Научная статья на тему 'Подходы России и стран Запада к оценке событий Евромайдана на Украине (2013-2014 гг. )'

Подходы России и стран Запада к оценке событий Евромайдана на Украине (2013-2014 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
860
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / UKRAINE / РОССИЯ / RUSSIA / США / USA / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЕВРОМАЙДАН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / COUP D'éTAT / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / UKRAINIAN CRISIS / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / ДИПЛОМАТИЯ / DIPLOMACY / "EUROMAIDAN"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Данюк Никита Сергеевич, Семибратов Евгений Викторович

В статье авторы анализируют события антиконституционного государственного переворота (Евромайдана), которые стали началом украинского кризиса и привели к серьезной трансформации системы региональной безопасности в Европе. На основе изученного фактического материала авторы сравнивают позиции России и стран Западачастности, США и Европейского союза), а также выявляют различия в подходахсторон к кризисным событиям на Украине 2013-2014 гг. В ходе проведённого исследования сделаны выводы, позволяющие понять суть тех событий, которые привели к острому кризису в отношениях между Россией и Западом со времен окончания холодной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches of Russia and the Western nations to appraisal of the Ukraine crisis events (2013-2014)

In the article, the authors analyse events of anti-presidential coup d’état (the so-called "Euromaidan") which entailed the considerable human victims in the territory of the Ukraine and led to serious transformation of regional security system in Europe. On the basis of the studied actual material, the authors compare positions of Russia and the Western nations (in particular the USA and the European Union) and also reveal differences in approaches of the parts to crisis events in the Ukraine in 2013-2014. During the conducted research, conclusions which allow understanding disadvantage of those events for Russia are drawn and that has led to the most acute crisis in the relations between Russia and the West since the end of "Cold War".

Текст научной работы на тему «Подходы России и стран Запада к оценке событий Евромайдана на Украине (2013-2014 гг. )»

УДК 327(477+470)

Данюк Никита Сергеевич

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН

danyuk@isip.su

Семибратов Евгений Викторович

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН

e-semibratov@mail.ru

ПОДХОДЫ РОССИИ И СТРАН ЗАПАДА К ОЦЕНКЕ СОБЫТИЙ ЕВРОМАЙДАНА НА УКРАИНЕ (2013-2014 ГГ.)

В статье авторы анализируют события антиконституционного государственного переворота (Евромайдана), которые стали началом украинского кризиса и привели к серьезной трансформации системы региональной безопасности в Европе. На основе изученного фактического материала авторы сравнивают позиции России и стран Запада (в частности, США и Европейского союза), а также выявляют различия в подходахсторон к кризисным событиям на Украине 2013-2014 гг. В ходе проведённого исследования сделаны выводы, позволяющие понять суть тех событий, которые привели к острому кризису в отношениях между Россией и Западом со времен окончания холодной войны.

Ключевые слова: Украина, Россия, США, Европейский союз, Евромайдан, государственный переворот, украинский кризис, внешняя политика, международные отношения, дипломатия.

Последствия антиконституционного государственного переворота на Украине (Евромайдана) привели к смене приоритетов во внешней политике как России, так и стран Запада, стали поводом для резкого снижения уровня их экономической кооперации и политического взаимодействия. Обострение накопившихся противоречий привело к тому, что Российская Федерация и страны НАТО с 2014 г. по настоящее время переживают самый сложный (кризисный) период в отношениях со времен крушения биполярной системы.

С начала 90-х гг. Россия всегда выделяла пространство СНГ в качестве особо значимой зоны для обеспечения своих национальных интересов. Такой тезис можно найти во всех модификациях документов концептуального и стратегического характера, касающихся внешней политики российского государства [3; 4; 5]. При этом особая роль на постсоветском пространстве была отведена именно Украине. Так, например, в редакции Концепции внешней политики от 2013 г. она была названа стратегическим партнером. Россия всегда уделяла повышенное внимание развитию двухсторонних отношений для полноформатного подключения украинского государства к интеграционным процессам с целью формирования единого евразийского экономического пространства. Кроме того, после развала СССР позиции России в Черноморском регионе значительно ослабли, военная инфраструктура, а также силы военно-морского флота были разделены, стратегически важные порты на Черном море, включая главную базу ЧВМФ в г. Севастополе, оказались на территории украинского государства. Эти обстоятельства повышали роль Украины в системе внешнеполитических приоритетов Российской Федерации.

