Научная статья на тему 'Подходы к разработке и реализации стратегии развития промышленных предприятий'

Подходы к разработке и реализации стратегии развития промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / STRATEGY / INDUSTRIAL ENTERPRISE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INTEGRATION / CONCENTRATION / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридова С.В., Ильина Е.А.

В статье рассматривается актуальная проблема разработки и реализации стратегии развития промышленного предприятия. Для успешного функционирования предприятия в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, организации необходимо выбрать приоритетные направления и цели своей деятельности, то есть выработать эффективную стратегию. Процесс формирования стратегии является ключевым в планировании развития предприятия. Стратегия устойчивого развития промышленного предприятия должна представлять комплекс функциональных стратегий: организационная, финансовая, кадровая, инновационная, инвестиционная, производственная. В статье выделены проблемы разработки, особенности формирования и применения стратегии развития предприятия. Предложена модель устойчивого развития, которая поможет предприятию обеспечить стабильные позиции на конкурентном рынке. Основное внимание уделяется обобщению и систематизации опыта отечественных и зарубежных ученых, занимающихся данной сферой исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with the actual problem of the development and implementation of the development strategy of an industrial enterprise. For the successful operation of the enterprise in a constantly changing external environment, the organization needs to choose priorities and goals for its activities, that is, to develop an effective strategy. The process of strategy formation is key to the development of the enterprise. The sustainable development strategy of an industrial enterprise should represent a set of functional strategies: organizational, financial, personnel, innovation, investment, production. The article highlights the problems of development, especially the formation and application of the enterprise development strategy. A model of sustainable development has been proposed, which will help the enterprise to ensure a stable position in a competitive market. The focus is on the synthesis and systematization of the experience of domestic and foreign scientists involved in this field of research

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке и реализации стратегии развития промышленных предприятий»

УДК 338.2

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С.В. Свиридова, д-р экон. наук, профессор e-mail: svsh1977@mail.ru Е.А. Ильина, студент e-mail: catrin.ilina@gmail.com Воронежский государственный технический университет

В статье рассматривается актуальная проблема разработки и реализации стратегии развития промышленного предприятия. Для успешного функционирования предприятия в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, организации необходимо выбрать приоритетные направления и цели своей деятельности, то есть выработать эффективную стратегию. Процесс формирования стратегии является ключевым в планировании развития предприятия. Стратегия устойчивого развития промышленного предприятия должна представлять комплекс функциональных стратегий: организационная, финансовая, кадровая, инновационная, инвестиционная, производственная. В статье выделены проблемы разработки, особенности формирования и применения стратегии развития предприятия. Предложена модель устойчивого развития, которая поможет предприятию обеспечить стабильные позиции на конкурентном рынке. Основное внимание уделяется обобщению и систематизации опыта отечественных и зарубежных ученых, занимающихся данной сферой исследования

Ключевые слова: стратегия, промышленное предприятие, устойчивое развитие, интеграция, концентрация, диверсификация

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES S.V. Sviridova, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: svsh1977@mail.ru EA. Ilyina, Student e-mail: catrin.ilina@gmail.com Voronezh State Technical University

The article deals with the actual problem of the development and implementation of the development strategy of an industrial enterprise. For the successful operation of the enterprise in a constantly changing external environment, the organization needs to choose priorities and goals for its activities, that is, to develop an effective strategy. The process of strategy formation is key to the development of the enterprise. The sustainable development strategy of an industrial enterprise should represent a set offunctional strategies: organizational, financial, personnel, innovation, investment, production. The article highlights the problems of development, especially the formation and application of the enterprise development strategy. A model of sustainable development has been proposed, which will help the enterprise to ensure a stable position in a competitive market. The focus is on the synthesis and sys-tematization of the experience of domestic and foreign scientists involved in this field of research

Key words: strategy, industrial enterprise, sustainable development, integration, concentration, diversification

Разработка и осуществление эффективной устойчивости экономического развития про-стратегии, направленной как на достижение пла- мышленного предприятия. Стратегия развития нов собственников и управляющих предприятия, должна быть представлена не только планом по так и на развитие различных отраслей народного обеспечению предприятия ресурсами в нужном хозяйства- одна из актуальных проблем, стоящих размере, а также являться программой по дости-сегодня как на корпоративном, так и на регио- жению эффективного функционирования орга-нальном уровне. низации, финансовой стабильности и повышения

В общем виде стратегия разрабатывается и рыночной стоимости бизнеса. применяется, прежде всего, для обеспечения Стратегия - долгосрочный, детально разра-

ботанный план, охватывающий все направления хозяйственной деятельности, нацеленный на достижение основных целей и задач предприятия, а © Свиридова С.В., Ильина Е.А., 2019 f^f

50 ЭКОНОМИНФО. 2019. Т.16. № 2-3

также показывающий общее направление развития организации, ее методы конкуренции и позиции в окружающей среде.

