Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ'

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ КАЧЕСТВА / КЛИЕНТ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гилязова Д.Ф., Лукьянова Ю.Д., Каштанова Т.А.

В статье рассматриваются теоретические подходы к разработке стандарта обслуживания клиентов коммерческими банками на основе клиентоориентированной стратегии, что создает условия для формирования конкурентных преимуществ на рынке банковских продуктов и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMER SERVICE STANDARD

The article considers theoretical approaches to the development of the standard of customer service by commercial banks on the basis of client-oriented strategy, which creates the conditions for the formation of competitive advantages in the market of banking products and services.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ»

УДК 336

Гилязова Д.Ф. студент магистратуры Лукьянова Ю.Д. студент магистратуры Каштанова Т.А. студент магистратуры Башкирский государственный университет Институт экономики, финансов и бизнеса научный руководитель: Курманова Л.Р., д.э.н.

профессор

Россия г. Уфа

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТА ОБСЛУЖИВАНИЯ

КЛИЕНТОВ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические подходы к разработке стандарта обслуживания клиентов коммерческими банками на основе клиентоориентированной стратегии, что создает условия для формирования конкурентных преимуществ на рынке банковских продуктов и услуг.

Ключевые слова: стандарт качества, клиент, коммерческий банк, удовлетворенность, лояльность, взаимоотношения

Gilyazova D.F. Lukyanova Yu.D. Kashtanova Т.А. master's students Bashkir State University Institute of Economics, Finance and Business

Russia Ufa

Scientific adviser: Doctor of economic sciences, professor Kurmanova

L.R.

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMER

SERVICE STANDARD

Abstract: The article considers theoretical approaches to the development of the standard of customer service by commercial banks on the basis of client-oriented strategy, which creates the conditions for the formation of competitive advantages in the market of banking products and services.

Keywords: quality standard, client, commercial bank, satisfaction, loyalty, mutual relations

На сегодняшний день одним из главных обсуждаемых в банковской сфере России вопросов являются стандарты качества банковской деятельности, понимаемые как рекомендательные документы, которые используют банки на регулярной основе, и определяют его качественные

характеристики, требования к организации взаимоотношений коммерческого банка с клиентами. Изначально разработкой и внедрением стандартов качества банковской деятельности занимались представители Центрального Банка Российской Федерации и Ассоциации российских банков и в марте 2005 г. были одобрены банковским сообществом на ежегодно проводимой научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество».

Главная цель стандартов обслуживания - это создание для банка уникального конкурентного преимущества.

Для разработки стандарта обслуживания клиентов целесообразным является исследовать понятийный аппарат, раскрывающий содержание менеджмента качества. В этой связи представляет интерес авторская позиция Р. А. Исаева [1], который рассматривает систему менеджмента качества банка именно с точки зрения удовлетворенности и лояльности клиентов (рис.1)._

Система менеджмента качества

1 г 1 г

Обслуживание Процесс Продукт

J к J к J к

Стандарт качества Стандарт качества Стандарт качества

обслуживания процесса продукта

Л_/

Оценка качества

Рисунок 1. Основные понятия /компоненты качества банка для клиента

Р. А. Исаев определяет качество обслуживания как совокупность механизмов, мероприятий, правил и атрибутов, влияющих на удовлетворенность клиентов при контакте с банком, но напрямую не связанных с выполнением основных банковских бизнес-процессов (реализацией продуктов и услуг). Качество обслуживания является неотъемлемым элементом системы лояльности клиентов в банковской сфере.

По мнению Е.Цысарь возможны три варианта разработки стандарта работы с клиентами: на базе технологии продаж; на основе чек-листа для оценки качества работы; на основании корпоративной культуры и ценностей компании [2]. Последний - наиболее объемный вариант. Он состоит из следующих позиций:

- внешний вид персонала;

- нацеленность на продуктивность личных продаж;

- переговоры с клиентами по телефону или по интернету;

- внутренние взаимоотношения между членами коллектива компании;

- поведение каждого в различных конфликтных ситуациях;

- обработка сотрудниками информации и работа с документами;

- оптимальное использование рабочего времени;

- личное отношение каждого сотрудника к собственности компании;

- развитие и реализация сотрудников в компании.

На данный момент не существует единого подхода и какой-либо классической технологии разработки стандартов обслуживания.

В таблице 1 приведены документы банка, которые имеют значение для разработки стандарта обслуживания клиентов и должны использоваться при его написании. Стандарты обслуживания клиентов не должны дублировать содержание, приведенных в таблице 1 документов, но должны раскрывать, каким именно образом требования данных документов должны исполняться и описывать правила и требования к порядку непосредственного взаимодействия с клиентами.

