Подходы к систематизации стейкхолдеров якорных проектов Арктической зоны Российской Федерации
Гончаров Артем Владимирович,
аспирант, Департамента отраслевых рынков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, E-mail: [email protected]
В данной статье автор затрагивает важную проблему Арктического региона - систематизацию участников проектов Арктической зоны Российской Федерации, заинтересованных в развитии российской Арктики. Целью исследования является формирование иерархии стейкхолдеров по степени наибольшей вовлеченности в арктические проекты. Научным результатом данной ра)боты выступает алгоритм систематизации ключевых стейкхолдеров якорных проектов арктической зоны Российской Федерации, а также построение матрицы стейкхолдеров Арктических проектов. В статье представлен анализ основных социально-экономических показателей АЗ РФ и среднероссийских показателей. Оценка заинтересованности стейкхолдеров, представленная в статье, может быть использована в государственных программах развития северных территорий России, она отличается от сложившегося представления и направлена на оценку мультипликативного социально-экономического эффекта от реализации проектов.
Ключевые слова: развитие, стейкхолдеры, Арктика, инвестиции, социально-экономический эффект, проекты.
а. в
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета
Актуальность темы исследования заключается в необходимости согласования всех интересов стейкхолдеров якорных проектов Арктической зоны Российской Федерации - (далее АЗ РФ), для создания новых преференций, которые помогут усилить мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики, социальной сфере и экологии региона.
Представление о заинтересованных лицах в проектах АЗ РФ отражено в работах: Е.В. Кудря-шовой, Ф.Д. Ларичкина, И.В. Петрова, А.М. Фадеева, А.Е. Череповицына [1,2,3].
В настоящее время АЗ РФ - это регион полезных ископаемых и биологических ресурсов. До распада СССР освоение северных территорий выражалось в построении городов с транспортной, социальной, экономическими инфраструктурами. Император Николай II построил железную дорогу от Петрограда до Романова-на-Мурмане, в 1916 году официально открыл новый город за полярным кругом. Построение данного железнодорожного пути дало огромный мультипликативный эффект развитию северных территорий России. Возведение города и порта в Мурманске дало России доступ в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, тем самым Россия бесперебойно поставляла как военные, так и гражданские грузы. Сейчас Мурманск (Романов-на-Мурмане) крупнейший город на Земле, расположенный за Северным полярным кругом, обладающий крупнейшим портом в России. В 1991 году численность населения города составляла 473 тыс. человек, но в последствии стала существенно сокращаться и сейчас составляет 288 тыс. человек (60,86% от уровня 1991 года). [4]
Данная проблема характерна для многих городов АЗ РФ. Капитальная застройка городов сменилась вахтовыми посёлками, которые исчезают после истощения месторождения. Молодое и трудоспособное население уезжает трудиться в центральные регионы страны, а после достижения пенсионного возраста приезжает обратно в родные города, с чем и связанны показатели смертности в регионе (коэффициент смертности 17,2 на 1000 человек 2020 год, при этом среднероссийский 2020 года 14 на 1000 человек). В 21 веке Арктика стала для России экспортёром больших объёмов сырья, при этом готовая продукция, удовлетворяющая внутренние потребности, привозится из других регионов в АЗ РФ. [5]
Социально-экономическая ситуация в АЗ РФ характеризуется как не благополучная, по сравне-
нию со среднероссийскими показателями (таблица 1) Для того, чтобы выявить отправную точку развития АЗ РФ в соответствии с планами Стратегии развития АЗ РФ обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года мы рассматриваем социально-экономические показатели средние по России и показатели Арктических территорий.
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели в 2019 г.
Регион Средние по России АЗРФ Оценка АЗРФ/РФ
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 35 605 85 200 2,3
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. 28 470 29 930 1,05
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 47 867 63 815 1,37
Средняя плотность населения (на 1 кв. км.) 8,54 1,48 5,7
Продолжительность жизни (лет) 72,66 55 0,75
Уровень безработицы (%) 4,6 3 0,65
Источник: составлено автором на основе показателей Федеральной службы государственной статистики [6].