Детально проработанная экономическая стратегия крупного промышленного предприятия поможет обеспечить ему сильные и устойчивые позиции среди конкурентов [1].

Производство продукции или получение услуги, которая будет соответствовать запросам потребителей, позволит предприятию увеличить свою прибыль, что и является конечной целью стратегии.

Родоначальник стратегического менеджмента И. Ансофф раскрывает сущность стратегии в книге «Стратегическое управление» как последовательность конкретных правил, необходимых для принятия решения, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности с целью достижения конкурентных позиций в перспективе [2]. Автор выделил четыре группы принципов:

«- для оценки результатов деятельности фирмы сейчас и в будущем;

- для построения отношений фирмы с её внешней средой: продуктово-рыночная стратегия или стратегия бизнеса;

- для установления отношений внутри организации: организационная концепция;

- для оперативного управления».

Стратегия устойчивого развития промышленного предприятия должна представлять комплекс функциональных стратегий: организационная, финансовая, кадровая, инновационная, инвестиционная, производственная, НИОКР и др.

Профессор Г. Минцберг раскрывает стратегию:

«- план - намечаемое - заранее созданная последовательность действия для конкретных ситуаций с определенной целью;

Стратегии конкуренц

- паттерн - осуществляемое - формирование принципа или модели поведения организации на основе прошлого и с позиций будущего;

- позиция - занимаемое место - поиск выгодной жизнеспособно позиции на рынке по имеющемуся потенциалу предприятия;

- перспектива - взгляд в будущее - видение реальности, которое реализуется через действия и намерения организации и ее сотрудников.

- прием - маневр, чтобы обыграть конкурентов в конкретной ситуации или игре. Может быть и ложным».

Можно отметить, что Г. Минцберг выделяет характеристики стратегии и связывает их в одно определение, которое носит качественный характер и определяет многоаспектность данной экономической категории [3].

Профессор В.С. Ефремов дает определение стратегии как образ действий предприятия, устанавливающий определенную и относительно устойчивую линию поведения на относительно длительном интервале.

Российский экономист ОС. Виханский, определяет стратегию как долгосрочное направление развития предприятия через систему взаимоотношений внутри организации, а также позиции в окружающей среде, приводящей предприятие для достижения поставленных целей.

Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер в своей книге «Конкурентная стратегия» предлагает выделить три базовых стратегических подходов, с помощью которых предприятие достигнет конкурентных преимуществ (табл. 1).

М. Портер выделяет два вида риска с которым может столкнуться руководитель:

1) риск неудачного выбора стратегии;

2) в результате эволюции отрасли может произойти угроза уничтожения конкурентного преимущества предприятия, обеспечиваемого стратегией.

Таблица 1

[ предприятия М. Портера

Наименование Сущность стратегии Особенности

Лидерство в издержках Направлена на достижении отраслевого лидерства за счет низких затрат по статьям калькуляции Минимальные затраты в производстве помогут установить более низкую цену на произведенную продукцию

Дифференциация Придание товару отличительных, уникальных свойств, которые важны потребителю Дифференциация может осуществляться: 1) продуктовая дифференциация-придание товару уникальных свойств, лучше, чем у конкурента; 2) имиджевая; 3) сервисная - предоставление потребителю дополнительных услуг к товару.

Фокусирование Выявление группы потребителей специализирующейся на определенной части продукции и/или географическом регионе Предприятие должно определить свою целевую аудиторию и обслуживать ее лучше, чем ее конкуренты.

Необходимо предвидеть риски, чтобы сделать лучший выбор между вариантами [5].

Шведский ученый в области менеджмента Б. Карлоф рассматривает стратегию развития предприятия как комплекс последовательных правил, которых нужно придерживаться руководителю, для достижения и поддержания конкурентоспособных преимуществ в соответствующей отросли.

При традиционном понимании стратегии ее основой является связка цели - средства. Под целями понимается то, чего необходимо добиться в будущем, а под средствами -комплекс ресурсов, необходимых для повышения эффективной деятельности производства и достижения поставленных целей. Данной точки зрения придерживается бизнес-тренер А. Шаповал в книге «Цели» и обучает руководителей действовать по данной схеме [6].

