Научная статья на тему 'Подходы к технико-экономическому обоснованию модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112'

Подходы к технико-экономическому обоснованию модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
198
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА-112 / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SYSTEM-112 / MODERNIZATION / TECHNICAL AND ECONOMIC FEASIBILITY / INFORMATION AND COMMUNICATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Агеев Сергей Владимирович, Грачев Виталий Леонидович, Ковтун Олег Борисович

Рассмотрены подходы к оценке стоимости и эффективности модернизации системы-112, проводимой путем актуализации или развертывания части ее подсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Агеев Сергей Владимирович, Грачев Виталий Леонидович, Ковтун Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the Technical and Economic Feasibility of Upgrading the ICT Infrastructure of the System, 112

Approaches to assessing the value and effectiveness of system upgrades-112, conducted by the deployment of the update or its subsystems.

Текст научной работы на тему «Подходы к технико-экономическому обоснованию модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112»

УДК 614.8

Подходы к технико-экономическому обоснованию модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2013

С.В. Агеев, В.Л. Грачев, О.Б. Ковтун

Аннотация

Рассмотрены подходы к оценке стоимости и эффективности модернизации системы-112, проводимой путем актуализации или развертывания части ее подсистем.

Ключевые слова: система-112; модернизация; технико-экономическое обоснование; информационно-коммуникационная инфраструктура.

Approaches to the Technical and Economic Feasibility of Upgrading the ICT Infrastructure of the System, 112

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2013

S. Ageev, V. Grachev, O. Kovtun

Abstract

Approaches to assessing the value and effectiveness of system upgrades-112, conducted by the deployment of the update or its subsystems.

Key words: System-112, modernization; technical and economic feasibility; information and communication infrastructure.

В настоящее время в части субъектов Российской Федерации инфраструктура системы-112 создается не на «пустом месте», имеются ранее введенные в эксплуатацию функциональные объекты, фрагменты подсистем системы-112, отдельные программно-технические комплексы (далее — ПТК) и т. п. Соответственно, актуален вопрос проведения оценки экономической целесообразности модернизации си-стемы-112.

В настоящей статье рассмотрение ограничено случаем модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 из состояния «А» в состояние «Б», под информационно-коммуникационной инфраструктурой системы-112 понимается ее основной фрагмент, обеспечивающий функциональность системы-112 в целом, система-112 создается в соответствии с моделью локальной обработки и хранения данных. Определение границ множеств допустимых состояний «А» и «Б» в данной статье не рассматривается.

Таким образом, информационно-коммуникационная инфраструктура системы-112 представляет собой совокупность информационно-коммуникационной подсистемы, подсистемы консультативного обслуживания населения, геоинформационной подсистемы и подсистемы мониторинга. Программно-технический комплекс, разворачиваемый на функциональных объектах системы-112, обеспечивает совместно с персоналом системы-112 выполнение задач указанных подсистем.

В общем случае система-112 создается в границах территории субъекта Российской Федерации. Для обеспечения вариативности модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры систе-мы-112 целесообразно учитывать возможность различных начальных и конечных ее состояний на различных функциональных объектах системы-112, то есть в границах соответствующих зон ответственности указанных объектов (территорий обслуживания «базовых» единых дежурно-диспетчерских служб). Таким образом, для расчета стоимости модернизации информационно-коммуникационная инфраструктура системы-112 разбивается на отдельные функциональные объекты, для каждого из которых определяется частная стоимость модернизации на основе расчета стоимостей модернизации отдельных подсистем объекта, а для расчета эффективности модернизации территория субъекта Российской Федерации разбивается на отдельные территории, в границах которых модернизация соответствующих функциональных объектов вызовет улучшение показателей эффективности системы-112.

Все расчеты проводятся в ценах текущего года, для пересчета в цены соответствующих лет используются индексы-дефляторы (по статье расходов «капитальные вложения»), рассчитываемые Минэкономразвития России.

Оценка затрат на модернизацию функционального объекта системы-112 проводится выделением определенной доли из общей стоимости объекта, определяемой проектом либо рассчитываемой в соответствии с методиками, использованными при проведении финансово-экономического обоснования федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013—2017 годы» [3].

Стоимость модернизации ПТК функционального объекта системы-112 выделяется с учетом нижеследующей экспертной оценки статей затрат: 40 % стоимости объекта составляет базовые оборудование и программное обеспечение (в том числе необходимые для сопряжения с телекоммуникационной подсистемой системы-112 и функционирования подсистемы защиты информации); остальная стоимость модернизации ПТК функционального объекта системы-112 равномерно распределяется по условно выделяемым частям ПТК, относящимся к значимым функциональным блокам подсистем [2], составляющих информационно-коммуникационную инфраструктуру системы-112 (по 3 % стоимости на каждую часть ПТК):

33 % стоимости — информационно-коммуникационная подсистема (функциональные блоки взаимодействия с телефонией, приема и обработки вызовов, записи переговоров, автоинформирования, аналитики и статистики, поддержки принятия решений, взаимодействия с внешними системами, взаимодействия со смежными системами, ведения оперативной базы знаний, ведения нормативно-справочной информации, приема и обработки текстовых сообщений);

9 % стоимости — подсистема консультативного обслуживания (функциональные блоки ведения консультационной базы знаний, управления наполнением портала подсистемы консультационного обслуживания, работы с порталом подсистемы консультационного обслуживания);

9 % стоимости — геоинформационная подсистема (функциональные блоки отображения картографической информации, поиска картографической информации, мониторинга транспортных средств);

9 % стоимости — подсистема мониторинга (функциональные блоки сопряжения с системами мониторинга стационарных объектов, сопряжения с системами мониторинга мобильных объектов на базе ГЛОНАСС/GPS, сопряжения с системой ЭРА-ГЛОНАСС).

