Научная статья на тему 'Подпись как компонент электронного научно-популярного текста'

Подпись как компонент электронного научно-популярного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
249
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POPULAR SCIENTIFIC TEXT / CAPTION / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ / ПОДПИСЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Христофорова Н.И.

В электронных научно-популярных текстах существует тенденция к увеличению объёма визуальной информации, одновременно повышается её важность, привлекательность для читателя. Заметим, что хорошая иллюстрация без подписи картинка, пусть даже и очень красивая. Иллюстрация с подписью документальное свидетельство. Подпись даёт возможность объяснить, что изображено на иллюстрации, почему изображено именно это, даёт дополнительную информацию, наводит на размышления, позволяет сделать вывод, способствует прочтению текста. Иллюстрация с хорошей развёрнутой подписью может быть целостным сообщением, знакомящим читателя с героями статьи, приближающим, делающим тему статьи ближе и понятнее читателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPTION AS A COMPONENT OF ELECTRONIC POPULAR SCIENTIFIC TEXT

In electronic popular science texts, there is a tendency to increase the volume of visual information, while increasing its importance, attractiveness to the reader. A good illustration without a caption is a picture, even if it is very beautiful. Illustration with a caption is documentary evidence. The caption makes it possible to explain what is depicted in the illustration, why it is depicted, gives additional information, leads to reflection, allows to draw a conclusion, contributes to the reading of the text. An illustration with a good detailed caption can be a complete message that introduces the reader to the heroes of the article, approximates, makes the topic of the article closer and clearer to the reader.

Текст научной работы на тему «Подпись как компонент электронного научно-популярного текста»

УДК 81

Khristoforova N.I., senior lecturer, Faculty of Foreign Languages Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia),

E-mail: n_khristoforova@mail.ru

CAPTION AS A COMPONENT OF ELECTRONIC POPULAR SCIENTIFIC TEXT. In electronic popular science texts, there is a tendency to increase the volume of visual information, while increasing its importance, attractiveness to the reader. A good illustration without a caption is a picture, even if it is very beautiful. Illustration with a caption is documentary evidence. The caption makes it possible to explain what is depicted in the illustration, why it is depicted, gives additional information, leads to reflection, allows to draw a conclusion, contributes to the reading of the text. An illustration with a good detailed caption can be a complete message that introduces the reader to the heroes of the article, approximates, makes the topic of the article closer and clearer to the reader.

Key words: popular scientific text, caption.

Н.И. Христофорова, канд. филол. наук, доц. каф. И-11 «Иностранные языки», факультет иностранных языков, Московский авиационный

институт (Национальный исследовательский университет), E-mail: n_khristoforova@mail.ru

ПОДПИСЬ КАК КОМПОНЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА

В электронных научно-популярных текстах существует тенденция к увеличению объёма визуальной информации, одновременно повышается её важность, привлекательность для читателя. Заметим, что хорошая иллюстрация без подписи - картинка, пусть даже и очень красивая. Иллюстрация с подписью - документальное свидетельство. Подпись даёт возможность объяснить, что изображено на иллюстрации, почему изображено именно это, даёт дополнительную информацию, наводит на размышления, позволяет сделать вывод, способствует прочтению текста. Иллюстрация с хорошей развёрнутой подписью может быть целостным сообщением, знакомящим читателя с героями статьи, приближающим, делающим тему статьи ближе и понятнее читателю.

Ключевые слова: научно-популярный текст, подпись.

Научно-популярные тексты всегда динамичны и современны, они воспринимаются участниками коммуникации в контексте событий, происходящих одновременно с описываемыми в тексте. Тексты этой группы являются «сплавом» всего спектра функциональных стилей языка, в них функция сообщения реализуется в том же объёме, как и функция воздействия. Именно поэтому научно-популярные тексты интересны с позиций рассмотрения способов их организации.

