будет постоянным, соответственно, обучение с использованием мобильных приложений, с применением гаджетов, которые всегда под рукой у нынешних учеников и учителей, является хорошей перспективой повышения качества и интенсивности обучения, поэтому приложения quizlet, learningapps, kahoot, popplet могут быть использованы на уроках иностранного языка. Использование мобильных приложений во время уроков помогает ученикам снизить эмоциональное напряжение, снять усталость, у них повышается интерес, наблюдается положительный настрой.
Список литературы
1. Дендев Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред. Б. Дендева. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - С. 320.
2. Думачев Л.Л., Смолина Л.В. использование мобильных приложений для развития иноязычных лексических навыков обучающихся в неязыковом вузе // Международный студенческий научный вестник. - № 1. - 2017.
3. Канцур А.Г., Мосина М.А. Потенциал сервиса LearningApps.org в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве одного и иностранного языков: Матер. V Междунар. науч.-практ. конф. -Пермь: Изд-во Перм. политех. ун-та, 2013. - С. 63-69.
4. Проничева Ю.В. Интеграция мобильных приложений в процесс обучения иностранному (английскому) языку: преимущества, недостатки, перспективы развития: статья // [Без названия сборника]. - [Без места издания], 2014.
5. Самохина Н.В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-3. - С. 591-595.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 29.12.2014. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/55170507/
ПОДКАСТЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Канцур Анна Германовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Мазунина Елизавета Андреевна
студентка гр. 741/2 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: mazunina. liza@yandex. ru
PODCASTS AT THE ENGLISH LESSONS AS A MEAN OF CREATING THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Anna Kantsur, Ph.D Associate Professor, Methods of Teaching Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Elizaveta Mazunina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741\2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: mazunina. liza@yandex. ru
Аннотация: рассмотрены понятия «информационно-образовательная среда», «подкастинг», проведен краткий обзор видов подкастов, их преимуществ и использования для развития иноязычных умений аудирования, чтения, письма и говорения; продемонстрированы наиболее популярные ресурсы и их особенности.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, подкасты, методы обучения английскому языку, аудирование, веб-ресурсы.
Abstract: the publication covers the topic of podcasts in English class. This article discusses the concept of "information-educational environment", "podcasting", provides a brief overview of the types of podcasts, their advantages and use to develop skills for listening, reading, writing and speaking. Also the most popular resources and their features are demonstrated.
Key words: informational-educational environment, podcasts, methods of teaching English, listening, web-resources.
Современные дети относятся к поколению «цифровых аборигенов» и проводят большую часть своего свободного времени в Интернете, поэтому трудно представить процесс обучения без использования каких-либо информационных технологий и веб-ресурсов. Глобальная Сеть создает условия для получения любой необходимой информации как учениками, так и учителем в любой точке планеты (страноведческий материал, статьи из газет и журналов, новости современного мира и т. п.).
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, т. е. учителю нужно выбрать такие методы и приемы, чтобы каждый ученик смог проявить себя в процессе обучения иностранному языку. Веб-ресурсы помогают осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают дифференциацию обучения с учетом способностей, склонностей и уровня учащихся.
В рамках данной статьи нам представляется целесообразным изучить технологию подкастинга. Эта технология имеет определенные преимущества, так как современные ученики проводят около одиннадцати часов в Интернете,
подкасты могут их заинтересовать как еще одна возможность использования Сети. Это и привело нас к включению современных подкастов в урок.
В соответствии с ФГОС, основная общеобразовательная программа общего образования должна обеспечиваться современной информационно -образовательной средой. В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации сформулировано определение термина: «Информационная среда - это совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно -методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах» [2, ^ 101].
Обучение иностранному языку было трудно представить без помещения ученика в естественную языковую среду. Но с появлением новой информационно-образовательной среды появляется возможность обучаться вне этой языковой среды, так как современные технологии (Интернет, видеоконференции, электронная почта и др.) способны организовать общение с носителями языка без непосредственного контакта [3, ^ 96]. Так как дидактический потенциал информационных технологий и методика их применения для целей обучения иностранному языку еще недостаточно изучены, мы остановили свой выбор на технологии подкастинга, которая помогла нам создать условия для формирования информационно -образовательной среды (ИОС).
Подкастинг - одна из технологий Веб 2.0, которая представляет собой особый формат аудио- и видеопередач, публикуемых в Интернете. Подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи в удобное для пользователя время [4].
Главной целью подкастов является мотивация обучающихся к изучению новых слов и выражений, которые обычно используются в общении. Они предоставляют обучающимся ценные возможности для развития умений разговорной речи в улучшенной среде, которая способствует совместному и автономному обучению. Все больше учителей предпочитают использовать подкастинг в процессе преподавания, поскольку это стимулирует обучение с помощью креативных технологий и открытых линий коммуникации. В связи с этим выявлены преимущества подкастинга [1, ^ 30]:
• доступность,
• архив уроков,
• обновления,
• непрерывное изучение,
• творческое обучение [1, ^ 30].
