Научная статья на тему 'Подлинное идет из народа'

Подлинное идет из народа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ЭТНОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ / ПЕЙЗАЖ / ПОРТРЕТ / НАТЮРМОРТ / NATIONAL CULTURE / PAINTING / GRAPHICS / ETHNOGRAPHY / HISTORY / TRADITIONS AND CUSTOMS / MUSEUM OF FINE ARTS / LANDSCAPE / PORTRAIT / STILL LIFE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кириллова Роза Владимировна

В статье представлена творческая и научная деятельность известного российского живописца, Народного художника УР, одной из ключевых фигур общественно-политической жизни Удмуртии, яркой и самобытной личности в изобразительном искусстве Удмуртии Семёна Николаевича Виноградова. Анализируются многофигурные полотна художника, их композиционные решения, мировоззрение народа, характер, национальные психологические черты. Широта творческих интересов, сила художественного обобщения, произведения на бытовые, исторические и этнографические темы: портреты, пейзажи, натюрморты, виртуозно выполненные рисунки, живопись. Раскрывается роль талантливого художника в становлении и развитии современной удмуртской и финно-угорской культуры XX в., а также оценивается значение его художественное мастерство и научная деятельность. Рассматриваются разные периоды творчества Семёна Николаевича, взаимоотношения его с творческой интеллигенцией, современниками российскими и зарубежными. Характеризуются его взгляды на общественные проблемы, культуру, нравственные ценности и национальное своеобразие. Основная идея статьи заключается в том, что национальная культура всегда была и остается основным инструментом формирования духовно-нравственной личности, поскольку именно в традициях своей культуры человек находит тот стержень и ту духовную опору, которые пробуждают его к творчеству и отгораживают от нравственной опустошенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REAL THING COMES FROM THE PEOPLE

The article investigates the creative and scientific activities of Vinogradov Semyon Nikolaevich, the Honored artist of Russia, the National artist of the Udmurt Republic, bright and original personality in the Fine Art, one of the key figures in social and political life of Udmurtia. The multi-figure paintings of the artist, their compositional decisions, people’s worldview, character, and national psychological traits are analyzed. The article presents the breadth of the artist’s creative interests, the power of artistic generalization, works on everyday, historical and ethnographic themes: portraits, landscapes, still lifes, masterly executed drawings, paintings. The author reveals the role of a talented artist in the formation and development of modern Udmurt culture, assesses the importance of his artistic creativity in the formation and development of the Finno-Ugric culture of the XX century, as well as artistic skills and scientific activities. Examines different periods of creativity Semyon Nikolaevich, his relationship with intellectuals, contemporaries both Russian and foreign. His views on social problems, culture, moral values and national identity are characterized. The main idea of the article is that national culture has always been and remains the main tool for the formation of spiritual and moral personality, because it is in the traditions of his culture that a person finds the core and the spiritual support that awaken him to creativity and isolate him from moral desolation.

Текст научной работы на тему «Подлинное идет из народа»

УДК 75(=511.131)

Р. В. Кириллова

ПОДЛИННОЕ ИДЕТ ИЗ НАРОДА

В статье представлена творческая и научная деятельность известного российского живописца, Народного художника УР, одной из ключевых фигур общественно-политической жизни Удмуртии, яркой и самобытной личности в изобразительном искусстве Удмуртии - Семёна Николаевича Виноградова. Анализируются многофигурные полотна художника, их композиционные решения, мировоззрение народа, характер, национальные психологические черты. Широта творческих интересов, сила художественного обобщения, произведения на бытовые, исторические и этнографические темы: портреты, пейзажи, натюрморты, виртуозно выполненные рисунки, живопись. Раскрывается роль талантливого художника в становлении и развитии современной удмуртской и финно-угорской культуры XX в., а также оценивается значение его художественное мастерство и научная деятельность. Рассматриваются разные периоды творчества Семёна Николаевича, взаимоотношения его с творческой интеллигенцией, современниками российскими и зарубежными. Характеризуются его взгляды на общественные проблемы, культуру, нравственные ценности и национальное своеобразие. Основная идея статьи заключается в том, что национальная культура всегда была и остается основным инструментом формирования духовно-нравственной личности, поскольку именно в традициях своей культуры человек находит тот стержень и ту духовную опору, которые пробуждают его к творчеству и отгораживают от нравственной опустошенности.

