ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
УДК 37.01
ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Галкина Людмила Александровна, зав. лабораторией Центра новых образовательных технологий, [email protected],
ГОУВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт, г. Москва
This article describes the approach to the creation of fund of assessment as a tool of improvement the quality of teaching in the system of higher professional education. The author analyzed the methodology of creating such a fund for magistracy and bachelor degree. The article justified usefulness of integration of assessment and training tools in today’s e-learning. The author offered a possible composition of the competence-oriented assessment tools and described an example of implementation of these solutions into extramural universities.
В статье рассмотрен подход к созданию фонда оценочных средств как инструмента повышения качества обучения в системе высшего профессионального образования. Проанализирована методология создания такого фонда для бакалавриата и магистратуры. Обоснована целесообразность интеграции оценочных и обучающих средств в условиях современного электронного обучения. Предложен возможный состав компетентностно-ориентированных оценочных средств. Описан пример реализации изложенных решений в заочном вузе.
Keywords: assessment tools, fund of assessment tools, the quality of education, online repository
Ключевые слова: оценочные средства, фонд оценочных средств, качество обучения, интернет-репозиторий
Важным элементом контроля качества обучения, предусмотренным Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), являются оценочные средства.
Оценочные средства — контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала.
Фонд оценочных средств (ФОС) — комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО по завершению освоения основной образовательной программы по определенному направлению или специальности [1].
Порядок создания ФОС для итоговой государственной аттестации выпускников вузов регламентируется методикой при инструктивном письме Минобразования России от 16 мая
2002 года № 14-55-353ин/15 (действующий документ). В названный ФОС должны входить следующие обязательные компоненты:
• программа итогового экзамена;
• совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене, критерии их оценки;
• методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена и оценки выпускной квалификационной работы.
Необходимость создания ФОС для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации регламентируется положениями ФГОС ВПО. Далее излагаются методологические подходы и подходы к созданию ком-петентностно-ориентированных оценочных средств именно для этих этапов контроля.
Поскольку в соответствии с ФГОС ВПО задача разработки ФОС адресована вузам, в ходе выработки настоящих предложений учитывались не только нормативные и рекомендательные документы Минобрнауки России и УМО, но и опыт других ведущих российских университетов.
50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4
Подходы к созданию фонда оценочных средств для контроля качества обучения в...
Так, в учебно-методическом пособии [2], подготовленном Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, отмечается: «Приступая к разработке комплекса оценочных средств в условиях введения ФГОС третьего поколения, вузу необходимо осознать два принципиальных момента:
1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ООП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций;
2. Оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего, инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения».
Таким образом, при разработке оценочных средств целесообразно обеспечить интеграцию средств обучения и контроля.
Необходимо максимально использовать электронные оценочные средства, которые размещались бы в интернет-среде и локальных сетях компьютерных классов, и по возможности реализовывать автоматизированный контроль результатов работы студентов с ними. Это позволит обеспечить поддержку самостоятельной работы студентов, сопоставимость полученных результатов, возможность компьютеризированной обработки, хранения и представления данных, реализацию индивидуальных образовательных траекторий. Электронные оценочные средства должны быть встроены в информационную инфраструктуру вуза.
Оптимальный способ организации кумулятивного накопления результатов работы студентов с различными оценочными средствами, учитывающихся при начислении предусмотренного по каждой дисциплине количества зачетных единиц — использование балльнорейтинговой системы по типу ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System).
В состав компетентностно-ориентирован-ных ФОС должны входить не только традиционные средства проверки уровня знаний, но и деятельностно-ориентированные компоненты. Это могут быть, например, контрольные и лабораторные работы, ситуационные тренинги (case-study) и др.
Новые оценочные средства должны проходить экспертизу, по результатам которой составляется заключение о возможности использования их в учебном процессе. Необхо-
дима процедура валидизации (обеспечение аутентичности оценивания) создаваемых новых или адаптируемых имеющихся электронных оценочных средств.
Разработка оценочных средств должна быть увязана с определением целей ООП и компетенций выпускников (в том числе составлением паспортов компетенций [3]), учебного плана и разработкой учебных программ по дисциплинам. Выделенные виды оценочных средств должны быть разработаны:
• по каждой дисциплине;
• только по отдельным дисциплинам.
При составлении ФОС для бакалавриата и магистратуры необходимо учитывать заложенные в ФГОС различия в требованиях к оценочным средствам для этих уровней подготовки. Так, при проектировании оценочных средств для магистрантов «.необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности»; «помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей».
В состав ФОС должны входить, как минимум:
• собственно оценочные средства;
• программа (план-график) проведения контрольно-оценочных мероприятий в течение срока обучения;
• методические материалы по использованию оценочных средств;
• методические материалы для преподавателей по подготовке материалов для разработки электронных оценочных средств.
Должно быть разработано также Положение о фонде оценочных средств, регламентирующее его структуру, порядок создания и использования.