Страны Европейского союза, в свою очередь, были заинтересованы в расширении своего экономического присутствия и усиления политического

влияния на постсоветском пространстве. Украина должна была стать одним из главных форпостов для реализации этих процессов. Еще со времен президента Л. Д. Кучмы был дан старт так называемому европроцессу: в 1998 г. была принята Стратегия интеграции Украины в ЕС [12], а в 2000 г. стороны разработали Программу интеграции ЕС [13]. В 2004 г. была принята «Стратегия экономического и социального развития Украины на период 20042015 гг. По пути европейской интеграции» [19].

Предполагалось, что результаты этой деятельности отразятся на качественном продвижении переговорного процесса между Киевом и евроатлан-тическими структурами с перспективой вхождения Украины в их состав.

По состоянию на 2013 г. украинские власти стояли перед важным геополитическим и геоэкономическим выбором между российским интеграционным проектом Таможенного союза (далее ТС), заложившим на настоящий момент основу функционирования ЕАЭС, либо дальнейшим сближением с Европейским союзом. В мае 2013 г. Украина получила статус наблюдателя в ТС [22], в тоже время подготовка соглашения об ассоциации с ЕС продолжалась. При этом необходимо отметить, что Киев фактически не принимал участия в подготовке данного документа, и украинские чиновники смогли ознакомиться с ним только в середине 2013 г., когда российская сторона предоставила им переведенный с английского языка на русский проект соглашения [2].

В ноябре 2013 г. на саммите в Вильнюсе, который, по мнению президента ПАСЕ Жана-Клода Миньона, должен был стать «историческим», планировалось подписание ассоциации между Украиной и ЕС [16]. В документе в первую очередь предусматривалось: постепенное снятие таможенных барьеров между Украиной и Европейским союзом, адаптацию украинских товаропроизводителей под европейские стандарты, либерализацию миграци-

74

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

© Данюк Н.С., Семибратов Е.В., 2018

онного режима и т. д. [21]. По оценке доктора экономических наук, академика РАН, советника президента России по вопросам евразийской интеграции С.Ю. Глазьева, последствия заключения и реализации положений указанного соглашения несли негативные последствия для экономики Украины, а также создавали трудности российско-украинским торгово-экономическим отношениям [17].

В дальнейшем «лавирование» Украины между двумя интеграционными проектами оказалось бесперспективным: отсутствие ясной позиции у Киева по данному вопросу фактически привело к столкновению европейского и российского интеграционных проектов, что заведомо означало выбор какой-то одной стороны в ущерб развитию отношений с другими партнерами.

Решение В.Ф. Януковича отложить подписание соглашения об евроассоциации в ноябре 2013 г. привело к тому, что общественное мнение, разделившееся примерно пополам в вопросе сближения Украины с ЕС или с Таможенным союзом, оказалось дезориентированным. Сторонники, надеявшиеся на скорую ассоциацию с Европейским союзом, восприняли этот шаг как угрозу «европейскому выбору».

Запад не скрывал негодования в связи с решением В.Ф. Януковича приостановить процесс евроинтеграции. В принятой Европарламентом резолюции, посвященной итогам вильнюсского саммита «Восточного партнёрства», было выражено сожаление из-за решения отложить на неопределённый срок процедуру подписания соглашения о евроассоциации [24].