Ключевые слова: национальная культура, живопись, графика, этнография, история, традиции и обычаи, Музей изобразительных искусств, пейзаж, портрет, натюрморт.

Удмуртия - уникальный регион, сохранивший свою древнюю культуру, традиции и обычаи. В этой удивительной среде выросло немало выдающихся людей, среди которых - народный художник Удмуртии, профессор Удмуртского государственного университета Семён Николаевич Виноградов.

Научно-педагогический стаж работы С. Н. Виноградова в Удмуртском государственном университете составляет более сорока лет, за этот период он проявил себя как увлеченный педагог-художник, ученый, умелый организатор и целеустремленный исследователь.

Свою преподавательскую деятельность начинал в Удмуртском государственном педагоги-

Правил нет - есть закономерности Алехин А. Д.

ческом институте с 1967 г. Обучение студентов, работа над картинами, подготовка научных статей, экспедиции - все требовало много сил и времени. Творчество Семёна Виноградова неотделимо от судьбы удмуртской национальной культуры. Он является ярким представителем, неугомонным деятелем и пропагандистом как в республике, так и далеко за ее пределами. Язык искусства интернационален, понятен всем. Благодаря работам Виноградова самое ценное, что есть у народа, -его творчество, произведения стали достоянием всего человечества. По его трудам можно судить и о самом народе: его мировоззрении, характере, истории. Вот как отмечает и ценит традиционную

культуру народа Заслуженный художник России, Народный художник УР П. Ёлкин «Традиции, мастерство и духовность лежат в основе настоящего искусства. Всему лучшему в себе художники обязаны своему народу. Мы богаты разнообразием его культуры, самобытностью его образа жизни, поэтичностью его мироздания. Художник всегда ставит возвышенные цели. Немыслимо даже приблизиться к их разрешению, не впустив в свое сердце все заботы, все радости жизни своего народа» [Ёлкин, 2011, с. 7].

Семён Николаевич Виноградов всегда работал с полной самоотдачей, что принесло свои плоды. Произведения молодого художника стали регулярно показываться на больших выставках - сначала региональных - «Большая Волга», а затем и на всероссийских.

«Особо была отмечена критиками картина «Отчий дом»: светлая, просторная изба, украшенная домоткаными коврами, вышитыми полотенцами, цветами на окнах. За цветастой занавеской, разделяющей комнату, виден ткацкий станок и работающая за ним хозяйка. Все полно спокойствия и умиротворенности. Этого художник добился гармонией светлых нежных тонов. Розовые, оранжевые, голубые - они словно сошли с ковров, вытканных деревенскими мастерицами. Стало очевидно, что в искусство пришел художник со своей темой, своим пониманием задач творчества. В дальнейшем тема была продолжена в картинах «Пельнянь», «Табани». Простые незатейливые сюжеты становятся у художника поводом для показа быта своего народа, его жизненной философии и ценностей», - отмечает искусствовед УР Валентина Гартиг [Ежегодник, 2011, с. 149].

