Научная статья на тему 'Подходы к управлению инновационным развитием региона'

Подходы к управлению инновационным развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SWOT-АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА / REGIONAL SYSTEM / SWOT ANALYSIS / MANAGEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берман С. С.

Опираясь на методологию SWOT анализа автор делает выводы о факторах и явлениях, оказывающих влияние на формирование и развитие инновационной системы Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the methodology of the SWOT analysis the author draws conclusions about the factors and phenomena that affect the formation and development of the innovation system of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Подходы к управлению инновационным развитием региона»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 332

С. С. Берман

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Ключевые слова: региональная система, SWOT-анализ, управление развитием региона.

Опираясь на методологию SWOT анализа автор делает выводы о факторах и явлениях, оказывающих влияние на формирование и развитие инновационной системы Республики Татарстан.

Keywords: regional system, SWOT analysis, management of regional development.

Based on the methodology of the SWOT analysis the author draws conclusions about the factors and phenomena that affect the formation and development of the innovation system of the Republic of Tatarstan.

Многие исследователи [1, 2] сходятся во мнении, что основой перехода стран к новой системе хозяйствования является развитие региональных инновационных систем. Это особенно справедливо в отношении такой большой и разнообразной страны, как Российская Федерация, поскольку одной из характерных черт российского экономического пространства является его исключительная неоднородность и неравномерность развития, во многом обусловленные природными различиями, географической эволюцией государства, последовательностью хозяйственного освоения современной территории страны. Кроме того нельзя не учитывать, что в разных регионах инновации принимают разную форму из-за специфического наследия в виде структуры промышленности, исследовательских институтов и рабочей силы, а также способов их взаимодействия. Также географические расстояния имеют значение для распространения знаний, поскольку, несмотря на быстрый прогресс телекоммуникаций, личное общение до сих пор остается наиболее эффективным способом стимулирования взаимодействия субъектов экономической деятельности. Географическая доступность способствует доверию в отношениях внутри сообщества, что критически важно для создания и распространения знаний и инноваций. Регионы представляют собой более значимые сообщества с точки зрения экономических интересов, особенно если у них имеются развитые кластеры, они также могут извлекать выгоды из связей и синергий между экономическими агентами.

Региональная инновационная система может считаться успешной, если она генерирует общий экономический рост. Несмотря на то, что в научных кругах давно уже идет дискуссия о том специализация или дифференциация секторов приводит к региональному экономическому росту, есть свидетельства тому, что рост происходит в контексте взаимосвязанных разнообразных экономических платформ, то есть при наличии тесно связанных промышленных секторов, действующих в пределах географической достижимости друг от друга. Связанное разнообразие способствует более быстрому распространению инноваций среди сообществ. Естественно, что инновации лежат в основе данного типа диверсификации и подразумевают изучение новых способов производства новых видов товаров и услуг с существующими знаниями и институциональными активами.

Вследствие вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что инновационная политика не должна замыкаться на отдельных секторах (то есть, ограничиваться конкретной отраслью промышленности). Во-первых, сугубо секторальная политика не является устойчивой, поскольку никогда в долгосрочном плане не сможет защитить отрасль от ухода в страны с низким уровнем издержек. Во-вторых, жесткая секторальная политика не дает

эксплуатировать в данном регионе научные и технологические возможности, которые открываются в других секторах. В-третьих, поскольку сектора могут быть аккуратно определены с использованием статистических дефиниций, рынок постоянно меняет организацию стоимостных цепочек, и понятие «сектор» - это движущаяся цель. Различные задачи в рамках сектора решаются в разных регионах, поэтому данные задачи могут иметь больше общего с задачами в других «секторах», чем с задачами внутри своего собственного сектора. Помимо этого отдельные отрасли способны диверсифицироваться в другие, тесно с ними связанные, посредством различных механизмов передачи знаний, которые действуют, главным образом, на региональном уровне. Один - это диверсификация продуктов и услуг внутри фирм, второй - предпринимательская деятельность через создание дочерних компаний, третий - мобильность трудовых ресурсов и четвертый - это социальные сети.