Наличие в научно-популярных текстах невербальной информации позволяет объективировать содержание текста, сформировать наглядные представления о предмете повествования. Часто невербальный материал не просто иллюстрирует текст, но и несёт информацию, дополняет, разъясняет вербальный материал, является смысловым ориентиром при работе над текстом. Иллюстративный материал - важная составляющая научно-популярного текста.

Невербальные средства представления информации придают тексту наглядность, информационную и эстетическую значимость, привлекают внимание читателей и способствуют лучшему и скорейшему усвоению передаваемой им информации. Изображая сложные объекты (химический процесс, строение клетки и т. д.), сами невербальные средства отличаются лаконизмом и схематичностью и одновременно служат средством создания сюжета, что и позволяет им функционировать в качестве средств наглядности. Невербальная информация привлекает внимание читателя и участвует в организации визуального восприятия текста. Являясь сильным зрительным возбудителем, изображение притягивает к себе внимание адресата, вызывает в нём готовность ознакомиться с содержанием текста. Визуально воспринимаемая информация вызывает у читателя большее доверие, чем текст, не содержащий такой информации.

В ходе популяризации научной информации важным становится уменьшение плотности информативности, чему способствует такой приём, как введение избыточной информации. Для этого задействуются такие компоненты научно-популярного текста, как фотографии, рисунки и таблицы с подписями и/или небольшими комментариями к ним, то есть модель «иллюстрация и подпись». Передавая разнообразную информацию в виде ярких образов, фотографии, рисунки и таблицы в сочетании с подписями позволяют ускорить и облегчить процесс формирования нового понятия, дополняя и разъясняя информацию в тексте. Опора на образное мышление помогает читателю ускорять процессы восприятия и понимания сложной информации, поиска и нахождения закономерностей.

Создание наглядности направлено на конкретизацию научных и технических понятий, законов и теорий, что облегчает понимание внутренней сущности описываемого явления в процессе его развития и относительно других явлений. Наглядность стимулирует все психические процессы, начиная с восприятия и кончая сложными процессами анализа и синтеза, индукции и дедукции, что позволяет автору научно-популярного текста формировать у читателя более сложные понятия на основе ассоциативных связей. Создание наглядности способствует более ёмкому представлению научной или технической информации.

Отметим, что иллюстрация научно-популярного текста - это изображение, являющееся к нему пояснением или дополнением. Иллюстрация данного типа текста несёт информацию, связанную с текстом; она отражает явления действительности в форме документальных зрительно воспринимаемых образов. Здесь иллюстрации носят предметный характер и дают объективно точное изображение. Иллюстрация - «отторгнутое восприятие, причём восприятие не только актуальное, но и потенциальное» [1]: то, что человек мог бы увидеть при определённых условиях (например, фотографии, представляющие собой покадровое отображение какого-либо процесса), что очень важно при передаче сложной и важной научно-технической информации.

Важным элементом текста является сочетание «иллюстрация и подпись». Так, в тексте о так называемых «пульсирующих» озёрах Австралии [2] приводится сначала цветная интерактивная иллюстрация с возможностью увеличения. На данной иллюстрации при нажатии можно увидеть состояние озёр (озёра надписаны) на 27.1.2017, 15.2.2018, 2.2.2019 с подписью: Menindee-Seen in New South Wales (Australien). Далее приводится карта части Австралии (с возможностью увеличения), на которой располагаются эти озёра, с надписью: Am Ufer der Verschwinde-Seen. Ниже приводится небольшая фотография, при нажатии на которую эта фотография открывается на другой странице, там формат её увеличен, к ней добавлена подпись, содержащая:

1) название статьи (Warum in Australien Seen abtauchen);

2) краткое введение в тему (Die Menindee-Seen im australischen New South Wales verschwinden von Zeit zu Zeit) и пояснение «это уникальное природное явление можно наблюдать в настоящий момент» (Derzeit ist das Phänomen wieder zu beobachten).

Именно благодаря использованию подписей к изображениям «умозрительные и пространственные словесные описания» [3], которые не являются информативными для неспециалиста (как иностранный письменный текст для человека, не владеющего этим иностранным языком, или письменный текст для неграмотного человека), становятся доступными для восприятия, ведь в этом случае сочетаются иллюстрация, отражающая фрагмент внешней действительности, и вербальное пояснение к ней, что важно для правильной передачи сложной информации и её правильного восприятия.

