Научная статья на тему 'Подходы к трактовке понятия "вопрошание"'

Подходы к трактовке понятия "вопрошание" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
321
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОШАНИЕ / ВОПРОС / ИНТЕРРОГАТИВНОСТЬ / ЛИРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ИНТЕРРОГАТИВ / ПОЗНАНИЕ / INTERROGATION / QUESTION / RHETORICAL QUESTION / COGNITION / TYPE OF TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гладкова Катерина Юрьевна

В статье представлен обзор трактовок понятия «вопрошание» в таких областях знания, как философия, логика, лингвистика. Освещается история возникновения феномена « вопрошание», его философское значение в гуманитарных науках. Автором представлены различные классификации вопросительных предложений, предложенные в философии, логике и лингвистике. Проанализированы функции вопрошания в публицистических, научных, художественных, официально-деловых текстах. Автор приходит к выводу, что понятие « вопрошание» интегрально и трактуется в разных науках как ментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE NOTION "INTERROGATION"

The article is focused on the problem of interrogation in different fields of science. The author presents several interpretations of the notion “interrogation” in logics, philosophy, and linguistics. The history of the notion and its philosophical meaning in science is also revealed in the article. Several classifications of questions are analyzed by the author. The author studies functions of interrogation in the media, official texts, scientific texts and fiction and assumes that specificity of interrogation depends on a type of a text under consideration. Interrogation is presented as a complex phenomenon which is interpreted generally as a mental activity aimed at obtaining knew information.

Текст научной работы на тему «Подходы к трактовке понятия "вопрошание"»

УДК: 81'37; 81'36

Гладкова Катерина Юрьевна

Преподаватель кафедры лингвистики и перевода,

Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8(342)2396283. E-mail: Katerina_G_L@mail.ru

ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ВОПРОШАНИЕ»

В статье представлен обзор трактовок понятия «вопрошание» в таких областях знания, как философия, логика, лингвистика. Освещается история возникновения феномена «вопрошание», его философское значение в гуманитарных науках. Автором представлены различные классификации вопросительных предложений, предложенные в философии, логике и лингвистике. Проанализированы функции вопрошания в публицистических, научных, художественных, официально-деловых текстах. Автор приходит к выводу, что понятие «вопрошание» интегрально и трактуется в разных науках как ментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о мире.

Ключевые слова: вопрошание, вопрос, интеррогативность, лирический вопрос, интеррогатив, познание.

Введение

Понятие вопрошания или интеррогативности в науке можно назвать интегральным, поскольку этот феномен рассматривается в самых разнообразных гуманитарных дисциплинах. Например, попытки исследования этого феномена предпринимаются в логике, философии, психологии, психолингвистике, лингвистике, литературоведении и т. д. В данной статье мы попытаемся представить краткий обзор трактовок понятия «вопрошание» в различных научных дисциплинах.

Основная часть

Прежде всего, обратимся к рассмотрению философского понимания вопроса, что позволит нам затронуть исторический аспект возникновения и формирования вопрошания в науке. В философии исследование понятия «вопрошание» непосредственно связано с проблемой познаваемости мира. Интерес к этому феномену возник еще в период античности. Вопрос рассматривался античными мыслителями (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель) как инструмент получения нового знания о мире. Аристотель, например, исследовал вопрос не только как средство познания, но и его роль в процессе риторики, тем самым акцентируя свойство диалогичности вопроса. Один из представителей эпохи Просвещения Рене Декарт предпринимает попытку логической структуры вопросов, выделяя три уровня вопроса: определение области неизвестного, определение направления поиска, необходимость содержания в вопросе уже известного. В XX в. проблема вопрошания была тесно связана с проблемой познания мира. Так, неопозитивисты, занимаясь анализом языковых форм, полагали, что человек находится в рамках языковой структуры и ограничен ими. Вопрошание поэтому оказывается ограниченным сферой языка [Кулыгина, 2013].

Сегодня в философии под вопросом понимается «форма выражения необходимости уточнения имеющейся информации, либо уменьшения ее неопределенности» [Философский словарь, 2001, с. 102]. Следовательно, предлагается различать два типа вопросов: уточняющие вопросы (ориентированы на получение прямого ответа о недостающей информации) и восполняющие вопросы (направлены на уменьшение неопределенности ситуации). Считается, что с точки зрения истинности высказывания

вопрос нельзя считать ни истинным, ни ложным, поэтому принято классифицировать вопросы по параметру осмысленности на осмысленные и бессмысленные.

