Научная статья на тему 'Подходы к разработке моделей системы дополнительного профессионального образования в федеральном университете'

Подходы к разработке моделей системы дополнительного профессионального образования в федеральном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ МОДЕЛИ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / INSTITUTIONAL AND FINANCIAL MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребрин Олег Иринархович, Вятчина Вита Георгиевна, Попов Дмитрий Сергеевич

В статье рассматриваются возможные организационные и финансовые модели построения системы дополнительного профессионального образования в университете. Авторы анализируют существующие проблемы в этой области и предлагают возможные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ребрин Олег Иринархович, Вятчина Вита Георгиевна, Попов Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO MODELING CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION AT THE FEDERAL UNIVERSITY

The article considers possible organizational and financial models of creating a system of continuing professional education at the university. The authors analyze existing problems in this area and suggest possible solutions.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке моделей системы дополнительного профессионального образования в федеральном университете»

УДК 378.046.4

РЕБРИН Олег Иринархович, заместитель проректора по учебной работе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург). Автор 231 научной публикации, в т. ч. трех монографий, 10 учебных пособий

ВЯТЧИНА Вита Георгиевна, начальник организационно-методического отдела дополнительного профессионального образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург). Автор 18 научной публикации

ПОПОВ Дмитрий Сергеевич, заместитель начальника организационно-методического отдела дополнительного профессионального образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург). Автор 30 научной публикации, в т. ч. одной монографий

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЕй СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматриваются возможные организационные и финансовые модели построения системы дополнительного профессионального образования в университете. Авторы анализируют существующие проблемы в этой области и предлагают возможные решения.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, институциональные и финансовые модели.

Российский рынок дополнительных профессиональных образовательных услуг начал формироваться в 90-х годах XX века, когда появились не только первые негосударственные учебные заведения, предлагавшие свои образовательные услуги на коммерческой основе, но и разнообразные тренинг-центры, учебные ассоциации, бизнес-школы и т. д. Появление

© Ребрин О.И., Вятчина В.Г., Попов Д.С., 2013

новых технологий в образовании значительно расширило спектр программ в данной области и форматы реализации таких программ. Современный рынок дополнительного профессионального образования (ДНО) постоянно меняется как в количественном, так и в качественном измерении, находясь в состоянии постоянного динамического развития [1].

В 2010 году на базе УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина был образован ФГАО ВПО «Уральский федеральный университет». В 2011 году прошло присоединение к УрФУ классического Уральского государственного университета имени А.М. Горького (УрГУ). При этом произошло слияние двух систем организации дополнительного профессионального образования, каждая из которых имела свои особенности, преимущества и недостатки.

К моменту объединения в УГТУ-УПИ сложилась централизованная модель управления системой ДПО вуза. Функция организатора, ответственного за реализацию и контроль процесса разработки и осуществления программ ДПО была закреплена за организационно-методическим отделом дополнительного профессионального образования (ОМО ДПО). Для упорядочения и автоматизации процесса организации ДПО создан специальный модуль «ДПО» единой информационной системы управления (ЕИСУ) вузом [2, 3]. Модуль позволил автоматизировать документооборот процесса, контролировать качество программ, ввести единообразие форм учебнометодических документов: учебных и учебнотематических планов, программ ДПО. Кроме того, функционал модуля позволяет вести расчет оплаты труда преподавателей (как из числа штатных сотрудников вуза, так и привлекаемых из других организаций), контроль за договорами со слушателями и заказчиками обучения, формировать отчетную статистику. Основу портфеля программ ДПО университета составляли программы инженерного профиля и экономико-управленческих направлений.

Реализацию программ повышения квалификации преподавателей проводил факультет повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Документооборот и формирование отчетности по данным программам также осуществлялось через модуль ДПО ЕИСУ.

В УрГУ система ДНО была централизована теоретически не столько по функциональному, сколько по методическому принципу. Роль координирующего центра системы ДНО играл Совет по дополнительному образованию. Функциями совета являлись:

- разработка стратегии развития системы дополнительного образования;

- выработка предложений по совершенствованию и реализации дополнительного профессионального образования и повышение качества образования в области дополнительного образования;

- организация проведения экспертизы образовательных программ дополнительного образования УрГУ.

Такая система хорошо справлялась с задачей контроля качества методического содержания программ и предотвращения возникновения внутренней конкуренции между преподавательскими коллективами - разработчиками программ ДНО близкой направленности.

В УрГУ существовало 10 независимых имеющих собственные лицевые счета центров, из которых Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК) являлся самым крупным по количеству реализуемых программ ДНО и по количеству преподавателей, вовлеченных в процесс. ИННК осуществлял организацию как внешних программ ДНО, так и внутренних программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Большая часть программ имела гуманитарную и экономическую направленность.