Очевидно, что иллюстрации могут иметь в тексте самостоятельный смысл, определяемый такими их качествами, как художественность, информативность и экспрессивность, но авторы научно-популярных текстов редко используют эту способность - подписи к иллюстрациям являются дополнительной возможностью разъяснения, исключения множественной интерпретации изображения, выделения сути повествования путём словесного описания и краткого повторения - «выжимки». При этом текст подписи может находиться в разных местах по отношению к иллюстрации: под ней, над ней, сбоку, на обратной стороне или даже на другой странице текста. Так, например, в электронные научно-популярные тексты включаются фотографии журналистов-авторов этих текстов c указанием имени и фамилии, а также с возможностью перехода по ссылке на их фотографию большего размера в сопровождении подписи, содержащей биографические моменты, информацию об образовании, этапах карьеры. Кроме того, приводятся адрес электронной почты и ссылка на другие материалы этого автора, например [4]:

Christoph Seidler

Jahrgang 1979, geboren in Halle (Saale). Volontariat bei SPIEGEL ONLINE. Studium der Internationalen Beziehungen in Dresden, Lausanne, Berlin und Oslo. Arbeit u.a. beim MDR-Hörfunk und den Vereinten Nationen. Autor der Sachbücher „Arktisches Monopoly - Der Kampf um die Rohstoffe der Polarregion" (2009) und „Deutschlands verborgene Rohstoffe: Kupfer, Gold und Seltene Erden" (2012) sowie des Wissenschaftskrimis „Kalte Saat" (2016). Seit März 2008 Wissenschaftsredakteur im Hauptstadtbüro von SPIEGEL ONLINE, seit Oktober 2018 Reporter.

• E-Mail: Christoph.Seidler@spiegel.de

• Twitter:

Mehr Artikel von Christoph Seidler

Читатель поймёт, насколько хорошо разбирается в материале автор статьи, ведь он - автор научно-популярных книг и занимает пост научного редактора, а также установит с ним «визуальный» контакт, следовательно, отнесётся с вни-

манием и доверием к информации, приведённой в тексте, и, возможно, захочет прочитать другие материалы этого автора.

Подпись под иллюстрацией помогает понять её предназначение в конкретном тексте. Иллюстрации способствуют оживлению текста, конкретизируют его, делают более понятным и мотивированным, приближают его к читателю. Одновременное использование вербальной составляющей и иллюстраций делает текст более информативным и ценным - содержание иллюстраций актуализируется и усиливается соответствующим словесным текстом, приобретая вместе с ним экспрессивность и жанровую окраску.

Иллюстрация без поясняющего текста часто теряет смысл для большинства читателей (например, фотографии, понятные только специалистам). С другой стороны, иллюстрации могут оказать существенное, а в некоторых случаях решающее, влияние на понимание текста. Один и тот же текст, включающий разные иллюстрации, допускает различное прочтение и, как следствие этого, различное понимание, так как его содержание структурируется сознанием читателя вокруг сюжетов и изображений, которые включены в текст «Последние выводят на поверхность текста часть его содержания, поддающегося конкретизации и зрительному представлению, и усиливают мотивацию и экспрессию связанных с передачей этого содержания вербальных средств» [3]. Текст без иллюстраций предоставляет читателю больше возможностей для осуществления всевозможных мыслительных операций над его содержанием, так как внимание человека обычно сосредотачивается на тех участках текста, смысл которых наиболее близок и понятен ему в зависимости от его способностей, интересов, эрудиции, возраста, пола, национальности, психического состояния в момент чтения и т. д. Такая свободная интерпретация текста читателем нежелательна для научно-популярного текста, так как при этом велика вероятность интерпретации, обратной той, которая намечена автором, поэтому иллюстрации с подписями являются важным элементом научно-популярного текста.

