Научная статья на тему 'Подходы к распределению накладных расходов при расчете размера платы за государственные (муниципальные) услуги'

Подходы к распределению накладных расходов при расчете размера платы за государственные (муниципальные) услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УСЛУГИ / РАСЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ / STATE (MUNICIPAL) SERVICES / CALCULATION OF THE PAYMENT / DISTRIBUTION OF OVERHEAD COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грабишин Александр Сергеевич

В статье представлен и апробирован подход к распределению накладных расходов при расчете размера платы за государственную услугу — проведение микробиологических исследований 3-й группы сложности, а также даны рекомендации по формированию себестоимости услуг, выполняемых в рамках государственного задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO DISTRIBUTION OF OVERHEAD COSTS AT CALCULATION OF THE PAYMENT FOR THE STATE (MUNICIPAL) SERVICES

Approach to distribution of overhead costs at calculation of the payment for the state service — performing microbiological researches of the 3 rd group of complexity is presented and approved in the article, and also the references on formation of cost of the services which are carried out within the state assignment are made.

Текст научной работы на тему «Подходы к распределению накладных расходов при расчете размера платы за государственные (муниципальные) услуги»

№ 4 - 2013 г. 08.00.00 экономические науки

УДК 336.127:352

ПОДХОДЫ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПРИ РАСЧЕТЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УСЛУГИ

А. С. Грабишин

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар)

В статье представлен и апробирован подход к распределению накладных расходов при расчете размера платы за государственную услугу — проведение микробиологических исследований 3-й группы сложности, а также даны рекомендации по формированию себестоимости услуг, выполняемых в рамках государственного задания.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) услуги, расчет размера платы, распределение накладных расходов.

Грабишин Александр Сергеевич — аспирант кафедры экономики и ВЭД ФГБОУ ВПО

«Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар, e-mail: charly.rus@gmail.com

Проблемы расчета стоимости государственных (муниципальных) услуг и платных услуг, оказываемых учреждениями сферы здравоохранения, по-прежнему остаются нерешенными, поскольку отсутствует единый методологический подход к формированию их себестоимости (определению состава расходов, порядку распределения накладных расходов и др.). Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо четко разграничить понятие государственных (муниципальных) и платных услуг.

Определение государственных (муниципальных) услуг представлено в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В общем виде это деятельность по реализации функций соответствующих органов (федеральных органов исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления) при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в установленных пределах [1].

В Постановлении Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» платные медицинские услуги определяются как «медицинские услуги, предоставляемые

на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования» [2].

Таким образом, государственные (муниципальные) услуги оказываются при выполнении государственного задания, а платные услуги — в рамках приносящей доход деятельности. Несмотря на принципиальную разницу, существуют схожие проблемы при формировании стоимости этих услуг.

Субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельно разрабатывают методики для расчета цен на платные медицинские услуги, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения. Например, Приказ Министерства здравоохранения РО от 16.02.2007 № 54 «О внесении изменений в приказ МЗ РО от 20.06.2005 N 250» (вместе с «Порядком расчета цен на платные медицинские услуги, оказываемые областными государственными учреждениями здравоохранения»), Постановление Мэра г. Таганрога от 29.06.2006 № 2748 «Об утверждении „Порядка расчета цен на платные медицинские услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения г. Таганрога"» и др.

Предлагаемые в вышеперечисленных документах подходы к расчету цен на платные медицинские услуги основываются на Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденной Министром здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко от 10 ноября 1999 года № 01-23/4-10. Согласно Инструкции, расходы медицинской организации классифицируются на прямые и косвенные (накладные):

— прямые — непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания (оплата труда основного персонала, начисления на оплату труда основного персонала; материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги полностью; износ мягкого инвентаря по основным подразделениям; износ медицинского и прочего оборудования, используемого непосредственно в лечебно-диагностическом процессе);

— косвенные (накладные) — виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги (оплата труда общеучрежденческого персонала, начисления на оплату труда; хозяйственные затраты; затраты на командировки и служебные разъезды; износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях; амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг; прочие затраты).