Семён Николаевич Виноградов родился 27 января 1936 г. в семье обычного сельчанина в деревне Шайтангурт Алнашского района УАССР. В 1951 г. окончил школу с похвальной грамотой. В 1951-1955 гг. учился в Можгинском педагогическом училище. В 1955-1960 гг. - в Казанском художественном училище. Из воспоминаний художника в годы учебы в Казани: «Я ходил по музеям Казани и видел, что татарские художники интенсивно разрабатывают национальную тему, используют традиционный татарский колорит, сюжеты из традиционной культуры. И я написал картину «Праздничный день в удмуртском доме». В ней отражена жизнь удмуртской семьи, сохранившей свою культуру. Домотканые пестрые дорожки на

полу дома. Любимые удмуртами цвета одежды традиционного кроя. Исконно удмуртское блюдо -пельмени, даже название которого восходит к удмуртским корням «пель» - ухо, «нянь» - хлеб» [Удмуртская правда, 2019].

В 1967 г. окончил институт им. В. И. Сурикова в Москве. Его дипломной работой было художественное произведение «Праздник весны», с которой в 1969 г. художник принимал участие во всесоюзной выставке дипломных работ выпускников 1967-1968 гг. Часто С. Н. Виноградов выступал по телевидению и радио, участвовал в этнографических экспедициях, разных выставках, статьи о его творчестве печатались и продолжают печататься в научных изданиях. Виноградов Семён Николаевич начинал заниматься научной деятельностью в должности старшего научного сотрудника Удмуртского научно-исследовательского института при Совете Министров УАССР, параллельно преподавал на кафедре изобразительного искусства художественно-графического факультета УГПИ (ныне Институт искусств и дизайна УдГУ).

«С. Н. Виноградов обладает исключительным даром живописца и рисовальщика. Многофигурные полотна художника удивительно жизненны, естественны, их композиция решена точно, смело и в то же время очень взвешенно, что соответствует его характеру. Эта взвешенность, продуманность в глаза не бросается, становятся более реальными, актуальными, чем внимательней анализируешь картины. Он умело передает тончайшие душевные переживания, суть характеров, вместе с тем и национальный колорит. Психолог, тонкий задушевный лирик, художник остро реагирует на явления и события своего времени. Широта творческих интересов, сила художественного обобщения, поразительная работоспособность и наблюдательность: все это редкое мастерство позволяют ему представить разные грани современной жизни в их органичном единстве», - вспоминает соратник по творчеству, Заслуженный художник России, Народный художник УР Пётр Семенов.

В 1977 г. на выставке в Ижевске было представлено 8 картин художника, в список которых входили такие известные полотна, как «Пельмени», «Бабушкин платок» и «Праздник». Впоследствии, эти три картины, в составе с произведением «Отчий дом», вошли в постоянную экспозицию Удмуртского республиканского музея изобразительных

искусств. В 1985 г. проходила грандиозная выставка из 300 картин художника. Среди огромного числа виноградовских работ - произведения на бытовые, исторические и этнографические темы: портреты, пейзажи, натюрморты, виртуозно выполненные рисунки, живописи. Определяя ориентиры своего творчества, Семен Николаевич говорил: «В живописи зрительная память лучшим образом должна уживаться с даром общения, что позволяет выразить отличительное, индивидуальное».

Полотна Виноградова отличаются высоким профессиональным мастерством, непосредственностью и искренностью; все они объединены лейтмотивом - любовью к своей родине, вне которой, по признанию самого автора, он не мыслил ни себя, ни творчество. В поле зрения художника оказались самые отдаленные уголки Удмуртии. В его пейзажах запечатлена неповторимая ее природа: бескрайние просторы, леса, реки, тихие села, деревни. В жанровых картинах художник глубоко и поэтично, с какой-то пронзительной достоверностью передает неприхотливый мир деревенского быта. Особое место в творчестве Виноградова занимает жанр портрета: «Портрет матери», «Удмуртская женщина», «Вышивальщица», «Пряха», «Девушка у зеркала» «Дочери Торо», «Портрет жены», «Пчеловод Горд Аким» и т. д. Яркие, характерные типажи на его полотнах всегда притягивают взгляд, их отличает цельность, гармоничное соответствие между внешним и внутренним содержанием. Перед зрителем предстает не просто портрет, но целый рассказ о человеке. В его портретах изображены не столько лица, сколько характеры, прожитые жизни, приобретенный опыт, стремления и переживания людей. «Портрет - один из основных жанров в изобразительном искусстве, показывающий внешность одного конкретного человека, а иногда и группы людей. Главная задача художника-портретиста -добиться не только максимального внешнего сходства портрета с оригиналом, но и точная передача индивидуальных черт характера, и создание образа, типичного для той или иной эпохи. Но внешнее сходство - не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету» [История, 2019]. И как настоящий портретист, Семен Николаевич не ограничивается воспроизведением внешних черт своей модели, он стремится передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир, также показывает социальное поло-