На этом фоне при полной поддержке со стороны Запада протестные массы, в особенности молодежь, вышли на бессрочный митинг, названный СМИ Евромайданом. С самого начала антиправительственных акций ЕС и США встали на сторону протестующих, стали оказывать давление на власть. Так, вице-президент США Дж. Байден неоднократно совершал телефонные звонки главе украинского государства В.Ф. Януковичу, в которых призывал воздержаться от применения силы против демонстрантов; зону антигосударственного протеста посетили заместитель госсекретаря В. Ну-ланд, сенатор Дж. Маккейн, министр иностранных дел Германии Г. Вестервелле, а также президент Литвы Грибаускайте и другие. Общее несогласие стран ЕС с политикой украинского правительства в ходе Евромайдана нашло свое документальное подтверждение в резолюции Европарламента от 12 декабря 2013 г., в которой евродепутаты призвали власти Украины пойти на «переговоры с протестующими, чтобы избежать эскалации насилия и дестабилизации в стране» [24].

Позиция Москвы характеризовалась невмешательством во внутренние дела суверенного украинского государства. При этом российское руководство

указывало на ключевую роль внешних сил в развитии протестных акций на Украине. Президент России В.В. Путин 2 декабря 2013 г. отметил, что события готовились к предстоящим в этой стране президентским выборам [14]. Затем министр иностранных дел С.В. Лавров подчеркнул, что ситуация была «срежиссирована и готовилась давно» [7].

На фоне эскалации ситуации на Украине и попыток извне ускорить дестабилизацию общественно-политической обстановки в стране Москва решила конкретными шагами поддержать украинское руководство.

17 декабря 2013 г. в Кремле состоялась встреча президентов России и Украины, в рамках которой был подписан целый ряд соглашений в области торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. В частности, речь шла о снижении цены на российский газ для Киева с более чем 400 до 268,5 долл. за тысячу кубометров [18]. Однако наиболее значимым стало решение российской стороны взять на себя обязательства по размещению 15 млрд евро в украинских евробондах [11]. Объем предложенной Россией поддержки свидетельствовал о том, что Москва была крайне обеспокоена ростом напряжённости на Украине и видела в нем прямую угрозу своим национальным интересам. По словам помощника президента России А.Р. Бе-лоусова, ситуация складывалась таким образом, что без предоставления кредита Киев «просто не был бы способен поддерживать экономическую стабильность» [21].

В январе 2014 г. противостояние усилилось, что подтолкнуло украинское руководство ужесточить уголовную и административную ответственность за организацию и участие в несанкционированных митингах. Так появился пакет законов от 16 января 2014 г. Это привело к очередной активизации западных политических лидеров, которые усилили давление на действующую украинскую власть.

Совет Европы дал негативную оценку принятым законам, отметив, что: «... многие нормы не соответствуют Европейской конвенции по правам человека. Законы должны быть либо отменены, либо приостановлены в действии» [11]. Сожаление в связи с их принятием также выразил вице-президент США Дж. Байден [25].

Противостояние на Украине оказывало прямое влияние на повестку состоявшегося 28 января 2014 г. в Брюсселе саммита Россия - ЕС. По инициативе европейской стороны двухдневный формат мероприятия был сокращен до однодневной дискуссии, посвященной украинскому кризису. В ходе встречи состоялся обмен мнениями, в рамках которого председатель Европейского совета Х. Ван Ромпей, следуя в русле логики давления на власти страны, возложил ответственность за конфликт на украинское руководство: «Власти Украины несут особую ответственность в этой связи» [15].

Иную позицию выразил президент России В.В. Путин. Он заявил о приверженности к неприменению насилия, отметив отсутствие со стороны западных представителей какого-либо осуждения лиц, участвующих в массовых беспорядках: «Применение силы - это всегда крайняя мера. И призывая украинское правительство и президента Яну-ковича действовать цивилизованными методами, мы должны обратить внимание и на его политических противников, призвать и их тоже придерживаться методов цивилизованной политической борьбы» [15]. Таким образом, Москва призывала к оценке не только шагов действующей власти, которые со стороны Запада получали лишь негативные отклики, но и участия оппозиционных сил в дестабилизации ситуации на Украине.

