Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ'

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Парижское соглашение / Европейский союз / Российская Федерация / Европейский закон о климате / Европейская зеленая сделка / изменение климата / Paris Agreement / European Union / Russian Federation / European Climate Law / European Green Deal / climate change

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонова Инна Анатольевна

В статье рассмотрены подходы к реализации первых этапов Парижского соглашения Европейским союзом и Российской Федерацией. Особое внимание уделено созданию Европейским союзом в 2019 г. плана действий перехода к «зеленой экономике» «Европейская зеленая сделка», в 2020 г. европейского законопроекта о климате и стремление юридически закрепить экологические стандарты. Российская Федерация в рамках принятия Парижского соглашения и целях дальнейшего осуществления «зеленой политики» утвердила показатели, которых намерена достичь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF THE FIRST STAGES OF THE PARIS AGREEMENT

The article considers the approaches to the implementation of the first stages of the Paris Agreement by the European Union and the Russian Federation. Particular attention is paid to the creation by the European Union in 2019 of a road map for the transition to a “green economy” “The European Green Deal”, in 2020 of the European climate Law and the desire to legally consolidate environmental standards. The Russian Federation, within the framework of the adoption of the Paris Agreement and for the further implementation of “the green policy”, approved the indicators that it intends to achieve.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ»

О^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11253 ТРИФОНОВА Инна Анатольевна,

кандидат политических наук, магистр международного права, заместитель начальника Управления международного сотрудничества Российской академии наук -начальник Отдела двустороннего сотрудничества,

е-mail: mail@law-books.ru

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к реализации первых этапов Парижского соглашения Европейским союзом и Российской Федерацией. Особое внимание уделено созданию Европейским союзом в 2019 г. плана действий перехода к «зеленой экономике» - «Европейская зеленая сделка», в 2020 г. европейского законопроекта о климате и стремление юридически закрепить экологические стандарты. Российская Федерация в рамках принятия Парижского соглашения и целях дальнейшего осуществления «зеленой политики» утвердила показатели, которых намерена достичь.

Ключевые слова. Парижское соглашение, Европейский союз, Российская Федерация, Европейский закон о климате, Европейская зеленая сделка, изменение климата.

TRIFONOVA Inna Anatolyevna,

PhD, Master of International Law, Deputy Head of the Department of International Cooperation of the Russian Academy of Sciences -Head of the Section of Bilateral Cooperation

APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF THE FIRST STAGES

OF THE PARIS AGREEMENT

Аnnotation. The article considers the approaches to the implementation of the first stages of the Paris Agreement by the European Union and the Russian Federation. Particular attention is paid to the creation by the European Union in 2019 of a road map for the transition to a "green economy" - "The European Green Deal", in 2020 of the European climate Law and the desire to legally consolidate environmental standards. The Russian Federation, within the framework of the adoption of the Paris Agreement and for the further implementation of "the green policy", approved the indicators that it intends to achieve.

Key words. Paris Agreement, European Union, Russian Federation, European Climate Law, European Green Deal, climate change.

Несмотря на глобальную проблему, связанную с пандемией COVID-19, основной повесткой на «ближайшую» перспективу, до 2050 г., становится «зеленая политика» на стабилизацию климата. Парижское соглашение1, пришедшее на смену Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11 декабря 1997 г. о сокращении

1 Парижское соглашение было принято 12.12.2015 г на 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Официальный сайт оОн. URL: The Paris Agreement | United Nations (дата обращения: 30.12.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению, действие которого закончилось в 2020 г., объединило усилия 189 государств по сдерживанию климатических изменений, а также определило рамки дальнейшего многостороннего сотрудничества.

Парижское соглашение согласно ст. 2 «направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты» посредством «удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения

усилии в целях ограничения роста температуры до 1,5°С», и путем пересмотра государствами-участниками своих национальных стратегии в сфере выбросов СО2 в сторону снижения. А также с целью искоренения нищеты развитые страны должны выделять средства в специальный климатический фонд для помощи более бедным государствам на борьбу с последствиями климатических изменений (например, стихийные бедствия или подъем уровня океана) и переход на использование возобновляемых источников энергии [13].