C помощью таких приёмов как выбор расположения объекта на иллюстрации, цветовое оформление, распределение света и тени, текстура, выбор направления движения объекта, его размеров, расположения в пространстве, изображения в движении [5], а также подписи автор текста влияет на установление у читателя ассоциативных связей и управляет последовательностью восприятия информационного сообщения, а, следовательно, способствует его пониманию при учёте наличия у читателя определённых понятий (концептов) в виде зафиксированного в памяти опыта. Эти концепты необходимы для обобщения информации, поступающей визуально. Такими концептами выступают, например, знания, связанные с географическими объектами, знания о строении клетки, с горизонтально-вертикальной ориентацией, с культурными традициями коммуникантов (ср. предпочтение европейцами направление взгляда слева направо -Schreib - Lese - Richtung) и др.

Особый приём построения научно-популярных электронных текстов -включение нескольких иллюстраций, обладающих возможностью увеличения, рассмотрения каждой по отдельности и прочтения соответствующей подписи Таким образом читатель получает наиболее полное представление о предмете рассмотрения. Так, в тексте, рассказывающем о странном явлении, айсбергах зелёного цвета [6], в начале текста приводится большая фотография такого айсберга с надписью: Immer wieder haben Schiffsbesatzungen in der Antarktis von grünen Eisbergen berichtet. Neue Forschungsergebnisse zeigen: Das war wohl kein Seemannsgarn. (Экипажи многократно сообщали об айсбергах необычного цвета. Исследователи подтвердили реальность происходящего). В середине текста приводится подборка из 3 фотографий небольшого размера с единой подписью: Grüne Eisberge: Zauberhafter Schimmer (Загадочный блеск зелёных айсбергов). При нажатии каждая фотография открывается в увеличенном виде на отдельной странице в сопровождении подробной подписи-комментария, например: Dieser Eisberg wurde im Februar 1985 im Weddell-Meer vor der antarktischen Küste beobachtet. Der neuen Theorie zufolge entstehen die grün scheinenden Bereiche ursprünglich an der Unterseite des Eises - und sind nur zu sehen, wenn ein Eisberg beim Tauen umkippt. Завершается текст фотографией одного из помещений законсервированной антарктической исследовательской станции с подписью: Verlassene Antarktisstation: Besuch in der Festung der Einsamkeit. Можно сделать вывод: исследования завершены, выводы сделаны, станция закрывается, предположительно до следующих исследований.

Сочетание «иллюстрация и подпись» является оптимальным, ёмким и эффективным способом передачи информации научно-популярного текста. Подпись выполняет ряд важных функций:

1) Информативная функция. Изображение в сочетании с подписью способно информировать об объекте текста. Для подписи к иллюстрациям научно-популярного текста характерна чёткость и понятность. Так текст о неожиданном появлении экзотического вида комаров в Германии [7] начинается с фотографии этого насекомого с подписью: Ein Weibchen der neu in Wiesbaden entdeckten Mückenart. Читатель информируется невербально (как выглядит насекомое), затем инфор-

Библиографический список

мация приводится вербально (в подписи). В вербальной части текста рассказывается, что это за вид комаров и переносчиком каких заболеваний он может быть.

2) Разъяснительная. Читателю объясняется смысл изображения, при этом исключается множественная его интерпретация. Подпись является непосредственной трактовкой предмета или явления, описываемого в тексте. Так, текст, посвященный столетию начала регулярного пассажирского воздушного сообщения [8], начинается с фотографии с подписью: Die Lufthansa servierte ab 1928 komplette Menüs an Bord. Если бы этой подписи не было, возможно, современный читатель воспринял бы изображение на фотографии как сценку, заснятую в вагоне-ресторане начала ХХ-го века: на ней видны столики с едой, пассажиры, наливающие себе напитки, официант, разносящий закуски. Видны окна, но они тоже скорее похожи на окна поезда, чем на иллюминаторы. Вторая фотография, использованная в тексте, тоже могла бы быть истолкована читателем иначе: на ней служитель взвешивает на весах женщину Эту сценку можно было бы увидеть, например, в аптеке. Однако подпись не даёт возможность понять иллюстрацию иначе: Vor dem Abflug mussten sich die Passagiere wiegen lassen (Перед полётом пассажиры обязаны были взвешиваться).