С точки зрения логики, вопрос трактуется как форма мысли, побуждающая находить информацию или совершать доказательство [Словарь логических терминов, эл. рес.]. В рамках данной дисциплины также различают два типа вопросов: восполняющие («что» -вопросы) и уточняющие («ли» - вопросы). В логике существует направление, исследующее свойства и функции вопросов, - интеррогативная логика. Логика вопросов (интеррогативная логика) - раздел символической логики, исследующий логико-семантические свойства вопросительных предложений [Гуманитарные технологии, эл. рес.].

Данная область знания объединяет совокупность формальных средств описания отношений «вопрос - ответ». Центральным понятием интеррогативной логики является понятие интеррогатива, то есть формального средства имитации вопросов. Примерами интеррогативов являются «ли»-вопросы, «какой»-вопросы, «сколько»-вопросы, «почему»-вопросы и т. д.

Интеррогативная логика включает два основных подхода к построению логической теории вопросов: лингвистический и компьютерный. В целом, логика вопросов как дисциплина направлена на решение прикладных задач, таких как построение языков запросов к базам данных, систем информационного поиска, логической систематизации социологических опросов и т. д.

В лингвистике теория вопрошания является достаточно разработанной. К феномену интеррогативности обращаются в рамках стилистики, когнитивной лингвистики, семантики, поэтики, дискурсивной лингвистики и т. д. Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя дает следующее определение понятия «вопрос»: «высказывание с целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее объяснения» [Словарь лингвистических терминов, эл. рес.]. В данном определении акцентируются те характеристики вопроса, о которых было сказано ранее, а именно диалогичность, нацеленность на восполнение знаний о мире. Предлагается следующая классификация вопросов: 1) собственно-вопросительные предложения (реально ожидается ответ); 2) вопрос-утверждение (подтверждение уже имеющейся информации); 3) вопрос-отрицание (отрицание некой информации в форме вопроса); 4) вопрос-побуждение; 5) риторический вопрос (на него не ожидается ответ).

С данной классификацией перекликается классификация вопросов, предложенная Ю.М. Скребневым, исследующим функции вопроса в коммуникации с позиции парадигматического синтаксиса, в центре изучения которого - переосмысление синтаксического значения предложения. Ю.М. Скребнев утверждает, что такие категориальные значения, характеризующие предложение, как утверждение, отрицание, вопрос и побуждение формально взаимозаменимы [Скребнев, 1975, с. 114]. В связи с этим он предлагает рассматривать следующие типы предложений: 1) отрицательно-вопросительные предложения, или несобственно-утвердительные предложения, которые являются утвердительными по функции, но не по форме. Данный тип предложений предлагается рассматривать как разновидность риторического вопроса; 2) несобственно-отрицательные предложения, которые не содержат грамматического отрицания, но предполагают отрицательное значение; 3) несобственно-побудительные предложения, в которых функцией является побуждение к действию, формально не выраженная императивом [Скребнев, 1975, с. 114-115].

Обширную классификацию вопросов предлагает Н.Д. Арутюнова, акцентируя семантический аспект вопросительных предложений. Она делит вопросы на две большие группы, а именно вопросы идентификации и бытийные / экзистенциальные вопросы. Функцией вопросов идентификации является установление тождества. Они могут запрашивать информацию двух родов: «анкетные данные» (социальное положение, связь с другими лицами) и так называемую «субстанцию» лица. Бытийные вопросы задаются с целью определить место субъекта в мире. Сюда входят вопросы об обладании некими

объектами действительности, о пространственном вхождении предмета в микромир человека, о вхождении лиц в микромир человека, о наличии и характере обстоятельств в жизни человека [Арутюнова, 1976].

В лингвистике изучается роль и функции вопрошания в том или ином типе текста. В научных текстах вопрошание трактуется как ментальная деятельность исследователя по выявлению и развертыванию нового знания [Чагин, 2013, эл. рес.]. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности в процессе научного познания. Целью вопрошания в научном тексте является получение новых знаний о мире. Вопрошание рассматривается как атрибут научного текста, как фактор, обусловливающий научность текста [Чагин, 2013, эл. рес.]. Вопрос в научном тексте способствует рефлексии, т. е. переосмыслению автором собственного знания, а также чужих мнений, концепций, научных результатов [Кобелева, 2007, эл. рес.].

Вопрошание в текстах, принадлежащих к публицистическому функциональному стилю, направлено на реализацию одной из важнейших функций, присущих данным текстам, а именно экспрессивной функции. Вопрос здесь является средством обращения к читателю и концентрации читательского внимания на проблеме, освещаемой в тексте. В газетной речи вопрос необходим для создания атмосферы непринужденного взаимодействия между автором и читателем [Кожина, 2008]. В официально-деловых текстах вопрос необходим для реализации стилевой черты точности, не допускающей инотолкования. В текстах данного типа широко используются уточняющие вопросы, направленные на восполнение недостающей информации, а также для осуществления регулировочной функции [Там же, с. 335].

