Научная статья на тему 'Подкова символ г. Нальчика в архитектуре столицы КБР'

Подкова символ г. Нальчика в архитектуре столицы КБР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
506
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ ГОРОДА / ПОДКОВА / ВЪЕЗДНОЙ ЗНАК / АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ИППОДРОМ / ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / ГАЗЕТНЫЙ КИОСК / ОРНАМЕНТ / THE SYMBOL OF THE CITY / HORSESHOE / ARCHITECTURE / ENTRY SIGN / ARCHITECTURAL COMPOSITION / RACE TRACK / SHOPPING CENTRE / NEWSSTAND / ORNAMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хуранов В. Х., Бжахов М. И., Карданов Л. Т., Шогенова Ф. М.

Авторы, на основе изучения исторических материалов, анализа архитектурно-композиционных решений построенных зданий, а также проектных разработок местных архитекторов, связывают символ г. Нальчика подкову с его названием. На основе различных примеров показано использование символа города подковы в качестве архитектурно-художественного элемента (образа) зданий и сооружений (въездной знак в г. Нальчик, архитектор В.Х. Асанов; проект конюшни нальчикского ипподрома, архитектор В.Л. Елеев; проект реконструкции торгового центра «Нальчик», архитекторы проектной мастерской «Каббалкпроект»; проект газетного киоска в г. Нальчике, архитектор В.Л. Елеев). Авторы подчеркивают весьма неудачное применение символа города подковы в проекте реконструкции торгового центра «Нальчик»: запроектировано объемно-бутафорская конструкция на углу здания, выходящего на пересечении двух главных проспектов г. Нальчика, пр. им. Кулиева и пр. им. Ленина. В заключительной части статьи авторы рекомендуют местным архитекторам чаще привносить национальные мотивы (на основе богатой национальной культуры коренных народов, населяющих республику) в разрабатываемые ими проекты, а также применять символ г. Нальчика подкову, как архитектурную тектонику в проектируемых зданиях и сооружениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The horseshoe is a symbol of Nalchik in the architecture of CBD capital city

The authors, based on the study of historical materials, analysis of architectural solutions constructed buildings, as well as the design of local architects, associate a symbol, Nalchik a Shoe with his name. On the basis of various examples show the use of the symbol of the city horseshoe as an architectural element (image) buildings and structures (entry sign, in Nalchik, the architect W. H. Carter; project stables Nalchik Hippodrome, architect W. L. Aliev; the reconstruction project of the shopping center "Nalchik", architects design Studio "KabBalktelecom"; project Newsstand, in Nalchik, the architect W. L. Eliev). The authors emphasize a pretty bad use of the symbol of the city horseshoe in the reconstruction of the shopping center "Nalchik": designed space-sham construction on the corner of the building facing the intersection of two main avenues, Nalchik, etc. to them. Kuliev, etc. to them. Lenin. In the final part of the article the authors recommend local architects often prinosit national motifs (based on the rich national culture of the indigenous peoples inhabiting the Republic) in the development of their projects, and to use the symbol, Nalchik is a horseshoe, as the architectural tectonics in the projected buildings.

Текст научной работы на тему «Подкова символ г. Нальчика в архитектуре столицы КБР»

Подкова - символ г. Нальчика в архитектуре столицы КБР

Хуранов В.Х., Бжахов М.И., Карданов Л. Т. , Шогенова Ф.М.

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова»,

Нальчик, Россия

Аннотация: Авторы, на основе изучения исторических материалов, анализа архитектурно-композиционных решений построенных зданий, а также проектных разработок местных архитекторов, связывают символ г. Нальчика - подкову с его названием. На основе различных примеров показано использование символа города -подковы в качестве архитектурно-художественного элемента (образа) зданий и сооружений.

В заключительной части статьи авторы рекомендуют местным архитекторам чаще привносить национальные мотивы (на основе богатой национальной культуры коренных народов, населяющих республику) в разрабатываемые ими проекты, а также применять символ г. Нальчика - подкову, как архитектурную тектонику в проектируемых зданиях и сооружениях.

Ключевые слова: символ города, подкова, въездной знак, архитектурная композиция, ипподром, торговый центр, газетный киоск, орнамент.

Каждый город имеет красивую историю или же истории (версии) возникновения самого города и его названия. Нальчик (в переводе с кабардинского языка нал - подкова) - столица Кабардино-Балкарии. Город-курорт, образованный в подкове гор [1]; в местности с уникальным природным ландшафтом, великолепной парковой зоной «Атажукинский сад», минеральными лечебными источниками и вязкой глиной срывающей подковы с копыт животных (вторая часть в названии города щыч - срывать) [2,3]. Бытует так же версия возникновения корня в названии города: подкова - символ счастья. Естественно, что чуть ли не во всех областях, прослеживается присутствие данного символа города (герб города; вымпелы, дипломы и грамоты спортивных и культурных мероприятий, проходящие в республике; памятные знаки, присуждаемые по итогам различных мероприятий городского уровня; логотипы муниципальных и частных предприятий и т. п.).