Таблица 1 - Документы для разработки стандарта обслуживания клиентов

№ Документ и Цель документа Для кого Кем формулируется

его тип предназначен или утверждается

1 2 3 4 5

1 Миссия и Определяет Для всех сотрудников Собственники и топ-

ценности ключевые базовые организации менеджеры

компании ценности и смысл

(декларативный) существования

компании в

обществе, ее

социальную миссию

2 Кодекс Описывает Для всех сотрудников Собственники и топ-

корпоративного ожидания организации менеджеры

поведения организации от

(декларативный) поведения персонала

и его отношения к

различным аспектам

взаимодействия в

компании (с

клиентами,

руководством,

коллегами)

3 Правила Регулирует Для всех сотрудников Руководителем

внутреннего дисциплинарные организации организации.

трудового вопросы и Содержание

распорядка процедуры, общие документа

(технический) для всех регулируется

сотрудников трудовым

законодательством

4 Должностные Описывают, что Для каждой Руководителем

инструкции входит в должности организации

(технический) обязанности сотрудников, их полномочия и ответственность

Разработано автором

Конкурентное преимущество банка может быть реализовано по трем направлениям [3]:

1) соотношение «цена-качество». Требует набора наиболее важных для потребителя параметров за минимальные деньги; направлено на удовлетворение таких выгод клиента, как практичность и экономия;

2) позиция «лучший по продукту». Предполагает, что продукт (товар, включая услугу) обладает уникальным качеством по одному или нескольким параметрам. Данная стратегия обслуживает такие потребности, как престиж, надежность, стремление подчеркнуть свою индивидуальность;

3) стратегия «близость к потребителю» - предполагает предоставление сервиса, нужного конкретному клиенту, индивидуальное отношение.

При покупке любого банковского продукта клиент уже с первой минуты начинает формирование индивидуальной модели, которая определяет предлагаемые продукты и их условия. Типовая модель жизненного цикла клиента трансформируется в индивидуальную модель и далее в динамически изменяющуюся индивидуальную модель [4]. В качестве иллюстрации начальной фазы разработки типовой модели приведем в таблице 2 типовой (упрощенный) жизненный цикл потребностей клиента, который является основой формирования комплексных программ банковской лояльности.

Таблица 2 - Типовой (упрощенный) жизненный цикл потребностей клиента

Жизненный цикл Потребности клиента в Постоянные потребности

клиента зависимости от жизненного цикла клиентов

14-18 лет Карта для самостоятельных расчетов

18-22 года Карта, интернет-банк, овердрафт

22-26 лет Потребительский кредит Расчетные/ платежные

26-30 лет Автокредит инструменты

30-40 лет Ипотека

40-50 лет Депозит, ИБС

50-60 лет Инвестиционные программы

Разработано авторами

Таким образом, возможность стандартизации обслуживания клиентов банка рассматривается как драйвер для дальнейшего развития бизнеса и укрепления рейтинговых позиций кредитной организации. Стандартизация

обслуживания клиентов направлена на рост доверия к банку, увеличение количества клиентов за счет внедрения программ лояльности, улучшение качества продуктов банка, повышение уровня сервиса за счет совершенствования процессов обслуживания клиентов, а также увеличение прибыли и рентабельности банковской деятельности.

Использованные источники:

1. Исаев Р. А. Способы обеспечения и улучшения качества обслуживания клиентов банка // Методы менеджмента качества. - 2011. - [№ 6. - С.21-23 ].

2. Цысарь Е.Н. Стандарты обслуживания клиентов //Управление организацией. - 2013. - [№10.- С.12-15].

3. Курманова Д.А., Курманова Л.Р. Институциональные факторы конкурентоспособности кредитных организаций /Д.А. Курманова, Л.Р. Курманова // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. -2011. [№ 4 (октябрь-декабрь) - С.224-227].

4. Курманова Д.А. Инновации и система стандартизации финансовых услуг /Д.А. Курманова // Вопросы экономики и права. - 2014. [№ 4(70). - С.96-102.]

УДК 334.7

Голованова Э.С. магистрант 1 года обучения Башкирский государственный университет (БашГУ) Российская Федерация, г. Стерлитамак СУПЕРАБСОРБЕНТЫ: ФАКТОРЫ СПРОСА И ПЕРСПЕКТИВЫ В РОССИИ

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье раскрыт вопрос развития производства суперабсорбентов в нашей стране. Производство суперабсорбентов широко распространено по всему миру и спрос на него только растет. Они широко применяются в средствах гигиены и имеют место перспективы применения в сельском хозяйстве. Однако, к сожалению, в нашей стране до сегодняшнего дня производство суперабсорбентов не было налажено. Ключевые слова

Суперабсорбенты, влагоудерживающая способность, гигиенические изделия, улучшение свойств почвы, импортозамещение.

Golovanova E.S. Master of 1 year of study Bashkir State University (BashSU) Russian Federation, Sterlitamak city SUPERBSCORBENTS: DEMAND FACTORS AND PROSPECTS IN RUSSIA

Abstract

The article reveals the issue of development of production of superabsorbents in our country. The production of superabsorbents is widespread

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.