Необходимо обратить внимание, что продолжительность жизни в Арктической зоне ниже средней по России на 17,6 лет. В России после распада СССР продолжительность жизни не была ниже 64 лет в среднем по стране. Низкий уровень продолжительности жизни в Арктике связан с низким развитием медицины в регионе, слабо развита спортивно-оздоровительная инфраструктура. Необходимо обратить внимание на плотность населения, в АЗ РФ она ниже средних показателей по России в 5,7 раз. В российской Арктике необходимо уходить от вахтового освоения месторождений и идти по пути капитальной застройки по примеру Норильска, Архангельска, Мурманска. Компаниям, добывающим полезные ископаемые, не выгоден этот подход в 21 веке, но без такого пути мы не сможем повысить ни продолжительность жизни, ни стратегическую безопасность данного региона.
Для повышения инвестиционной привлекательности АЗ РФ и социально-экономических показателей Арктики в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» поставлены амбициозные планы по поэтапному улучшению социально-экономической ситуации в АЗ РФ (таблица 2).
Таблица 2. Целевые показатели реализации Стратегии развития АЗ РФ обеспечения национальной безопасности на период до 2035
№ п/п Показатель Базовое значение Целевое значение/годовой темп изменения
2024 г. 2030 г. 2035 г.
1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в АЗРФ (лет) 72,39 (2018 г.) 78/0,935 80/0,66 82/0,4
2 Коэффициент (%) миграционного прироста населения АЗРФ -5,1 (2018 г.) -2,5/0,43 0/0,41 2/0,4
3 Уровень безработицы в АЗРФ, рассчитываемый по методике Международной организацией труда (%) 4,6 (2019 г.) 4,6/0 4,5/0,016 4,4/0,016
4 Количество рабочих мест на новых предприятиях, расположенных на территории АЗРФ (тыс. чел.) - 30 110/13,3 200/18
5 Средняя заработная плата работников организаций АЗРФ (тыс. рублей) 83,5 (2019 г.) 111,7/5,64 158,5/7,8 212,1/10,72
6 Доля домашних хозяйств имеющих доступ в «Интернет» (в процентах) 81,3 (2019 г.) 90/1,72 100/1,66 100/0
7 Доля валового регионального продукта, произведённого в АЗРФ, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации (в процентах) 6,2 (2018 г.) 7,2/0,19 8,4/0,2 9,6/0,24
8 Доля инвестиций в основной капитал, осуществляемых в АЗРФ, в суммарных инвестициях в основной капитал Российской Федерации (в процентах) 9,3 (2019 г.) 11/0,34 12/0,16 14/0,4
9 Объём перевозок грузов в акватории Северного морского пути (млн тонн) 31,5 (2019 г.) - 90/5,3 130/8
Источник: составлено автором на основе официального интернет портала правовой информации. [7]
Главным показателем выступает ожидаемая продолжительность жизни, при этом в 2018 году показатель 72,39 не был достигнут и составил 55 лет. К 2035 году необходимо поднять показатель продолжительности жизни к 82 годам, улучшить его на 27 лет, то есть в год показатель должен увеличиваться минимум на 1,6 года. Чтобы
улучшить продолжительность жизни такими быстрыми темпами за 16 лет необходимо не только масштабно реконструировать действующую систему здравоохранения, но и создать новые больницы, поликлиники, фельдшерские пункты, которые будут в непосредственной близости почти у каждого жителя Арктики. Создать новые объек-
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
ты культурно-оздоровительного комплекса, провести между ними транспортную инфраструктуру. Квалицированную медицинскую помощь необходимо будет оказывать экипажам судов Северного морского пути, за 16 лет объём грузов по этому маршруту должен увеличиться почти на 100 млн тонн. Ежегодно показатель должен увеличиваться на 6,25 млн. тонн.
Остальные показатели таблицы 2 тесно взаимосвязаны с основным показателем - продолжительностью жизни и каждый показатель взаимодействует на неё. Уровень безработицы и средняя заработная плата соответствуют целевым значениям.
ФЗ № 193 мотивирует предпринимателей с первых дней активно производить и реализо-вывать свою продукцию, так как на первые 5 лет ставка налога на прибыль составляет 5% против 20%. В первые 5 лет предприниматели не платят налог на имущество, так же существует освобождение налога на землю в течении трех лет. Малые и средние предприниматели на оборудованных участках наделены правом свободной таможенной зоны, проверки юридических лиц АЗ РФ проходят только по согласованию Минвостокраз-вития.
