Approaches to modern modification of business models of credit institutions
Kolesnikova Anastasiia Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor
Nikitin Sergei Sergeevich, postgraduate student
International Banking Institute named after Anatoly Sobchak, St. Petersburg
At the present stage of economic development, the effectiveness of the implementation of the basic function of credit institutions – the redistribution of financial resources in the national economy – is the most important factor that determines the stability of the banking system and the trend of the country's economic development. At the same time, the volatility of financial markets, the impact of geopolitics and the pandemic determine the system's susceptibility to economic crises, which implies increased attention of credit institutions to business planning processes, goal-setting and risk management. Therefore, the depth of elaboration of the business model of a credit institution serves as a mechanism for increasing its stability. Continuous improvement of the efficiency of the business model is possible with the introduction of new technologies, which, in turn, is practiced by many modern leaders in their areas and spheres of activity, including the banking sector. Traditional business models, due to their innovative limitations and narrow coverage of business processes by the risk management system, are not able to compete with organizations using new technologies today. Banks need to adapt to the changing environment, rethink and reform existing systems and business processes.
Keywords: bank; business model; sustainability; risks; finance; new technologies.
Цитировать: Колесникова А.В., Никитин С.С. Подходы к современной модификация бизнес-моделей кредитных организаций // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 28-36. EDN: AVSEWK. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.5
Колесникова Анастасия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент
Никитин Сергей Сергеевич, аспирант
Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, Санкт-Петербург
На современном этапе экономического развития эффективность реализации базовой функции кредитных организаций – перераспределения финансовых ресурсов в национальной экономике является важнейшим фактором, определяющим стабильность банковской системы и тренд экономического развития страны. При этом волатильность финансовых рынков, влияние геополитики и пандемии определяют подверженность системы экономическим кризисам, что предполагает повышенное внимание кредитных институтов к процессам планирования бизнеса, целеполаганию и управлению рисками. Поэтому глубина проработки бизнес-модели кредитной организации служит механизмом повышения ее устойчивости. Постоянное повышение эффективности бизнес-модели возможно с внедрением новых технологий, что в свою очередь практикуют многие современные лидеры своих направлений и сфер деятельности, в том числе и банковский сектор. Традиционные бизнес-модели в силу своей инновационной ограниченности и узости охвата бизнес-процессов системой риск-менеджмента не способны сегодня конкурировать с организациями, использующими новые технологии. Банкам необходимо адаптироваться к изменяющейся среде, переосмысливать и реформировать существующие системы и бизнес-процессы.
Ключевые слова: банк; бизнес-модель; устойчивость; риски; финансы; новые технологии.
УДК 336.71
5.2.4
Колесникова А.В., Никитин С.С.
Подходы к современной модификация бизнес-моделей кредитных организаций
Введение
За последние десять лет российский банковский сектор проделал значительный путь в своем развитии. Наблюдается стремительный рост и совершенствование банковских продуктов и услуг, которым уделяется все большее внимание в условиях расширяющегося рынка. Однако вызовы времени, с одной стороны, открывают новые возможности для повышения эффективности банковского бизнеса, а с другой - диктуют новые условия для поддержания стабильности. Высокая волатильность финансовых рынков, санкционное давление, усиление конкуренции вследствие развития новых технологий ставят перед кредитными организациями новые задачи, определяющие необходимость гибкого изменения стратегических ориентиров и бизнес-моделей развития. Под влиянием рыночной конъюнктуры меняется структура источников привлечения средств, что требует модификации направлений их использования.
Динамика количества кредитных организаций в нашей стране, представленная на рисунке 6, позволяет заключить, что соблюдения пруденциальных требований регулятора для эффективного развития банковского бизнеса недостаточно. Требуется формирование гибкого и адаптивного к динамично меняющимся реалиям бизнес-профиля, предполагающего оптимальную структуру ведения бизнеса с точки зрения соответствия уровня доходности принимаемым рискам.
Как известно, типовая банковская бизнес-модель как правило представляет собой формализованное описание конкретного аспекта или области деятельности кредитной организации. На ее основе формируется политика банка в отношении управления активами, пассивами, доходностью операций и рисками [10].
