ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Б.Г. Белых, Д.Н. Корнилов
оценка размеров утраты мЕдициской информации о пострадавших с сочетанной травмой в процессе 3-мЕсячной архивации
ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Росздрава» (Иркутск) ГУ НЦ реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН (Иркутск)
актуальность
Одной из основных проблем текущего мониторинга сочетанной травмы (МОСТ) является потеря медицинской информации в процессе ее хранения в лечебных учреждениях.
Цель исследования — оценка размера утраты медицинской информации о пострадавших с сочетанной травмой в процессе 3-месячного архивирования стационаров г. Иркутска и в Областном бюро судебно-медицинской экспертизы.
материалы и методы
В рамках протокола МОСТ с 26 ноября по 27 декабря 2007 г. проведен текущий мониторинг историй болезни пострадавших с сочетанной травмой в профильных стационарах г. Иркутска и актов судебномедицинского исследования погибших в том же периоде. Через 3 месяца (март 2008 г.) проведён ретроспективный анализ поднятой из архива медицинской информации по пострадавшим указанной группы.
результаты исследования
Установлено, что в процессе 3-месячного хранения данных часть медицинской информации становится недоступной для анализа. Часть данных изымается правоохранительными органами для следственных действий; вместо историй болезни в архиве хранятся запросы, по которым невозможно установить характер сочетанной травмы и рассчитать тяжесть повреждений. Дефицит информации по стационарам города составил 72,9 % (102 из 140 историй болезни).
При аудите информации в ОБСМЭ выявлен недостаток 25,7 % (10 из 39) актов судебно-медицинского вскрытия, изъятие которых из архива для процессуальных действий не было документировано.
заключение
Выявлена систематическая ошибка, связанная с утратой медицинской информации, влияющая на ценность МОСТ. Результаты эпидемиологического анализа сочетанной травмы по г. Иркутску могут отличаться от истинной картины, при условии, что потеря медицинской информации не зависит от времени года и других обстоятельств.
Для устранения систематической ошибки представляется целесообразным ведение базы данных по пострадавшим в режиме реального времени. Для этой цели разработана и предложена к применению временная статистическая карта.
С.Н. Жданова, Л.А. Степаненко, М.В. Мальцева, Б.В. Цветков, А.А. Косов, Е.Д. Савилов
подходы к прогнозированию эпидемии вич-инфекции в Иркутске на основе ее моделирования
ГУ НЦ медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН (Иркутск) ФГУ Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (Иркутск)
Иркутская область по количеству зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции входит в пятерку самых неблагополучных территорий РФ. В областном центре сконцентрированы уязвимые группы риска, обеспечивающие не только поддержание резервуара инфекции и постепенное распространение ее на остальные слои населения, но и наиболее высокие темпы развития эпидемии в области. К началу 2008 года официальное число случаев ВИЧ-инфекции в Иркутске превысило 11 000, что составило 1,8 % населения города. Ведущей группой для распространения ВИЧ-инфекции остаются потребители инъекционных наркотиков (ПИН). Активизировался процесс распространения инфекции половым путем, в том числе за счет работниц коммерческого секса (РКС). Обострилась проблема детей, рожденных
ВИЧ-инфицированными матерями. Поэтому прогнозирование проведено в группах ПИН, РКС, детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, и среди населения, не практикующего рискованное поведение.
Прогноз построен на математической модели процесса распространения ВИЧ-инфекции в Иркутске в виде системы разностных уравнений:
х^ + 1) = Ах(Ц + z(t) — и^), t = 0,1,2,..., где t — время (месяцы); х(Ц, z(t), u(t) — в каждый момент времени t векторы количества ВИЧ-инфицированных, вновь заразившихся и умерших для каждой группы учитываемой группы населения соответственно; А — квадратная матрица, учитывающая допустимые переходы из одной группы в другую.
В модель были заложены параметры ВИЧ-инфекции, значения которых получены из источников научной литературы, и региональные параметры Иркутска, основанные на результатах собственных исследований.
В модели выделили три условных стадии заболевания: стадия 1 — бессимптомная, стадия 2 — состояние здоровья инфицированных требует обращения за медицинской помощью, стадия 3 — стадия СПИДа. Продолжительность стадий задавали с учетом данных ВИЧ-инфицированных, наблюдающихся в областном центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. Для детей в возрасте до 18 месяцев в модели было рассмотрено распространение инфекции путем заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери вертикальным или перинатальным путем. Для людей, не входящих в группы риска, основным путем передачи инфекции был половой контакт с ВИЧ-инфицированным. В модели принимали вероятность передачи ВИЧ-инфекции за один контакт, равную 0,001.
