Научная статья на тему 'Подходы к созданию педагогических условий для формирования досуговой активности средствами дизайна'

Подходы к созданию педагогических условий для формирования досуговой активности средствами дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМБИНАТОРНЫЙ МЕТОД ДИЗАЙНА / АКТИВНЫЙ ДОСУГ / РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ КОНСОЛИДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзрахманова Гульназ Камилевна

В статье дан краткий обзор результатов исследования, проведенного на пересечении прикладной педагогики, социально-культурной деятельности, досуговой активности и дизайна. Рассмотрена структура досуговой активности личности, взаимосвязь досуговой активности и досуговой деятельности. Конкретизированы потенциальные возможности дизайна, как воздействие на личность и регуляция созидательной креативности. Автором также анализируется педагогическая практика взаимодействия дизайна и социально-культурной деятельности, дизайна и культурно-досуговой деятельности. Рассматривается новый формат активизации социальной деятельности на основе креативных технологий в дизайн индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к созданию педагогических условий для формирования досуговой активности средствами дизайна»

УДК 008

Файзрахманова Гульназ Камилевна

старший преподаватель кафедры дизайна Института искусств и креативных технологий Московского государственного гуманитарного университета им. МЛ. Шолохова, г. Москва ggk8709@rambler.ru

Подходы К СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА

Gulnaz K. Fayzrakhmanova

senior teacher of chair of design of Institute of arts and creative technologies of the Moscow state humanities university of M.A. Sholokhov ggk8709@rambler.ru

Approaches to the creation

OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A LEISURE ACTIVITY MEANS DISNA

Аннотация. В статье дан краткий обзор результатов исследования, проведенного на пересечении прикладной педагогики, социальнокультурной деятельности, досуговой активности и дизайна. Рассмотрена структура досуговой активности личности, взаимосвязь досуговой активности и досуговой деятельности. Конкретизированы потенциальные возможности дизайна, как воздействие на личность и регуляция созидательной креативности. Автором также анализируется педагогическая практика взаимодействия дизайна и социально-культурной деятельности, дизайна и культурно-досуговой деятельности. Рассматривается новый формат активизации социальной деятельности на основе креативных технологий в дизайн индустрии.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, креативные технологии, комбинаторный метод дизайна, активный досуг, регулятивный механизм консолидации.

Annotation. The article gives a brief overview of the results of a study conducted at the intersection of applied pedagogy, social and cultural activities, leisure activities and design. The structure of leisure activity of the person, the relationship leisure activity and leisure activities. Fleshed out the potential of design as the impact on the individual and regulation of constructive creativity. The article also discusses the pedagogical practice of interaction design and socio-cultural activities, design and cultural and leisure activities. The new format for the activation of social activities on the basis of creative technologies in the design industry.

Keywords: socio-cultural activities, creative

technologies, combinatorial methods of design and active recreation, the regulatory mechanism of consolidation.

Социально-культурная деятельность была важнейшей составляющей государственной политики нашей страны в прошлом столетии. Сегодня начинается своеобразный ренессанс-XXI социально-культурной деятельности. Для понимания важности проблемы, которая связана неисчислимым количеством нитей с судьбами людей, семей, поселков и городов нашей страны, мы сформулировали 3 вопроса:

Вопрос № 1: можно ли формировать новые навигационные карты на старом базисе знаний о социально-культурной деятельности?

Вопрос № 2: можно ли назвать сектор жизнедеятельности в современной России, который должен быть внедрен в систему социальнокультурной деятельности для консолидации?

Вопрос № 3: можно ли назвать образовательный регулятивный механизм, результативность которого можно связать с консолидацией общества в многонациональной России?

Мы предлагаем свои ответы, подчеркивая при этом, что существует множество мнений ученых, специалистов-практиков. Но все единодушны в одном: на современном этапе для многонациональной страны нужны механизмы консолидации на основе созидательно-творческой деятельности.

Ответ на первый вопрос: на старом базисе знаний о социально-культурной деятельности новая модель сформированных навигационных карт будет несовершенной, так как проблема консолидации в творческих коллективах не возникала.

Ответ на второй вопрос: таким сектором жизнедеятельности в современной России, который должен быть внедрен в систему социальнокультурной деятельности для консолидации, можно назвать дизайн и его направления профессиональной и любительской деятельности.