Самым активным участником Парижского соглашения остается Европейский союз (Евросоюз, ЕС), задавая темп остальным государствам. Стремление стать первым климатически нейтральным континентом, и позиционирующий себя как лидер в защите природоохранной политики в мире, один из первых в марте 2020 года представляет законопроект о климате [5] и официально объявляет о «Новом зеленом курсе». Уже в сентябре в 2020 года Еврокомиссия выносит утвержденные предложения о Регулирование Европейского Парламента и Совета о создании рамок для достижения климатического нейтралитета и внесения изменений в Положение (ЕС) 2018/1999 (Европейское климатическое право) [6].

Ранее, в 2019 году, ЕС утвердил план действий по повышению эффективности использования ресурсов путем перехода к чистой, круговой экономике, восстановлению биоразнообразия и сокращению загрязнения окружающей среды с изложением и объяснением необходимых инвестиций и финансовых инструментов, в том числе для поддержания пострадавших регионов от перехода к «зеленой экономики» - «Европейская зеленая сделка» (The European Green Deal) [8] или как выряжаясь по европейский «механизм справедливого перехода» [9]. Руководство Евросоюза стремится довольно быстро превратить свое политическое обязательство в отношении экологических стандартов в юридическое.

Следующий этап проходит в трехсторонних переговорах по законодательным инициативам между представителями Европейского совета, Европейской комиссии и Европейского парламента, известных под названием «трилог», чтобы достичь договоренности по закону о климате до июня

2021 года [5]. Согласно Европейскому закону о климате экономика и общество Евросоюза должны стать нейтральными с точки зрения климата к 2050 году, а «Институты ЕС и государства-члены обязаны принять необходимые меры на уровне ЕС и на национальном уровне для достижения этой цели, принимая во внимание

важность поощрения справедливости и солидарности между государствами-членами» [7].

Так как темпы слишком быстрые и показатели снижения уровня выбросов очень высокие многие страны Евросоюза уже говорят о неприемлемости Европейской зеленой сделки. В ответ на такие заявления, уже в 2020 году в Совете ЕС, под председательством Германии, инициировали укрепление принципа верховенства права Европейского союза, который в ближайшие пару лет будет обязательным для всех государств-членов ЕС [4].

Согласно п.4 с.4 Парижского соглашения ЕС «продолжает выполнять ведущую роль путем установленных целевых показателей» [4], сокращая потребление нефти и газа до полной декарбонизации энергосистемы стран ЕС. Исходя из этого любые торговые соглашения, связанные с топливом, заключаемые Европейским союзом с внешними участниками, будут дополнительно защищать окружающую среду и внедрять стандарты ЕС повсеместно. В связи с этим в ближайшем будущем энергетические проекты, особенно российские, не будут актуальными. Под риском также могут оказаться и США, и Китай [11].

Руководство ЕС будет жестко заниматься углеродным регулированием, что повлечёт за собой высокий темп развития инновационных технологий, и позволит стать Евросоюзу независящим лидером от стран экспортеров углеводородным сырьем на глобальной арене [12].

В свою очередь, также добиться углеродной нейтральности к 2050 г. определили для себя Япония и Южная Корея, а Китай - к 2060 г. США, вернувшиеся в Парижское соглашение, сразу включаются в «экологизацию» экономики, заявив на Мюнхенской конференции по безопасности, что намерены «активизировать работу по выполнению наших обязательств резко сократить выбросы, а также требовать друг от друга добиваться поставленных целей и ставить новые цели дальнейшего ограничения и сокращения выбросов» [10].

Российская Федерация подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016 г., и в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Соглашение не содержит предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации, в связи с чем «согласие России на обязательность для неё Парижского соглашения выражается в форме его принятия» [3].