С 2020 года до настоящего времени в российской банковской системе произошли следующие знаковые изменения:
1. Переход к цифровизации и онлайн-банкингу: в связи с пандемией COVID-19 и ограничениями на посещение офисов банков, многие кредитные организации активно инвестировали в развитие цифровых платформ и онлайн-сервисов. Такие инновации, как мобильные приложения, интернет-банкинг, онлайн-кредитование и дистанционное обслуживание клиентов стали важным фокусом банковской деятельности. [5]
2. Развитие финтех-сектора: банки активно сотрудничают с финтех-компаниями и интегрируют их технологии в свои процессы. Некоторые банки создают свои собственные финтех-проекты или приобретают стартапы для развития новых финансовых продуктов и услуг.
3. Усиление акцентов на цифровую безопасность: с развитием онлайн-банкинга и цифровых технологий растут и угрозы со стороны киберпреступников. Банки наращивают свои усилия по защите клиентов от мошенничества и кибератак, внедряют двухфакторную аутентификацию и другие меры безопасности.
4. Повышение роли данных и аналитики в финансовых процессах: банки начинают активно использовать Big Data и аналитические технологии для улучшения клиентского сервиса, управления рисками и разработки персонализированных продуктов и услуг.
5. Разработка экосистемных подходов: Снижение банковской маржи и развитие технологий обработки больших данных спровоцировало кредитные организации к созданию моделей экосистем, объединяющих различные компании и сервисы, и позволяющие предложить клиентам более широкий спектр продуктов и услуг. [14]
Факторы, меняющие банковскую систему РФ и характер их влияния. Итак, на динамику показателей банковской системы РФ влияют следующие факторы:
1. Развитие цифровых технологий революционизирует банковскую систему. Внедрение онлайн-банкинга, мобильных приложений, искусственного интеллекта, блокчейна и других технологий меняют способы взаимодействия между клиентами и банками, упрощают и ускоряют процессы, снижают затраты и повышают эффективность.
2. Глобальные политические и экономические события оказывают серьезное влияние на банковскую систему. Санкции, изменение международных отношений, связанные с Россией, снижение платежеспособности клиентов и другие могут влиять на доступность финансирования, условия международных платежей, стоимость и структуру ресурсов, уровень риска активов и т.п.
3. Российская банковская система в период экономической и политической нестабильности требует усиления системы регулирования и соответствующих законодательных изменений, которые существенным образом перестраивают правовое поле деятельности кредитных организаций. В ответ на изменения внешней среды, регулирующие институты модифицируют правила национальных или международных отношений банков для обеспечения стабильности системы и защиты интересов клиентов.
4. Изменение потребительских предпочтений, являющееся основой конкуренции между кредитными организациями. Современные клиенты требуют удобства, персонализации и инноваций в банковских услугах. Кредитные организации вынуждены адаптироваться к этим ожиданиям, предлагая новые технологические решения, улучшать клиентский сервис и модифицируя продуктовый ряд.
5. Все более интенсивной становится конкуренция в банковской системе РФ. В поисках новых клиентов и рыночных долей банки разрабатывают новые стратегии, предлагают гибкие условия и тарифы. Возникновение финтех-компаний, онлайн-платформ и других игроков на рынке также усиливает конкуренцию и влияет на модель развития банковского бизнеса.
Характер влияния указанных факторов может быть различным. Некоторые факторы могут стимулировать инновации в банковской системе, повышение эффективности и удовлетворение потребностей клиентов, в то время как другие факторы могут создавать ограничения, повышать риски или требовать дополнительных затрат на соответствие новым требованиям и правилам. Каждый фактор может иметь свой характер и масштаб влияния на банковскую систему РФ, поэтому целесообразным является оценка вероятности и степени влияния каждого из перечисленных факторов при разработке методологии оценки уровня стабильности кредитной организации.
Прогноз на основе статистических данных ЦБ РФ. В ближайшие годы для российского банковского сектора будут характерны некоторые устойчивые тенденции, которые наблюдаются уже сегодня.
В последние годы российские банки укрепили свою финансовую устойчивость и повысили уровень капитализации. Об этом свидетельствуют данные мегарегулятора, представленные на рисунке 1 по объему активов российских банков, финансовому результату и рентабельности капитала с 1 января 2019 года по 1 октября 2023 года.
