Научная статья на тему 'Подростки и их характеры'

Подростки и их характеры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
642
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА / ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДРОСТКОМ / TEENAGER CHARACTER / PSYCHOLOGICAL AND PSYCHIATRIC CLASSIFICATION / ACCENT PERSON / ADVICES ON COMMUNICATING WITH TEENAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Елена Владимировна

Социально-психологическая характеристика типов характера подростков и юношей. Рекомендации педагогу по общению с подростками, юношами и девушками 11-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подростки и их характеры»

ПОД РОСТКИ И ИХ ХАРАКТЕРЫ

Елена Владимировна Орлова,

заведующая кафедрой русского языка (как иностранного) Ивановской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития РФ, доцент, кандидат педагогических наук, г. Иваново

Обучение должно строиться с учётом индивидуально-психологических, возрастных, социально-культурных особенностей учащихся. Чтобы оно было эффективным, со школьниками следует выстраивать доброжелательные, доверительные отношения. Наибольшие сложности преподаватель испытывает при работе с подростками. Наша цель — описать характеры подростков в соответствии с современной психолого-психиатрической классификацией и дать рекомендации педагогу по его общению с подростками.

• характер подростка • психолого-психиатрическая классификация

• акцентуированная личность • рекомендации по общению с подростком

л

арактер — это совокупность наиболее устойчивых свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определяющих его отношение к окружающей действительности и к самому себе.

Наиболее яркие клинические описания свойств личности были сделаны психиатрами, которые сравнивали особенности здоровых людей с некоторыми качествами, развивающимися при психических заболеваниях. Немецкий психиатр Карл Леонгард (1904-1988) предложил выделять среди здоровых личностей таких индивидов, отдельные черты которых непропорционально усилены или ослаблены. Таких личностей он назвал акцентуированными. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах

более половины населения относится к акцентуированным личностям. Среди неблагоприятных биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют родовые травмы, мозговые инфекции, соматические заболевания, неблагоприятную наследственность, алкоголизм родителей. К социально-психологическим факторам следует отнести нарушение воспитания в семье, школьную и психосоциальную дезадаптацию, причиной могут быть психо-травмирующие факторы (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние и т.д.).

В отечественной психиатрии система акцентуаций характера была разработана профессором А.Е. Личко1 (1926-1996), который выделил 11 типов акцентуаций характера подростков.

1 См.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

Гипертимный тип

Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции по отношению к взрослым. В компании подростков активны, стремятся командовать ими. При хороших способностях, живом уме, умении всё «схватывать на лету» проявляют неусидчивость, отвлекаются, недисциплинированны. У них почти всегда хорошее, приподнятое настроение. Имеют много увлечений, однако эти увлечения поверхностны и быстро проходят. При физических нагрузках, требующих активности, энергии, они довольно долго сохраняют силы. Однако напряжение в сочетании с внешним бездельем тяготит их.

Аккуратность не является отличительной чертой гипертимов ни в занятиях, ни при выполнении общественной работы. Реакции, связанные с формированием сексуального влечения, проявляются довольно ярко. Половое чувство рано пробуждается и бывает сильным. Это толкает их на ранние сексуальные связи. Хотя романтические увлечения и случаются, но обычно они не отличаются продолжительностью. Быстро возникает стремление вступить с объектом влюблённости в половую связь. Если это не удаётся, то половое влечение удовлетворяется посредством случайных знакомств. В общей популяции гипертимная акцентуация встречается в 8% у подростков мужского и 3% — женского пола.

Циклоидный тип

Многократная смена периодов расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и депрессии, пониженной работоспособности, отчего представители этого типа и называются циклоидами. Фазы обычно бывают непродолжительными и длятся две-три недели. Депрессии характеризуются повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. В этот период общество начинает тяготить их, компаний сверстников они избегают, становятся вялыми домоседами. Депрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъёма, когда циклоид превращается в гипертима, стремится к компании, заводит знакомства, претендует на лидер-

ство и легко навёрстывает упущенное в занятиях. Циклоидную акцентуацию удаётся выявить у 2—5% подростков.