3) Научно-познавательная функция. Читатель получает возможность более полного изучения объекта изложения. Так, перед текстом интервью с известным исследователем, рассказывающем вреде светового загрязнения [9] приводится фотография, на которой изображены туристы с множеством так называемых «гаджетов», служащих им фонариками, на фоне ярко освещённых зданий Гонконга: Hell beleuchtete Hochhäuser in Hongkong (im Februar 2019). На первый взгляд, довольно-таки обычное зрелище. Далее, после вводной части в тексте приводится фотография исследователя и информация о нём (его имя, возраст, страна происхождения, место работы, специализация): Christopher Kyba, 40, arbeitet am Fachbereich Fernerkundung und Geoinformatik des Deutschen GeoForschungsZentrums (GFZ) in Potsdam. Der gebürtige Kanadier kommt eigentlich aus dem Bereich der Teilchenphysik, beschäftigt sich aber seit Jahren mit dem Phänomen der Lichtverschmutzung. Включение в текст такой подписи абсолютно оправдано: читатель понимает, что сейчас он получит информацию от специалиста в данной области, а, следовательно, следует отнестись к этой информации с доверием и вниманием. Таким образом, читатель усвоит информацию лучше, чем если бы в тексте была задействована фотография с краткой подписью (например, с указанием имени и фамилии).

В текст интервью включается фотография тоже хорошо знакомой читателю ситуации: мухи-однодневки летят на свет фонаря. Эту мысль подтверждает фотография: Eintagsfliegen unter einer Straßenlaterne (Archivbild). Абзац интервью связан с тем, насколько световое загрязнение вредно для насекомых. Приводится в тексте и 2 подборки фотографий (6 и 10 штук), объединённые подписями: LED-Boom: Alles ist erleuchtet и Lichtverschmutzung: Strahlende Schönheit. Это подборки фотографий, сделанных из космоса с помощью аппаратуры. Каждую фотографию можно рассмотреть в увеличенном виде и прочитать к ней подпись-комментарий, например: Nachthimmel über Fehmarn: Während die ganz handfesten Folgen von Luftverschmutzung längst gut verstanden sind, ist es mit der Lichtverschmutzung nicht so einfach. Таким образом, читатель получает подробное разъяснение, чем же так опасно световое загрязнение.

4) Функция компактного представления информации. В сочетании с подписью изображение быстрее и лаконичнее передаёт больший объём информации, чем это делают вербальные средства. Так, в тексте, посвящённом климатическим изменениям на планете [10], приводится иллюстрация (компьютерная модель) того, как предположительно будет выглядеть планета Земля: все материки раскрашены в желтый, оранжевый и коричневый цвета, а Мировой океан раскрашен в серый цвет. Подпись под этой иллюстрацией содержит основную мысль текста: Schon in 140 Jahren könnte die Erde Bedingungen wie vor 56 Millionen Jahren erreichen.

При создании научно-популярного текста и использовании в нём иллюстративного материала учитывается особенности восприятия текста читателем-неспециалистом в той области знаний, о которой повествуется в тексте. Включение иллюстраций в научно-популярный текст обязательно, поскольку он содержит информацию о новых для читателя предметах и явлениях, а, следовательно, необходимо их документальное подтверждение. Иллюстрации, как и тексты, могут быть легко воспринимаемыми и сложными, трудными для постижения смысла, особенно в тех случаях, когда изображается нечто новое или известное в необычном ракурсе. При этом подписи значительно упрощают процесс понимания научно-популярного текста читателем-неспециалистом, для которого и создаётся такой текст. Они исключают множественность вариантов толкования информации, повышают интерес к ней и степень её усвоения. Подпись является важным компонентом научно-популярного текста, содержащего вербальный компонент. Таким образом, при создании научно-популярного текста необходимо уделять большое внимание иллюстрациям и подписям к ним, обеспечивая тем самым эффективное восприятие текста.