Ответ на третий вопрос: образовательным регулятивным механизмом, результативность кото-

272

рого можно связать с консолидацией общества в многонациональной России, мы выдвигаем дизайн и его основной метод комбинаторики [5; 6].

Несомненно, субъектом активной деятельности выдвигается человек, личность, индивидуум, его мотивация к деятельности. Гипотетически мы предположили, что эффективность формирования досуговой активности личности в условиях социокультурной практики средствами дизайна может быть существенно повышена, если:

- социальная активность личности будет напрямую зависеть от активности в сфере досуга и формироваться под влиянием педагогической организации досуговой деятельности;

- досуг выступает в качестве части свободного времени, направленного на развитие духовных и физических сил личности в условиях удовлетворения потребностей личности в самосовершенствовании;

- будет обеспечено усвоение духовных ценностей в условиях реализации творческого потенциала личности, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам при условии трансляция духовно-культурных ценностей.

Необходим системный и сравнительный анализ научной литературы, формирующей методологическую основу исследования. В результате мы определили, что есть группа ученых, рассматривающих психологические концепции о сущности категории «активность» (Ф.Н. Гоноболин,

Н.А. Канаева,Ю.А. Миславский, Т.С. Мед в еде кая, Н.А. Погорелова, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе). Другая группа ученых посвятила свои исследования досуговой активности личности (Г.А. Аванесова, ЕЮ. Орлик, О.В. Понукалина, Н.Н.Седова, Ю.А. Стрельцов, Д.В. Шамсутдино-ва). Следующая группа ученых изучила социальную деятельность личности (М.Г. Арсланов, ГМ. Бирженюк, В.Д. Булгаков, Ю.Н. Дрешер, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков). Интерес представляют работы, посвященные культурно-досуговой деятельности (М.А. Ариарский, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Е. Новаторов, ВТ. Лисовский, ВТ. Мосалев).

В педагогической практике взаимодействие дизайна и социально-культурной деятельности, дизайна и культурно-досуговой деятельности рассматривается сравнительно недавно лишь в единичных работах специалистов-практиков [2; 3; 4]. Причиной тому сравнительная молодость дизайна в нашей стране и отсутствие научноэкспериментальных проектов.

На наш взгляд, можно рассматривать интеграцию с обучающими методиками дизайна при условии, если обоснована структура досуговой активности личности. Структурными компонентами мы выделяем:

- социально-ориентированный компонент: удовлетворение и дальнейшее развитие духовных интересов, творческое и интеллектуальное развитие, где основной сферой реализации досуговой активности является социальная ориентация

личности, с учетом осуществления социальнокультурной интеграции и преемственности для углубления и расширения образованности личности;

- социокультурный компонент: усвоение духовных ценностей в условиях социокультурной практики, где формируется объективная необходимость в проектировании системы досуга, отвечающей современным потребностям;

- деятельностно-ориентированный компонент: развитие социокультурных инициатив, где появление новых общественных потребностей и социальных ценностей объективно ведет к обновлению и обогащению досугового процесса, возрастанию его сложности. Происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания в условиях досуга на са-мо-формирование и саморазвитие личности. Этот инновационный процесс свидетельствует об овладении личностью новыми социальными навыками, умениями в области информационных технологий, экономики, политики, культуры.

Важным понятийным концептом мы выделяем взаимосвязь досуговой активности и досуговой деятельности. Уровни досуговой деятельности отличаются друг от друга степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в нее.

Необходимо помнить, что формирование досуговой активности личности происходит поэтапно.

П ервый этап: досуговая активность проявляется в том, что она оказывается способной выбирать именно те виды деятельности, которые помогают личности изменить имеющиеся обстоятельства в целях превращения своих возможностей в действительность. Поэтому для эффективной реализации досуговой активности необходимо максимальное стимулирование субъектных функций, создание условий для самореализации.

Второй этап: появление противоречий, которые возникают между личностью и ее досуговыми возможностями, которые воплощаются в высокий мобилизационный потенциал и создают новые, более перспективные траектории для развития личности в условиях досуга.

Третий этап: происходит творческая реализация досуговой активности в результате проявления собственного выбора личности, ее личностной активности и самостоятельности. Синтетическое качество досуговой активности характеризует меру возможностей личности в осуществляемой культурно-досуговой деятельности.