Общеизвестно, что прямые расходы непосредственно включаются в себестоимость услуги, а косвенные распределяются между всеми услугами. При этом базу для распределения медицинская организация выбирает самостоятельно.

Утверждение цен на платные медицинские услуги осуществляется администрациями муниципальных образований или Министерствами здравоохранения субъектов РФ.

Иные подходы существуют к расчету платы за государственные (муниципальные) услуги, оказываемые учреждениями сферы здравоохранения в рамках реализации государственного задания. При оказании государственных (муниципальных) услуг медицинские организации обязаны соблюдать определенные условия, например такие: размер платы не может превышать экономически обоснованных расходов на их оказание (определенные расчетно-нормативным методом) и стоимость платных услуг должна

оставаться в пределах допустимых размеров (размер платы рассчитывается самостоятельно в соответствии с рекомендованной методикой).

Так, Приказом Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907 «Об утверждении методики определения размера платы и предельных размеров платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека» установлен унифицированный подход к расчету размера платы за оказание платных услуг, а также совершенствование оказания платных услуг и создание единых условий для учреждений.

В соответствии с предлагаемой в данном нормативном документе методикой рассчитаем размер платы за оказание услуги — проведение микробиологических исследований 3-й группы сложности. Данные для расчетов представлены ниже (табл. 1).

Таблица 1

Исходные данные для расчета размера платы за оказание услуги по проведению микробиологических исследований 3-й группы сложности

Элемент затрат Сумма затрат, руб.

1. Оплата труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги

1.1. Врач-бактериолог:

— затраты рабочего времени, чел./час 6,5

— часовая тарифная ставка, руб. 127

— оплата труда врача, руб. 825,50 (6,5 х 127)

1.2. Фельдшер-лаборант:

— затраты рабочего времени, чел./час 6

— часовая тарифная ставка, руб. 84,7

— оплата труда врача, руб. 508,20 (6 х 84,7)

1.3. Санитар:

— затраты рабочего времени, чел./час 1

— часовая тарифная ставка, руб. 55,2

— оплата труда врача, руб. 55,2 (1 х 55,2)

2. Ставка страховых взносов во внебюджетные фонды*, % 20,2

3. Прямые материальные затраты (определены согласно Приложению № 2 Приказа Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907), руб. 1 128,00

4. Заработная плата основного персонала с начислениями, руб. 315 400,00

5. Накладные расходы (услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, амортизация оборудования, непосредственно используемого для оказания услуги), руб. 359 230,00

6. Совокупные материальные затраты, руб. 328 967,00

Примечание: * — для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются услуги в сфере здравоохранения, законодательством на период с 2011 по 2012 год были предусмотрены льготные ставки во внебюджетные фонды. Для признания соответствующего вида экономической деятельности основным доля доходов от оказания услуг должна составлять не менее 70,0 % в общем объеме доходов. Подтверждать соответствие основного вида экономической деятельности установленному критерию необходимо в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования

1. Определим расходы на оплату труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги.

Оплата труда персонала составляет:

825,50 + 508,20 + 55,2 = 1 388,90 руб. Начисления на оплату труда составляют:

1 388,90 х 20,2 % = 280,56 руб. Итого расходы на оплату труда составляют:

1 388,90 + 280,56 = 1 669,46 руб.

2. Определим процент распределения накладных расходов:

(Сумма накладных расходов / заработная плата основного персонала с начислениями) х 100 % = (359 230,00 / 315 400,00) х 100 % = 113,90 %

3. Отнесем процент распределения накладных расходов на услугу пропорционально заработной плате и начислениям персонала, непосредственно занятого в оказании услуги:

1 669,46 х 113,90 % = 1901,51 руб.

4. Определим расчетно-нормативные затраты за оказание платной услуги по формуле:

N = №т + ^м + Шн,

где №т — норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании платной услуги;

^м — норматив затрат на приобретение расходных материалов;

№н — норматив затрат на общехозяйственные нужды, непосредственно отнесенные на оказание услуги.

Расчетно-нормативные затраты за оказание платной услуги составят:

1 669,46 + 1 128,00 + 1 901,51 = 4 698,97 руб. Изменим порядок распределения накладных расходов.