жение портретируемого, создает типический образ представителя определенной эпохи. Художник видит жизнь в ее многообразии. Он умеет подниматься от обыденного до обобщений высокого порядка, от натурного восприятия природы до ее художественного осмысления.

В 1993 г. выходят его научные статьи в республиканских изданиях: «Удмурт дунне» - статья о первой удмуртской поэтессе Ашальчи Оки и «Известия Удмуртской Республики» - статья под названием «Удмуртские шрифты». А научно-публицистические книги «Удмурт оскон / Удмуртская вера» (в соавторстве В. Е. Владыкиным) [Удмурт, 2010], «Кладезь удмуртской философии и магии» [Виноградов, 2010] становятся популярными не только в России, но и за рубежом. Вот что пишет о своем творчестве сам художник: «Меня с детских лет влекла сказочная, поэтическая сторона в жизни нашего народа - сказочные узоры, мелодичные грустные песни, причудливые завораживающие образы древней мифологии и космогонические заклинания, народная поэзия и сказки, священные деревья и рощи - восясь-конъёс, добрые волшебницы - туно-пелёос и т.д. Трудно перечислить все бесконечное множество волшебного и таинственного, которое окружает, заполняет душу местного селянина - земледельца, охотника, рыболова - они является вечным источником вдохновения для народного умельца, поэта, художника» [Виноградов, 2000].

С 2000 г. С. Виноградов становится членом Международной Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО. Картины художника участвуют на выставках во многих республиках и странах, служат иллюстрациями к множеству книг, входят в программу для преподавания изобразительной деятельности, в учебники по литературе и хрестоматии. Некоторые труды Семёна Николаевича изданы в энциклопедии Удмуртской Республики.

«Любой самый простой сюжет становится поводом для серьезного произведения, потому что живописец обладает даром художественного переживания жизни», - подчеркивает искусствовед Валентина Оскаровна Гартиг. Семён Николаевич продолжает создавать картины и передает свое мастерство студентам. Он подготовил целую плеяду художников, педагогов, учителей. Среди них знаменитые художники: М. Гарипов, В. Михайлов, Р. Батыршин, Е. Скобелев, Т. Михайлова, Л. Орлова, С. Антипов и др.

В творчестве С. Н. Виноградова, пронизанном глубочайшим гуманизмом, нашли выражение многосторонние проявления сложной духовной жизни человека. Его произведения, отличающиеся оригинальностью трактовки темы, новизной и разнообразием пластических приемов, виртуозным владением техникой, никого не оставляют равнодушным. Более тридцати созданных им произведений хранятся в Музее изобразительных искусств УР. Среди этих работ картины, посвященные историческим событиям, портреты современников и известных в прошлом людей. Это и образ удмуртской поэтессы, врача по профессии, Ашальчи Оки, и пламенного защитника крестьян на Мултанском процессе, известного русского писателя В. Г. Короленко, и А. Н. Радищева, проезжавшего в ссылку по Сибирскому тракту.

Воспел Виноградов и красоту родной земли в таких проникновенных поэтических пейзажах, как «Гершыд», «Гудыри», «Удмуртская изба», «Табани», «Перед грозой», «Великая Кама», «Черемуха цветет», «Солнечное утро», «Пастушка» «У моста» и т.д.