В целях дальнейшей реализации Парижского соглашения Президент России В.В. Путин подписал Указ «О сокращении выбросов парниковых газов» [2] до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возмож-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ной поглощающей способности лесов и иных экосистем. В рамках принятия Российской Федерацией Парижского соглашения и «зеленой политики», и признавая себя развитой страной, Россия должна соответствовать установленным требованиям в Соглашении для развитой страны и следовать основным принципам договора, а также «подготавливает, сообщает и сохраняет последовательность определяемые на национальном уровне вклады, которых она намерена достичь»1, в ходе этого Правительство России внесло в Госдуму законопроект об ограничении выбросов парниковых газов [14].

В настоящее время Россия занимает пятое место по объему выбросов парниковых газов после Китая, США, ЕС и Индии. Новая российская экологическая политика должна ориентировать государство, бизнес, науку и граждан на совместные решения экологических проблем и разработку мер по предотвращению изменения климата.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

[2] Указ Президента РФ от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» //Официальный сайт Президента России. 4 ноября 2020. URL: Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 г. № 666 Президент России (kremlin.ru)

[3] Об участии России в Парижском соглашении по климату. // Официальный сайт Правительства России. 23 сентября 2019. URL: Документы -Правительство России (government.ru)

[4] Paris agreement (Парижское соглашение) // Официальный сайт ООН. URL: adoption of the Paris agreement - Paris Agreement text English (unfccc.int).

[5] Proposal for a regulation of the European parliament and of the council establishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulation (EU) 2018/1999 (European Climate Law) (Предложение по регламенту Европейского парламента и Совета, создание основы для достижения климатической нейтральности и внесение поправок в Регламент (ЕС) 2018/1999 (Европейское климатическое право). // Официальный сайт Европейской Комиссии. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?qid=1588 581905912&uri=CELEX:52020PC0080

[6] Amended proposal for a regulation of the european parliament and of the council on establishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulation (EU) 2018/1999 (European

1 Парижское соглашение статья 4 пункт 2. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Climate Law) (Измененное предложение о РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА о создании рамок для достижения климатического нейтралитета и внесении изменений в Положение (ЕС) 2018/1999 (Европейское климатическое право) // Официальный сайт Европейской Комиссии. URL: EUR-Lex - 52020PC0563 - EN - EUR-Lex (europa.eu)

[7] European Climate Law (Европейский климатический закон). // Официальный сайт Европейской Комиссии. URL: European Climate Law | Climate Action (europa.eu)

[8] The European Green Deal (Европейская зеленая сделка) // Официальный сайт Европейской Комиссии, URL: https://ec.europa.eu/info/ strategy/priorities-2019-2024/european-green-deal_ en

[9] Launching the Just Transition Mechanism -for a green transition based on solidarity and fairness (Запуск Механизма справедливого перехода - для зеленого перехода, основанного на солидарности и справедливости) // Официальный сайт Европейской Комиссии. URL: Launching the Just Transition Mechanism - for a green transition based on solidarity and fairness | European Commission (europa.eu)

[10] White House (США): выступление президента Байдена на виртуальной Мюнхенской конференции по безопасности 2021 года // ИНОСМИ. RU.19.02.2021. URL: https://inosmi.ru/ politic/20210220/249183138.html

[11] Марко Сидди. Европейский зелёный курс и перспективы сотрудничества между ЕС и Россией в области энергетики. // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 17 марта2021. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/h ighlights/ evropeyskiy-zelyenyy-kurs-es-rossiya/

[12] Порфирьев Б., Широв А., Колпаков А. Как пройти тур // Эксперт. № 4. 18-24 января 2021.

[13] Потеряйко А. Достижение климатических целей ЕС всё ещё под вопросом. // ИА REGNUM. 4 марта 2021.

URL: https://regnum.ru/news/polit/3207108.

html

[14] Хелен Бриггс. В чем суть Парижского соглашения по климату и почему оно важно? // Би-би-си. 1 июня 2017. URL: https://www.bbc.com/ russian/features-40118229

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 15.07.1995 № 101-FZ «O mezhdunarodnyh dogovorah Rossijskoj Feder-acii».