Рисунок 1 - Основные показатели банковского сектора за 2019 – 2023 гг. Источник [7]
В последние годы также был отмечен рост объема выданных кредитов в России (рис. 2), причем в постковидный период тренд демонстрирует его существенное ускорение. [13]
Рисунок 2 - Основные показатели кредитного портфеля за 2019 – 2023 гг. Источник [7]
На рисунке 2 представлены показатели кредитного портфеля за пять последних лет, позволяющие констатировать, что по этому показателю в целом наблюдается положительный тренд. Наиболее быстрорастущим сегментом останется кредитование малого и среднего бизнеса с 2019 г. по 2023 г., который продемонстрировал увеличение на 20 трлн руб. на фоне расширения программ господдержки и рынок розничного кредитования. [13]
Сумма стоимости кредитного риска за пять лет имеет стабильную динамику. С 2019 по 2020 гг. наблюдался рост. Корпоративные кредиты выросли на 2%, розничные - на 8%. С 2021 по 2022 гг. они увеличились на 0,9% и 1,6%. К 2023 г. они уменьшились на 0,6% и 0,7%, что говорит о постепенном увеличении стабилизации банковской системы (рис. 3).
Рисунок 3 - Стоимость кредитного риска за 2019–2023 гг. Источник [7]
Значимым источником капитализации и пополнения пассивов банков на протяжении последних лет выступал прирост средств вкладчиков на депозитах (рис. 4).
Рисунок 4 - Средства клиентов за 2019-2023 гг. Источник [7]
На рисунке 4 представлена динамика средств клиентов кредитных организаций, формирующая источники их деятельности. С 2019 по 2023 гг. наблюдается рост средств физических лиц на 7 трлн руб., а юридических лиц - на 19 трлн руб., что свидетельствует о поддержке доверия к банковской системе, сохраняющееся несмотря на высокую волатильность финансовых индикаторов.
Что касается тенденции к наращиванию доходов банков за счет выпуска долговых ценных бумаг и эмиссии акций, то геополитические изменения переломили этот тренд и на время затормозили процесс расширения отечественного фондового рынка (рис. 5).
Рисунок 5 – Долговые ценные бумаги и эмиссионный доход российских банков, млрд руб. [13]
Таким образом, хотя в 2022 году наблюдался резкий спад доходов по акциям и облигациям в связи с общей просадкой российских фондовых рынков, отметим, что данные инструменты имеют очень большой потенциал в увеличении финансирования российских банков по окончании периода спада и восстановлении финансовой деловой активности в стране.
Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации за период 2019-2023 гг. представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Количество действующих кредитных организаций, шт. [2]
Если крупнейшие банки, в первую очередь системно значимые кредитные организации, могут легче адаптироваться к изменениям на банковском рынке, то малым и средним необходимо особенно глубоко пересматривать свои бизнес-процессы и концепции развития, адаптируя их к новым вызовам и возможностям.
Активно участвуя в процессах трансформации отечественной денежно-кредитной системы, Банк России в последнее время придает большое значение стабильности бизнес-моделей при анализе работы коммерческих банков в рамках превентивного надзора. В соответствии с требованиями Центрального Банка РФ, данная модель включает в себя анализ и оценку на ежеквартальной основе:
- капитала;
- активов;
- доходности;
- ликвидности;
- процентного риска;
- риска концентрации;
- обязательных нормативов, установленных Инструкцией Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И "Об обязательных нормативах банков" [6];
- качества управления;
- прозрачности структуры собственности банка.
Действующая нормативная модель строится на основании оценки каждого из показателя по различным критериям и формирования интегрального показателя, учитывающего и балльную и весовую оценку, включенных в расчет параметров. [17]
Исторически ЦБ опирается на рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, который в июле 2015 года выпустил обновленный документ под названием «Руководящие принципы для выявления слабых банков и работы с ними» [20], определяющий нежизнеспособные, обладающие высоким риском или неэффективные бизнес-модели кредитных организаций, характеризующиеся:
- «зависимостью от структуры финансирования, а не от целей;
- концентрацией на одном источнике финансирования;
- волатильностью доходов, определенных в течение короткого срока изменениями в структуре;
- нереалистичными стратегиями;
- инвестированием в инновационные технологии без применения мер соответствующего управления рисками». [20]
Таким образом и с регуляторной точки зрения важнейшим параметром эффективности и стабильности банковского бизнеса выступает система управления рисками в кредитной организации.