1. Марковский Я.Э. Язык фотографии как семиотическая проблема. Москва, 1988 (Препринт).

2. Koe. Warum in Australien Seen abtauchen. Bild der Wissenschaft. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/weltall/menindee-seen-warum-in-australien-seen-abtauchen-a-1255865.html

3. Плотников Б.А. Семиотика текста. Параграфемика. Минск, 1992.

4. Seidler Christoph. Das merkwürdige Ding in der Tiefe des Alls Spiegel online. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/weltall/new-horizons-us-sonde-schickt-neue-fotos-von-ultima-thule-a-1252773.html

5. Braun G. Grundlagen der visuellen Kommunikation. München, Bruckmann, 1981.

6. Chs. Das Waldmeister-Rätsel zur See. Spiegel online. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/antarktis-darum-sind-manche-eisberge-gruen-a-1256400.html

7. Chs. Exotische Mückenart siedelt sich in Hessen an. Spiegel online. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/exotische-mueckenart-aedes-koreicus-siedelt-sich-in-hessen-an-a-1256513.html

8. Martin Vieweg. Reisen mit dem Flieger - so fing es an. Bild der Wissenschaft. 2019. Available at: https://www.wissenschaft.de/geschichte-archaeologie/reisen-mit-dem-flieger-so-fing-es-an/

9. Seidler Christoph. Warum ist Lichtverschmutzung so gefährlich? Spiegel online. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/lichtverschmutzung-mit-diesem-tool-koennen-sie-selbst-nachmessen-a-1255315.html

10. Podbregar Nadja. Größte Hitze seit den Dinos schon in 140 Jahren? Bild der Wissenschaft. 2019. Available at: https://www.wissenschaft.de/erde-klima/groesste-hitze-seit-den-dinos-schon-in-140-jahren/

References

1. Markovskij Ya.'E. Yazyk fotografiikaksemioticheskaya problema. Moskva, 1988 (Preprint).

2. Koe. Warum in Australien Seen abtauchen. Bild der Wissenschaft. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/weltall/menindee-seen-warum-in-australien-seen-abtauchen-a-1255865.html

3. Plotnikov B.A. Semiotika teksta. Paragrafemika. Minsk, 1992.

4. Seidler Christoph. Das merkwürdige Ding in der Tiefe des Alls Spiegel online. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/weltall/new-horizons-us-sonde-schickt-neue-fotos-von-ultima-thule-a-1252773.html

5. Braun G. Grundlagen der visuellen Kommunikation. München, Bruckmann, 1981.

6. Chs. Das Waldmeister-Rätsel zur See. Spiegel online. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/antarktis-darum-sind-manche-eisberge-gruen-a-1256400.html

7. Chs. Exotische Mückenart siedelt sich in Hessen an. Spiegel online. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/exotische-mueckenart-aedes-koreicus-siedelt-sich-in-hessen-an-a-1256513.html

8. Martin Vieweg. Reisen mit dem Flieger - so fing es an. Bild der Wissenschaft. 2019. Available at: https://www.wissenschaft.de/geschichte-archaeologie/reisen-mit-dem-flieger-so-fing-es-an/

9. Seidler Christoph. Warum ist Lichtverschmutzung so gefährlich? Spiegel online. 2019. Available at: http://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/lichtverschmutzung-mit-diesem-tool-koennen-sie-selbst-nachmessen-a-1255315.html

10. Podbregar Nadja. Größte Hitze seit den Dinos schon in 140 Jahren? Bild der Wissenschaft. 2019. Available at: https://www.wissenschaft.de/erde-klima/groesste-hitze-seit-den-dinos-schon-in-140-jahren/

Статья поступила редакцию 30.03.19

УДК 821.131.1»312».09

Chibireva E.I., senior teacher, Humanitarian and Pedagogical Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: alyonachibireva@gmail.com