[2] Ukaz Prezidenta RF ot 4 noyabrya 2020 g. № 666 «O sokrashchenii vybrosov parnikovyh gazov» //Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. 4 noyabrya 2020. URL: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 04.11.2020 g. № 666 Prezident Rossii (kremlin.ru)

[3] Ob uchastii Rossii v Parizhskom soglashenii po klimatu. // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Rossii. 23 sentyabrya 2019. URL: Dokumenty - Pravitel'stvo Rossii (government.ru)

[4] Paris agreement (Parizhskoe soglashenie) // Oficial'nyj sajt OON. URL: adoption of the Paris agreement - Paris Agreement text English (unfccc. int).

[5] Proposal for a regulation of the European parliament and of the council establishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulation (EU) 2018/1999 (European Climate Law) (Predlozhenie po reglamentu Evropejskogo parlamenta i Soveta, sozdanie osnovy dlya dostizheniya kli-maticheskoj nejtral'nosti i vnesenie popravok v Regla-ment (ES) 2018/1999 (Evropejskoe klimaticheskoe pravo). // Oficial'nyj sajt Evropejskoj Komissii. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?-qid=1588581905912&uri=CELEX:52020PC0080

[6] Amended proposal for a regulation of the european parliament and of the council on establishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulation (EU) 2018/1999 (European Climate Law) (Izmenennoe predlozhenie o REG-ULIROVANIE EVROPEJSKOGO PARLAMENTA I SOVETA o sozdanii ramok dlya dostizheniya klimat-icheskogo nejtraliteta i vnesenii izmenenij v Polozhenie (ES) 2018/1999 (Evropejskoe klimaticheskoe pravo) // Oficial'nyj sajt Evropejskoj Komissii. URL: EUR-Lex - 52020PC0563 - EN - EUR-Lex (europa.eu)

[7] European Climate Law (Evropejskij klimat-icheskij zakon). // Oficial'nyj sajt Evropejskoj Komissii. URL: European Climate Law | Climate Action (europa.eu)

[8] The European Green Deal (Evropejskaya zelenaya sdelka) // Oficial'nyj sajt Evropejskoj Komissii, URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priori-ties-2019-2024/european-green-deal_en

[9] Launching the Just Transition Mechanism -for a green transition based on solidarity and fairness (Zapusk Mekhanizma spravedlivogo perekhoda -dlya zelenogo perekhoda, osnovannogo na solidar-nosti i spravedlivosti) // Oficial'nyj sajt Evropejskoj Komissii. URL: Launching the Just Transition Mechanism - for a green transition based on solidarity and fairness | European Commission (europa.eu)

[10] White House (SSHA): vystuplenie prezi-denta Bajdena na virtual'noj Myunhenskoj konferencii po bezopasnosti 2021 goda // INOSMI.RU.19.02.2021. URL: https://inosmi.ru/politic/20210220/249183138. html

[11] Marko Siddi. Evropejskij zelyonyj kurs i per-spektivy sotrudnichestva mezhdu ES i Rossiej v oblasti energetiki. // Mezhdunarodnyj diskussionnyj klub «Valdaj». 17 marta2021. URL: https://ru.valdai-club.com/a/highlights/evropeyskiy-zelyenyy-kurs-es-rossiya/

[12] Porfir'ev B., SHirov A., Kolpakov A. Kak projti tur // Ekspert. № 4.

18-24 yanvarya 2021.

[13] Poteryajko A. Dostizhenie klimaticheskih celej ES vsyo eshchyo pod voprosom. // IA REG-NUM. 4 marta 2021.

URL: https://regnum.ru/news/polit/3207108.

html

[14] Helen Briggs. V chem sut' Parizhskogo soglasheniya po klimatu i pochemu ono vazhno? // Bi-bi-si. 1 iyunya 2017. URL: https://www.bbc.com/ russian/features-40118229

ЮРКОМПАНИ

^^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.