Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ SWOT-АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ SWOT-АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / стратегический анализ / SWOT-анализ / внутренняя среда / внешнее окружение / strategy / strategic analysis / SWOT analysis / internal environment / external environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янкина Ирина Анатольевна, Мельников Алексей Александрович, Шнайдер Алексей Викторович

Статья посвящена исследованию проблем применения методики SWOT-анализа. Целью данной публикации является освещение теоретико-методологических основ модификации процесса проведения SWOT-анализа и применения методики для определения направлений стратегического развития машинострои¬тельного предприятия в условиях рыночной неопределенности. Новизна работы заключается в формировании усовершенствованного методологического подхода к проведению SWOT-анализа и апробации его на конкретном предприятии. В работе рассматриваются модификации методик SWOT-анализа, которые применяются отечественными учеными, определяются их плюсы и минусы. В условиях неопределенности во внешней среде SWOT-анализ является источником упорядочения видения будущего. Определено, что дополнение методик SWOT-анализа математическим аппаратом позволяет снизить уровень субъективизма. Данный подход повышает надежность получаемых управленческих решений. В статье предлагается применять весовые коэффициенты, позволяющие учитывать неравнозначность влияния на деятельность предприятия факторов внутренней и внешней среды. Применение модифицированной методики SWOT-анализа для АО «Силовые машины» позволило конкретизировать стратегические перспективы организации. Введение в методику весовых коэффициентов позволило, во-первых, скомпенсировать неравное количество выделенных экспертами факторов по каждому направлению анализа; во-вторых, уточнить влияние внутренних и внешних факторов среды. Таким образом, применение традиционного метода SWOT-анализа увеличивает погрешность при разработке стратегии, что приводит компанию к распылению сил и ресурсов, снижению экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO APPLYING THE METHOD OF SWOT-ANALYSIS OF ENTERPRISE ACTIVITIES

The article is devoted to the study of the problems of applying the SWOT analysis methodology. The purpose of this publication is to highlight the theoretical and methodological foundations for modifying the SWOT analysis and the application of the methodology to determine the directions of strategic development of a machine-building enterprise in conditions of market uncertainty. The novelty of the work contains in the formation of an improved methodological approach to the implementation of SWOT analysis and its testing at a particular enterprise. The work discusses modifications of SWOT analysis techniques that are used by domestic scientists, and determines their pros and cons. In conditions of uncertainty in the external environment, SWOT analysis is a source of streamlining the vision of the future. It has been determined that the addition of SWOT analysis methods with mathematical apparatus makes it possible to reduce the level of subjectivity; this approach increases the reliability of the resulting management decisions. The article proposes to use weighting coefficients that allow us to take into account the unequal influence of internal and external environmental factors on the activities of an enterprise. The use of a modified SWOT analysis methodology for JSC Power Machines made it possible to specify the strategic prospects of the organization. The use of a modified SWOT analysis technique for «Power Machines» made it possible to specify the strategic prospects of the organization. The introduction to the methodology of weight coefficients made it possible: firstly, to compensate for the unequal number of factors allocated by experts; Secondly, to clarify the influence of factors of internal and external environment. Thus, the use of the traditional SWOT analysis method increases the error in the development of a strategy, which leads the company to spray forces and resources, and reduce economic efficiency.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ SWOT-АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Научная статья УДК 005.33/658

ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА ЯНКИНА

Доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры управления, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог e-mail: i.yankina@tmei.ru

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МЕЛЬНИКОВ

Обучающийся, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления иэкономики», г. Таганрог