Каждое национальное искусство имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие. «Климатические условия, образ жизни, ландшафт, флора и фауна накладывают на человека родовой отпечаток, дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии» [Эпштейн, 1990, с. 83].

Особую интонацию Семён Николаевич находит в изображениях удмуртских женщин. Возвышенный образ женщины наделен внутренней силой, тонкой одухотворенностью. Профессор из Мордовского государственного университета Е. А. Шаронова по этому поводу отмечает: «Национальные темы и сюжеты картин С. Н. Виноградова прочитываются как философские, обретают онтологический характер, поскольку пытаются выразить самое еще непознанное, но прекрасное и великое -существо жизни человека». Спокойствие и напевное настроение, его цветовая гамма с преобладанием солнечно-оранжевых и сиренево-розовых оттенков хорошо раскрывают безграничную ширь земли и неба, национальные психологические черты.

С. Н. Виноградов - яркая и самобытная фигура в изобразительном искусстве Удмуртии. Создает на холсте радостный и светлый, полный гармонии мир добрых и талантливых людей. Художник

глубоко почувствовал и передал средствами живописи духовную сущность веками складывавшегося жизненного уклада удмуртов. В образную ткань его картин органично вошли излюбленные краски удмуртских мастериц, народное представление о красоте, народные обычаи, образ жизни удмуртов. Мировоззрение Виноградова самым тесным образом связано с удмуртской культурой. Личность автора, сложившаяся в определенных исторических условиях, во многом объясняет характер его произведений. Он тверд и последователен тем принципам, которые преподносили ему его учителя-академики, великие художники И. Э. Грабарь, В. А. Серов, М. В. Куприянов и др., но самыми большими учителями остаются его земляки, труженики и сама природа.

У него много знакомых и друзей. Порой одну работу он пишет, как говорится «за один присест», а на некоторые уходят годы. Мастер не может иначе. Он гостеприимно принимает многих посетителей и любителей искусства у себя в мастерской, сам частый гость в библиотеках, школах и других учебных заведениях, охотно делится своим опытом и мастерством. До глубины души трогают его воспоминания детства и юности. Отец воевал на финском фронте, от первого до последнего дня прошел Великую Отечественную войну, был дважды ранен. Его любимые бабушка и мама вселили юному Семёну упорство и трудолюбие. Заботы о воспитании мальчика легли на плечи двух женщин. Это были удивительные люди, они знали много легенд и преданий. Как он сам потом вспоминает: «Вначале я смеялся над бабушкиным «суеверием», но спустя много лет эти рассказы легли в основу моего творчества».

С детства художнику дорог и близок незатейливый, порой безжалостный быт крестьянина, формирующий в большинстве своем добрых и мужественных людей. Глубокие чувства вызывает полотна «Встреча весны» («Тулыс пумитан»), «У моста», «Проводы лебедей» («Юсь келян»), «Солнечное утро», где открывается красочная цветовая гамма весеннего и летнего леса. Воздух, наполненный легким солнечным светом, вселяет силу, энергию. Жизнь для удмуртов была тесно связана с природой. От ее щедрости и доброго отношения зависит и урожай, и охотничьи угодья. Потому и они стараются задобрить силы природы, которые отождествлял с языческими богами. Жизнь продолжается, и прожить оставшиеся лета