Существует огромное множество вариантов использования подкастов на уроке английского языка для развития всех видов речевой деятельности. Безусловно, аудирование и говорение намного легче организовать при помощи подкастов, но с их помощью можно создавать условия и для развития умений чтения и письма.
Во-первых, подкасты - отличный ресурс для аудирования (listening comprehension). Большинство подкастов, направленных на изучение английского языка, содержит список слов (vocabulary list) и вопросы на аудирование с пониманием основного смысла (listening for gist), преподавателям остается только составить задания на аудирование с полным пониманием текста (listening for detail).
Во-вторых, подкасты используются для развития умений иноязычного письма. На основе прослушанной аудиозаписи обучающимся может быть предложено написать сочинение, выражающее свое мнение об услышанном (opinion essay), используя информацию, данную в подкасте. Сочинение «за и против» (for and against essay) также является одним из вариантов развития письма при помощи подкастов, в котором обучающиеся могут воспользоваться аргументами, приведенными в аудиозаписи. При помощи сочинения-описания (descriptive essay) ученикам может быть предложено описать то, что они услышали.
В-третьих, подкасты - отличный способ улучшить навыки иноязычного чтения. Одним из способов может стать чтение вместе с диктором под аудиозапись. Таким образом, ученики будут легче распознавать слова, если они уже слышали его от носителя языка.
В-четвертых, подкасты хорошо подходят для улучшения умений иноязычного говорения. После изучения определенной темы можно дать обучающимся задание составить двухминутный монолог (minutes talk) и записать аудиофайл. Студенты могут записать свой собственный подкаст также на диктофон в телефоне или в режиме онлайн. Задания могут быть любыми: монолог (talk) по изученной теме, пересказ или анализ текста, составление собственной истории, диалога, интервью, дебатов, радиопрограммы, аудиогида.
Сайт BBC Learning English (http://www.bbc.co.uk/learningenglish) является одним из лучших сайтов, в котором работа с видеоподкастами удобно организована. Каждый преподаватель может использовать видеоподкасты и задания с этого сайта для своих уроков, так как они разделены не только по уровням владения языком, но и по грамматическим и лексическим темам. Присутствует такая рубрика, как 6 minute English со скриптами, объяснениями слов и выражений и ссылками на статьи по теме. Новый подкаст появляется каждую неделю. В поисках подходящей темы можно посмотреть разделы People and Places, Entertainment, London Life, Weekender в архивах BBC Learning English.
British council (https://learnenglish.britishcouncil.org/) является одним из наилучших веб-ресурсов для изучения английского языка. В отличие от BBC Learning English, где находятся только видеоподкасты, на данном сайте представлены аудиоподкасты и задания к ним. Хорошо структурированные задания и пояснения к ним помогают изучающим английский язык, в особенности школьникам, выполнять задания без особых трудностей. Также
British Council предоставляет подкасты и для бизнес-английского на такие темы, как writing CV, public relations, trend analysis.
Сайт Listen in English (https://listeninenglish.com/) является самым разнообразным, самым большим и самым интересным сайтом с подкастами. Здесь представлены видеоподкасты, разделенные на типы, в зависимости от желания пользователя можно выбрать новостные видеоподкасты, вырезки из сериалов, записи премий, таких как «Оскар», академические видео. Подкасты разделены на уровни владения языком, от легкого до сложного, по типу акцента и по длительности подкаста. Учителя могут сделать уроки разнообразными и увлекательными с помощью вырезок из сериалов.
Daily ESL (https://www.dailyesl.com/) - отличный сайт для тренировки аудирования, так как здесь представлены только аудиоподкасты. Темы не так разнообразны, как на предыдущих сайтах, но охватывают базовые части программ, поэтому каждый преподаватель сможет найти здесь подходящий подкаст. Стоит отметить, что каждый подкаст включает задания на говорение, что, несомненно, является одним из его достоинств.
В заключение необходимо сказать, что подкаст является одним из наиболее увлекательных обучающих инструментов для формирования информационно-образовательной среды, которая обладает неоценимым преимуществом аутентичности. Подкасты разнообразны и вариативны, что обеспечивает учет интересов обучающихся при организации урока.
Список литературы
1. Мусина А.А., Шкилев Р.Е. Преимущества использования подкастов при обучении английскому языку учащихся старших классов // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2019. - № 1. - С. 29-32.
2. Наливалкин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. - 2012. - № 1. - С. 101-103.
3. Обдалова О.А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях // Язык и культура. - 2009. - № 3. - С. 93-103.
4. Сысоев П.В. Информационно-коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. - М. : Либроком, 2013. - 262 с.