e-mail: sr_lanselot@mail.ru

АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ШНАЙДЕР

Аспирант, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог

e-mail: shnaider003@gmail.com

ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ SWOT-АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем примененияметодики SWOT-анализа. Целью данной публикации является освещение теоретико-методологических основ модификации процесса проведения SWOT-анализа и применения методики для определения направлений стратегического развития машиностроительного предприятия в условиях рыночной неопределенности. Новизна работы заключается в формировании усовершенствованного методологического подхода к проведению SWOT-анализа и апробации его на конкретном предприятии. В работе рассматриваются модификации методик SWOT-анализа, которые применяются отечественными учеными, определяются их плюсы и минусы. В условиях неопределенности во внешней среде SWOT-анализ является источником упорядочения видения будущего. Определено, что дополнение методик SWOT-анализа математическим аппаратом позволяет снизить уровень субъективизма. Данный подход повышает надежность получаемых управленческих решений. В статье предлагается применять весовые коэффициенты, позволяющие учитывать неравнозначность влияния на деятельность предприятия факторов внутренней и внешней среды. Применение модифицированной методики SWOT-анализа для АО «Силовые машины» позволило конкретизировать стратегические перспективы организации. Введение в методику весовых коэффициентов позволило, во-первых, скомпенсировать неравное количество выделенных экспертами факторов по каждому направлению анализа; во-вторых, уточнить влияние внутренних и внешних факторов среды. Таким образом, применение традиционного метода SWOT-анализа увеличивает погрешность при разработке стратегии, что приводит компанию к распылению сил и ресурсов, снижению экономической эффективности.

Ключевые слова: стратегия, стратегический анализ, SWOT-анализ, внутренняя среда, внешнее окружение

Тематический рубрикатор e-Library: 06.81.12

IRINA AN. YANKINA

Doctor ofSociology, Associate Professor, Professor of the Department ofManagement Taganrog Institute ofManagement and Economics

ALEXEYAL. MELNIKOV

Student of the Management Department Taganrog Institute ofManagement and Economics

ALEXEY V. SCHNEIDER

Graduate student of the Faculty of Economics Taganrog Institute ofManagement and Economics

APPROACHES TO APPLYING THE METHOD OF SWOT-ANALYSIS OF ENTERPRISE ACTIVITIES

Abstract. The article is devoted to the study of the problems of applying the SWOT analysis methodology. The purpose of this publication is to highlight the theoretical and methodological foundations for modifying the SWOT analysis and the application of the methodology to determine the directions of strategic development of a machinebuilding enterprise in conditions of market uncertainty. The novelty of the work contains in the formation of an improved methodological approach to the implementation of SWOT analysis and its testing at a particular enterprise. The work discusses modifications of SWOT analysis techniques that are used by domestic scientists, and determines their pros and cons. In conditions of uncertainty in the external environment, SWOT analysis is a source of streamlining

© И.А. Янкина, 2023 © A.A. Мельников, 2023 18 © A.B. Шнайдер, 2023

the vision of the future. It has been determined that the addition of SWOT analysis methods with mathematical apparatus makes it possible to reduce the level of subjectivity; this approach increases the reliability of the resulting management decisions. The article proposes to use -weighting coefficients that allow us to take into account the unequal influence of internal and external environmental factors on the activities of an enterprise. The use of a modified SWOT analysis methodology for JSC Power Machines made it possible to specify the strategic prospects of the organization. The use of a modified SWOT analysis technique for «Power Machines» made it possible to specify the strategic prospects of the organization. The introduction to the methodology of weight coefficients made it possible: firstly, to compensate for the unequal number of factors allocated by experts; Secondly, to clarify the influence of factors of internal and external environment. Thus, the use of the traditional SWOT analysis method increases the error in the development of a strategy, -which leads the company to spray forces and resources, and reduce economic efficiency.

Keywords: strategy, strategic analysis, SWOT analysis, internal environment, external environment

Статья подготовлена в рамках реализации инициативного научно-исследовательского проекта №22-01 «Анализ и оценка стратегии организации в условиях неопределенности и риска» (утвержден приказом ректора ЧОУ ВО ТИУиЭ по институту №115 от 27.09.2022).