надо мудро и осторожно. Очень выразительно подчеркивает эту мысль приподнятое настроение селян, только что вспаханное поле - символ будущей жизни. Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся полями передано художником с замечательной смелостью и силой. Звонкая чистота весеннего и летнего рассвета передана в сложной градации оттенков неба, в плавной тональности голубого, сиреневого, розового в отражении рек, и это показывает умение художника не только мастерски передать изображаемое, но глубокие философские размышления передано в картине «На берегу реки Кильмезь». Выразительная деталь - силуэты людей, отдыхающих на просторном берегу реки, четко рисуются на фоне светлого неба. И вносит в картину особое состояние (благородства) и теплоту чувства. «Весна - большая вода» очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин многих художников наших местностей. С подлинной лиричностью передано очарование летнего рассвета на широких просторах. Если во многих поздних работах выступает стремление художника к портретному жанру, выражению состояния внутреннего мира, психологии, то в пейзажных зарисовках преобладает глубоко эмоциональное восприятие жизни через образы природы в картинах «Осенняя рапсодия», «Удмуртский лен» и т.д. На его картинах запечатлена неповторимая природа, родные бескрайние просторы. С портретов смотрят простые и близкие лица наших отцов и дедов, тонко и глубоко передан внутренний мир деревенского быта.

Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов родного пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне неприметной, пронзительно воплощено свойственное сельскому жителю лирическое чувство, поэтому картину сразу воспринимаешь как олицетворение родной природы, всей деревенской жизни. Пруд, деревья, сельские дома, реки и мосты, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом. Здесь невольно вспоминаются стихи Степана Широбокова:

Бежать бы мне по полю снова,

Плутать бы мне чащей лесной,

Напиться воды родниковой,

Забыть об усталости в зной.

(пер. В. Семакина).

Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей и гимном труженикам села и города. Много солнечных работ, напоенных воздухом и светом. Настроение полной гармонии, покоя природы сумел воплотить художник в своих работах. В сельских пейзажах («Базар в Алнашах», «Вешние воды», «Перед грозой», Удмуртский танец» «Осенние цветы») чувствуется обладание пространством, перспективой воздуха, так созвучное и близкое идеям импрессионизма.

Пейзажи написаны чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственный утренней природе. Картины наполнены тихой радостью и спокойствием, они полны оптимизма от утреннего воскресения природы. Его работы созвучны со стихами удмуртской поэтэссы А. Оки:

О родная земля, Лес, покосы, поля! Я люблю неспроста Эти наши места... На широких полях Наступает страда. Так и ходят хлеба,

Словно в море вода (пер. Г. Пигерев).

Край ты наш родимый, Край ты наш родной, Ты для нас любимый, Милый край давно! (К. Герд.)

Художник стремится исследовать воздушную среду как предмет живописи, исследовать ее на эффекты света, ее цветовую структуру, с ее малейшими переходами и, естественно, ее эмоциональным воздействием на человеческое восприятие. С. Н. Виноградов обнаружил колористические свойства воздуха и изучил не столько его колебания, сколько неосязаемые пульсации воздушных потоков. Но чем дольше вглядываешься в картину, тем яснее проступает после мажорного мотива минор. С пробуждением природы наступает весна, но теперь в ее нежных проявлениях не столько надежда на тепло и радость, сколько потаенная грусть и раздумье о быстротечном круговороте жизни: не успеешь оглянуться, как придет осень, а за ней зима. И это мы видим в картинах «Проводы лебедей», «Жатва», «Уборка картофеля», «Зимние игры» и т.д.

Таким природа вошла в сформировавшееся сознание художника. Семён Николаевич сумел воплотить в живописи чувства и мысли и придать глубокий смысл и значимость своему искусству. Сейчас Семён Виноградов - классик удмуртской живописи, одна из знаковых личностей республики. Работы мастера находятся во многих музеях мира и частных собраниях Франции, Саудовской Аравии, Венгрии, Эстонии, Финляндии, Китая и т.д.

Если говорить в целом об особенностях творческого пути Семёна Николаевича, необходимо так же отметить, что в последнее время им подарено 40 картин - Удмуртскому Республиканскому музею изобразительных искусств; 14 - Национальному музею УР им. Кузебая Герда; 12 - Архитектурно-этнографическому музею-заповеднику «Лудорвай»; 20 -Алнашскому историко-литературному музею.