Успешные региональные инновационные системы имеют несколько общих системных характеристик. Эмпирические данные показывают, что в развитой региональной инновационной системе существуют системные связи между внутренними источниками знаний (университеты и исследовательские институты), посредниками в передаче знаний (государственные и частные поставщики услуг) и фирмами. Это происходит потому что инновация - это процесс изучения, и географическая близость способна этот процесс запустить. В инновационных регионах обычно имеется обширная сеть поставщиков посреднических услуг, таких как юристы, бухгалтеры, консультанты и венчурные фонды. Регионы с менее развитой инновационной инфраструктурой не в состоянии привлечь таких посредников, и тогда на их место приходит государство, чтобы обеспечить поддержку в форме финансирования, бизнес-консультаций и технологической экспертизы.

В системе управления инновационным развитием региона особую роль играют внешние связи. Они позволяют регионам ликвидировать технологическое отставание без необходимости тратить время и ресурсы на то, чтобы заново все изобретать. Транснациональные корпорации создают внешние связи посредством передачи знаний местным поставщикам, организации рабочих мест на территории, сотрудничеством с местными исследовательскими организациями, что создает непрерывный инновационный цикл. По мере достижения большей специализации регионов и параллельного соответствующего «подтягивания» уровня структуры институциональной поддержки, прямые иностранные инвестиции ищут центры опыта вслед за внутренними инвестициями как часть глобальной стратегии размещения производительных сил.

Ключевую роль в формировании и развитии инновационной системы на мезоуровне играет политика региональной власти, которая может способствовать развитию экономики, культуры и самобытности регионов, в том числе, их институциональных возможностей привлекать, развивать и создавать конкурентные преимущества. Разработка и реализация стратегии инновационного развития способна придать регионам индивидуальные траектории развития. Институциональные условия и инновационная инфраструктура, предоставляемая региональной властью фирмам, для удовлетворения потребностей в знаниях, технологиях, навыках, финансировании и т.д. которые не могут быть предоставлены рынками, способна сыграть ключевую роль в развитии инновационной среды региона [3]. Одним из основных этапов разработки региональной инновационной стратегии является SWOT анализ. Для разделения факторов и явлений, оказывающих влияние на формирование и развитие региональной инновационной системы предлагается выполнять SWOT анализ, придерживаясь следующих рамок: к «сильной стороне» относить параметры, которые хотя бы частично контролируются региональной властью и содействуют экономическому росту на основе инноваций; к «слабой стороне» - параметры, контролируемые хотя бы частично регионом и препятствующие экономическому росту на основе инноваций; к «возможностям» - параметры среды, не контролируемые региональными участниками и содействующие экономическому росту на основе инноваций и к «угрозам» - параметры среды, которые не контролируются региональными участниками и могут препятствовать экономическому росту на основе

инноваций. Ключевыми критериями, определяющими влияние того или иного параметра на формирование и развитие региональной инновационной системы были определены: спрос на инновации; источники инноваций и квалифицированных кадров; распространение знаний и инноваций (каналы и инструменты); политика; институциональная среда.

Опираясь на предложенную методику, был проведен детализированный SWOT анализ по Республике Татарстан, в результате которого сделаны следующие выводы (табл. 1):

Таблица 1 - Детализированный SWOT анализ инновационного развития Республики Татарстан

Сильные стороны

1 2

Спрос на инновации - мощная производственная база - крупные, давно функционирующие промышленные предприятия - понимание большинством предприятий необходимости инноваций для выживания и роста

Источники инноваций и квалифицированных кадров - несколько центров НИОКР мирового класса в государственном и частном секторе - высокое качество высшего образования - высокая доля НИИ/ВУЗов на душу населения в республике

Распространение знаний и инноваций - НИИ и вузы, как правило, понимают необходимость повышения уровня коммерциализации науки, взаимодействия между ними и развития международных контактов

Политика - в настоящий момент нефтяные ресурсы являются источником налоговых поступлений для содействия развитию инновационной инфраструктуры1 - политическая воля для поддержки инноваций, показателем которой является объем инвестиций в действующие программы, а также Инновационный Меморандум РТ на 2011-2013 гг.

Институциональная среда - развитая инфраструктура - положительный имидж для российских инвесторов - культурная открытость

Слабые стороны

Спрос на инновации - изобретательская деятельность ориентирована на внутреннее потребление - ограниченное число предприятий, ориентированных на глобальный рынок - низкий темп развития в регионе технологий передового мирового уровня (индикатор - количество зарубежных патентов)

1 В качестве примера реализации политики можно привести создание ОАО «Инновационно-производственный технопарк Идея», технополис «Химград», ОАО «Камский индустриальный парк Мастер», Чистопольский бизнес-инкубатор, Елабужский бизнес-инкубатор и т.д.