Актуальность темы исследования. Современная динамичность социально-экономических процессов побуждает отечественных менеджеров к использованию методик, позволяющих преодолевать ситуацию неопределенности и информационного «голода». Это обусловливает необходимость в процессе принятия управленческих решений использовать экспертные оценки, в числе которых 8ШОТ-анализ можно считать одним из самых универсальных методов анализа внутренней и внешней среды организации. Несмотря на то, что практика применения 8ШОТ-анализа, насчитывающая более полувека, претерпела существенные изменения, она остается достаточно актуальной для решения системных проблем в условиях неструктурированной или слабоструктурированной управленческой задачи. Особенно это актуально для предприятий машиностроительной отрасли, так как многокомпонентность и технологическая сложность данного бизнеса формирует вокруг предприятия данной отрасли «паутину» финансово-хозяйственных связей и предполагает очень аккуратное отношение к диагностике состояния внешней среды. Влияние факторов внешней среды на предприятия машиностроительной отрасли может проявляться в темпах развития высокотехнологических продуктов и технологических достижений (что в результате определяет либо технологическое преимущество, либо технологическое отставание организации), в требованиях к опыту и квалификационному уровню персонала (что может обеспечить организации эффективность производства и разработку новых технологий). Помимо этого машиностроительные предприятия имеют высокие затраты на производство (что обусловливает потребность инвестиционных вливаний в обновление оборудования и совершенствование технологий, применение технологических инноваций), зависят от поставщиков и рынков сбыта (что принуждает к диверсификации системы поставок и сбыта). Технологическое отставание российской промышленности от развитых стран приводит к необходимости отслеживания рыночных позиций не только отечественных конкурентов, но и основных международных тенденций; к важности оценки потенциальных и реальных иностранных конкурентов, способных расширить своё присутствие на российском рынке.

SWOT-анализ позволяет фиксировать изменения в бизнес-среде и предлагает менеджеру относительно систематизированную информацию для разработки стратегии развития/адаптации на конкретном рынке. Целью данной публикации является освещение теоретико-методологических основ модификации процесса проведения SWOT-анализа и применения методики для определения направлений стратегического развития машиностроительного предприятия в условиях рыночной неопределенности. Для этого решаются следующие задачи: рассмотреть особенности применения методики SWOT-анализа; проанализировать применяемые учеными модификации SWOT-анализа; провести SWOT-анализ для машиностроительной организации на примере ОАО «Силовые машины», определив направления стратегического развития предприятия.

Методы исследования. Методическую основу исследования составляет технология SWOT-анализа, которая позволяет осуществить частичную формализацию слабоструктурированных управленческих проблем. Являясь методом, основанным на экспертных оценках (то есть речь идет о субъективном подходе к получению информации), SWOT-анализ позволяет получить такой уровень точности информации, который обусловлен уровнем компетентности приглашенных экспертов-консультантов (в том числе, практическим опытом, системностью мышления, глубиной теоретических знаний и способностью предвидеть логику развития событий). В условиях неопределенности ситуации во внешней среде SWOT-анализ является способом упорядочивания информации о будущем. SWOT-анализ является залогом формирования успешной конкурентной позиции, так как «изменчивость внешней среды и вариативность возможных путей для решения проблем, возникающих перед организацией, показывают важность мониторинга окружающей среды» [1, с. 318]. Не давая достоверного прогноза (в силу качественного характера методики), SWOT-анализ позволяет задать целевую ориентацию бизнесу, определить семейство возможных для организации стратегий и максимально эффективно распорядиться имеющимся стратегическим потенциалом фирмы (который представляет совокупность сильных сторон внутренней среды организации и ее возможностей во

внешней среде). Вышеуказанные характеристики универсализируют SWOT-анализ как аналитический инструмент: его можно применять на социально-экономических системах различного уровня и в различных сферах экономики. Важное значение имеет временной период, на котором концентрирует внимание менеджер, инициирующий проведение SWOT-анализа. Это может быть краткосрочный период, тогда речь идет о ситуативном анализе. Если оговоренный временной период связан с долгосрочными прогнозами, то речь идет о стратегическом анализе.