Таким образом, стоимость модернизации ПТК функционального объекта системы-112 оценивается по формуле:

ПТК=ДМ / 100 х СПТК,

где: СПТК — общая стоимость ПТК функционального объекта системы-112;

Д4 — суммарная доля модернизируемых частей ПТК функционального объекта системы-112 (процентов).

Оценка стоимости модернизации функционального объекта системы-112 в части строительства или покупки помещений проводится по изменению площади объекта, в случае реконструкции — по площади, на которой проводятся работы, в соответствии с утвержденными нормативами стоимости строительства 1 м2 общей площади административного здания в субъекте Российской Федерации.

Оценка стоимости модернизации производится на временном интервале в 1 год, в случае проведения модернизации в течение нескольких лет для получения суммарной стоимости мероприятий необходимо произвести суммирование ежегодных затрат с учетом индексов-дефляторов.

В целях проведения комплексной оценки эффективности мероприятий по модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры систе-мы-112 ее ход оценивается по следующим индикаторам, характеризующим достигнутые результаты в численном виде:

доля населения, проживающего на территориях муниципальных образований субъекта Российской Федерации, которые обслуживают модернизируемые функциональные объекты системы-112, в общем количестве населения субъекта Российской Федерации;

полнота развертывания информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112.

Показателями эффективности модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 являются:

снижение числа погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территории субъекта Российской Федерации;

снижение числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территории субъекта Российской Федерации;

сокращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий на территории субъекта Российской Федерации (увеличение предотвращенного ущерба).

На временном интервале в 1 год приведенные показатели определяются, как суммы аналогичных показателей выделяемых как описано ранее территорий. Проведение оценок эффективности на временных промежутках менее 1 года нецелесообразно из-за наличия «переходных процессов», обусловленных обучением и накоплением опыта персонала, совместной работы дежурно-диспетчерских служб, подчиненных сил и средств, привыканием населения к пользованию новой системой.

Оценка снижения числа погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях в границах выделенной территории в результате модернизации ин-

формационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 проводится по формуле:

БТеРР = Б х Кп /100 х Кэ /100,

где: Б — погибшее население на территории за год, предшествующий модернизации (человек);

Кп — прогнозируемое уменьшение указанных показателей эффективности модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры в результате полномасштабного внедрения системы-112 на территории (процентов);

Кэ — прогнозируемое повышение эффективности системы-112 в результате проведения модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 в первый год (процентов).

Эффект от уменьшения количества погибших (в предшествующие расчетному годы после проведения модернизации) ввиду относительной малости по отношению к общей численности населения выделенной территории не учитывается.

При отсутствии обоснованного прогноза улучшения показателей эффективности на основании достигнутых в пилотной зоне системы-112 в Курской области результатов [1] принимается Кп = 7.

Прогнозируемое повышение эффективности си-стемы-112 Кэ в результате проведения модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 определяется как сумма вкладов непересекающихся отдельных подсистем, функциональных комплексов и задач специального программного обеспечения вкупе с соответствующим оборудованием. При отсутствии обоснованных данных для случая модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 конкретного субъекта Российской Федерации целесообразно использовать следующие данные стран Европы:

для случая привлечения одной дежурно-диспет-черской службы:

одновременная обработка вызова оператором и диспетчером обеспечивает 43 % сокращения времени; автоматическое управление силами и средствами

— 14 %;

автоматическая сигнализация — 12 %; картография — 7 %;

автоматизированные планы обзвона — 7 %; возможность анализа действий по записям — 6 %; предустановленные планы действий — 5 %; автоматическое оповещение — 3 %; возможности видео — 2 %; автоматическое распознавание образов — 1 %; для случая комплексного реагирования: предустановленные планы действий — 34 %; одновременная обработка вызова оператором и диспетчером обеспечивает 18 % сокращения времени; автоматическое управление силами и средствами

— 10 %;

картография — 7 %; автоматическая сигнализация — 6 %; автоматическое оповещение — 6 %; автоматическое распознавание образов — 6 %; автоматизированные планы обзвона — 6 %; возможности видео — 5 %;

возможность анализа действий по записям — 2 %. С учетом свертки автоматизированных функций по подсистемам системы-112 (все указанные функции относятся к подсистемам, составляющим информационно-коммуникационную инфраструктуру си-стемы-112) [2] и соотношения количеств «простых» и «комплексных» вызовов 1 к 50:

базовые оборудование и программное обеспечение по экспертным оценкам обеспечивают 20 % сокращения времени реагирования, и, соответственно, 20 % общей эффективности информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112;

условно выделенное ПТК информационно-коммуникационной подсистемы — 10 %, в том числе совместно функциональные блоки взаимодействия с телефонией, приема и обработки вызовов, взаимодействия с внешними системами, взаимодействия со смежными системами, приема и обработки текстовых сообщений — 45 %; совместно функциональные блоки поддержки принятия решений, аналитики и статистики, ведения нормативно-справочной информации, ведения оперативной базы знаний, записи переговоров, автоинформирования — 18 %;

условно выделенное ПТК геоинформационной подсистемы — 6%;

условно выделенное ПТК подсистемы мониторинга — 9 %;

условно выделенное ПТК подсистемы консультативного обслуживания населения — 2 %.

