Научная статья на тему 'Подходы к содержанию социальной ответственности организации на основе концепции менеджмента качества'

Подходы к содержанию социальной ответственности организации на основе концепции менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРИНЦИП ОРИЕНТАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / METHODS OF QUALITY MANAGEMENT / APPROACHES TO SOCIAL RESPONSIBILITY / PRINCIPLE OF CUSTOMER ORIENTATION / MODERN APPROACH TO SOCIAL RESPONSIBILITY / COMPETITIVENESS OF PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинченко Н.Ю.

В настоящей статье рассмотрено содержание концепции социальной ответственности организации с позиций менеджмента качества. Автором статьи описана эволюция системы ценностей в коммерческих организациях и выделены основные подходы к реализации социальной ответственности бизнеса. Проанализированы основные методы, на которых базируется менеджмент качества, а именно: экономические методы, методы материального стимулирования, организационно-распорядительные методы и воспитательные методы. Рассмотрен современный подход к реализации социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACHES TO CONTENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE ORGANIZATION BASED ON THE CONCEPT OF QUALITY MANAGEMENT

In this article the content of concept of social responsibility of the organization from the standpoint of quality management. The author discusses the evolution of the system of values in business organizations and the basic approaches to realization of social responsibility of business. Analyzed the main methods underlying the quality management, namely economic methods, methods of material incentives, organizational and administrative methods and educational methods of the modern approach to the implementation of social responsibility of business.

Текст научной работы на тему «Подходы к содержанию социальной ответственности организации на основе концепции менеджмента качества»



ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

\

УДК 338.26

Н.Ю. Зинченко

аспирант,

кафедра управления качеством, ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация. В настоящей статье рассмотрено содержание концепции социальной ответственности организации с позиций менеджмента качества. Автором статьи описана эволюция системы ценностей в коммерческих организациях и выделены основные подходы к реализации социальной ответственности бизнеса. Проанализированы основные методы, на которых базируется менеджмент качества, а именно: экономические методы, методы материального стимулирования, организационно-распорядительные методы и воспитательные методы. Рассмотрен современный подход к реализации социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, методы менеджмента качества, подходы к социальной ответственности, принцип ориентации на потребителя, современный подход к социальной ответственности, конкурентоспособность продукции.

N.Yu. Zinchenko, Ogarev Mordovia State University

THE APPROACHES TO CONTENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE ORGANIZATION BASED ON THE CONCEPT OF QUALITY MANAGEMENT

Abstract. In this article the content of concept of social responsibility of the organization from the standpoint of quality management. The author discusses the evolution of the system of values in business organizations and the basic approaches to realization of social responsibility of business. Analyzed the main methods underlying the quality management, namely economic methods, methods of material incentives, organizational and administrative methods and educational methods of the modern approach to the implementation of social responsibility of business.

Keywords: social responsibility of business, methods of quality management, approaches to social responsibility, principle of customer orientation, modern approach to social responsibility, competitiveness of products.

Теория и практика социальной ответственности бизнеса прошла сложную эволюцию развития. В экономически развитых странах несколько десятилетий назад социальная ответственность носила бессистемный, хаотичный, субъективный характер. Однако, со временем под воздействием государственной политики, объективных макроэкономических процессов и благодаря давлению гражданского общества ситуация кардинально изменилась [1]. Предприятия начали увеличивать свои социальные расходы с целью более длительного и стабильного экономического функционирования. Значительное развитие получили социальные проекты предпринимательства, осуществленные совместно с властными структурами и организациями гражданского общества.

Эволюция системы ценностей предпринимателей повлекла за собой диверсификацию подходов ученых и бизнесменов к реализации социальной ответственности биз-

неса, среди которых можно выделить:

1. Неприятие концепции социальной ответственности бизнеса и преданность неолиберальной системе ценностей. Сторонники такого подхода не считают указанную концепцию обоснованной и полезной и видят социальную ответственность предприятий только в уплате налогов, зарплат, а также деятельности в рамках правового поля.

2. Декларативный подход на практике близок к неприятию социальной ответственности бизнеса и заключается в игнорировании ее принципов или осуществлении минимальных социальных инвестиций. При этом социальная ответственность присутствует на уровне лозунгов, присоединения к различным социальным декларациям и тому подобное.

3. Коммерческий подход, при котором социальные расходы бизнеса трактуются как социальные инвестиции и рассматриваются, как и другие вложения капитала, с точки зрения экономической привлекательности, роста доходности, конкурентоспособности или приобретения других преимуществ для бизнес-учреждения (например, добавления к специальным программам финансирования, налоговые льготы и т.п.) [3]. По сути дела, это означает фокусирование внимания на коммерческих аспектах социальной ответственности и превращение ее самой в бизнес.

4. Альтруистический подход предполагает осуществление социальных вложений предприятием для благосостояния конкретного лица, сообщества, государства или природы, не надеясь на получение выгод для самой компании. В рамках такого подхода чаще всего реализуются различные благотворительные программы, которые не поддаются широкой огласке.

5. Комплексный подход предполагает сочетание коммерческих и морально ценностных аспектов социальной ответственности бизнеса.

Все эти подходы можно одновременно встретить в разных компаниях, ведь закономерно то, что социальная активность является добровольным делом. В то же время, социальная ответственность бизнеса может выступать настолько мощным стимулом всестороннего развития предприятия, что игнорировать ее просто неразумно.