Крупные проекты, с суммарными вложениями от 300 млн рублей, мультиотраслевые, то есть крупные инвесторы заинтересованы в Арктической зоне выстраивать транспортную логистику вокруг своих предприятий, а также обрабатывающую промышленность. Данный подход не только позволяет сделать проект успешным и быстро окупаемым, но и создаст местным новые рабочие места, транспортную инфраструктуру, новые налоговые поступления в бюджет, тем самым проект собирает огромное количество заинтересованных лиц. Проекты, с суммарными вложениями от 300 млн рублей, данные проекты получат безвозвратную субсидию в 20% от суммарной стоимость проекта.
Для развития всех сфер экономики и социальной среды в Арктике необходимо чётко определить, кто из заинтересованных сторон нуждается сильнее в том или ином проекте, а также необходимо выявлять, какое количество заинтересованных лиц будут удовлетворены после создания проекта.
В результате проведенных исследований, с использованием экспертного опроса на основе анализа большой совокупности взаимосвязей, были выявлены стейкхолдеры, систематизированные по принципу иерархии с учетом наибольшей заинтересованности в проекте завод по переработке, шоковой заморозке и фасовке ягод «Кольский край». Из таблицы видно, что лица, имеющие отношение +5 могут не иметь влияния на запуск проекта, при этом проект принесёт им больше всего = благ (население). Лицо может быть менее заинте-е ресованным в проекте, при этом оказывать боль-^ шое влияние на проект (государство), таким ли° цам необходимо обращать внимание на мульти-Ц пликативный эффект от проекта.
Таблица 3. Ключевые стейкхолдеры завода по переработке, шоковой заморозке и фасовке ягод «Кольский край»
Заинтересованная сторона Отношение (-5/+5) Влияние(0-5)
1 Население +5 3
2 Государство +3 5
3 Сотрудники +5 3
4 Инвесторы +5 5
5 Подрядчик +2 2
6 Туристы 2 0
7 Конкуренты -5 3
8 Поставщики +4 4
Источник: составлено автором на основе экспертного опроса.
Возможно, проект не принесёт больших поступлений в бюджет, но позволит развить культуру и досуг в регионе, повысит грамотность населения. Необходимо давать оценку проекта не с точки экономической выгоды, нужно понимать, какой мультипликативный социально-экономический эффект от реализации проекта будет создан в смежных отраслях.
На основе данных из таблицы 3 необходимо понять, как относиться к заинтересованным лицам в проекте, а также какие стейкхолдеры помогут создать новые возможности для проекта или же угрозы. На рисунке 1 изображены угрозы, возможности, нейтральные лица и недоброжелатели завода «Кольский край».
+5 • •
• Угрозы Возможности ® •
Недоброжелатели Нейтральные лица +5
-5
Рис. 1. Матрица стейкхолдеров «Кольский край» Источник: составлено автором
На рисунке 2 в области возможности находятся: государство, население инвесторы, поставщики, сотрудники. Интересы этой группы помогут создать новые возможности для развития компании в будущем - данных стейкхолдеров необходимо должны быть постоянным объектом мониторинга. В области угрозы находятся конкуренты - они не только негативно настроены, но и имеют небольшую степень влияния необходимо контролировать и стараться увести угрозу в недоброжелатели, а лучше в нейтральные лица. На этапе работы проекта к нейтральным лицам мы отнесли подрядчиков и туристов, но всё же подрядчики заинтересованы в проекте больше, чем туристы. На данном этапе мы видим благоприятную матрицу стейкхолдеров - проекту почти ничего не угрожает, при этом необходимо контролировать каждую заинтересованную сторону, так как она может перейти на любую другую. Необходимо отме-
тить то, что данная матрица применима не только к проектам после запуска, но и на стадии рассмотрения проекта.
Ключевые стейкхолдеры проектов развития АЗ РФ должны рассматриваться на каждом этапе -от планирования до этапа управления проектом. Необходимо понимать какой эффект будет создан для смежных отраслей экономики и социальной сферы - для этого важно систематизировать заинтересованные лица, понять, заручится ли проект поддержкой стейкхолдеров. Данный анализ и систематизация стейкхолдеров может быть применим на каждом этапе проекта, а матрица стей-кхолдеров показывает, насколько заинтересанты готовы поддержать проект и как они на него воздействуют.
Литература
1. Ларичкин Ф.Д. Экономическая устойчивость горно-металлургических компаний при реализации инвестиционных проектов / Ф.Д. Ларичкин, Т.В. Пономаренко, Д.В. Сидоров, В.Д. Новосельцева// Рациональное освоение недр. 2020. № 5. С. 54-63.