Лабильный тип

Главная черта этого типа — крайняя изменчивость и непредсказуемость настроения и поведения. Поводом для неожиданного изменения настроения может быть обронённое слово, неприветливый взгляд. Соответственно настроению и представление о будущем: то расцветает радужными красками, то представляется серым и унылым. Одни и те же люди то кажутся милыми, интересными и привлекательными, то надоевшими, скучными и безобразными. Маломотивированная смена настроений иногда создаёт впечатление о легкомыслии лабильных, но это не так. Представители лабильного типа способны на глубину чувств, искреннюю привязанность. А приятная беседа, интересная новость, мимолётный комплимент могут поднять у них настроение, отвлечь от действительных неприятностей.

Их самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они «люди настроения» и что от настроения у них зависит всё. Отдавая себе отчёт в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как к ним относятся окружающие, они обнаруживают хорошую интуицию — при первом контакте чувствуют, кто к ним расположен, кто безразличен, кто испытывает недоброжелательность или неприязнь. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

Этот тип акцентуации часто сочетается с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим реакциям.

Лабильная акцентуация может служить почвой для острых аффективных реакций. В об щей популяции подростков лабильный тип акцентуации характера встречается в 8% у подростков мужского и в 12% у подростков женского пола.

Астено-невротический тип

Характеризуется мнительностью, капризностью, повышенной утомляемостью (особенно в учебных занятиях), склонностью к ипохондрии. Представители данного типа внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, подвергаются осмотрам. В мыслях о будущем центральное место у них занимает забота о собственном здоровье. К сверстникам тянутся, скучают без компании, однако быстро от общения устают, после чего ищут одиночества. В здоровой популяции этот тип установлен в 2%. Его выявлению способствуют хронические соматические заболевания — среди подростков, больных активным туберкулёзом лёгких, ас-тено-невротическая акцентуация выявляется в 11-13%, хронической неспецифической пневмонией — до 25%.

Сенситивный тип

Чрезвычайная чувствительность и впечатлительность сочетаются у представителей этого типа с высокими требованиями к себе и окружающим. Не любят больших компаний, подвижных игр. Чувствуют робость и застенчивость среди незнакомых людей, создавая впечатление замкнутости. Открыты и общительны только с хорошо знакомыми людьми. Отличаются послушностью, обнаруживают большую привязанность к родителям. Учатся обычно старательно, хотя пугаются всякого рода контрольных и экзаменов.

Сенситивные подростки видят у себя много недостатков, особенно морально-этических и волевых. Источником угрызения у подрост-

ков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Из-за этого возникает самообвинение в «гнусностях» и в «распутстве», неспособности удержаться от пагубной привычки, из-за которой, по их мнению, развились слабоволие и застенчивость. Робость и застенчивость усиливаются, когда возникает первая любовь. Отвергнутое чувство повергает в отчаяние и крайне обостряет ощущение собственной неполноценности. Самобичевание и самоукоры доводят иногда до суицидных мыслей. Чувство собственной неполноценности вызывает гиперкомпенсацию, превращающуюся в самоутверждение в области, где сенситив чувствует свою неполноценность. Так, девочки стремятся демонстрировать свою весёлость. Робкие и стеснительные мальчики — развязность, нарочитую заносчивость, пытаются проявить энергию и волю. Однако в ситуации, требующей смелости и решительности, они обычно пасуют.

Слабое место сенситивного типа — отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

В общей популяции обнаружено 4% подростков мужского пола сенситивного типа. Выявлению латентной сенситивной акцентуации способствуют ситуации, когда подросток оказывается объектом неблагожелательно-подозрительного отношения окружающих, в особенности сверстников. Это может случиться, например, в связи с наличием у него заболевания, которое слывёт заразным и многих побуждает сторониться.

Психастенический тип

Ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям и рассуждениям, к «мудрствованию» и самоанализу. У психастеников-подростков

наблюдаются такие черты, как нерешительность, тревожность, мнительность, навязчивые страхи и опасения. Опасения чаще всего адресуются к возможному будущему: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непредвиденного. Своеобразной защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Например, одна и та же одежда на экзаменах. Нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи, у мальчиков чаще к матери. Психастенические подростки отличаются склонностью к самоанализу и самокопанию.

