_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
2. Азарова Е.А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве/ Е.А. Азарова//В сборнике: Преподаватель высшей школы в XXI веке. Труды 8 международной научно-практической интернет-конференции. - 2010. - с. 230-234.
3.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание/ В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону. - 1997.
© Матвиенко К.С., Паршкова А. В. 2016
УДК 159.973
А.С. Мочалова, Т.Н.Сафонова - к.п.н., доцент.
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых» Владимирская обл., г. Муром, E-mail: [email protected]
ПОДРОСТКОВАЯ МИЗАНТРОПИЯ, ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИЯ
Аннотация
В статье исследуется понятие мизантропии, виды проявления мизантропии в современном обществе у подростков, а также методы и способы коррекции социальной болезни «мизантропия».
Ключевые слова
мизантропия, человеконенавистничество, агрессивные и пассивные виды мизантропии, коррекция
мизантропии.
В настоящее время существует большое количество физических и психических болезней. От многих из них человечество уже смогло изобрести лекарства, но также немало болезней остается неизвестными. За коррекцию и реабилитацию многих психических болезней в прошлом и в настоящее время брались учёные, аналитики, психологи и психиатры. Со временем формы и методы коррекции усовершенствовались в теории и в практике. Но тем не менее, некоторые из психических болезней остаются малоизученными, следовательно, пути решения данной проблемы не найдены. Одним из таких заболеваний можно считать мизантропию.
Обширным изучением этой проблемы занимались такие ученые, как Аристотель, Шопенгауэр, Кант, Сократ, Ницше. Большой вклад в изучение внёс немецкий философ Фридрих Ницше. Сочинения Ф. Ницше содержат множество мизантропических высказываний. Он полагал, что человек есть еще не установившееся животное. Человек является мостом, ступенью к сверхчеловеку. Сверхчеловек должен преодолеть «стадного человека», которому свойственна добродетельность, сострадательность, смиренность, раболепие [1].
Цель нашего исследования, на основе анализа литературы: раскрыть основы мизантропии, в частности подростковой, изучить её проявления, выработать способы коррекции мизантропии.
Мизантропия (гр. - ненависть) - психофизиологическое свойство личности, проявляющееся как нелюбовь, неприязнь и даже ненависть к людям. Различают общую мизантропию, как человеконенавистничество вообще, а также: мизандрию - отвращение женщины к мужчине, мизогению -отвращение мужчины к женщине, мизогамию - отвращение к браку. Мизантропия- патология организма, иногда излечимая определенными методами, иногда - нет, переходящая в устойчивую истерию, нарушение социальных ролей и сексуальные извращения. Любая форма мизантропии разрушает нормальные человеческие отношения, порождает конфликты и деформирует характер [2].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
В прозе «Зарисовки мизантропии» Евгений Нечкасов сформировал основные тезисы о мизантропии: «Человечество - общество - люди - человек - гниль. Современный человек - это падаль, это мразическое существо без цели в жизни, это шакал в своре себе подобных, это ничтожество в кучке ничтожеств и пустая оболочка из ничего. Какая цель у человека сегодня? Дальше завтрашнего дня, человек не ставит себе целей»
[3].
Автор выделил основную мысль посредством введения в прозу различных синонимов слова «ненависть». Люди в понимании мизантропа, всего лишь ограниченные существа, не способные разумно мыслить, которые руководствуются природными инстинктами. Мизантропы обычно имеют представление о людях, как о созданиях, не имеющих индивидуальность. Такие понятия, как «личность», «индивид» -полностью отрицаются людьми, страдающими мизантропией. По суждениям мизантропа, люди являются существами ведомыми, не имеющими своей личной воли и достоинства. Это те люди, которые ищут выгоду, а не выгодно знают себя.
В своей работе Евгений Нечкасов подчеркнул то, что мизантропия тесно связана с понятием «нигилизм». Отрицание всего можно близко поставить с человеконенавистничеством.
Мизантропы, как правило, люди, имеющие неблагоприятный социальный опыт, поэтому они стараются избегать контактов с обществом. Но «избегание общества» может проявляться по -разному, как пассивно, так и агрессивно. Пассивные мизантропы замыкаются в себе, стараются всячески исключить людей из своей жизни и остаться наедине с собой. А агрессивные мизантропы способны причинить моральный и физический вред человеку, таким образом выражая свою неприязнь к человечеству. Такое поведение можно счесть за защитную реакцию мизантропа.