Носле объединения УрГУ и УГТУ-УНИ в единый федеральный университет в качестве основных структурных единиц были выделены профильные институты. В соответствии с выбранной распределенной моделью каждый профильный институт должен иметь собственный центр ДНО. В настоящее время действующими центрами ДНО, с собственным пакетом программ и управленче-

ским аппаратом обладают 7 институтов из 16. В остальных такие центры либо находятся в стадии формирования, либо не оформлены структурно, либо не обладают стабильно реализующимися программами ДНО. Номимо институтских центров ДНО в университете в этой сфере работают:

- школы высшей квалификации - «Высшая инженерная школа», «Бизнес-школа»;

- факультет повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

- центры, существующие при различных структурных подразделениях и подчиняющиеся разным проректорам: «Инновационная инфраструктура», «Центр международных проектов» и т. п.

Нринятая в масштабах университета политика увеличения самостоятельности институтов УрФУ без предварительной разработки «правил игры» привела к ослаблению централизованного управления, трудностям в сборе оперативной информации для заказчика, ослаблению контроля за качеством подготовки и реализации программ. Множащиеся центры ДНО в профильных институтах вступают во внутреннюю конкуренцию, в особенности в сфере программ гуманитарного и экономического профиля, что ослабляет позиции университета в целом на внешнем рынке.

Существование такой сложной структуры требует выработки новой стратегии реализации дополнительного профессионального образования на базе Уральского федерального университета и создания в соответствие с ней организационной и финансовой структуры сопровождения процесса от формирования идеи программы до мониторинга результатов обучения. Выработка такой стратегии будет проходить в условиях предельно жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг и смене законодательной базы в области реализации программ ДНО.

Вторым шагом является разработка организационной модели функционирования системы ДНО университета для всех уровней

иерархии. Требуется прописать функционал и ответственность каждого участника процесса от преподавателя до ректора.

Нри выборе организационной модели возможно использование следующих подходов:

1. Жестко централизованная структура, контролирующая все процессы инициации, разработки, реализации, сопровождения и продвижения программ ДНО. Нреподаватели вуза выступают в роли команд - разработчиков программ ДНО под уже выявленный запрос и в роли команд, обслуживающих процесс реализации;

2. Система автономных центров ДНО институтов университета, где каждый институт контролирует процессы разработки и реализации программ ДНО, соответствующих направлениям, и подготовки по программам ВНО.

3. Сочетание системы центров ДНО институтов и других структурных подразделений университета при общем организационно-методическом сопровождении ОМО ДНО, обеспечивающем инициацию разработки и продвижения востребованных программ. Но-вышение роли Методического совета университета как органа, задающего и контролирующего качество реализуемых программ ДНО. Объединяющим началом при такой организационной схеме может выступать единая информационная система.

Именно третий подход, на наш взгляд, является оптимальным, т. к. делает систему более «отзывчивой» на запросы рынка образовательных услуг, обеспечивая все чаще требуемую междисциплинарность образовательных программ. Нри реализации такого подхода первоочередной задачей является выстраивание системы четкого разделения функций между уровнями: университет - институт - структурное подразделение ДНО (центр/кафедра/отдел), а также определение доступности спектра сервисов, оказываемых со стороны каждого звена этой цепи, непосредственным исполнителям программ ДНО.

В качестве таких сервисов могут рассматриваться реклама и продвижение программ через систему «одно окно», оказание сопутствующих услуг для слушателей программ (логистика), документационное сопровождение по участию в конкурсных процедурах.

Не менее важным является формирование оптимальной модели распределения финансовых потоков между уровнями системы ДНО, при которых должен быть найден оптимальный баланс интересов всех субъектов, участвующих в процессе.

Нроблемы развития системы ДНО УрФУ в области финансовых схем сводятся к следующим:

1. Установленные для большинства подразделений проценты отчисления в общеуниверситетский фонд от данного вида деятельности составляют слишком большую для образовательного бизнеса долю прибыли. В особенности это касается образовательных программ, требующих постоянного обновления содержательной части и методического сопровождения. Еще сложнее в данных условиях подготовить и реализовать новую программу.

2. Новышение стоимости курсов приводит к отказу потенциальных предприятий-заказ-чиков от предложений университета в пользу более «сговорчивых» конкурентов.

3. Затруднения в оперативной выплате гонораров приглашенным специалистам и повышении оплаты труда преподавателям университета.

Отсутствие своевременных решений указанных вопросов приводит к «утечке» профессиональных кадров в коммерческие образовательные учреждения.

Решение данных проблем возможно при оптимизации организационно-финансовой модели. Возможны две принципиальные базы для разработки такой модели: модель с фиксированной выплатой - так называемый «оброк», и модель, условно названная «про-

цент», предполагающая закрепление процента отчисления в общеуниверситетский или институтский фонд за каждой конкретной программой.