Сексуальное развитие у подростков этого типа опережает физическое развитие, поэтому нередко у них можно наблюдать интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаружиться также склонность к транзитор-ному подростковому гомосексуализму.

Спорт даётся психастеникам с трудом. Особенно слабы у них руки, при этом более сильны ноги. Поэтому привлечение к спорту лучше начать с бега, прыжков, лыж.

Психастеническая психопатия — чаще всего конституциональная аномалия характера. Психопатическое развитие возможно и на основе акцентуации того же типа при неправильном воспитании (условия повышенной моральной ответственности, доминирующая гиперпротекция).

Шизоидный тип

Существенная черта — замкнутость, отгороженность, неспособность или нежелание устанавливать контакты с людьми. Проявляется сочетание противоречивых черт личности, таких как холодность и утончённость чувств, упрямство и податливость, настороженность и легковерие, апатичная бездеятельность и напористая целеустремлённость, необщительность и неожиданная назойливость, застенчивость и бестактность. У подростков этого типа замкнутость и отгороженность бросаются в глаза. Они живут в мире своих иллюзий и увлечений, с пренебрежением относятся ко всему, что наполняет жизнь других. Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних взоров.

С наступлением полового созревания перечисленные качества усиливаются. Реакции, связанные с сексуальным влечением, они прячут за нарочитым презрением к половой жизни. На самом деле эти реакции сочетаются с упорным онанизмом и богатыми эротическими фантазиями. Когда предоставляется возможность, вступают в случайные половые связи.

Шизоиды сами страдают от неспособности к общению, сопереживанию, пытаются найти друга по душе. Большинство шизоидных подростков любят читать, книги «проглатывают». Выбор для чтения может быть строго избирательным — определённый жанр литературы, определённая эпоха истории, определённое течение в философии. Коллективным спортивным играм предпочитают индивидуальные виды спорта, такие как гимнастика, плавание, шахматы. Некоторым хорошо даются тонкие ручные навыки: прикладное искусство, игра на музыкальных инструментах. Всё это также может составить предмет их увлечений.

В общей популяции подростков мужского пола шизоидная акцентуация установлена в 9%. Шизоидный тип психопатий у подростков мужского пола составляет 19% и является самым частым после эпилептоидного.

Эпилептоидный тип

Основные черты эпилептоида — склонность к аффектам, малоподвижность, тяжеловесность, инертность. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличаются злобно-тоскливой окраской настроения, поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Аффекты сильны и продолжительны. В большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии развёртывается в период полового созревания (12—19 лет). Спонтанность дисфории сопровождается апатией, бездельем,

угрюмо-хмурым видом. Такие состояния развиваются постепенно и затем ослабевают. Следствием дисфории могут быть эмоциональные вспышки, которые возникают по самому незначительному поводу. В аффектах эпилептоидов часто наблюдается безудержная ярость (нецензурная брань, жестокие побои, безразличие к слабым и беспомощным).

Они рано обнаруживают садистские склонности, такие дети любят мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем и всё, но всегда выгодно для себя. Можно видеть также недетскую бережливость одежды, игрушек, всего «своего». Любые попытки покуситься на их детскую собственность вызывают крайне злобную реакцию. Они отличаются повышенной аккуратностью, пишут очень чисто, нередко «бисерным» почерком.

Эпилептоиды испытывают сильные сексуальные влечения. Но любовь у них почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен (действительных или мнимых) они никогда не прощают. Невинный флирт воспринимается ими как тяжёлое предательство. Их половое влечение сопряжено с садистскими, а иногда и с мазохистическими стремлениями. В закрытых коллективах с однополым составом подростки этого типа нередко вступают на путь половых извращений.

В группах сверстников стремятся навязать свою власть, охотно выискивают в компании младших по возрасту, слабых, безвольных, неспособных дать отпор. В таких группах эпилептоиды-подростки устанавливают свои порядки, выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, их «авторитет» зиждется на страхе.