Прогноз учитывал моделируемое число ВИЧ-инфицированных с учетом расчетных данных реального количества ПИН. По экспертным оценкам, число ПИН составляет 2,5 % от всего городского населения. Для Иркутска с численностью населения в 564 тысячи человек это число составляет 14 тысяч наркоманов, из которых 80,4 %, по данным тех же источников, являются ПИН. Предполагаемый уровень ПИН в Иркутске составляет 11 400 человек. В результате моделирования распространения ВИЧ-инфекции среди ПИН получена картина, наиболее приближенная к динамике официальной статистики. Максимальное накопление заразившихся ПИН было достигнуто в первые два года эпидемии, что и соответствует официальной статистике: пик заболеваемости в Иркутске пришелся на 2000 — 2001 годы. В эти годы было официально зарегистрировано, соответственно, 2 877 и 1 465 случаев инфекции. Затем наблюдалось падение показателей в течение последующих 5 лет, когда произошло достижение так называемого «насыщения» уязвимой группы в 2002 — 2006 годы, и была введена программа «Снижение вреда».
Тем не менее, по данным модели, после максимума заболеваемости в 2001 году темпы снижения распространения инфекции не совпадают с регистрируемыми уровнями, что может свидетельствовать о недостаточной обращаемости лиц за обследованием на ВИЧ. С 2008 по 2018 годы прогнозируется начало формирования плато количества ежегодного заражающихся ВИЧ на уровне 2 614 ± 30 человек. Ежегодное количество ВИЧ-инфицированных, которые официально могут быть учтены в ближайшее десятилетие, предположительно будет колебаться в пределах 822 ± 14 человек.
Моделирование случаев смерти от СПИДа позволяет предполагать, что с 2007 года наступает пик смертности заразившихся ПИН в первые годы эпидемии. В результате уменьшения числа новых случаев ВИЧ-инфекции количество смертей от СПИДа в группе ПИН будет падать примерно в течение 7 лет и приобретет стабильный характер на более низком уровне (62 ± 2 человека). От всех причин, включая СПИД, к 2008 году, по данным модели, умрет 9 844 ВИЧ-инфицированных их группы ПИН, а к 2018 году этот показатель достигнет 17 308 человек.
Прогноз распространения ВИЧ-инфекции в группе РКС носит менее интенсивный характер, чем среди ПИН, учитывая сравнительно малую численность уязвимых лиц. Моделирование ситуации среди РКС проведено при условии, что они не являются потребителями наркотиков, так как истинное распространение наркомании среди этой группы людей не оценивалось. Тем не менее, рискованное поведение, которое практикуют РКС, заставляет акцентировать внимание на этой группе как на стабильном резервуаре инфекции, формирование которого, согласно модели, достигнуто в настоящее время. Начиная с 2008 года, на разных стадиях ВИЧ-инфекции может выявляться до 193 женщин этой группы риска.
Моделирование эпидемии среди детей, заражаемых ВИЧ при вертикальном и перинатальном контакте, позволяет предполагать, что если риск заражения детей снизится до 1 %, то и в этом случае будет выявляться 10 — 12 человек с ВИЧ-инфекцией ежегодно. Это обусловлено значительным накоплением числа инфицированных женщин репродуктивного возраста в Иркутске. В популяции, не практикующей рискованное поведение, учитывая все пути заражения, к 2018 году ежегодно может выявляться до 880 человек, и эта группа станет превалирующей среди ВИЧ-инфицированных.
На основании подбора параметров модели для четырех групп населения (ПИН, РКС, дети, рожденные от ВИЧ-инфицированых матерей, лица, не практикующие рискованное поведение) мы получили кривую модельного числа населения Иркутска, пораженного ВИЧ, наиболее близко отражающую статистику болезни, что позволяет осуществлять прогноз в соответствии с существующей системой регистрации и
оценивать реальные темпы эпидемии. Начиная с 2008 года, ежегодно в поле зрения специалистов будет попадать от 1 008 до 1 073 новых случаев ВИЧ-инфекции.
Т.В. Никифорова
влияние социально-бытовых и социально-трудовых факторов на распространенность грибковых заболеваний у шахтеров Кузбасса
ГУЗ «Беловский кожно-венерологический диспансер» (Белово)
Проблема охраны и укрепления здоровья подземных рабочих угольных шахт является в настоящее время одной из актуальных задач здравоохранения и приобретает все большую значимость как один из внутренних резервов повышения производительности труда и продолжительности жизни шахтеров.