Оказавшись под серьезным давлением, В.Ф. Янукович старался найти выход из политического кризиса и согласился пойти на компромисс с оппозицией: 28 января в отставку было отправлено правительство Н.Я. Азарова, его пост президент предложил главе крупнейшей оппозиционной фракции «Батькивщина» А. Яценюку, а пост вице-премьера - лидеру партии «УДАР» В.В. Кличко. Лидеры оппозиции от подобной сделки отказались.

Резкая дестабилизация ситуации началась 18 февраля 2014 г. Как позже отмечал В.Ф. Януко-вич, именно в тот день представители оппозиции организовали «мирное наступление» на здание Верховной рады. На деле радикальные силы захватывали правительственные здания и объекты гражданской инфраструктуры, жгли автомобильные покрышки, забрасывали полицию камнями и бутылками с зажигательной смесью [8].

Страны Запада сохраняли молчание, несмотря на агрессивные действия со стороны оппозиционных формирований. В этих условиях МИД России опубликовал следующее заявление: «Российская сторона требует, чтобы лидеры "площади" остановили кровопролитие в своей стране, незамедлительно возобновили диалог с законной властью без угроз и ультиматумов» [6].

Президент В.Ф. Янукович потерял контроль над ситуацией. Вечером 19 февраля 2014 года он договорился с лидерами оппозиции о начале перемирия: стороны обязались воздерживаться от агрессивных действий.

По мнению российской стороны, власти Украины проявляли недостаточную решительность в противодействии незаконным действиям оппозиции. 20 февраля 2014 г. премьер-министр России Д. А. Медведев заявил: власть должна «.. .защитить людей, защитить правоохранительные структуры, которые стоят на страже государственных интересов и защищают тех же самых людей» [5]. Москва не отказывалась от контактов с правительством В.Ф. Януковича, которых на тот момент уже негласно старались избегать многие страны.

21 февраля президент В.Ф. Янукович вновь встретился с лидерами оппозиции - А.П. Яце-нюком, В.В. Кличко, О.Я. Тягнибоком. Германия, Франция и Польша выступили гарантами соглашения, тем самым взяв на себя политическую ответственность за реализацию достигнутых договорённостей мирным путем. Спецпредставитель России В.П. Лукин отказался от подписания документа. В Москве предполагали, что свержение В.Ф. Яну-ковича может привести к тяжелым последствиям для украинской государственности. Отметим, что за несколько дней до государственного переворота начали происходить массовые митинги противников евроинтеграции Украины в Крыму, в южных и восточных областях страны. Украинское государство стояло на грани раскола.

Украинский президент при посредничестве трех европейских держав согласился с требованиями представителей оппозиции на проведение досрочных президентских выборов и значительное ограничение полномочий президента, что было ранее предусмотрено Конституцией 2004 г. Наиболее спорным пунктом соглашения стало обязательство государственной власти вывести силовые подразделения из Киева [7]. Заключённое между сторонами соглашение фактически означало капитуляцию действующей украинской власти, которая самоустранялась от разрешения кризисной ситуации. Этот шаг лишил В. Ф. Януковича силовой защиты от оппозиционных радикальных формирований, которые в результате массового захвата складов вооружений, областных управлений МВД и СБУ в западной части страны получили большое количество летального вооружения.

Украинские националистические группировки, так называемая «пехота Евромайдана», спустя несколько часов после подписания соглашения о мирном урегулировании начали штурм правительственного квартала и администрации президента на Банковой улице в центре Киева. В.Ф. Янукович из-за угрозы собственной жизни был вынужден покинуть столицу и выехать на восток страны. Таким образом, при поддержке извне фактически состоялся вооруженный захват власти - антиконституционный государственный переворот.

Сразу после переворота страны Европы и США фактически сразу признали новое правительство Украины, в котором и. о. президента стал А. Тур-чинов, а премьер-министром А. Яценюк. Россия отказалась от признания нового руководства, поскольку считала его нелегитимным. Каких-либо шагов по предотвращению государственного переворота европейские держав - гаранты реализации соглашений между В.Ф. Януковичем и оппозицией не предприняли.