Есть особый вариант эпилептоидности у подростков, отличающийся работоспособно-

стью, аккуратностью, педантизмом. Эти черты характера можно считать компенсаторными. Такие подростки способны на «двойную жизнь». Будучи подчёркнуто «правильными» в одной ситуации, они обнаруживают крайнее себялюбие, злобность, агрессивность, моральную и физическую жестокость в другой.

Внешность эпилептоидов-подростков — чаще всего приземистая сильная фигура, массивный торс при коротких конечностях, круглая, чуть вдавленная в плечи голова, большая нижняя челюсть, крупные гениталии у мальчиков.

Эпилептоидный тип характера — один из самых неблагоприятных для социальной адаптации. Хотя в общей популяции эпи-лептоидный тип определён у 11% подростков мужского пола, среди акцентуаций характера с нарушениями поведения, потребовавшими госпитализации в психиатрическую больницу, эпилептоидный тип составил 26%, а среди психопатий — 38%. На эпилептоидный тип падает также наибольшее число психопатий тяжёлой степени.

Истероидный тип

Главные черты истероида — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления и сочувствия. Среди поведенческих проявлений на одно из первых мест следует поставить суицидальный шантаж. Первые псевдосуицидальные демонстрации приходятся на возраст 15-16 лет. Формы такого шантажа разнообразны: порезы вен, отравление лекарствами. Употребление наркотиков (мнимое или эпизодическое) также может быть способом обратить на себя внимание.

Делинквентное поведение проявляется в прогулах, нежелании учиться и работать, побегах из дома, так как «серая жизнь» их не устраивает. В компании сверстников обнаруживают претензии на лидерство.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряжением. В сексуальном поведении много театральности. Подростки мужского пола предпочитают таить свои сексуальные переживания. Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные связи, придумывать несуществующие, способны на самооговоры, могут изображать распутниц, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника.

У истериодов можно наблюдать интеллектуальные хобби: иностранные языки, философия. Однако всё это носит поверхностный характер и направлено к тому, чтобы произвести впечатление. В подростковой популяции истероид-ная акцентуация установлена у 2—3% подростков мужского пола и несколько чаще у подростков женского пола.

Диагностировать истероидный тип у подростков важно с осторожностью. Истероидные черты могут быть поверхностным наслоением на характерологическую основу другого типа: лабильного или гипертимного. Отсутствие выраженного эгоцентризма позволяет отличить таких подростков от истероидов.

Неустойчивый тип

Подростки этого типа обнаруживают повышенную тягу к развлечениям, к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные интересы. Они никогда не питают истинной любви к родителям, относясь с равнодушием и безразличием к их бедам и заботам. Родные для них — лишь источник средств для наслаждений. Неспособные сами занять себя, они плохо переносят одиночество и тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Девиации поведения могут выражаться в угоне автомашин и мотоциклов с целью покататься. К спорту испытывают отвращение.

Сексуальные увлечения не отличаются силой, но пребывание в асоциальных группах ведёт к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с развратом и извращениями. Романтическая влюблённость проходит мимо, на искреннюю любовь они не способны.

К своему будущему неустойчивые подростки равнодушны, не строят планов, не мечтают о какой-нибудь профессии, целиком живут настоящим, желая получить максимум развлечений и удовольствия. Слабоволие — одна из основных черт. Обстановка сурового и жёстко регламентированного режима сдерживает их. Безнадзорность, попустительство открывают им простор для праздности и безделья.

Неустойчивый тип психопатий и акцентуаций — один из частых среди подростков мужского пола, попадающих под наблюдение психиатра (11% среди госпитализированных подростков без психоза). У взрослых этот тип психопатии диагностируется намного реже. Лишь менее 1% среди прошедших судебно-психиатрическую экспертизу было оценено как неустойчивые. Значительная часть неустойчивых подростков, став взрослыми, пополняют ряды алкоголиков. Диагноз «хронический алкоголизм» заслоняет их психопатическое прошлое — психопатию или акцентуацию неустойчивого типа.