Исторически Российский бизнес в значительной степени опирается на американскую модель CAMELS, которая широко применяется для оценки финансовой стабильности кредитных организаций [4]. Тогда как особенности отечественного финансового рынка, банковской системы и этапа развития требуют разработки системы, соответствующей российским характеристикам и рыночным параметрам. Для разработки подобной системы необходимо определить подходы, в основе которых целесообразно отнести факторы, меняющие банковскую систему РФ:
- динамика валового внутреннего продукта (ВВП);
- уровень инфляции;
- валютный курс;
- ключевая ставка;
- кредитные риски;
- состояния платежной системы.
Действительно, причинами изменения банковской системы РФ послужили:
- санкционное давление третьих стран;
- рецессия в связи с пандемией COVID-19;
- глобальный кризис мировой экономики;
- изменения валютного курса;
- ужесточение контроля со стороны ЦБ РФ;
- динамика ресурсов клиентов, как следствие клиентского поведения, вызванного отсутствием определенностей по перспективам;
- риски кредитного портфеля;
- введение цифрового рубля;
- падение уровня банковской маржи;
- изменение потребительских предпочтений;
- технологические инновации;
- искусственный интеллект;
- финтех-сектор как основной конкурент;
-Big data;
- дистанционная идентификация;
- цифровые технологии.
Рассмотрим, как изменялись эти факторы в течение последних пяти лет, данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Факторы конкурентоспособности национальной банковской системы РФ
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 1к 2023 г.
Темп роста ВВП,% 2,2 1,6 5,6 -2,1 2,5
Уровень инфляции, % 3,0 4,9 8,39 11,94 6,69
Ключевая ставка, % 6,25 4,25 5,00 8,50 15,00
Валютный курс: доллар США, руб. 64,61 72,32 73,66 68,35 88,12
Источник: [2]
В результате проведенного исследования выявлены и структурированы базовые тенденции изменения внешнего окружения кредитных организаций, являющихся предпосылками для изменения бизнес-моделей. В таблице 2 представлены взаимосвязи между предпосылками, трендами и возможными бизнес-моделями, формирующимися под влиянием экономических тенденций.
Таблица 2 - Факторы, влияющие на формирование бизнес-модели банка
Предпосылки / факторы Ключевой тренд Возможности / риски Целевая бизнес-модель
Уровень ВВП рост Расширение целевого клиентского сегмента Обеспечение возможности удовлетворять расширяющийся клиентский сегмент
Уровень инфляции снижение Рост платежеспособности физ. лиц Обеспечение потребностей клиентов в новых сервисах
Ключевая ставка рост Снижение маржи, рост кредитных рисков Необходимо повышение эффективности бизнес-процессов
Валютный курс волатильность Валютные риски Отказ от инвалюты, жесткие лимиты на открытые валютные позиции
Санкции ограничение доступа к дешевым ресурсам, спад фондового рынка, снижения объема хеджирующих сделок Реализация потерь вследствие вынужденного прекращения сделок с производными финансовыми инструментами Переориентация на азиатский финансовый рынок
Пандемия ограничения Расширение дистанционных сервисов мобильные приложения, интернет-банкинг, онлайн-кредитование и дистанционное обслуживание клиентов
Ужесточение контроля со стороны ЦБ РФ динамичная модификация нормативной базы Риски банкротства, консолидация Формирование в системе риск-менеджмента анализа нормативно-правовой базы и инструментов стресс-тестирования
Вклады прирост средств Расширение устойчивых пассивов Расширение активных операций
Кредиты рост выдач МСП и розничным клиентам Отложенный кредитный риск может реализоваться при отмене гос. мер поддержки
Введение цифрового рубля оптимизация инфраструктуры Рисков, связанных с безопасностью/снижение рисков 115 ФЗ Усиление роли государства, сокращение спроса на традиционные банковские услуги
Банковская маржа снижение Развитие цифровых платформ и онлайн-сервисов Онлайн-банкинг, мобильное приложение и интернет-портал
Изменение потребительских предпочтений Цифровая трансформация инновации в банковских услугах
Технологические инновации динамичное развитие Способы взаимодействия между клиентами и банками, упрощают и ускоряют процессы, снижают затраты и повышают эффективность
Искусственный интеллект Персонализация сервисов
Финтех-сектор развитие Сотрудничество, консолидация Интеграция их решений в бизнес-модель
Big data динамичное развитие Повышение роли данных и аналитики в финансовых процессах Создание экосистем
Дистанционная идентификация развитие Стимулирует конкуренцию/ускоряет внутренние бизнес-процессы Продукты и услуги в цифровом формате
Цифровые технологии рост Повышение эффективности/мошенничество и кибератак Двухфакторную аутентификацию и другие меры безопасности
Источник: составлено авторами
При этом для модернизации бизнес-процессов и моделей ведения банковского бизнеса следует отметить еще несколько важнейших факторов, которые в ближайшей перспективе окажут влияние на банковский сектор.
