УДК 69.052
Романенко И.И., к. техн. н. доцент, заведующий кафедрой «Механизация и автоматизация производства» Петровнина И.Н., к. техн. н.
доцент
кафедра «Механизация и автоматизация производства»
Пинт Э.М., к. техн. н. профессор, доцент
кафедра «Механизация и автоматизация производства»
Еличев К.А., к. техн. н.
доцент
кафедра «Механизация и автоматизация производства» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Россия, г. Пенза ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА ДОРОГАХ И ТРОТУАРАХ ГОРОДА Аннотация:
В городах с низкой плотностью населения отсутствие дорожной сети приводит к постепенному исчезновению населенного пункта так как нет перспективы его экономического и социального развития. Зачастую строительство новых дорог способствовало дальнейшему разрастанию городов и, увеличению логистических связей в регионе. Поэтому строительство новых и ремонт уже существующих дорог должно опираться не только на нормативные документы, опыт проектировщиков, но и потребности местного населения. Это обеспечит безопасные условия проживания и эксплуатации транспортных средств.
Ключевые слова: дорога, материалы, тротуары, щебень, асфальт, бетон, плитка, дренаж.
Romanenko I.I., сandidate of Technical Sciences., associate professor mad of the Department «Mechanization and automation of production» Penza State University of Architecture and Construction
Russia, Penza
Petrovnina I.N., сandidate of Technical Sciences., associate professor аssociate Professor of the Department of «Mechanization and automation
of production»
Penza State University of Architecture and Construction
Russia, Penza
Pint E.M., сandidate of Technical Sciences, professor аssociate Professor of the Department of «Mechanization and automation
of production»
Penza State University of Architecture and Construction
Russia, Penza
Elichev K.A., сandidate of Technical Sciencesassociate professor аssociate Professor of the Department of«Mechanization and automation
of production»
Penza State University of Architecture and Construction
Russia, Penza
APPROACHES TO REPAIR WORKS ON ROADS AND CITY TOWNHOUSES
Annotation:
In cities with a low population density, the lack of a road network leads to the gradual disappearance of a settlement as there is no prospect of its economic and social development. Often, the construction of new roads contributed to the further expansion of cities and the increase of logistics links in the region. Therefore, the construction of new and repair of existing roads should rely not only on regulatory documents, the experience of designers, but also the needs of the local population. This will ensure safe living and operating conditions for vehicles.
Key words: road, materials, sidewalks, rubble, asphalt, concrete, tile, drainage.
С начала 20-го века, когда легковые и грузовые автомобили могли обеспечить все более высокие уровни мобильности и комфортности, доля владения автомобилями на душу населения увеличилась. Возникла потребность в строительстве новых и реконструкции существующих дорог. Эта необходимость в дорогах в значительной степени зависит от экономического развития города и региона, а также от потребности массового перемещения людей в городе и к пригородным окраинам. Долгосрочные стратегические планы развития городов и регионов требуют проектирования и строительства альтернативного транспортного сообщения, оценки постоянного увеличения грузопотоков и скоростного режима. С этой целью проектировщики, экологи, представители дорожной автоинспекции должны предусмотреть оптимальную прокладку транспортных магистралей в условиях плотной городской застройки, количество полос, тип покрытия, скорость в городском потоке, условие безопасности, а также комфортное проживание населения вблизи транспортных магистралей [1].
В идеальном случае развитие крупной дорожной системы современных городов является упорядоченным, целенаправленным и непрерывным процессом. Этот процесс состоит из нескольких этапов: оценка необходимости в дороге и транспортных нагрузках; планирование мероприятий для удовлетворения поставленным целям; экономическое сравнение предлагаемых вариантов; социально - экологическая значимость предлагаемой дороги; получение экспертного заключения на проектно-сметную документацию, строительство и разрешения на финансирования; строительство; передача готового объекта в эксплуатацию и обслуживание
дорожного комплекса; обеспечение своевременное проведение текущего и капитального ремонта, а в случае эксплуатационной необходимости и проведение реконструкции.
Различные варианты накладываются на генплан, учитывая местный ландшафт и условия будущего развития городской инфраструктуры [2].
Экономические, социальные и экологические выгоды, которые могут быть получены от нового строительства транспортных развязок, дорог и затраты, направленные на осуществление стратегического планирования городской среды обсуждаются с соответствующими официальными и общественными организациями до тех пор, пока не будет определен приемлемый вариант.