1. Учитывая значительный удельный вес материальных расходов в себестоимости услуги, предлагаем использовать их величину при распределении накладных расходов:

% распределения накладных = (Сумма накладных расходов / совокупные материальные расходы) х 100 % = (359 230,00 /328 967,00) х 100 % = 109,20%

2. Отнесем процент распределения накладных расходов на услугу пропорционально прямым материальным затратам:

1 128,00 х 109,20 % = 1 231,78 руб.

3. Расчетно-нормативные затраты за оказание платной услуги составят:

1 669,46 + 1 128,00 + 1 231,78 = 4 029,24 руб.

Сравним размер платы за оказание услуги при различных вариантах распределения накладных расходов с предельным размером (см. рис.).

Размеры платы за оказание услуги при различных вариантах распределения накладных расходов, предельный размер платы за услугу

Выбранная учреждением сферы здравоохранения база для распределения накладных расходов оказывает существенное воздействие на размер платы за государственную (муниципальную) услугу. Необходимо взвешенно подойти к этому вопросу, рассчитав размер платы на основные услуги при различных вариантах распределения накладных расходов, и принять правильное решение.

На наш взгляд, предлагаемый в Приказе Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907 подход к распределению накладных расходов актуален для формирования данных учетно-аналитического обеспечения управленческого учета. Для целей налогового учета следует руководствоваться подходом, обозначенным в ст. 331.1 НК РФ, — осуществлять распределение пропорционально доле доходов, что является корректным с точки зрения методологии учета.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

3. Приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907 «Об утверждении методики определения размера платы и предельных размеров платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2012 № 25958)

4. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденная Министром здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко от 10 ноября 1999 г. № 01-23/4-10

5. Приказ Министерства здравоохранения РО от 16.02.2007 № 54 «О внесении изменений в приказ МЗ РО от 20.06.2005 N 250» (вместе с «Порядком расчета цен на платные медицинские услуги, оказываемые областными государственными учреждениями здравоохранения»)

6. Постановление Мэра г. Таганрога от 29.06.2006 № 2748 «Об утверждении «Порядка расчета цен на платные медицинские услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения г. Таганрога»

APPROACHES TO DISTRIBUTION OF OVERHEAD COSTS AT CALCULATION OF THE PAYMENT FOR THE STATE (MUNICIPAL)

SERVICES

A. S. Grabishin

FSBEIHPE «Kuban State Agricultural University» (Krasnodar c.)

Approach to distribution of overhead costs at calculation of the payment for the state service — performing microbiological researches of the 3rd group of complexity is presented and approved in the article, and also the references on formation of cost of the services which are carried out within the state assignment are made.

Keywords: state (municipal) services, calculation of the payment, distribution of overhead costs.

About authors:

Grabishin Alexander Sergeyevich — post-graduate student of chair of economy and foreign trade activities at FSBEI HPE «Kuban State Agricultural University», Krasnodar, e-mail: charly.rus@gmail.com

List of the Literature:

1. The federal law of 27.07.2010 № 210-FL «About the organization of providing state and municipal services»

2. The resolution of the Government of the Russian Federation of 04.10.2012 № 1006 «About the approval of Rules of paid medical services assignment by the medical organizations»

3. Federal Service for Supervision of Natural Resource Usage order of 17.09.2012 № 907 «About the statement of determining technique of payment and limit sizes of payment for sanitary and epidemiologic examinations, investigations, inspections, researches, tests, toxicological, hygienic and other types of estimation in the sphere of sanitary and epidemiologic wellbeing of the person» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 28.11.2012 № 25958)

4. The instruction on calculation of cost of the medical services, approved by the Minister of Health Y. L. Shevchenko of the Russian Federation of November 10, 1999 № 01-23/410

5. The order of Ministry of Health of the RD of 16.02.2007 № 54 «About modification of the order of MH RD of 20.06.2005 N 250» (together with «Procedure of payments of the paid medical services rendered by regional State Healthcare Institutions»)

6. The resolution of the Mayor of Taganrog of 29.06.2006 № 2748 «About the statement «Procedure of payments of the paid medical services rendered by municipal authorities of health care of Taganrog»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.