При создании ФОС целесообразно начать с уже имеющихся методических и программных наработок. Это позволит в кратчайшие сроки сформировать исходный массив ФОС по всем ООП вуза для бакалавриата и магистратуры. После этого следует начать работу по наращиванию этого фонда за счет разработки новых, компетентностно-ориентированных оценочных средств.
С учетом выше изложенных методических подходов во Всероссийском заочном финан-
51
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
сово-экономическом институте создание ФОС было начато с разработки следующих оценочных средств (табл. 1).
Перечисленные оценочные средства интегрированы с учебными и встроены в интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ [4], представляющий собой среду поддержки электронного обучения.
В настоящее время начата разработка специальных компетентностно-ориентированных оценочных средств. Их спектр [5] приведен в табл. 2.
Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. В ходе проектирования решаются задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Предполагает довольно длительный период решения (до семестра) и большой объ-
ем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.
Групповые (совместные) проекты могут быть разнообразными по дидактическому назначению:
• подготовка команды к деловой игре (как это апробировалось на примере дисциплины «Исследование систем управления»);
• обсуждение и дополнение представленного преподавателем материала;
• совместное исследование модели некоторого объекта или процесса;
• практикумы, предусматривающие совместное выполнение студентами заданий с персонифицированным обсуждением.
Совместные проекты могут выполняться, в частности, на вики-узле ВЗФЭИ.
Под портфолио (точнее, портфолио достижений) понимается комплект документов,
Таблица 1
Первоначальный состав оценочных средств ВЗФЭИ
Оценочные средства Использование оценочных средств Возможность автоматизированного контроля
Компьютерные обучающие программы и сетевые учебно-методические комплексы включая тесты текущего контроля Текущий контроль +
Контрольные работы с использованием КОПР (УМК-С) Текущий контроль Контроль факта сдачи работы студентом
Лабораторные работы Текущий контроль Контроль опорных точек решения
Компьютерные практикумы, ситуационные тренинги, тренажеры, деловые (ролевые) игры Текущий контроль Частично
Контрольные тесты достижений (программнопедагогические тесты) Текущий контроль/промежуточная аттестация +
Вопросы экзаменационных билетов Промежуточная аттестация —
Таблица 2
Направления наращивания ФОС ВЗФЭИ
Инновационные оценочные средства Использование оценочных средств Возможность автоматизированного контроля Примечания
Совместные проекты (например, вики-проекты) Текущий контроль Частично Особенную ценность имеют для магистрантов
Индивидуальные проекты Текущий контроль/про-межуточный контролю Частично Преимущественно для магистрантов
Портфолио В течение всего процесса обучения Частично
Тест действия Текущий контроль В ряде случаев Например, для проверки компьютерных умений, предусмотренных общекультурными компетенциями
Составление глоссария по дисциплине Текущий контроль Частично Для закрепления понятийной базы
Типовые задания по методу Дельфи Текущий контроль В ряде случаев
52
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4
Андрагогический подход к разработке конкурентоспособных сетевых учебно-методических...
представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента. Портфолио позволяет выяснить не только то, что знает учащийся, но и как он пришел к этим знаниям, подталкивает к диалогу между учителем и учащимся.
Существуют различные варианты организации портфолио — от полностью свободных до строго регламентированных. Предлагается выбрать вариант, предполагающий составление портфолио по определенному шаблону, что обеспечит возможность компьютерного контроля за действиями студента. Портфолио каждого студента может быть размещено в web-среде, в личном кабинете.
Тест действия (Perfomance test) — процедура, ориентирующая обучаемого на выполнение какого-нибудь практического действия (практические испытания). Распространены Литература.
как проверка реальных умений и навыков, которые могут относиться как к общекультурным, так и профессиональным компетенциям.
Метод Дельфи помогает выбрать из предлагаемой серии альтернативных вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта в определенной последовательности. Данный метод, по сути, представляет собой разновидность мозгового штурма, «метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», проводимой группой студентов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. В качестве экспертов для данного вида оценочных средств (как и для выполнения проектов) могут привлекаться преподаватели или представители работодателя. В качестве дополнительных возможно использование и других инновационных оценочных средств.
1. Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фонда оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации комптентност-но-ориентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные орг.-метод. материалы тематического семинарского цикла. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
2. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов/Под ред. С.В. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
3. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Коорд. совет УМО и науч.-метод. советов высшей школы, 2010.
4. Дайитбегов Д.М., Торопцов В. С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ как инструментарий электронного обучения//Ш Межд. Науч.-практ. конф. «Инновационное развитие российской экономики». Сб. науч. трудов. Ч. 3. М.: МЭСИ, 2010.
5. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе/В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. М.: Изд-во МГУ, 2007.
УДК 37.01
АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СЕТЕВЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Галкина Людмила Александровна, зав. лабораторией Центра новых образовательных технологий, [email protected],
ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт, г. Москва
53