Вопрос социальной ответственности и интеграция бизнес-подхода с проблемой эффективного решения социальных проблем в последнее время рассматривается как внедрение принципов управления бизнесом при решении некоммерческих инициатив. Управление социальными проектами с использованием принципов менеджмента качества становится одним из главнейших трендов в сфере социальной ответственности бизнеса. Остро стоит проблема определения качества, которым управляет предприятие при реализации социальных проектов, ведь, в отличие от коммерческой продукции, параметры успешности социальных проектов имеют совершенно иные параметры.

Для улучшения деятельности компании руководство может ориентироваться на девять принципов менеджмента качества, являющихся системной основой стандартов ISO серии 9000. Несомненно, главным ориентиром деятельности любой компании остается потребитель и его требования. Ведь основным принципом менеджмента качества является ориентация на потребителя, и если невозможно будет удовлетворить требо-

вания потребителя, то невозможна будет и вся деятельность компании. А потребители могут быть удовлетворены только качественной продукцией, качественно оказанными услугами. Поэтому компания должна направлять свои усилия и средства, как на улучшение качества продукции, так и на совершенствование процесса менеджмента качества. Еще Генити Тагути указывал на прямую связь между качеством продукции и социальной ответственностью, когда говорил о том, что продукция или услуга обладают высоким качеством в том случае, когда их производство и использование не приносят вреда обществу или вред является минимальным [4].

Для эффективной организации менеджмента качества продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

Менеджмент качества базируется на следующих четырех методах [5]:

- экономические методы позволяют создавать экономические условия необходимые для побуждения коллектива не только изучать запросы потребителей, но и изготавливать продукцию, удовлетворяющую данные требования. К числу данных методов можно отнести: установленные правила ценообразования, правила выдачи кредитов, штрафные санкции за невыполнение требований стандартов, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

- методы материального стимулирования позволяют мотивировать работников на изготовление качественного продукта и демотивировать в случае изготовления некачественной продукции. К этой группе относится создание систем премирования и установление надбавок к заработной плате за изготовление продукции надлежащего качества, а также система взысканий за причиненный ущерб от ее ненадлежащего качества;

- организационно-распорядительные методы позволяют создавать обязательные для исполнения приказы, указания и требования, в том числе требования нормативно-правовой документации. К их числу относятся также требования нормативной документации;

- воспитательные методы позволяют посредством психологического воздействия влиять на настроение и сознание работников и побуждать их создавать качественный продукт. К данной группе относят: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за имидж предприятия.

Выбор методов менеджмента качества продукции и поиск их наиболее эффективного использования - один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они влияют на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора [2]

Современный подход обусловливает всестороннее удовлетворение требований потребителей. Основываясь на системном подходе, основной акцент в менеджменте качества смещается на реализацию мероприятий, гарантирующих стабильный уровень качества, при этом качество рассматривается как главная стратегическая задача предпринимательства любой области и формы собственности.

Все это для условий рыночных отношений объективно обусловливает актуальность проблемы менеджмента качества и обеспечение на его в основе конкурентоспособности продукции. Поэтому, социальная ответственность бизнеса, в рамках менеджмента качества, должна удовлетворять потребности самой компании, ее работников, государство, социум и т.д. Таким образом, социальная ответственность может стать частью продукции компании, создавая новое коммерческое качество - покупая футболку в определенном магазине, потребитель уверен, что он, таким образом, финансирует этичное производство в стране третьего мира. Закономерно, что необходим крайне высокий уровень менеджмента качества такой социально ответственной благотворительности, ведь репутационные потери в таком случае прямо влияют на капитализацию компании. Более того, в условиях высокой конкуренции множества брендов социально ответственная активность часто стает ключевым конкурентным преимуществом. Социально ответственный бизнес даже формирует свою рыночную нишу - экологически чистые товары, товары, сделанные без использования сырья животного происхождения, товары компаний с эффективными благотворительными программами в узкоспециализированной нише.

Таким образом, основные акценты современных систем менеджмента качества касаются всестороннего удовлетворения требований потребителей, привлечения всех работников к процессам обеспечения качества и тотального управления (всеми сторонами деятельности предприятия), непрерывного улучшения качества и комплексной стандартизации. Рассмотрение социальной ответственности бизнеса с точки зрения менеджмента качества создает важнейший синтетический и системный подход к этому виду деятельности компаний, выводит управление социальной ответственностью бизнеса на новый уровень как с точки зрения обеспечения качества социальных проектов, так и с точки зрения генерирования новых источников прибыли, когда социальная деятельность компании сообщает новое качество ее продукции.

Список литературы:

1. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. - 271 с.

2. Всеобщее управление качеством / Глудкин О.П. [и др.]; под ред. О.П. Глуд-кина. - М.: Радио и связь, 2008. - 600 с.

3. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/ estimate_competitiveness.shtml (дата обращения: 25.01.2016).

4. Плетнева Н.П. Социальная ответственность организаций / Н.П. Плетнева // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 2. - С. 39-41.

5. Щукин О.С. Самооценка деятельности организации по центрированной модели: концептуально-методологические основы адаптивного подхода: монография / О.С. Щукин. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 295 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.