Конформный тип

Главная черта характера этого типа — чрезмерная конформность к привычному окружению. Конформисты подчиняются любым авторитетам, большинству. Трудно осваиваются в новой обстановке. Не инициативны. Отсутствует у них и стремление к лидерству. Увлечения конформистов целиком определяются средой и модой времени. Лишённые собственной инициативы, конформные подростки могут участвовать в правонарушениях, убежать из дома. Слабость конформистов — в чрезмерной податливости влиянию среды и привязанность ко всему привычному. Самооценка характера конформного подростка может быть неплохой: многие из них любят приписывать себе гипертимные черты, которые привлекательны в подростковой среде.

Социально-психологическая характеристика типов характера подростков и юношей (по А.Е Личко)

Тип акцентуации Особенности подросткового периода Сексуальное развитие Нарушение поведения

1. Гипертимный Приподнятое настроение, потребность в активной деятельности, недисциплинированность, легкомыслие Ранее и сильное развитие, ранние сексуальные связи Импульсивность, тяга к риску, тяга к антисоциальной среде, склонность к употреблению спиртного

2. Циклоидныш Циклические изменения эмоционального фона, периоды пониженного настроения сменяются фазами подъёма Уровень сексуальной активности колеблется в зависимости от общего психического состояния В периоды подъёма — склонность к алкоголю, в периоды спада — мысли о самоубийстве

3. Лабильный Богатство. Яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживаниями Отсутствие эмоциональной поддержки может привести к острым аффективным реакциям

4. Шизоидный Склонность к одиночеству, неумение сопереживать, неожиданная откровенность перед чужими людьми Внешняя асексуальность сочетается с богатыми эротическими фантазиями Реакция ухода в свой внутренний мир, неожиданность и своеобразие поступков

5. Астено-невроти-ческий Капризность, пугливость, повышенная утомляемость, мнительность, тревожность, раздражительность Сексуальная активность ограничивается короткими, быстро истощающимися вспышками Неприязнь и слабо мотивированные вспышки по отношению к старшим

6. Сенситивный Робость и застенчивость, избегание шумных компаний, впечатлительность, повышенное чувство долга Чувство неполноценности, отвергаемая привязанность вызывает уныние Наигранная развязность, грубость окружающих вызывает вспышки агрессии

7. Психастенический Моторная неловкость, нерешительность, склонность к самоанализу, неуверенность в принятии решения Реализация влечения затруднена опасениями и страхом перед возможными последствиями и неудачами Подчёркнутая исполнительность, дисциплинирован-ность

8. Эпилептоидный Аффективная взрывчатость, педантизм, повышенное чувство аккуратности, бережливость Сильное влечение к объекту привязанности, ревнивость Внешняя адаптация сопряжена с тяжёлыми конфликтами

9. Истероидный Потребность привлечь к себе внимание, эгоцентиризм, претензия на роль лидера, яркость и выразительность эмоций В сексуальном поведении много театральности, склонность к придумыванию несуществующих связей Нежелание учиться и работать, прогулы, нет стремления быть взрослой личностью

10. Неустойчивоть Безволие в достижении цели, непоседливость и непослушание, тяга к праздности, лёгкая подчиняемость Влечение не отличается силой, ранний сексуальный опыт Тяга к антисоциальной среде, наркотикам, к групповым формам правонарушений

11. Конформный Подчинение мнению окружающих, зависимость, банальность суждений Реализация влечения в значительной степени определяется средой Податливость в сочетании с некритичностью к действиям окружающих может привести к вовлечению в преступную группу

Слабое место подростка конформного типа — чрезмерная податливость влиянию окружения и чрезмерная привязанность ко всему привычному. Ломка жизненного уклада, лишение обычного для них общества могут послужить причиной реактивных состояний, а дурное влияние окружающей среды толкнуть на путь интенсивной алкоголизации или употребления других дурманящих средств. Длительное неблагоприятное воздействие среды в подростковом возрасте может послужить причиной психопатического развития по неустойчивому и даже эпилептоидному типу.

Явно выраженная конформная акцентуация среди школьников в возрасте 14—15 лет встречается в 10%. Однако в 16—17 лет во всех обследованных контингентах (от ПТУ до математической школы) этот тип акцентуации выявляется значительно реже. В общей популяции 16—17 лет их около 3%.