THE IMAGE OF NAPLES IN ELENA FERRANTE'S NARRATIVE. The article discusses the specific features of the image of Naples described in Elena Ferrante's "The Neapolitan Quartet". The analysis of the literary text fragments shows the ambiguity of the image of Naples as perceived by the novel's main characters, and also reveals the emotional and psychological significance reflected in the literary work. The novel reproduces the urban landscape, the appearance of the city and the lives of people using topographically reliable, distinctive features of the city. The description of the city is given in detail, its residents have close relations with it, the city psychologically affects them, their actions and feelings. The author concludes that the dominant image of the "Neapolitan Quartet" is the duality of Naples, the space of which is a form of expression of various non-spatial categories.

Key words: image of Naples, narrative, artistic space, Elena Ferrante, "Neapolitan Quartet".

Е.И. Чибирева, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Ялта,

E-mail: alyonachibireva@gmail.com

ОБРАЗ НЕАПОЛЯ В НАРРАТИВЕ ЭЛЕНЫ ФЕРРАНТЕ

В статье рассматривается специфика образа Неаполя на материале произведения Элены Ферранте «Неаполитанский квартет». Анализ литературных текстовых фрагментов позволяет увидеть неоднозначность картины Неаполя глазами главных персонажей романа - двух подруг Элены и Лилы, а также выявляет эмоционально-психологическую значимость, которая отражается в данном литературном произведении. В романе воспроизводится городской пейзаж, внешний облик города и жизнь людей с использованием топографически достоверных, отличительных особенностей города. Описание города дается детально, подробно и точно, жители города с ним тесно связаны, он психологически влияет на них, их поступки и чувства. Автор делает вывод о том, что доминантным образом «Неаполитанского квартета» выступает двуликость Неаполя, пространство которого является формой выражения различных непространственных категорий.

Ключевые слова: образ Неаполя, нарратив, художественное пространство, Элена Ферранте, «Неаполитанский квартет».

Как известно, город, как место пребывания человека, является одной из важнейших тем в творчестве многих современных писателей, это средство раскрытия авторского замысла, которое помогает отразить состояние героя, устанавливает композиционные связи между элементами произведения. Обращение писателей к теме города порождает появление так называемых «городских текстов», которые и включают в себя образ города в художественных произведениях.

Мы часто воспринимаем мир художественного произведения литературы как реально существующий, анализируем поступки персонажей так, словно они совершались на самом деле. И подобное восприятие целостной и событийной «действительности» произведения обеспечивается во многом благодаря таким категориям, как художественное время и художественное пространство, которые находят своё отражение в языке как «одном из основных средств осмысления действительности», являясь языком «пространственных отношений» [1, с. 192].

Для обозначения их связи М.М. Бахтин ввёл понятие хронотопа как «взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [2, с. 10]. По словам литературоведа, именно хронотоп определяет и жанровую разновидность и образ человека в литературе.

Но «художественное пространство не есть пассивное вместилище героев и сюжетных эпизодов, <...> язык художественного пространства - не пустотелый сосуд, а один из компонентов общего языка, на котором говорит художественное произведение» [1, с. 190].

Город как место действия обладает теми же функциями, что и пейзаж; в литературе появился термин «городской пейзаж», обладающий эмоционально-психологической значимостью, характеризующийся объёмностью, локальностью и заполненностью (которые отражаются в художественном мире литературного произведения) и участвующий в качестве элемента художественного пространства в создании хронотопа. Кроме того, у города в любом произведении есть свой неповторимый облик, ведь каждый писатель не просто создаёт топографическое место действия, но в соответствии со своими художественными замыслами строит определённый образ города [3]. Город включает темы и мотивы города, константные образы, выражает отношение к миру и бытию, становясь метафорами определённых состояний [4]. В этом состоит психологическая функция пейзажа, которая помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную и минорную эмоциональную атмосферу [5].

Образ Неаполя - особый образ города в мировой литературе. Это город контрастов, о котором говорят с восторгом, которому посвящают песни и карти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.