Архитектура, как искусство, отображающее культурное наследие эпохи и народов не могло остаться в стороне от попыток изображения символа

города в его объектах. Распознавая символические значения архитектурных пространств человек способен расширить путь к позитивным изменениям за счет разбуженных и развитых ресурсов интуиции и стимулирующего характера символической работы и служить уменьшению степени неопределенности и установлению жизненно важных ориентиров восприятия и поведения [4,5]. Применение символических знаков во вновь возводимых архитектурных объектах отмечается и другими авторами [6].

Одним из ярких примеров изображения подковы в архитектуре города является въездной знак в г. Нальчик со стороны г. Владикавказа (архитектор - В.Х. Асанов), в который включена объемная форма подковы, расположенная горизонтально и возвышающаяся над рельефной стенкой сооружения. Автор, чтобы выделить подкову как символ города, расположил ее в центре архитектурной композиции. Въездной знак выполнен в железобетоне с применением различных фактур. По задумке автора за знаком планировалось строительство кемпинга с кафе, гостиницей и парковой зоной.

*

Рис.1.- Въездной знак в г. Нальчик. Архитектор В.Х. Асанов - 1978г.

В застройке г. Нальчика наблюдается разнообразие новых и реконструируемых типов зданий, что определяется многообразием жизни

столицы КБР, интенсивным развитием торговли [7]. Рассмотрим некоторые примеры проектов и построенных объектов города.

Конюшня нальчикского ипподрома (архитектор - А. Елеев) в плане имеет форму подковы. Ее мотивы не первичны. В данном проекте отличительна не только форма здания, которая ассоциируется с местом расположения дважды (ипподром и город), но и то, что данная конюшня на 80 лошадей является самой большой конюшней в мире в форме подковы в плане. Хотя количество мест при задумке проекта больше было продиктовано желанием возродить коневодческое хозяйство (в этом направлении ведутся и другие мероприятия в республике) и мировую славу кабардинской породы лошадей.

Конюшня расположена внутри беговой дорожки и заглублена в землю для лучшего восприятия формы с трибун ипподрома. Загоны образуют круговое пространство двора, удобное для тренировок с лошадьми. В центре, между пандусами спуска во двор, расположено здание с помещениями жокейской.

Второе рождение центрального городского универмага «Нальчик» (авторы реконструкции - архитекторы ПМ «Каббалкпроект») не могло со

Рис.2.- План конюшни нальчикского ипподрома. Архитектор А. Елеев - 2007г.

стороны владельцев оставить в стороне попытку встать на верхнюю ступень «пьедестала» среди торговых центров, коим он являлся на протяжении многих лет в советский период. Торговый центр расположен на пересечении двух центральных проспектов г. Нальчика, пр. им. Кулиева и пр. им. Ленина. Архитекторы проекта реконструкции, с настоятельной подачи заказчика, запроектировали объемную бутафорскую конструкцию на углу здания, выходящего на проспекты, цилиндр, срезы которого под углом выявляют формы двух подков. Объемная композиция - «подкова» (нал) торгового центра «Нальчик» воспринимается как некий рекламный кич, схожий с «черным юмором» поп-арта 60-х годов [8,9], позволяющий претендовать на доминанту среди родственных объектов. Данная идея осталась неосуществленной.

Рис.3.- Торговый центр «Нальчик».

Авторы реконструкции - архитекторы ПМ «Каббалкпроект». - 2006г.

Еще один пример попытки выделения символа города показан на фасаде газетного киоска в г.Нальчике (автор проекта архитектор А.Елеев - 2005г.). Подкова служит основным элементом входного узла, что дает также некие «знаковые» намеки (подкова на двери, как символ счастья). Более глубокие ассоциации с историей культуры кабардинского народа здесь

прослеживаются и в орнаменте, который изображен не только на подкове, но на поясе-перемычке и на углах киоска. Мотивы, использованные автором, заимствованы из орнаментальных вышивок на национальных костюмах. Некую аналогию несут цвет орнамента и фон (подкова, пояс-перемычка и угловые пилястры). Двенадцать звездочек и три стрелы золотистого цвета на зеленом фоне - флаг адыгов.