Семен Николаевич равновелик в разных аспектах своей деятельности. Осмысливая историю, современную жизнь удмуртского народа, как художник и как ученый-историк, этнограф С. Н. Виноградов, пожалуй, как никто в Республике, дает полную картину национально-культурных процессов удмуртского народа в его историческом и современном контекстах. Знание традиций, обычаев своего народа органично переходят в картины и научные публикации, обогащая друг друга. Подобное «единство», владение как творче-

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Алехин, 1993 - Алехин А. Д. Когда начинается художник? М.: Просвещение, 1993. 160 с.

Вардугина, 2019 - Вардугина А. Семён Виноградов: «Если народ не отражен в искусстве, его как будто нет» // Удмуртская правда. 2019. № 16. 25 апреля.

Виноградов, 2010 - Виноградов С. Н. Кладезь удмуртской философии и магии. Ижевск: Инвожо,

2010. 146 с.

Виноградов, 2000 - Виноградов С. Н. Очерк творчества. Изд-во: Ижевск, Удмуртия, 2000. 83 с.

Гартиг, 2011 - Гартиг В. О. Профессору, народному художнику Удмуртии С. Н. Виноградову -75 лет // Ежегодник финно-угорских исследований.

2011. Вып. 2. С. 148-149.

Гартиг, 2014 - Гартиг В. О., Краснова В. В. Семен Виноградов. Ижевск, Удмуртия, 2014. 96 с.

Ёлкин, 2011 - Ёлкин П. В. Петр Ёлкин: живопись, графика / Peter Elkin: painter, graphic. Ижевск, 2011. 128 с.

ским, так и научным аппаратом - явление редкое в среде интеллигенции Республики, что придает творческой деятельности Семена Николаевича Виноградова особое место в культуре и образовании Удмуртии. Академик Д. С. Лихачев отметил: «Культура создается сообща. Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или литературой. Больше того, если такой гордости нет, - это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим, и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное» [Лихачев, 1985, с. 29].

За многолетний добросовестный труд и большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов в 1980 г. талантливому художнику присвоено звание «Народный художник Удмуртской АССР»; в 1982 г. - ученое звание профессора по кафедре живописи Госкомитетом РФ по высшему образованию.

С. Н. Виноградов награжден: Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР (1975, 1985), Почетной грамотой Совета Министров Удмуртской АССР (1990 г.), Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2005 г.), является ветераном труда УдГУ.

REFERENCES

Alekhin, 1993 - Alekhin A. D. Kogda nachinaetsya hudozhnik? M.: Prosveshhenie, 1993. 160 s. (in Russian) Vardugina, 2019 - Vardugina A. Semyon Vinogradov: «Esli narod ne otrazhyon v iskusstve, ego kak budto net» // Udmurtskaya pravda. 2019. N° 16. 25 aprelya. (in Russian) Vinogradov, 2010 - Vinogradov S. N. Kladez' ud-murtskoj filosofii i magii. Izhevsk: Invozho, 2010. 146 s. (in Russian)

Vinogradov, 2000 - Vinogradov S. N. Ocherk tvorchest-va. Izd-vo: Izhevsk, Udmurtiya, 2000. 83 s. (in Russian) Gartig, 2011 - Gartig V. O. Professoru, narodnomu hudozhniku Udmurtii S. N. Vinogradovu - 75 let // Ezhegodnik finno-ugorskih issledovanij. 2011. Vyp. 2. S. 148-149. (in Russian)

Gartig, 2014 - Gartig V. O., Krasnova V. V. Semen Vinogradov. Izhevsk, Udmurtiya, 2014. 96 s. (in Russian) Yolkin, 2011 - Yolkin P. V. Petr Yolkin: zhivopis', grafika / Peter Elkin: painter, graphic. Izhevsk, 2011. 128 s. (in Russian, in English)

Жанры, 2018 - Жанры живописного искусства // Дизайн интерьера и архитектура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://design-fly.ru/iskusstvo/ zhanry-zhivopisi.html (дата обращения: 15.05.2019)

История, 2019 - История портретной живописи // Sar-GaИery. Галереи авторского искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sar-gallery.ru/ portret-history (дата обращения: 15.05.2019)

Лихачев, 1985 - Лихачев Д. С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. М.: Наука, 1985. 576 с.