Модель «оброк» предполагает центром ответственности и держателем программ институт или центр ДПО в структуре УрФУ

По одному из вариантов планирование отчислений основывается:

- на достигнутых в предыдущем периоде показателях деятельности подразделения;

- на планируемых показателях подразделения;

- на коэффициенте отчислений от достигнутых и планируемых сверх предыдущих показателей подразделения.

Второй вариант предполагает планирование отчислений на основе:

- количества ставок преподавателей, работающих в подразделении;

- планируемого дохода от программ на 1 преподавателя в год;

- коэффициента отчислений от планируемых или сверхнормативных доходов;

- поправочного коэффициента, учитывающего рыночную востребованность программ института.

Модель «процент» ориентирует финансовую модель ДПО на конкретные программы, в зависимости от типа которой и устанавливается процент отчислений в общеуниверситетский фонд.

Разработчик программы может самостоятельно выбрать внутри университета центр ДПО, который за определенную плату предлагает набор сервисов, таких как заключение договоров со слушателями, аренда помещения, оснащение мультимедийной аппаратурой, продвижение программы и т. д.

Выводы. Для однозначного утверждения о преимуществах той или иной модели развития ДПО требуется время. В нынешнем году активизировать участие преподавателей в этом процессе решили путем установления фиксированного «процента» отчислений от

дохода отдельных программ. Мы допускаем, что такой вариант приведет на начальном этапе к некоторому снижению объема поступлений средств от реализации программ ДНО в общеуниверситетский фонд, однако рост ко-

личества реализуемых программ при установленных льготных условиях в конечном итоге компенсирует временные потери и приведет к росту доходности этого вида образовательных услуг.

Список литературы

1. Брезе Ю.В. Исследование предложения и специфики продвижения организаций на рынке дополнительного профессионального образования // Вестн. АГТУ. Сер.: Экономика. 2012. № 1. С.152-157.

2. Информатизация УГТУ-УПИ / О.И. Ребрин, И.И. Шолина, А.М. Сысков, В.С. Третьяков // Новые образовательные технологии в вузе: сб. материалов VI междунар. конф. Екатеринбург, 2009. Ч. 1. С. 384-387.

3. Ребрин О.И. Концепция непрерывного образования Уральского федерального университета «Открытая образовательная среда»// Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования: материалы Х междунар. науч.-практ. конф. Ярославль, 2012. С. 117-120.

References

1. Breze Yu.V. Issledovanie predlozheniya i spetsifiki prodvizheniya organizatsiy na rynke dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya [Study of Proposal and Specificity of Promotion of the Organisation at the Market of Additional Professional Education]. VestnikAGTU. Ser.: Ekonomika, 2012, no. 1, 152-157 p.

2. Rebrin O.I., Sholina I.I., Syskov A.M., Tret’yakov V.S. Informatizatsiya UGTU-UPI [Informatization of the Ural State Technical University]. Sbornik materialov shestoy mezhdunarodnoy konferentsii “Novye obrazovatel’nye tekhnologii v vuze” [Proc. 6th Int. Conf. “New Educational Technologies in Higher Education Institutions”]. Yekaterinburg, 2009. Part 1. pp. 384-387.

3. Rebrin O. I. Kontseptsiya nepreryvnogo obrazovaniya Ural’skogo federal’nogo universiteta «Otkrytaya obrazovatel’naya sreda» [The Concept of Lifelong Learning of the Ural Federal University “Open Learning Environment”]. Materialy X mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Strategiya razvitiya DPO v usloviyakh sokrashcheniya gosudarstvennogo regulirovaniya” [Proc. 10th Int. Theoret. and Pract. Conf. “Development Strategy for Continuing Professional Education Under Decreasing State Control”]. Yaroslavl, 2012, 117-120 p.

Rebrin Oleg Irinarkhovich,

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

(Yekaterinburg, Russia)

Vyatchina Vita Georgievna,

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

(Yekaterinburg, Russia)

Popov Dmitry Sergeevich,

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

(Yekaterinburg, Russia)

APPROACHES TO MODELING CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

AT THE FEDERAL UNIVERSITY

The article considers possible organizational and financial models of creating a system of continuing professional education at the university. The authors analyze existing problems in this area and suggest possible solutions.

Keywords: continuing professional education, institutional and financial models.

Контактная информация: Ребрин Олег Иринархович адрес: 620002, г. Екатеринбург. ул. Мира, д. 21;

e-mail: oirebrin@gmail.com;

Вятчина Вита Георгиевна адрес: 620002, г. Екатеринбург. ул. Мира, д. 19;

e-mail: 3330743@mail.ru; Попов Дмитрий Сергеевич адрес: 620002, г. Екатеринбург. ул. Мира, д. 19;

e-mail: dspsoc@gmail.com

Рецензент - Шестаков Л.Н., доктор физико-математических наук, профессор, первый проректор по образованию и науке Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.