Научная статья на тему 'Подходы к выбору стратегии распределения продукции на машиностроительном предприятии'

Подходы к выбору стратегии распределения продукции на машиностроительном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / МОДЕЛИ СТРАТЕГИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / DISTRIBUTION STRATEGY / DISTRIBUTION STRATEGY MODELS / APPROACHES TO THE FORMATION OF THE DISTRIBUTION STRATEGY / LOGISTICS DISTRIBUTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыбина Ю. В., Гильц Н. Е.

Представлены подходы, оказывающие влияние на выбор и формирование стратегии распределения продукции промышленно-бытового назначения. Сформированы основные модели и варианты стратегий распределения на машиностроительном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE FORMATION OF THE PRODUCT DISTRIBUTION STRATEGY

The article presents the approaches that influence the selection and the formation of the distribution strategy of production of industrial and domestic purposes. The basic model and variants of distribution strategies at an engineering company are formed.

Текст научной работы на тему «Подходы к выбору стратегии распределения продукции на машиностроительном предприятии»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

что требует выявления тенденций развития рынка интеллектуальной собственности и его конъюнктуры.

Принцип измеримости определяет необходимость выражения оценки стоимости объекта интеллектуальной собственности (ОИС) и определение экономического эффекта от использования данного объекта.

Принцип приоритетности прав создателя ОИС направлен на стимулирование создателя ОИС к интеллектуальной деятельности и означает необходимость соблюдения интересов всех субъектов рынка интеллектуальной собственности.

Принцип приоритетности социально-экономического развития означает необходимость распространения знаний и технологий для инновационного развития отраслей и предприятий страны, экономического, социального и культурного развития общества, решения глобальных проблем человечества.

Совокупность этих принципов образует сложную систему логически связанных и взаимодополняющих элементов, ориентированную на создание информационной основы для анализа.

Рассматриваемая многоуровневая схема патентной логистической системы направлена на оперативное доведение до разработчиков информации о последних технических новинках и сокращение ими срока разработки конкурентоспособных технологий и технических средств, крайне необходимых отечественной экономике [1].

Развитие патентной логистической системы позволит:

- создать условия для интеграции разработчиков технологий, бизнеса и государства, стимулируя продажу и покупку лицензий на рынке интеллектуальной собственности;

- сформировать инфраструктуру, обеспечивающую всестороннюю поддержку основных участников инновационной деятельности на всех этапах жизненного цикла инновации;

- активно вводить в хозяйственный оборот перспективные объекты интеллектуальной собственности;

- эффективно использовать в хозяйственной деятельности предприятий новые технологии.

Библиографическая ссылка

1. Смирнов Ю. Г. Логистика патентно-информационных ресурсов : моногр. М. : ИНИЦ «Патент», 2006.

Referance

1. Smirnov Yu. G. Logistika of the patent and information resources : monograph. M. : Patent, 2006.

© Ермакова Э. Э., 2016

УДК 385

ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ СТРАТЕГИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Ю. В. Зыбина, Н. Е. Гильц

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Представлены подходы, оказывающие влияние на выбор и формирование стратегии распределения продукции промышленно-бытового назначения. Сформированы основные модели и варианты стратегий распределения на машиностроительном предприятии.

Ключевые слова: стратегия распределения, модели стратегии распределения, подходы к формированию стратегии распределения, логистическая система распределения.

FACTORS AFFECTING THE FORMATION OF THE PRODUCT DISTRIBUTION STRATEGY

Y. V. Zybina, N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article presents the approaches that influence the selection and the formation of the distribution strategy of production of industrial and domestic purposes. The basic model and variants of distribution strategies at an engineering company are formed.

Keywords: distribution strategy, distribution strategy models, approaches to the formation of the distribution strategy, logistics distribution system.

Логистика и управление цепями поставог^на предприятии

В условиях нестабильной экономической ситуации, которая сложилась в нашей стране на данный момент, а также в связи со снижением объемов отгруженной продукции промышленно-бытового назначения, произведенной машиностроительными предприятиями, становится необходимым обеспечение внутренней устойчивости этих предприятий. А это возможно, в основном, за счет интеграции системы распределения готовой продукции и применения логистического подхода к управлению промышленными предприятиями.

Стратегия распределения продукции включает разработку планово-управленческих решений о типе канала распределения, его структуре, масштабе, интенсивности, модификации, контроле и эффективности. Управление распределением - это комплекс решений по выбору канала сбыта, их сочетанию с учетом намеченных целей бизнеса [2].

Главным стратегическим решением на предприятии является выбор канала сбыта товаров, который определяет конечный результат всех усилий предприятия, которые, в свою очередь, направлены на развитие производства и получение прибыли. Также выбор канала сбыта значительно повышает шансы предприятия в конкурентной борьбе, в определенной мере обеспечивает безопасность предпринимательской деятельности товаропроизводителя за счет перераспределения риска по сбыту продукции, помогает определить место товара на рынке и установить стабильные отношения с потребителями.

Представление о формирующейся при этом стратегии распределения и принимаемых для ее реализации управленческих решениях полностью дает общая характеристика каналов распределения [4]. Структура и участники распределительного комплекса на предприятии представлены на рисунке.

Современные промышленные предприятия могут иметь как первую модель политики распределения,

так и вторую. Как правило, многие предприятия идут по пути реализации первой модели, так как не согласны отказываться от многих функций сбыта и расходов, а соответственно, и от определенной доли контроля над каналами сбыта и контактов с потребителями [5].