Для поддержания качества и единообразия устанавливаются стандарты проектирования для каждого функционального типа дороги. Количество полос движения напрямую определяется комбинацией объема и скорости движения, поскольку практические ограничения на расстояние между автомобилями означают, что максимальное количество транспортных средств в час проходит по дорожной полосе. Ширина полос и плеч, которая должна балансировать между стоимостью строительства и комфортом водителя, позволяет определить ширину проезжей части.
Стандарты также определяют дорожные барьеры или дают четкие поперечные расстояния, необходимые по обе стороны от проезжей части, чтобы обеспечить безопасность в том случае, если транспортные средства случайно покинули проезжую часть. Таким образом, можно определить общую ширину проезжей части дорожного полотна с учетом наличия перекрестков, а также съездов и въездов.
Стандарты проектирования также помогают определить фактическое выравнивание дороги, указав для каждой расчетной скорости минимальный радиус горизонтальных кривых, максимальный вертикальный градиент, расстояние, которое водитель должен видеть перед собой, чтобы иметь возможность экстренно остановиться.
Безопасное дорожное движение транспорта осуществляется в зависимости от вида дорожного покрытия, которое по техническим условиям является горизонтальной структурой, удерживаемой в проектном положении ниже лежащими конструктивными слоями на основе природных каменных материалов [3]. Для разработки этой структуры необходимо изучить существующую проектную документацию, провести исследования состояния конструктивных слоев дорожного полотна. Определяется соответствие состояния материалов проектной документации путем проведения полевых испытаний и в дальнейшем - камеральной обработки полученных результатов. Материалы тестируются в самом неблагоприятном состоянии, обычно при его наивысшей возможной влажности. Непригодные конструктивные слои должны удаляться и одновременно должны быть решены вопросы, связанные с устройством ливневой канализации и в дренаже.
Кроме дорожного полотна, предназначенного для перемещения автомобильного транспорта, существует целая сеть тротуаров для движения пешеходов. По типу конструкций тротуары делятся на гибкие и жесткие [4].
Гибкие тротуары возводятся на основе щебеночного слоя из каменного материала фракции размером 20-40 мм, которые уплотняются на месте, а поверх щебеночного слоя устраивается асфальтобетонный слой толщиной 40-50 мм. Устройство таких тротуаров разрешается при температуре окружающего воздуха не менее 10 оС. Сохранность данной конструкции составляет 4-6 лет. Такие тротуары считаются относительно дешевыми [5].
Жесткие тротуары выполнены из щебеночного слоя и бетонной плиты на основе портландцемента толщиной 6-10 см. Поверх бетонной конструкции устраивается тротуарная плитка из мелкозернистого бетона или гранита. Долговечность такого тротуара в городской черте составляет 10-15 лет. Жесткий тротуар быстро ремонтируется, имеет привлекательный внешний вид и небольшие затраты на эксплуатационное содержание [6].
При выборе типа тротуара проектировщики должны учитывать жизненный цикл тротуара, характеристики внешних воздействий, трудоемкость и стоимость ремонта, а также воздействие климатических условий.
Безопасность эксплуатации дорожного полотна и тротуаров подразумевает быстрое удаления воды с поверхности. В городских районах вода попадает в мелкие желоба, а оттуда - в водоемы по подземным каналам. В сельских районах поверхностные воды поступают за пределы сельских поселений через продольные дренажные канавы. Таким образом, необходимо предусматривать проведение геодезических изысканий для своевременного решения логистических задач по отводу поверхностных вод.
Использованные источники:
1. Романенко И.И., Петровнина И.Н., Романенко М.И., Пинт Э.М Реконструкция дорожной сети г. Пензы. Инженерный вестник Дона. 2017. Т. 47. № 4 (47). С. 189.
2. European Commission (2011) non-binding guide to good practice for understanding and implementing Directive 92/57/EEC
3. ТР 127-01. Технические рекомендации по ремонтно-восстановительным работам дорог, тротуаров, площадок различного назначения при комплексном благоустройстве дворовых территорий.
4. Романенко И.И., Петровнина И.Н., Пинт Э.М. Вторичное использование в дорожном строительстве щебня, полученного из дробленого бетона. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. С. 1.
5. BCAA Traffic Safety Foundation (2011) Care Around Roadside Workers Backgrounder.
6. Repairing Cracks». Concrete Repair Digest, August/September 1992, 160-164. Condensed from ACI document 224.1R-93.