Развитие инфраструктуры Цифрового профиля позволит сформировать систему предоставления финансовых продуктов и услуг в цифровом формате, основными субъектами которой будут по-прежнему выступать частные лица, государство и бизнес, руководствуясь законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Развитие механизма дистанционной идентификации с использованием единой биометрической системы (ЕБС) — государственной цифровой платформы, которая дает возможность подтвердить личность человека по его биометрическим данным [4], позволит преобразовать все виды финансовых, нефинансовых и государственных услуг в электронный формат, делая их более доступными для различных категорий потребителей, что придаст дополнительный стимул расширению конкуренции на финансовом рынке.
В рамках развития Системы быстрых платежей планируется расширить возможности онлайн-платежей в бюджетную систему Российской Федерации (сервис C2G), включая оплату налогов, штрафов, сборов и пошлин. Дальнейшее развитие функционала и улучшение доступности сервиса для граждан и бизнеса, в том числе путем расширения сервиса B2B и упрощения процесса подключения ТСП к СБП, должны органично встроиться в бизнес-модель кредитных организаций.
Как известно, будет продолжено развитие и расширение функционала Национальной системы платежных карт и платежной системы «Мир» через создание и усовершенствование инновационных цифровых решений. Это обеспечит прозрачность платежей для государства и эффективное решение бизнес-задач для корпораций. Участие в программе расширения инфраструктуры приема карт «Мир» для кредитных организаций будет способствовать повышению уровня стабильности отечественной банковской системы.
В соответствии с требованиями времени в рамках реализации функций управления денежно-кредитной системой Банк России продолжает работу по следующим ключевым направлениям:
- включение российского рубля и валют национальных партнеров в трансграничные расчеты является эффективным способом снижения рисков, связанных с действиями недружественных государств;
- развитие инфраструктуры международных финансовых расчетов с основными торговыми партнерами, которые не проявляют враждебности к России, создание независимых каналов для передачи финансовых сообщений, включая использование российской системы переводов и расчетов;
- развитие сети корреспондентских отношений, открытие счетов российских банков в кредитных организациях стран, не осуществляющих враждебные действия в отношении России, особенно в тех странах, где такие отношения еще недостаточно развиты в контексте больших объемов внешнеторгового оборота;
- открытие филиалов зарубежных банков союзных государств и создание благоприятных условий для перспективного финансирования на основе принципов партнерства.
Эти направления должны быть определяющими при модификации кредитными институтами своих моделей ведения бизнеса.
Заключение
В заключение приведем еще несколько перспективных цифровых направлений, использование которых кредитными институтами может способствовать значительному повышению эффективности банковских бизнес-процессов:
- Ориентация на ДБО (Дистанционное банковское обслуживание).
Развитие технологий ИИ (Искусственного интеллекта) и МО (машинного обучения).
- Формирование системной программы управления рисками, связанными с киберугрозами.
- Использование технологии IoT (Интернет вещей).
- Применение концепции Metaverse (метавселенной).
- Платформы обработки больших данных как фактор, внедрения облачных технологий.
Таким образом, финансовый рынок и банковский сектор на протяжении последующих трех лет будут активно развиваться. При этом необходимо отметить, что их изменения происходят в результате развития такого ключевого направления, как цифровая экономика и характеризуются высокой динамикой эволюции. Именно из-за цифровизации многих стандартизированных процессов прошлого происходит совершенствование бизнес-моделей кредитных организаций и появление новообразующих концепций развития банковского сектора.
Проведенное в настоящей работе структурирование факторов, влияющих на банковский бизнес, определяет подходы к развитию и совершенствованию механизмов модификации и совершенствования концепций развития кредитных организаций.