От того, насколько правильно организована логистическая система распределения машиностроительного предприятия, зависят конкурентоспособность и финансово-экономическое состояние предприятия.

Помимо всего прочего, логистический подход к системе распределения машиностроительного предприятия позволяет рационализировать движение материального и сопутствующих ему информационного, финансового, трудового и сервисного потоков на основе проведения комплексного анализа системы распределения предприятия и разработки ее усовершенствованной модели, а также способствует снижению финансовых и временных затрат предприятия и улучшению качества обслуживания конечных потребителей.

Существуют также и другие подходы к формированию стратегии распределения продукции. В таблице представлены пять базовых стратегий распределения продукции, предлагаемых консалтинговой компанией МсЮшеу. Данный подход базируется на том, что предприятие должно выбирать определенную стратегию распределения в зависимости от ситуации на рынке и своих возможностей [1].

Опираясь на общие оценки применения логистических принципов в деятельности промышленных предприятий, можно сделать вывод, что машиностроительные предприятия, как и многие другие, используют логистические принципы и методы в своей деятельности неполностью, в основном опираясь на традиционный подход [3].

Модели стратегии распределения на предприятии: структура уровни, участники

Решетневс^ие чтения. 2016

Варианты стратегий распределения продукции на предприятии

Стратегия Содержание Достоинства Недостатки

Стратегия «открытых дверей» Посредники или конечные покупатели самостоятельно обращаются за товаром к производителю Низкие затраты на реализацию Недостаточный контроль над ценами и региональными затратами; очень малая информация о рынке

Сбыт через оптовую торговлю Товар доставляется покупателю через систему посредников Умеренные затраты на реализацию Высокие наценки посредников; ограниченный контроль над территориальным охватом

Прямые продажи розничной торговле Продажа товара торговыми агентами предприятия розничной торговле Сильный контроль над ценами; получение информации о рынке; исключение наценки оптовика; эффективность стратегии «проталкивания» продукции через торговых агентов Высокие затраты на реализацию

Собственные магазины Сбыт осуществляется через сеть магазинов предприятия Исключительно сильный контроль над ценами; информация о рынке; исключение наценки оптовиков и комиссионных торговых агентов Очень высокие затраты на реализацию; ограниченный территориальный охват

Прямые продажи потребителям Продажи товара конечному потребителю осуществляется через сеть торговых агентов Возможность дифференцирования цен по регионам; очень хороший источник информации о рынке; возможность широкого территориального охвата; эффективность стратегии «притягивания» покупателей при прямых продажах Очень высокие затраты на реализацию

Использование же логистической стратегии в построении системы распределения предприятия позволит полностью скоординировать действия её участников. Это, в свою очередь, в значительной степени способствует созданию эффективной логистической системы распределения с минимально необходимыми на то затратами. Данная система смогла бы обеспечить наличие запрашиваемой готовой продукции в необходимом объеме, с оптимальным соотношением цены и качества, в указанное время, на основе интеграции системы распределения в общую логистическую систему предприятия.

Библиографические ссылки

1. Андрианова Н. В. Комплексная оценка конку-рентосопосбности канала распределения готовой продукции // III Камские чтения : межрег. науч.-прак. конф. В 3 ч. Ч. 2 (30 апр. 2011, г. Набережные Челны) / под ред. С. Н. Тимергалиева. Набережные Челны : Кам. гос. инж.-экон. акад., 2011. С. 13-18.

2. Афанасьева И. И. Концептуальные основы современной логистики // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы : учен. зап. Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2011. Вып. 17.

3. Ефимов А. В. Определение интенсивности распределения продукции в канале распределения // Управление экономическими системами : эл. науч. журнал. СПб., 2011. № 4(28).

4. Леонов Ю. Е. Выбор системы распределения продукции и управления запасами товаров производственного назначения // Проблемы современной экономики : учен. зап. СПб, 2010. Вып. 4.

5. Пузанова Е. А. Подходы к построению логистических систем распределения предприятий // Логистика, инновации, менеджмент в современной бизнес-среде : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов : КУБиК, 2012. С. 198-201.

References

1. Andrianov N. V. Comprehensive assessment konkurentosoposbnosti channel distribution of finished products // "III Kamskie reading" : Interregional. scientific-prac. conf. The 3 part. Part 2. Naberezhnye Chelny, April 30. 2011 / Ed. S. N. Timergalieva. Naberezhnye Chelny : Kam. gov't. Inzh.-ekon.akad, 2011. pp. 13-18.

2. Afanasyev I. Conceptual bases of modern logistics // Market infrastructure: problems and prospects : Ouch. Rec. Rostov n/D : Publishing House RGEU (RINE), 2011. Vol. 17.

3. Efimov A. V. Determination of the intensity distribution of products in the distribution channel // Management of economic systems: e. scientific. Magazine. St. Petersburg, 2011. № 4(28).

4. Leonov Yu. The choice of product distribution systems and inventory management capital goods // Problems of Modern Economics: Ouch. Rec. Sankt-Peterburg, 2010. Vol. 4.

5. Puzanov E. A. Approaches to the construction of logistics distribution systems of enterprises // Logistics, innovation, management in today's business environment: Sat. scientific. tr. Intern. scientific-practical. conf. Saratov: cubes, 2012. P. 198-201.

© Зыбина Ю. В., Гильц Н. Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.