. - 292 p.

8. Naumenko Yu. V. health-saving activities of the school: monitoring of efficiency. - M.: "Planet", 2011. - 208 p.

9. Nigamedzyanov E. A., kiekbaev M. D., Abdrakhmanov D. M. Drug addiction in the Republic of Bashkortostan (the experience of sociological research). - Ufa: Lisinoprilgeneric, 2006. - 184 p.

10.About the Concept of prevention of abuse of psychoactive substances in the educational environment: the order of MO of the Russian Federation of 28.02.2000 No. 619 //Bulletin of education. - 2000. - № 8. - P. 3-53.

11.Adolescents and drugs: research experience. / Edited by E. L. Omelchenko. -Moscow: publishing house "GENGER", 2003. - 160 p.

12.The prevention of teenage and adolescent drug abuse / edited by S. V. Berezin, K. S. Lisiecki, I. B. Oreshnikova. - M.: Publishing house of the Institute of psychotherapy, 2000, - 256 p.

13.Prevention of drug addiction in educational institution: system of work, methodical recommendations, development of actions / Comp. and red. - Moscow: Globe, 2009. - 250 p.

14.Guidance on the prevention of substance abuse in children and youth / edited by the L. M. Shipitsyna, L. S. Spelen / - SPb., 2003. - 464 p.

15.Guidelines for the rehabilitation of minors abusing drugs / ed. - M.: Published. House "GENGER", 2003. - 400 p.

16.Education in the field of prevention of drug addiction and other addictions. -Krasnoyarsk, 2003. - 335 p.

17.Sheregi F. E., Aref, A. L. drug Situation in the youth environment: structure, trends, prevention. - M.: Publishing House "GINGER". 2003. - 400 p. 18.School without drugs. Book for teachers and parents / / Ed. 2-e, Rev. and additional. // Ed. L. M. Shipitsyna, E. I. Kazakova. - SPb.: CHILDHOOD-PRESS,

2001. - 176 p.

УДК 347.234

Кузьмин Е.В. студент 2 курса магистратуры Институт Права научный руководитель: Гимадрисламова О.Р., к.юр.н.

доцент

кафедра гражданского права Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация: В статье рассматривается понятие и сущность права пользования жилым помещением, основания его возникновения, влияние права пользования жилым помещением на осуществление права собственности. Проводится оценка действующих норм права, регулирующих отношения между собственником и лицом, обладающим правом пользования.

Ключевые слова: право, осуществление права, ограничение права собственности, вещное право, бессрочное право пользования жилым помещением.

Kuzmin E. V.

Student of the 2-st year of Master's Degree in Law

Bashkir State University Russia, Ufa

Scientific adviser: Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Civil Law Department of the Bashkir State University Gimadrishlamova O.R.

Russia, Ufa

THE RIGHT TO USE THE LIVING ROOM AND ITS AFFECT ON THE EXERCISE OF THE RIGHT OF OWNERSHIP

Annotation: The article deals with the concept and essence of the right to use the premises, the grounds for its occurrence, the impact of the right to use the premises on the implementation of property rights. The evaluation of the existing rules of law governing the relationship between the owner and the person entitled to use.

Keywords: right, the exercise of the rights, limitation of property rights, property law, perpetual right to use the living room.

Жилые помещения обладают рядом уникальных свойств, в силу чего законодательное регулирование оборота таких объектов специфично, а нормы, регулирующие общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, кодифицированы в Жилищном кодексе Российской Федерации. Между тем, исходя из смысла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.