2. Петров И.В. Потенциал промышленного развития Российской Арктики / И.В. Петров, Х.П. Харчилава, Д.Ю. Башков// Самоуправление. 2020. № 1 (118). С. 313-317.
3. Фадеев А.М. Реализация энергетических проектов на Арктическом шельфе как драйвер развития социально-экономического развития территорий / А.М. Фадеев, Проектный офис развития Арктики, Институт экономических проблем КНЦ РАН им. Г.П. Лузина, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого// Экономика, ресурсы, финансы. 2020. № 3. С. 56-63.
4. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - Текст: электронный. - https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 01.05.2021).
5. Гладышева Ю.В. Анализ пространственной неравномерности социально-экономического развития регионов Арктической зоны РФ / Вектор экономики. 2019. № 12 (42). С. 58.
6. Правительство России: официальный сайт. -Текст: электронный. - http://static.government. ru/media/files/G3HwvCERdovsxxQCN6vm1dlhct0 JuW46.pdf (дата обращения: 03.05.2021).
7. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»: официальный сайт. -Текст: электронный. - http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обращения: 15.05.2021).
8. Консультант плюс: официальный сайт. -Текст: электронный. - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_357078 (дата обращения: 15.05.2021).
9. Правительство России: официальный сайт. -Текст: электронный. - http://static.government. ru/media/files/G3HwvCERdovsxxQCN6vm1dlhct0 JuW46.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
APPROACHES TO SYSTEMATIZING THE STAKEHOLDERS OF ANCHOR PROJECTS IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Goncharov A.V.
Financial University under the Government of the Russian Federation,
In this article, the author touches upon an important problem of the Arctic region - the systematization of the participants in the projects of the Arctic zone of the Russian Federation interested in the development of the Russian Arctic. The aim of the study is to form a hierarchy of stakeholders according to the degree of greatest involvement in Arctic projects. The scientific result of this work is an algorithm for systematizing the key stakeholders of anchor projects in the Arctic zone of the Russian Federation, as well as building a matrix of stakeholders for Arctic projects. The article presents an analysis of the main socio-economic indicators of the AZ of the Russian Federation and the average Russian indicators. The assessment of stakeholder interest presented in the article can be used in state programs for the development of the northern territories of Russia, it differs from the prevailing concept and is aimed at assessing the multiplier socio-economic effect from the implementation of projects.
Keywords: development, stakeholders, Arctic, investments, socioeconomic effect, projects.
Reference
1. Gladysheva Y.V. Analysis of the spatial unevenness of the socio-economic development of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation / Vector of the economy. 2019. No. 12 (42). P. 58.
2. Larichkin F.D. Economic stability of mining and metallurgical companies in the implementation of investment projects /
F.D. Larichkin, T.V. Ponomarenko, D.V. Sidorov, V.D. Novo-seltseva // Rational development of mineral resources. 2020. № 5. P. 54-63.
3. Petrov I.V. Potential of industrial development of the Russian Arctic / I.V. Petrov, H.P. Kharchilava, D.Y. Bashkov // Self-government. 2020. № . 1 (118). P. 313-317.
4. Fadeev A.M. Implementation of energy projects on the Arctic shelf as a driver of socio-economic development of territories / A.M. Fadeev, Project Office for the Development of the Arctic, Institute of Economic Problems of the KSC RAS named after
G.P. Luzina, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University // Economics, Resources, Finance. 2020. № 3. P. 56-63.
5. Federal State Statistics Service: official website. - Text: electronic. - https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (date of access: 05/01/2021).
6. Government of Russia: official site. - Text: electronic. - http:// static.government.ru/media/files/G3HwvCERdovsxxQCN6vm-1dlhct0JuW46.pdf (date accessed: 05/03/2021).
7. Decree of the President of the Russian Federation dated October 26, 2020 No. 645 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period until 2035": official website. -Text: electronic. - http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202010260033 (date of access: 05/15/2021).
8. Consultant plus: official site. - Text: electronic. - http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078 (date of access: 05/15/2021).
9. Government of Russia: official site. - Text: electronic. - http:// static.government.ru/media/files/G3HwvCERdovsxxQCN6vm-1dlhct0JuW46.pdf (date accessed: 05/13/2021).
C3
о
CO
от m Р от
от А
IE