Из Киева для консультаций был отозван российский посол М. Зурабов. Российское руководство на тот момент было обеспокоено тем, что в форми-

ровании нового правительства Украины активное участие принимали страны Запада - в большей степени США и Германия. По данным «Белой книги» МИД РФ, В. Нулланд стала одной из ключевых фигур, принимавших решение о назначениях в «постмайданном» правительстве Украины [1]. Впоследствии в редакции 2015 г. Стратегии национальной безопасности России был включен пункт про ответственность США и стран Запада за события Евромайдана на Украине [20].

Президент В.Ф. Янукович до сих пор находится на территории Российской Федерации и отрицает все обвинения, которые выдвигают в его адрес новые власти Украины. Москва считает события, произошедшие в Киеве 21 февраля 2014 г., государственным переворотом. В декабре 2016 г. факт государственного переворота получил важное юридическое обоснование, а именно - решение суда. 27 декабря 2016 г. Дорогомиловский суд Москвы удовлетворил иск бывшего депутата Верховной рады Владимира Олейника, признав события февраля 2014 года на Украине государственным переворотом [7].

В ходе активной фазы событий Евромайдана зимой 2013-2014 гг. Россия и страны НАТО резко разошлись в интерпретации происходящих на Украине процессов.

Обратим внимание на принципиальное различие в российском и западном подходах к оценке происходящих на Украине «революционных» событий: страны Запада, следуя установкам на скорую «смену режима», напрямую обвиняли президента В.Ф. Януковича в создавшемся кризисе, Россия, в свою очередь, неоднократно отмечала многочисленные нарушения закона со стороны противников действующей власти - активистов Евромайдана, оказывая, таким образом, политическую поддержку официальному Киеву. Москва в отличие от западной стороны следовала обязательствам и неотъемлемым принципам международного права, не вмешиваясь в дела суверенного государства.

Таким образом, российская оценка в корне противоречила позиции западных держав, что, в частности, послужило поводом для ухудшения отношений между Россией, странами ЕС и США.

Большие различия в понимании истоков кризиса на Украине 2013-2014 гг. сделали малопродуктивным диалог между Москвой и западными столицами по вопросу взаимного преодоления политических противоречий.

Библиографический список

1. Белая книга нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине (ноябрь 2013 - март 2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. mid. ru/bdomp/Ns-dgpch. nsf/0/ 38fa8597760acc2144257ccf002beeb8/ (дата обращения: 10.11.2017).

2. Глазьев: Перевод соглашения об ассоциации с ЕС для Украины сделала Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/ news/1717988.html (дата обращения: 10.11.2017).

3. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_27822/ (дата обращения: 10.11.2017).

4. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 10.11.2017).

5. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/ asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 10.11.2017).

6. Медведев попросил Януковича не быть тряпкой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2014/02/20/medvedev/ (дата обращения: 10.11.2017).

7. МИД России назвал истерикой реакцию Запада на решение Киева по ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ world/20131214/984070400.html (дата обращения: 10.11.2017).

8. МИД России потребовал от украинской оппозиции возобновить диалог с законной властью без ультиматумов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/world/359532 (дата обращения: 10.11.2017).

9. Московский суд признал события февраля 2014 года на Украине переворотом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ world/20140221/996319889.html (дата обращения: 10.11.2017).

10. Письмо Януковича Путину [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/ ussr/article/361578-pismo-yanukovicha-putin (дата обращения: 10.11.2017).

11. Предварительна оценка Совета Европы законов 16 января - их нужно отменить или приостановить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/world/20131217/984720312.html (дата обращения: 10.11.2017).

12. Про затвердження Стратеги штеграцп Украши до Свропейського Союзу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/615/98 (дата обращения: 10.04.2017).