В результате исследования можно констатировать, что наилучшие практики формирования банковских бизнес-моделей опираются на цифровой формат, поскольку именно такие модели направлены на увеличение вовлеченности клиентов кредитных организаций, повышение эффективности бизнес-процессов и совершенствование систем управления рисками.
Литература:
1. Аналитический комментарий. Банковский сектор. НКР. Апрель, 2023 г. URL: https://ratings.ru/files/research/banks/NCR_BanksOutlook_Apr2023.pdf.
2. Аналитический обзор. Банковский сектор. Июнь, 2023. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/45063/analytical_review_bs-2023-1.pdf.
3. Банковская система России 2023. Текущие задачи кредитования экономики. Информационно аналитическое обозрение. Май, 2023. URL: https://asros.ru/upload/iblock/7ae/8q0etcshf8lpzniekw05suv1p5r84g1s/AB_broshyura_N7_v.1.2_postranichno_190523.pdf.
4. Госуслуги. Портал. URL: https://www.gosuslugi.ru/help/faq/biometrics/102389.
5. Затулина Т.Н. Цифровой рубль и цифровая валюта как инновационные инструменты современной финансовой политики / Т.Н. Затулина // Финансовое право. – 2023. – № 8. – С. 5-8.
6. Зинина М.М. Подходы к оценке бизнес - моделей коммерческих банков // Вестник Евразийской науки. – 2018. - №5. URL: https://esj.today/PDF/13ECVN518.pdf.
7. Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И "Об обязательных нормативах банков".
8. Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/
9. Майоров С.А. Развитие экосистемы ПАО «Сбербанк» / С.А. Майоров // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2022. – № 1. – С. 54.
10. Мирзаев Б.Б.У. Устойчивость банковской системы РФ и стратегии ее развития / Б.Б.У. Мирзаев // Студенческий. – 2023. – № 13-2 (225). – С. 62-64.
11. Основные направление развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и в период 2025 и 2026годов. Проект от 27 октября 2023 года. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/155957/onrfr_2024-26.pdf.
12. Русанов Ю.Ю. Банковский менеджмент: учебник / Ю.Ю. Русанов, Л.А. Бадалов, В.В. Маганов, О.М. Русанова; под ред. Ю.Ю. Русанова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 480 с.
13. Солдатенкова И.В. Цифровизация рынка розничных банковских услуг в РФ: ключевые тенденции / И.В. Солдатенкова // Управление социально-экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы: сб. науч. тр. по материалам Национальной научно-практической конференции. – 2020. – С. 71-75.
14. Статистика Денежной – кредитной политики. Макроэкономический опрос Банка России. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/.
15. Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации. – URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/
16. Терновская Е.А. Использование цифровой валюты и цифровых активов в российской экономике / Е.А. Терновская // Научно Исследовательский Центр «Science Discovery». – 2021. – № 5. – С. 257-260.
17. Тришин А.С. Конкуренция как фактор развития банковской системы РФ: проблемы и ориентиры / А.С. Тришин // Столыпинский вестник. – 2023. – Т. 5. – № 6. – С. 54-63.
18. Указание Банка России от 3 апреля 2017 г. N 4336-У «Об оценке экономического положения банков».
19. Цугленок О.М. Развитие российского рынка банковских услуг / О.М. Цугленок // Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сб. науч. ст. по итогам 4-й Международной научной конференции. – 2020. – С. 185-186.
20. Breidbach C. F., Keating B. W., Lim C. Fintech: Research Directions to Explore the Digital Transformation of Financial Service Systems // J. Serv. Theory Pract. 2020. Vol. 30. P. 79–102.
21. Guidelines for identifying and dealing with weak banks / Basel committee on banking supervision. - Basel, 2015. - July. - 72 p.
22. Hess T., Matt C., Benlian A., Wiesböck F. Options for Formulating a Digital Transformation Strategy // MIS Q. Exec. 2016, 15, 123–139.
23. Krasonikolakis I., Tsarbopoulos M., Eng T.-Y. Are incumbent banks bygones in the face of digital transformation // J. Gen. Manag. 2020, 46, 60–69.
24. Lee I., Shin Y. J. Fintech: Ecosystem, business models, investment decisions, and challenges // Bus. Horiz. 2018, 61, 35–46.