Довольно распространены и весьма разнообразны смешанные типы. Они представляют почти половину случаев явных акцентуаций характера и более половины психопатии.

• Разговаривать с молодым человеком следует, как со взрослым.

• Принимать молодого человека таким, каков он есть.

• Педагогу важно быть предельно приветливым и доброжелательным, он должен источать спокойствие и уверенность.

• Педагог спокойно и с пониманием реагирует на некоторые отклонения в поведении молодо го человека.

• Педагог крайне осторожен, чтобы не обидеть и не задеть за живое чувствительного подростка.

• Разговаривая с молодым человеком, педагог должен дать ему понять, что он относится к не му, как к личности, с уважением и пониманием

• Необходимо установить хороший эмоци ональный контакт с молодым человеком.

• Важно установить доверительные отношения с молодым человеком.

• Никогда не критиковать молодого человека в присутствии других людей, лучше разрешать возникшие проблемы «с глазу на глаз».

• Педагог должен демонстрировать здо ровый образ жизни и вести пропаганду спорта.

• При проявлениях девиантного и де-линкветного поведения и наличия здорового коллектива педагог может действовать посредством коллектива, определив заранее место в нём молодого человека.

• Педагогу важно уметь улыбаться.

• При общении с молодыми людьми необходимо демонстрировать приёмы ак тивного и эмпатического слушания («угу», «да, я вас понимаю»).

• Нужно использовать к молодому человеку Вы-форму обращения, если учитель стал работать с ним лишь в старших классах.

• Педагог должен исключить прямые императивные высказывания, смягчая речь словом «пожалуйста», доброжелательным тоном и взглядом.

• Педагогу важно использовать непрямые команды, которые подростки начинают понимать в 11 — 12 лет. Например, вместо «Откройте форточку» уместнее сказать: «Не могли бы Вы открыть форточку?»

• Педагог должен говорить негромко, не повышать голоса.

• Важно быть очень осмотрительным

и сдержанным в жестах, мимике, интонации.

Рекомендации педагогу по общению с подростками, юношами и девушками 11-17 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Педагог должен уметь устанавливать парт нёрские взаимоотношения с родителями, учитывая их образовательный и культурный уровень, а также семейный уклад и социальные факторы.

• Не следует демонстрировать равенство в отношениях.

• Педагог должен определить тип акцентуации характера, к которому принадлежит молодой человек, чтобы лучше понимать его

и найти к нему «ключик».

• Общаясь с гипертимным молодым человеком, нельзя позволять ему фамильярничать, важно показать наличие дистанции; следует руководить беседой с таким подростком путём направляющих вопросов:

«И что же дальше?» «Что Вы хотите этим сказать?».

• Гипертимный подросток скорее располагается к педагогу, если чувствует в нём независимую, самостоятельную личность.

• Адаптация такого подростка лучше проходит в среде, где открываются возможности для реализации его кипучей энергии, инициативы, широких контактов, удовлетворения разнообразных увлечений.

• Для такого подростка полезно общество несколько старшей по возрасту молодёжи, в которой он готов уступить лидерство, избавляясь от мелочной опеки взрослых.

• Общаясь с молодым человеком циклоидного типа, педагог должен уметь определять цикл, в котором тот находится (энергии или депрессии), действовать в зависимости от цикла. В период подъёма следует общаться с ним, как с гипертимным подростком.

• В период спада циклоидные подростки особенно нуждаются в психотерапии. Им надо объяснить особенность их натуры, вселить уверенность, что за спадом неминуемо последует подъём, когда многое удастся ис-

править и наверстать. Оставаясь внешне почти безучастным к словам ободрения, циклоидные подростки жадно впитывают услышанное.

• Педагог должен уметь говорить комплименты молодым людям, хвалить их, чтобы поддерживать хорошее настроение у подростков циклоидного типа, чтобы повысить самооценку у подростков сенситивного, психастенического и шизоидного типов и т.п.