Оценка снижения числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях в границах выделенной территории в результате модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 проводится аналогично.

Величина предотвращенного ущерба в течение первого года модернизации в границах выделенной территории определяется на основании величины безвозвратных и санитарных потерь населения (гибели и пострадавших) и величины материального ущерба в результате происшествий и чрезвычайных ситуаций по формуле:

Эо1 = (ЭБ + ЭС + Эм) х Кп /100 х Кэ /100 х Кдх /100 ,

где: ЭБ — величина недополученного дохода бюджета выделенной территории за счет гибели людей в предшествующем модернизации году (рублей);

ЭС — величина недополученного дохода бюджета выделенной территории за счет увечий и травм людей при происшествиях и чрезвычайных ситуациях в предшествующем модернизации году (рублей);

Эм — величина материального ущерба, рассчитываемая как сумма прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций в границах выделенной территории в предшествующем модернизации году (рублей);

КдА — индекс-дефлятор первого года модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 по отношению к предшествующему году (процентов).

Оценка ЭБ, ЭС и Эм в случае отсутствия официальных данных проводится в соответствии с методиками, использованными при проведении финансово-экономического обоснования федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013— 2017 годы».

Для расчета величины предотвращенного ущерба в последующие годы необходимо учесть эффект от уменьшения количества погибших в предшествующие расчетному годы после проведения модернизации. Таким образом, для второго года от начала модернизации величина предотвращенного ущерба определяется по формуле:

Эо2 = {(ЭБ + ЭС + Эм) х Кэ2 /100 + ЭБ х Кэ1 /100} х X Кп /100 х Кд2/100,

где: Кэ2 — прогнозируемое повышение эффективности системы-112 в результате проведения модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 во второй год (процентов);

Кд2 — индекс-дефлятор второго года модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 по отношению к предшествующему модернизации году (процентов).

Для третьего года от начала модернизации величина предотвращенного ущерба определяется по формуле:

Э03 = {(Эб + ЭС + Эм) х КЭ3 /100 + Эб х х (Кэ1 /100 + Кэ2 /100) } х Кп /100 х Кд3 /100,

где: Кэ3 — прогнозируемое повышение эффективности системы-112 в результате проведения модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 в третий год (процентов);

Кд3 — индекс-дефлятор третьего года модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 по отношению к предшествующему модернизации году (процентов).

Для четвертого года от начала модернизации величина предотвращенного ущерба определяется по формуле:

Эо4 = {(ЭБ + ЭС + Эм) х Кэ4 /100 + ЭБ х (Кэ1 /100 + + Кэ2 /100 + Кэ3 /100) } х Кп /100 х Кд4 /100,

где: Кэ4 — прогнозируемое повышение эффективности системы-112 в результате проведения модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 в четвертый год (процентов);

Кд4 — индекс-дефлятор четвертого года модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 по отношению к предшествующему модернизации году (процентов).

Для последующих лет величина предотвращенного ущерба определяется аналогично.

Интегральным показателем оценки эффективности модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 является величина экономического эффекта от проведения модернизации, определяемая как разность величины предотвращенного ущерба и суммарных затрат на реализацию мероприятий по модернизации. Соответственно указанная величина экономического эффекта может быть получена для каждой из рассматриваемых (выделенных) территорий по отдельности либо для субъекта Российской Федерации в целом на временном промежутке не менее 1 года.

В заключение необходимо отметить, что использование описанного подхода позволяет выбрать наиболее целесообразный вариант проведения модернизации информационно-коммуникационной инфра-

структуры системы-112 до начала непосредственного проектирования.

Литература

1. Зубков В.Н., Агеев С.В., Денисов О.В., Тыминский В.В., Акульшин С.Б. Проблемы организации информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб в процессе создания системы-112 // Технологии гражданской безопасности, 2010. Т. 7. № 1—2. С. 60—64.

2. Попов А.П., Нехорошее С.Н., Романов А.С., Агеев С.В., Грачев В.Л. Основные положения по созданию специального программного и информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб «01» // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 1. С. 57—62.

3. Качанов С.А., Агеев С.В., Могильников С.А., Ковтун О.Б., Грачев

B.Л., Романов А.С. Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4.

C. 10—14.

Сведения об авторах

Агеев Сергей Владимирович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: asvaser@yandex.ru

Грачев Виталий Леонидович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: g-vl@mail.ru

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: kool65@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.