1 2

Источники инноваций и квалифицированных кадров - ограниченные инвестиции в НИОКР предприятий частной формы собственности - снижение численности студентов естественнонаучных специальностей - доминирующие и быстро растущие сектора не являются наукоемкими - неспособность большинства предприятий и НИИ преобразовывать результаты НИОКР в передовые технологии мирового уровня - ограниченное количество новых инновационных предприятий с высоким потенциалом роста

Распространение знаний и инноваций - каналы передачи знаний через прямые иностранные инвестиции ограничены - ограниченные связи между научноисследовательскими организациями и промышленностью - инструменты передачи технологий находятся на в зачаточном состоянии, наблюдается недостаток компетенций в области управления и коммерциализации инноваций

Политика - неэффективная координация инновационной политики на региональном уровне (между министерствами, агентствами и участниками инновационной деятельности) - ограниченный характер механизмов мониторинга и оценки инновационной политики - отсутствие прозрачности и согласия между институтами, управляющими инновационной сферой и формированием региональной инновационной системы

Возможности

Спрос на инновации - близость к основному российскому рынку - доступ к большему числу рынков благодаря потенциальному членству России в ВТО - повышение статуса и узнаваемости Татарстана на международной арене благодаря соревнованиям мирового уровня («Универсиада 2013», чемпионат мира по футболу и т.д.) и культурным событиям

Источники инноваций и квалифицированных кадров - привлечение прямых иностранных инвестиций благодаря потенциальному вступлению России в ВТО - создание федерального университета в Казани и получение статуса национального исследовательского университета Казанским техническим университетом и Казанским технологическим университетом

Политика - возможное увеличение финансовой поддержки из федерального бюджета (инвестиции в региональные венчурные фонды, технопарки, поддержка со стороны фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере)

1 2

Угрозы

Спрос на инновации - низкий промышленный спрос в посткризисной российской экономике - высокий уровень импорта инноваций по сравнению с их разработкой - курс рубля ограничивает внешний спрос на российские товары и услуги

Источники инноваций и квалифицированных кадров - система корпоративного управления и финансирования вузов на федеральном уровне не содействует НИОКР, ориентированным на рынок - повышение федерального финансирования НИОКР в сфере высоких технологий снижает объем НИОКР, выполняемых в интересах региональной экономики

Политика - федеральные программы поддержки инноваций не предоставляют достаточной поддержки для НИОКР, ориентированных на рынок

Институциональная среда -неэффективная федеральная политика по развитию конкуренции подавляет стимулы к инновациям и сдерживает предпринимательство - федеральная политика в сфере защиты прав интеллектуальной собственности не отвечает нынешним условиям и является неустойчивой по сравнению с международными стандартами, особенно в части НИОКР, осуществляемых государственными учреждениями

Обобщая результаты SWOT анализа инновационного развития Республики Татарстан можно сделать вывод о том, что при должном внимании к управлению инновационные стратегии выступают катализатором регионального развития, поскольку стратегии содействуют взаимодействию между различными участниками на основе общих целей. Таким образом, при разработке стратегии инновационного развития следует уделить особое внимание достижению консенсуса между руководством региона, представителями бизнеса, научно-исследовательскими организациями и другими стейкхолдерами общественностью, что обеспечит соответствие стратегии реальным потребностям, а также готовность и желание всех участников выделять время и ресурсы на ее реализацию [4].

Литература

1. Galan Jose I., Sanchez Maria J. Influence of industry R&D intensity on corporate product diversification: interaction effect of free cash flow. Industrial and Corporate Change. - 2006. - vol. 15. - P. 531

2. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы. Под общей редакцией чл.-корр. РАН А.И.Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. - 360 с.

3. Берман, С. С. Подходы к формированию региональной инновационной политики/С.С. Берман// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №8. - С. 269-273

4. Статья подготовлена в рамках проекта № 2.2.1.2/7235 «Структура и содержание социального заказа на инновационное образование в российской высшей школе в условиях перехода на многоуровневую профессиональную подготовку», № 2.1.3/7294 «Роль корпоративных университетов в обеспечении инновационного развития региона (на примере ПРИФО)» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2010-2011 годы).

© С. С. Берман - канд. экон. наук, доц. каф. логистики и управления КНИТУ, sv180@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.