Четвертый этап: формируются ценностные ориентации в условиях досуговой активности, они способствуют избирательному отношению к различным видам досуга.

Как видим, структура социально-культурной деятельности являет собой сложный комплекс специальных знаний и компетенций. В этой связи мы попытались выделить векторы взаимодействия социально-культурной деятельности с дизайном.

273

1. Привлечение средств дизайна, направленных на формирование у личности устойчивого стремления к улучшению окружающей среды.

2. Использование дизайна для формирования творческого стиля жизнедеятельности, также привлечение методов дизайна, направленных на развитие художественных способностей личности, навыков комбинаторики различными техниками и материалами.

3. Реализация воспитательного потенциала дизайна в формировании индивидуальности личности, умений выражать личное отношение к происходящему, искать новые пути художественно-нравственного познания мира, развивать эстетическое отношение к действительности.

4. Привлечение технологий дизайнерской деятельности с целью формирования постоянной потребности в творческой деятельности, импровизации, помогающих формированию эстетики предметного мира.

Литература:

1. Алпацкий ИМ. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи : Дис. ...канд. п.н. Тамбов, 2004. 214 с.

2. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодёжи в процессе художественно-творческой деятельности : Дисс. ... д-ра п.н. М., 2008. 240 с.

3. Командышко Е.Ф. Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности // Вестник Военного университета. № 2(26) 211. С. 49-54.

4. Ткалич СМ. Инновационная методика освоения проектно-культурного жанра в профессиональной подготовке специалиста-дизайнера // Вестник МГУКИ. 2007. № 2. С. 141-144. ISSN: 1997-0803.

5. Ткалич СМ. Консолидирующая роль дизайнобразования в современной России: Доклад с презентацией // 2-я Всероссийская конференция «Дизайн XXI века - среда, традиции, новации». Сочи : СГУТиКД, 2009. С. 178-185. ISBN 978-588702-297-0.

6. Фазылзянова ГМ. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественнопедагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция. Урал : УГПУ, 2009. С. 36-41.

7. Файзрахманова ГМ. Реализация культуротворческого потенциала личности в культурнообразовательном пространстве // Вестник Каз-ГУКИ. 2011. С. 6-8.

Таким образом, в статье мы рассмотрели понятийные концепты социально-культурной деятельности и потенциальные возможности дизайна как регулятивного механизма в следующих процессах:

- реализации вектора консолидации российского общества,

- реализации креативных технологий, актуальных в современном образовательном, воспитательном, социально-формирующем пространстве,

- реализации созидательного метода комбинаторики в различных формах социальнокультурной деятельности.

В целом, можно утверждать о востребованности социально-педагогических условий формирования досуговой активности личности средствами дизайна.

Literature:

1. Alpatsky I.I. Kulturoohrannye technology sociocultural activities in the patriotic education of youth. Dis-ta . Tambov, 2004. 214 p.

2. Beregnaya M.S. Pedagogical system of sociocultural adaptation of youth in the process of artistic and creative activities : Diss. Dr. Bp. M., 2008. 240 p.

3. Komandyshko E.F. Specificity of the art technology management in the preparation of future specialists of social and cultural activities // Herald Military University. № 2 (26) 211. P. 49-54.

4. Tkalich S.K. Innovatsionnaya technique of development of design and cultural genre in training specialist designer // Bulletin MGUKI. 2007. № 2. p.141-144. ISSN: 1997-0803.

5. Tkalich S.K. Consolidating the role of design education in modern Russia: Report presentation // The 2nd All-Russian Conference «Design of the XXI century - the environment, tradition, innovation.» Sochi : SGUTiKD, 2009. P. 178-185. ISBN 978-588702-297-0.

6. Fazylzyanova G.I. Creative aspects of the

quality of professional training of social and cultural sphere // Art and teacher education of the XXI century: an analysis of the status and quality improvement strategies. International scientific-practical konferentsiya. Urals : UGPU, 2009.

P. 36-41.

7. Fayzrahmanova G.K. Implementation kulturotvorcheskoj potential of the person in the cultural and educational space // Bulletin KazGUKI. 2011. P. 6-8.

274

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.