Стратегические возможности развития промышленного предприятия представлены в классификации (рис. 1).

Каждому предприятию необходимо индивидуально разрабатывать стратегию устойчивого развития. Выделим общие положения:

— финансовая стратегия предприятия должна выступать основой при разработке и реализации инновационной стратегии;

— Инновационную стратегию нужно осуществлять для оптимизации технологических процессов путем использования собственного научно-технического потенциала и опыта зарубежных компаний.

При разработке и выпуске продукции нового поколения предприятию нужно использовать высокоэффективные новейшие технологии, для необходимо максимальное привлечение прямых инвестиций [7] (табл. 2).

Стратегии устойчивого развития промышленного предприятия

По времени реализации

По стадии жизненного цикла

3

я

о а о

о г

л

о Д

ая

н ч

о р

с

е

н

д

е р

С

а

в

т

с

д

я о в

и з

ц и

а о

н з р

о и

о Ч

Рч и е

б и

а н

т е

С ещ

а

р

к

о

С

По

направлению

развития предприятия

о о я и 8 о Я о н я X

е о н н о и

£ р

г

е

ент

нИ

е о н н о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ц

ацк

и ф

и

с р

е в

е Де

По состоянию предприятия в конкурентной борьбе

е т

е ре

к о ч и в о оН

По целям деятельности предприятия

я и

аци

з

и р

ркту

у

тру

с е Р

я и

а тра

н

е нц

о К

Рис. 1. Классификация стратегий устойчивого развития промышленного предприятия

Таблица 2

Проблемы формирования стратегии промышленного предприятия

Виды стратегий Проблемы формирования стратегии

Инновационная стратегия Отсутствие или ограниченность собственных инвестиционных ресурсов

При реализации инновационных стратегий, необходимо детально прорабатывать финансовое планирование

Сложность внедрения стратегических инноваций в отечественные промышленные технологии

Недостаток квалифицированных кадров

Несовершенство законодательной базы для развития инновационной экономики

Инвестиционная стратегия В отросли низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности

Большая доля теневой экономики

Отсталость российских промышленных предприятий в техническом и технологическом развитии

Высокий уровень сырьеемкости и трудоемкости производства

Кадровая стратегия Снижение численности высококвалифицированных рабочих и работников инженерных специальностей

Отсутствие мотивации и действенных мероприятий на привлечение высококвалифицированных специалистов

Отсутствие заинтересованности в молодых специалистов без опыта работы

Стратегия НИОКР Отсутствии спроса на инновационную продукцию

Низкая доступность финансовых ресурсов

Низкая квалификация персонала

Производственная стратегия Большая степень износа оборудования

Высокая себестоимость продукции промышленных предприятий

Отсутствие свободных финансовых средств

Своевременное продвижение продукции на рынке повлечет за собой увеличение рентабельности предприятия и повысит собственные средства и ресурсы, которые могут стать источником для дополнительных вложений и последующего усовершенствования производства [8].

Разработка и осуществление эффективной стратегии развития промышленного предприятия осуществляются путем последовательного выполнения основных этапов (рис. 2).

Рис. 2. Разработка и реализация стратегии предприятия

Разработка и реализация стратегии затрагивают различные службы и функциональные подразделения предприятия. Структура промышленного предприятия должна содействовать осуществлению стратегии развития. Таким образом, стратегия устойчивого развития промышленного предприятия должна определяться как совокупность целевых установок в соответствии со стратегическими целями предприятия, его конкурентными преимуществами, приоритетами долгосрочного развития.

Литература

1. Нурмухаметов Р.А. Сущность, содержание и виды стратегии развития предприятия / Р.А. Нурмухаметов // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - 2017.-№15. - С. 231-235.

2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 1989. - 303 с.

3. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минц-берг, Б. Апьстрэнд, Дж. Лэмпел - М.: Книга по Требованию, 2017 - 330 с.

4. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Издательство Московского университета, 1995.С. 62.

5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2011 — 453 с.

6. Шаповал А.В. Цели - Москва: Типограф, 2011. - 251 с.

7. Смирнов С.А. Стратегии устойчивого развития предприятия: принципы и критерии разработки / С.А. Смирнов // Социально-экономические явления и процессы. - 2015.-№4. - С. 43-47.

8. Руденко И.В. Проблемы развития НИОКР и мероприятия по стимулированию малого инновационного предпринимательства России / И.В. Руденко // Инновационная наука. - 2015.-№4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.