13. Програма штеграци Украши до Свропейського Союзу [Электронный ресурс]. - Ре-

жим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/ n0001100-00 (дата обращения: 10.04.2017).

14. Путин: акции в Киеве подготовлены извне, это не революция, а погром [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ politics/20131202/981344124.html (дата обращения: 10.11.2017).

15. Россия вложила в Украину $200 миллиардов за 20 лет, заявил Улюкаев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/ economy/20140519/1008370790.html (дата обращения: 10.11.2017).

16. Саммит в Вильнюсе будет носить исторический характер для Украины - президент ПАСЕ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.segodnya.ua/politics/pnews/Sammit-v-Vilnyuse-budet-nosit-istoricheskiy-harakter-dlya-Ukrainy-prezident-PASE-461715.html (дата обращения: 10.11.2017).

17. Сергей Глазьев пророчит Украине экономическую катастрофу [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/inotv/2013-09-20/ Sergej-Glazev-prorochit-Ukraine-ekonomicheskuyu (дата обращения: 10.11.2017).

18. Совместные документы, подписанные по итогам шестого заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/ supplement/1583 (дата обращения: 10.11.2017).

19. Стратегия економiчного и сощального роз-витку Украши (2004-2015 рош). Шляхом Евро-пейськой интеграци [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.lica.com.ua/b_text. php?type=3&id=200656&base=1%5D (дата обращения: 10.04.2017).

20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbod y=&prevDoc=102385609&backlink=1&&nd=10214 4301(дата обращения: 10.11.2017).

21. Украина договаривается с Россией о привлечении кредита на $15 млрд [ Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/837170 (дата обращения: 10.11.2017).

22. Янукович считает, что формула сотрудничества Киева с ТС «3+1» работает [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ economy/20130830/959669950.html (дата обращения: 10.11.2017).

23. Association agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Ukraine, of the other [Электронныйресурс]. - Режим доступа: parthttp://eeas.europa.eu/ukraine/docs/ association_agreement_ukraine_2014_en.pdf (дата обращения: 10.11.2017).

24. European Parliament resolution of 12 December 2013 on the outcome of the Vilnius Summit and the future of the Eastern Partnership, in particular as

regards Ukraine (2013/2983(RSP)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.europarl.europa. eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P7-TA-2013 -0595+0+DOC+XML+V0//EN (дата обращения: 10.11.2017).

25. Readout of Vice President Biden's Call with Ukrainian PresidentViktorYanukovych [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://obamawhitehouse. archives.gov/the-press-office/2013/12/09/readout-vice-president-bidens-call-ukrainian-president-viktor-yanukovych (дата обращения: 10.11.2017).

References

1. Belaya kniga narushenij prav cheloveka i principa verhovenstva prava na Ukraine (noyabr' 2013 - mart 2014) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/bdomp/Ns-dgpch. nsf/0/ 38fa8597760acc2144257ccf002beeb8/ (data obrashcheniya: 10.11.2017).

2. Glaz'ev: Perevod soglasheniya ob associacii s ES dlya Ukrainy sdelala Rossiya [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://regnum.ru/news/1717988. html (data obrashcheniya: 10.11.2017).

3. Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii: utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10 yanvarya 2000 goda № 24 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27822/ (data obrashcheniya: 10.11.2017).

4. Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii: utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii VV Putinym 30 noyabrya 2016 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (data obrashcheniya: 10.11.2017).

5. Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii: utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii VV. Putinym 12 fevralya 2013 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_ publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (data obrashcheniya: 10.11.2017).

6. Medvedev poprosil YAnukovicha ne byt' tryapkoj [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://lenta. ru/news/2014/02/20/medvedev/ (data obrashcheniya: 10.11.2017).

7. MID Rossii nazval isterikoj reakciyu Zapada na reshenie Kieva po ES [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/world/20131214/984070400. html (data obrashcheniya: 10.11.2017).