Художественное познание специфично, поскольку оно направлено на осмысление ценностного аспекта отношений «человек - мир» [Шутёмова, 2015, с. 48]. В отличие от научного познания, в центре которого - понятие, художественное произведение строится на образе, как особой, ценностной, субъективной форме отражения реальности. Художественное произведение уникально и неповторимо. Оно имеет дело с условностью, художественный мир произведения не повторяет действительного мира [Спиркин, 2007, с. 403 - 405].

И.И. Ковтунова, изучая особенности поэтического синтаксиса, разделяет вопросительные высказывания на два типа: вопросительные высказывания с невопросительным значением (риторический / квази-вопрос), являющиеся экспрессивной формой утверждения, и вопросительные высказывания с собственно вопросительным значением. Лирические вопросы могут быть обращены как к внутреннему адресату, так и к внешнему адресату, который может быть эксплицирован в виде читателя, человечества, некоего «нададресата». Характерной чертой лирического вопроса является их безответность, то есть целью вопроса не является получение ответа, их функция - воспроизвести динамику эмоционального и мыслительного процесса (внутреннюю работу мысли) [Ковтунова, 1986, с. 128-142]. Лирические вопросы, по И.И. Ковтуновой, обладают познавательной ценностью, поскольку в поэзии ставятся вопросы о сути вещей, о времени, о судьбах и т. д. В этом, по мысли исследователя, воплощается познавательная природа лирики. К функциям лирического вопроса И.И. Ковтунова относит модальную (выражение желания / нежелания, эмоциональной оценки), изобразительную (характеристика событий, героев и т. д.), коммуникативную (донесение сообщения) [Ковтунова, 1986, с. 128-142].

Заключение

Художественное вопрошание, следовательно, направлено не на получение объективных знаний о мире, а на субъективное, ценностное осмысление сторон действительности. Подводя итоги краткому обзору понятия «вопрошания» в различных областях гуманитарного знания, отметим, что исследуемое нами понятие интегрально и трактуется, главным образом, как ментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о мире. Специфика вопрошания, его функции зависят от типа познания реальности.

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. Москва: Наука, 1976. 380 с.

2. Гуманитарные технологии. Аналитический портал URL: http://gtmarket.ru/concepts/6908 (дата обращения: 04.04.2018).

3. Кобелева М.А. Категория интеррогативности как атрибут научного текста // Вестник Челябинского государственного университета, 2007. С. 57 - 61. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/kategoriya-interrogativnosti-kak-atribut-nauchnogo-teksta (дата обращения: 04.04.2018).

4. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. Москва: Наука, 1986. 205 с.

5. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. Москва: Наука, 2008. 463 с.

6. Кулыгина О.Б. Феномен вопрошания в истории философской традиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. С. 102-104.

7. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький: Б.и., 1975. 175 с.

8. Словарь логических терминов URL: http://mydocx.ru/9-37709.html (дата обращения: 04.04.2018).

9. Словарь лингвистических терминов / Гл.ред. Д.Э. Розенталь URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/v.php (дата обращения: 04.04.2018).

10. Спиркин А.Г. Философия. Москва: Гардарики, 2007. 736 с.

11. Философский словарь / Гл. ред. И. Т. Фролов. Москва: Республика, 2001. 719 с.

12. Чагин И.В. Научное вопрошание и проблемы научного перевода // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Сборник тезисов докладов ежегодной международной конференции. Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2013. С. 35 - 36.

13. Шутёмова Н.В. Понятие доминанты в типологии перевода // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Пермь, 2015, № 3(31). С. 46-51.

Gladkova K.Iu.

Lecturer, Linguistics and Translation Department Perm State University

APPROACHES TO THE NOTION «INTERROGATION.»

The article is focused on the problem of interrogation in different fields of science. The author presents several interpretations of the notion "interrogation" in logics, philosophy, and linguistics. The history of the notion and its philosophical meaning in science is also revealed in the article. Several classifications of questions are analyzed by the author. The author studies functions of interrogation in the media, official texts, scientific texts and fiction and assumes that specificity of interrogation depends on a type of a text under consideration. Interrogation is presented as a complex phenomenon which is interpreted generally as a mental activity aimed at obtaining knew information.

Keywords: interrogation, question, rhetorical question, cognition, type of text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.