Изучены основные факторы, способствующие возникновению и росту числа грибковых заболеваний горнорабочих угольных шахт крупного административного центра Кемеровской области. Исследование проводилось во время периодического медицинского осмотра шахтеров за период с 2002 по 2007 гг.
С целью выявления начальных проявлений микозов была разработана «Карта микологического и социально-гигиенического обследования шахтеров». В которой отражались социально-трудовые факторы (профессия, подземный стаж, тяжесть и напряженность труда, способ отработки угля, неблагоприятное действие на организм охлаждающего микроклимата, использование индивидуальной спецодежды и обуви) ; социально-бытовые факторы (проживание в благоустроенной квартире, наличие централизованного водоснабжения, занятия спортом, посещение спортзалов, бассейнов, курение, употребление алкоголя, перенесенные заболевания, наследственность).
Микоз стоп и онихомикоз, а также его ранние проявления наиболее часто встречаются у подземных рабочих в возрасте старше 40 лет — 63 % ± 1,0 % (р < 0,001) со стажем работы свыше 10 лет — 61,8 % ± 0,9 % (р < 0,001). Уровень распространенности микозов стоп увеличивается у лиц со стажем подземной работы свыше 16 лет — 64,3 % ± 1,0 % (р < 0,001) против 35,7 % ± 1,7 % (р < 0,001) при стаже подземной работы до 16 лет, что объясняется большим контактом с производственной обувью, водой, длительной работой в неблагоприятных условиях.
Чаще всего грибковые поражения стоп наблюдаются среди подземных рабочих основных профессиональных групп с наиболее тяжелыми и напряженными условиями труда: горнорабочих 1—3 разряда, ГРОЗ 5 разряда, проходчиков — 76 % ± 0,7 % (р < 0,001). Менее подвержены данному заболеванию машинисты горновыемочных машин, электрослесари и группа прочих профессий — 24 % ± 0,7 % (р < 0,001).
Большинство шахтеров (61,5 % ± 0,9 %) проживают в частном доме или доме барачного типа с отсутствием централизованного водоснабжения — 70,8 % ± 0,9 %. Занятие спортом отметили 33,4 % ± 0,9 % опрошенных, а 66,4 % ± 0,9 % спортом не занимались. 68,3 % ± 0,9 % опрошенных шахтеров курят, 79,6 % ± 0,6 % употребляют алкоголь.
Наибольшее число подземных рабочих не пользовалось индивидуальной обувью — 50,2 % ± 1,0 %, посещали моечную — 46,4 % ± 1,0 %, душ, бассейн — 2,2 % ± 0,09 %, и лишь небольшое количество опрошенных — 1,2 % ± 0,05 % имели контакт с больным грибковым заболеванием в семье.
Определенное влияние на распространенность грибковых поражений оказывают условия труда. Рабочие основных профессий (ГРОЗ 5 разряда, проходчики, горнорабочие 3 разряда) работают в наиболее тяжелых и напряженных условиях труда. Микозы стоп наиболее часто встречаются у лиц, работающих в тяжелых (3 — 4 степени тяжести) условиях труда (проходчиков, ГРОЗ 5 разряда, горнорабочих 3 разряда, МГВМ) - 82,2 % ± 0,5 % (р < 0,001).
Грибковые заболевания наиболее распространены у шахтеров, участвующих в выемке породы или угля (проходчиков 30,4 % ± 1,6 % (р < 0,001)), а стертые формы микозов — у горнорабочих 1-3 разряда — 29,2 % ± 0,07 % (р < 0,001). Микроклиматические условия на шахте: температура воздуха в глубоких горизонтах высокая — 15 — 20 градусов. Относительная влажность высокая — 95 — 99 % в связи с сильной обводненностью пластов. Скорость движения воздуха в магистральных выработках 1,5 — 2,0 м/сек.
Микроклимат в подземных условиях способствует повышенному потоотделению шахтеров и является провоцирующим фактором возникновения грибковых заболеваний.
Методом дисперсионного анализа установлено влияние различных социально-трудовых и социальнобытовых факторов на развитие микозов стоп. Наибольший вклад среди всех социально-трудовых факторов вносят возраст со степенью влияния 0,37 (р < 0,001), подземный стаж — 0,25 (р < 0,001) и профессия — 0,18 (р < 0,001). Среди социально-бытовых факторов наибольшее влияние вносит посещение бассейнов,