Психологу-педагогу важно определить, на какой стадии развития болезни «мизантропия» находится человек и разработать необходимые методики и стратегии работы с таким пациентом.
«Среди, так называемого, человечества, примерно на десять тысяч волов, баранов, тигров и гадов в человеческом образе едва ли найдётся один истинный человек. Так было всегда, даже в каменном веке». Об этом повествует польский писатель Б.Прус в своей книге «Кукла» [4].
Б. Паскаль («Мысли о религии») высказывается на данную тему более лаконично: «Все люди ненавидят от природы друг друга» [5].
По мнению ученых Б.Пруса и Б.Паскаля, человеком не рождаются, а становятся, при условии, если он будет достаточно интеллектуально умён и развит, разрабатывая при этом свои духовные качества и улучшая физическую форму.
При определении специалистом степени проявления мизантропии, вырабатываются определенные методы работы с такими пациентами. Но существуют и общие способы коррекции мизантропии:
1. Тренинги и методики на тематику «Помоги ближнему, улыбнись товарищу, все люди-братья» и т.д., помогающие индивиду адаптироваться к социуму, прививающие любовь к людям, уважение к окружающим, способность несовершеннолетнего делать самостоятельные шаги навстречу обществу.
2. Психологу необходимо войти в ограниченный круг общения мизантропа и вызвать у него чувство доверия. Только доверившись специалисту, ребенок сможет раскрыться и рассказать о своих проблемах.
3. Необходимо заинтересовать индивида различными проявлениями общественной жизни, участиями в мероприятиях, конкурсах и творческих работах.
4. Педагогу, прежде всего, необходимо использовать в своей работе гуманистический подход к каждому ребенку. Важно помнить, что каждый ребенок по-своему индивидуален и каждый нуждается в особом подходе.
5. Родителям ребенка следует больше времени уделять его интересам и увлечениям, активно поддерживать их и делать все необходимое для их реализации.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что мизантропия является социальной болезнью, переходящей из одной стадии в другую. Мизантропия излечима, если специалист сможет своевременно обнаружить её и грамотно корректировать. В решении поставленной задачи ему помогут специально разработанные методики и тесты на социальное взаимодействие и толерантное отношение к людям.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
На уровне государства необходимо создавать для людей, страдающими мизантропией, определенные условия для их полноценного развития и совершенствования. Формы работы с такими молодыми людьми могут быть, как и групповые, так и индивидуальные, например, социальные проекты, направленные на сближение народов разных рас и национальностей; проведение митингов, посвященных дню добра, толерантности, альтруизму.
Список используемой литературы:
1. Психология и Психиатрия, сайт http://psihomed.com/sotsiofobiya/. (Дата обращения 19.11.2015).
2. Большая советская энциклопедия. Гл. ед. А.Н. Бакулев, Ф.Н. Петров. М., «Большая советская энциклопедия», 1961.
3. Долгов С., Мысли о религии, публикуется по изданию: Паскаль. М.: Типография И. Д. Сытина и Ко, 1892.
4. Нечкасов Е. Зарисовки мизантропии, Svarte Askе http://www.proza.ru/2012/07/06/439/, (Дата обращения 13.02.2016г.)
5. Прус Болеслав, Кукла, Москва, 1996 г.,638с., Издательство: Художественная литература.
© Мочалова А.С., Сафонова Т. Н., 2016
УДК 378.11
Н.Х.Мураталиева
к.психол.н., доцент КГУ им. И. Арабаева г. Бишкек, Кыргызстан
ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Вопросы личностного развития будущих педагогов и его готовности к профессиональной деятельности являются, в настоящее время, ключевыми в теории и практике к изучению формирования профессиональной компетенции.
Ключевые слова
Личностная ориентация, профессиональная направленность, профессиональные компетенции
Выбор и освоение профессии - основа для самоутверждения человека в обществе. Правильный выбор профессии определяет его дальнейшую судьбу, его успешность и направленность в профессиональной деятельности.
В это время происходит процесс профессионального становления и развития личности, его свойств и качеств, определяющие устойчивость и динамичность профессиональной направленности, развития ее профессиональных способностей, формируется отношение к учебной и профессиональной деятельности, определяется профессиональная позиция.
Однако, остается недостаточно освещенной, мало изученной проблема личностного развития студента, его профессионального становления как субъекта деятельности, а также изучение его профессиональной направленности.
Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии, происходит самоопределение молодого человека к профессиональному делу, труду, жизни. При этом формируется его жизненная и мировоззренческая позиция, развиваются личностно-профессиональные и индивидуальные