Удмурт, 2010 - Удмурт оскон: вашкала кури-ськонъёс, восяськонъёс, статьяос = Удмуртская вера: древние молитвы-заклинания, статьи / сост.: В. Е. Владыкин, С. Н. Виноградов. Ижевск: Удмуртия, 2010. 198 с.

Художники, 2015 - Художники Удмуртии / Сост. В. О. Гартиг. Ижевск: Удмуртия, 2015.

Эпштейн, 1990 - Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. 303 с.

Zhanry, 2018 - Zhanry zhivopisnogo iskusstva // Dizajn inter'era i arhitektura [Elektronnyj resurs]. - URL: http://design-fly.ru/iskusstvo/zhanry-zhivopisi.html (data obrashheniya: 15.05.2019) (in Russian)

Istoriya, 2019 - Istoriya portretnoj zhivopisi // Sar-Gallery. Galerei avtorskogo iskusstva [Elektronnyj resurs]. - URL: http://sar-gallery.ru/portret-history (data obrashheniya: 15.05.2019) (in Russian)

Lihachev, 1985 - Lihachev D. S. Proshloe - budush-hemu. Stat'i i ocherki. M.: Nauka, 1985. 576 s. (in Russian) Udmurt, 2010 - Udmurt oskon: vashkala kuris'kon"yos, vosyas'kon'yos, stat'yaos = Udmurtskaya vera: drevnie molitvy-zaklinaniya, stat'i / sost.: V. E. Vladykin, S. N. Vinogradov. Izhevsk: Udmurtiya, 2010. 198 s. (in Russian, in Udmurt)

Hudozhniki, 2015 - Hudozhniki Udmurtii / Sost. V. O. Gartig. Izhevsk: Udmurtiya, 2015. (in Russian)

Epshtejn, 1990 - Epshtejn M. N. «Priroda, mir, ta-jnik vselennoj...»: Sistema pejzazhnyh obrazov v russkoj poezii. M.: Vyssh. shk., 1990. 303 s. (in Russian)

R. V. Kirillova

THE REAL THING COMES FROM THE PEOPLE

The article investigates the creative and scientific activities of Vinogradov Semyon Nikolaevich, the Honored artist of Russia, the National artist of the Udmurt Republic, bright and original personality in the Fine Art, one of the key figures in social and political life of Udmurtia. The multi-figure paintings of the artist, their compositional decisions, people's worldview, character, and national psychological traits are analyzed. The article presents the breadth of the artist's creative interests, the power of artistic generalization, works on everyday, historical and ethnographic themes: portraits, landscapes, still lifes, masterly executed drawings, paintings. The author reveals the role of a talented artist in the formation and development of modern Udmurt culture, assesses the importance of his artistic creativity in the formation and development of the Finno-Ugric culture of the XX century, as well as artistic skills and scientific activities. Examines different periods of creativity Semyon Nikolaevich, his relationship with intellectuals, contemporaries both Russian and foreign. His views on social problems, culture, moral values and national identity are characterized. The main idea of the article is that national culture has always been and remains the main tool for the formation of spiritual and moral personality, because it is in the traditions of his culture that a person finds the core and the spiritual support that awaken him to creativity and isolate him from moral desolation.

Keywords: national culture, painting, graphics, Ethnography, history, traditions and customs, Museum of Fine Arts, landscape, portrait, still life.

Кириллова Роза Владимировна, Kirillova Roza Vladimirovna,

кандидат филологических наук, редактор, PhD in Philology, Editor,

Удмуртский государственный университет Udmurt State University

(Ижевск, Россия) (Izhevsk, Russia)

rvkir@mail.ru rvkir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.