Стоит выразить большое сожаление о том, что данный проект не реализован как форма, символизирующая культуру города и населяющих его народов, архитектура, которая у жителей и гостей могла ассоциироваться с Нальчиком. Газетные киоски, заполнившие центральные улицы и общественные центры города ни чем не отличаются от тех, которые построены во многих других городах - либо остатки типовых призм, либо аналоги так называемых «современных» форм, восьмиугольные стеклянные «стаканы», что рождает скуку и однообразие в городской среде.

Рис.4. - Проект газетного киоска в г.Нальчике. Архитектор А. Елеев - 2005 г.

Символ города - подкова, в виде объёмно-пространственной композиции, может иметь также значение информационного носителя в современной архитектурной среде согласно [10].

История города и народов, населяющих республику очень богата и разнообразна. И думаю, что архитектурное сообщество должно чаще привносить национальные мотивы, в ногу со временем, в создаваемые ими проекты. В данной статье рассмотрен только один из «знаковых» элементов -подкова, который в рассмотренных примерах имел значение художественного образа. Хотя связь очевидна - форма подковы схожа с формой арки, и можно было выявить данную форму как тектоническую основу зданий. Попытки молодых архитекторов влиться в струю современных форм, которыми заполнены сайты лидеров мировой архитектуры, похвальны, но они не принесут для провинциального города ожидаемого успеха - не то финансирование и не те заказчики. Пожалуй, и копия не несет той индивидуальности, которая прослеживается в некоторых уголках Нальчика. Природный ландшафт, окружающая среда и культура наций, послужат возникновению стиля, который должен создать городу неповторимый и близкий сердцу образ жителям и гостям города - образ города со своим «Я», города-курорта Нальчика.

Литература

1. Межрегиональное обозрение «100 наций». Ростов-на - Дону, 2007. №9. С. 10-15.

2. М.А. Котлярова, В.Н. Котляров. Неповторимый Нальчик. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровы. 2010. С. 8-11.

3. М.А. Котлярова, В.Н. Котляров. Заповедная страна: Кабардино-Балкария. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровы. 2010, 212 с.

4. В.В. Федоров. Символизм архитектурных пространств: Автореф. дис. доктора культурол. наук. - Москва, 2000. С. 6-8.

5. Finke R.A. Shepard R.N. Visual functions of mental imagery// Handbook of perception and human performance. Vol.11. N.Y.: Wiley, 1986. pp. 37-55.

6. А.А. Заиченко, К.А. Степанян, Н.А. Устич. Символизм в архитектуре // Успехи современного естествознания. 2013, № 8 . С. 79-82.

7. И. А. Москаленко. Стилистические особенности эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX - XX веков. // Инженерный вестник Дона, 2013, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/ n2y2013/1680.

8. А. В. Иконников. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986, 215 с.

9. Jencks Ch. 13 Propositions of Post Modern Architecture // Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture. Chichester, 1997, pp. 131-132.

10. Д.А. Гвоздь, А.В. Скопинцев. Формирование «ориентационного каркаса» в архитектурной среде университетских комплексов // Инженерный вестник Дона, 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2460.

References

1. Mezhregional'noye obozreniye «100 natsiy». Rostov - na -Donu, 2007, №9.

P. 10-15.

2. M.A. Kotlyarova, V.N. Kotlyarov. Nepovtorimyy Nal'chik [Unique

Nalchik]. Nal'chik: Izdatel'stvo M. i V. Kotlyarovy. 2010. P. 8-11.

3. M.A. Kotlyarova, V.N. Kotlyarov. Zapovednaya strana: Kabardino -

Balkariya [Sacred Land: Kabardino-Balkaria]. Nal'chik: Izdatel'stvo M. i V.

Kotlyarovy. 2010, 212 p.

4. V.V. Fedorov. Simvolizm arkhitekturnykh prostranstv [The symbolism of

architectural spaces]: Avtoref. dis. doktora kul'turol. nauk. Moskva, 2000. P. 68.

N Инженерный вестник Дона, №4 (2014) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2014/2696

5. Finke R.A. Shepard R.N. Visual functions of mental imagery// Handbook of perception and human performance. Vol.11. N.Y.: Wiley, 1986. pp. 37-55.

6. A.A. Zaichenko, K.A. Stepanyan, N.A. Ustich. Uspekhi sovremennogo yestestvoznaniya. 2013. №8. P. 79-82.

7. I.A. Moskalenko. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1680.

8. A. V. Ikonnikov. Funktsiya, forma, obraz v arkhitekture. [Function, form, image architecture] M.: Stroyizdat, 1986, 215 p..

9. Jencks Ch. Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture. Chichester, 1997, pp. 131-132.

10. D.A. Gvozd', A.V. Skopintsev. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2460.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.