• Общаясь с молодым человеком сенситивного или истероидного типа, педагог должен уметь говорить на морально-этические темы, обсуждать с ними проблему суицида.

• Установить контакт с подростком сенситивного типа помогут многократные продолжительные беседы, детальный перебор всех фактов и ситуаций, опровергающих как убеждённость в его неполноценности, так и мнительную тревожность в неблагоприятном отношении к нему окружающих.

• При общении с сенситивными подростками следует создавать ситуации, стимулирующие чувство ответственности за себя и других, убеждающие в том, что сенситивный подросток нужен другим.

• При общении с психастеническими

подростками, отличающимися развитым интеллектом, не представляет трудностей организовать рационально-психологические беседы.

• Следует направлять склонность психастенических подростков к самоанализу

и самокопанию из процедуры бесплодных размышлений, «словесной жвачки» к реальной корректировке его поведения.

• У психастеника нужно пробуждать живое восприятие окружающего, умение схватить и запомнить мельком увиденное, поощрять живое фантазирование.

• Общаясь с молодыми людьми истероидного типа, помнить о том, что они хотят быть

в центре внимания любой ценой.

• Истероид не должен получать того, чего он добивается своим демонстративным поведением. Демонстративное поведение истероида должно встречать спокойное отрицательное, осуждающее отношение, но без сцен, скандалов, публичных разбирательств.

• Уметь сбивать манипуляции истероидных

и эпилептоидных личностей неожиданной шуткой, демонстрацией непонимания («Извините, не могли бы Вы повторить то, что сказали...», «К сожалению, я плохо себя чувствую и не понимаю, что Вы хотите сказать...» и т.п.).

• Общаясь с молодыми людьми эпилептоид-ного типа, педагог должен уметь сдерживать его агрессию, проявления жестокости, апеллировать к его лучшим качествам.

• Беседы врача с подростком эпилептоидного типа должны быть обстоятельными и неторопливыми. Совместному обсуждению сначала следует подвергнуть положительные качества эпилептоида — любовь к порядку, аккуратность, обстоятельность, осмотрительность, трезвость расчётов, заботу о здоровье, часто имеющиеся способности к ручному мастерству. После этого в мягкой и деликатной форме можно подойти к обсуждению отрицательных свойств эпилептоидной личности.

• При установлении доброжелательного контакта с педагогом подростки-эпилептоиды признают свою взрывчатость, гневливость, несдержанность в аффекте, склонность к мрачно-раздражённому настроению. Показав на примерах, какой ущерб им самим могут нанести эти черты характера, можно посоветовать им приучать себя уходить от раздражающих ситуаций, в возбуждённом состоянии искать уединения, отдушины в любимом привычном занятии.

• С подростками лабильного типа следует установить искренние, благожелательные отноше-

ния. Когда устанавливается хороший контакт, лабильные подростки жаждут его надолго сохранить, по своей инициативе они ищут поддержки у педагога в трудные минуты и даже сопереживания в радости и счастье. Постепенно их следует приучать в неприятные минуты самим искать светлые стороны жизни.

• При общении с подростком шизоидного типа следует проявлять инициативу, чтобы установить с ним контакт. Лучший предмет для начала — трудность контактов вообще и судьба людей, которым контакты особенно трудны.

• Признаком преодоления психологического барьера, перехода от формального контакта к неформальному служит момент, когда шизоидный подросток начинает говорить сам, притом иногда на тему далёкую и неожиданную. Прерывать его не следует: чем дальше, тем раскрытие может быть более полным.

• Если подросток-шизоид замолкает («не о чем говорить»), бывает полезным повернуть беседу на неожиданную тему.

• Всегда помнить, что шизоид плохо считывает невербальную информацию: позы, жесты, мимику, тон.

• Не следует ожидать от шизоида развитой интуиции, ярких эмоций, благодарности.

• При общении с подростками неустойчивого типа необходимо твёрдое, даже властное руководство. Сила

и власть — главное, перед чем пасует неустойчивый подросток.

• Педагог должен требовать соблюдения школьного режима, не заниматься попустительством, особенно если подросток относится к неустойчивому типу. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.