8. MID Rossii potreboval ot ukrainskoj oppozicii vozobnovit' dialog s zakonnoj vlast'yu bez ul'timatumov [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.interfax.ru/world/359532 (data obrashcheniya: 10.11.2017).

9. Moskovskij sud priznal sobytiya fevralya 2014 goda na Ukraine perevorotom

[EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// ria.ru/world/20140221/996319889.html (data

obrashcheniya: 10.11.2017).

10. Pis'mo YAnukovicha Putinu [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://russian.rt.com/ ussr/article/361578-pismo-yanukovicha-putin (data obrashcheniya: 10.11.2017).

11. Predvaritel'na ocenka Soveta Evropy zakonov 16 yanvarya - ih nuzhno otmenit' ili priostanovit' [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// ria.ru/world/20131217/984720312.html (data obrashcheniya: 10.11.2017).

12. Pro zatverdzhennya Strategiï integraciï Ukraïni do Gvropejs'kogo Soyuzu [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/615/98 (data obrashcheniya: 10.04.2017).

13. Programa integraciï Ukraïni do Gvropejs'kogo Soyuzu [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/n0001100-00 (data obrashcheniya: 10.04.2017).

14. Putin: akcii v Kieve podgotovleny izvne, ehto ne revolyuciya, a pogrom [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/politics/20131202/981344124. html (data obrashcheniya: 10.11.2017).

15. Rossiya vlozhila v Ukrainu $200 milliardov za 20 let, zayavil Ulyukaev [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// ria.ru/economy/20140519/1008370790.html (data obrashcheniya: 10.11.2017).

16. Sammit v Vil'nyuse budet nosit' istoricheskij harakter dlya Ukrainy - prezident PASE [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.segodnya. ua/politics/pnews/Sammit-v-Vilnyuse-budet-nosit-istoricheskiy-harakter-dlya-Ukrainy-prezident-PASE-461715.html (data obrashcheniya: 10.11.2017).

17. Sergej Glaz'ev prorochit Ukraine ehkonomicheskuyu katastrofu [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://russian.rt.com/ inotv/2013-09-20/Sergej-Glazev-prorochit-Ukraine-ekonomicheskuyu (data obrashcheniya: 10.11.2017).

18. Sovmestnye dokumenty, podpisannye po itogam shestogo zasedaniya Rossijsko-Ukrainskoj mezhgosudarstvennoj komissii [EHlektronnyj

resurs]. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/ supplement/1583 (data obrashcheniya: 10.11.2017).

19. Strategiya ekonomichnogo i social'nogo rozvitku Ukraini (2004-2015 roki). SHlyahom Evropejs'koj integracii [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.gov.lica.com.ua/b_ text.php?type=3&id=200656&base=1%5D (data obrashcheniya: 10.04.2017).

20. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDo c=102385609&backlink=1&&nd=102144301(data obrashcheniya: 10.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ukraina dogovarivaetsya s Rossiej o privlechenii kredita na $15 mlrd [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tass.ru/ekonomika/837170 (data obrashcheniya: 10.11.2017).

22. YAnukovich schitaet, chto formula sotrudnichestva Kieva s TS «3+1» rabotaet [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// ria.ru/economy/20130830/959669950.html (data obrashcheniya: 10.11.2017).

23. Association agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Ukraine, of the other [EHlektronnyjresurs]. - Rezhim dostupa: parthttp://eeas.europa.eu/ukraine/docs/ association_agreement_ukraine_2014_en.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2017).

24. European Parliament resolution of 12 December 2013 on the outcome of the Vilnius Summit and the future of the Eastern Partnership, in particular as regards Ukraine (2013/2983 (RSP)) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP// TEXT+TA+P7-TA-2013-0595+0+D0C+XML+V0// EN (data obrashcheniya: 10.11.2017).

25. Readout of Vice President Biden's Call with Ukrainian President Viktor Yanukovych [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://obamawhitehouse. archives.gov/the-press-office/2013/12/09/readout-vice-president-bidens-call-ukrainian-president-viktor-yanukovych (data obrashcheniya: 10.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.