Анализ научной литературы по теме. Методика SWOT-анализа постоянно находится под пристальным вниманием теоретиков и практиков управленческой деятельности. Самым простым вариантом применения SWOT-анализа является общеизвестная таблица, состоящая из четырех квадратов, в которую экспертам предлагается вписать факторы внутренней среды и внешнего окружения организации. Подобный вариант применения метода хоть и считается не лишённым серьезных недостатков, однако по-прежнему применяется современными исследователями. В частности, этот вариант методики можно увидеть в работах таких исследователей, как Винокурова А.Н., Юсупова P.P. [2, с.8], Мальцева Е.М., Чернов В.Ю. [3, с.397], Антонов И.А., Янкина И.А. [4, с.143], Шнайдер В.В. [5, с.42], Ломакин Н.И., Рыбанов A.A., Московцев А.Ф., Алексеев B.C., Кабина В.В., Арсеньева Е.М. [6, с.352]. Проблема применения подобной методики SWOT-анализа связана с его низкой информативностью. Известно, что функциональное назначение подобной аналитики связано с выбором стратегии SWOT-анализа деятельности. В то же время указанный выше подход к проведению SWOT-анализа только определяет круг факторов внутренней и внешней среды, который нужно учитывать, но не позволяет их структурировать. Более зрелым выглядит подход, при котором авторы предпринимают попытку отразить взаимосвязь факторов, создавая матрицу, строки которой отражают факторы внутренней среды (сильные и слабые стороны), а столбцы отражают факторы внешней среды (возможности и угрозы). На пересечении столбцов и строк формируются четыре пространства (их часто называют «СиВ», «СиУ», «СлВ», «СлУ»), в которых исследователи перечисляют варианты стратегических действий, доступных организации в сложившейся ситуации. Подобную методику применяют в своих работах С.А. Кучеренко, В.В. Сериков [7, с. 362], М.Е. Балыкина, О.В. Карпова [8, с. 119-120]. Несмотря на фиксацию основных факторов внутренней и внешней среды подобная методика SWOT-анализа не позволяет квантифицировать данные, поэтому принимаемые на их основе управленческие решения обладают высокой степенью субъективизма и существенно не снижают уровень риска в деятельности организации. Эти недостатки компенсируются в методиках SWOT-анализа, которые позволяют перевести логику анализа в сферу количественных оценок. Выстраивая иерархию факторов внутренней и внешней среды, исследователи легко выделяют зоны наиболее перспективных возможностей, самых

существенных угроз, опасные для деятельности организации слабости и надежные, сильные стороны внутренней среды. Такой подход позволяет и проран-жировать факторы и убрать из поля анализа все «лишние» данные, которые для текущей ситуации являются несущественными. В результате акцент при выборе стратегии делается исключительно на значимых факторах, имеющих ключевое влияние на будущее организации. Таким подходом к разработке стратегических направлений развития организации пользуются Д.А. Шагеев, Л.В. Львов [9, с. 102-107], H.H. Нови [10, с.58]. Недостатками подобной методики являются ее громоздкость и определенные временные затраты (в сравнении с предыдущими вариантами методик). Однако обогащение методик SWOT-анализа математическим аппаратом позволяет снизить уровень субъективизма. Это наглядно доказывают в своих исследованиях К.В. Матрохина, В.Я. Трофимец, A.B. Калач, которые предлагают повысить эффективность SWOT-анализа за счет «усиления математическими методами многокритериального выбора» в рамках процесса стратегического планирования [11, с. 115-116]. Большой интерес представляет опыт объединения методики SWOT-анализа и квалиметрического подхода для принятия инвестиционных решений, которые предложили М.Г. Ковтуненко, В. Кобякин [12, с. 29-31]. Очень информативным является сравнительный анализ реализации нескольких методик SWOT-анализа (в том числе, классического SWOT-анализа, концепции LISA и количественной концепции) для сетевого ресторанного бизнеса, который представили в своей работе Е.Г. Серова, П.Ф. Воробьев, Е.М. Файнштейн [13, с. 549-551]. Достаточно оригинальный вклад в развитие методики анализа привнес П.А. Михненко, предлагая дополнить SWOT-анализ интерактивной матрицей X. Вайхриха, что позволяет сформировать удобный инструмент «селекции возможностей и вытекающих из них стратегий» [14, с.62]. Опираясь на вышеуказанные данные, сравним аналитическую ценность некоторых из приведенных подходов для конкретной компании (АО «Силовые машины»).

Теоретическая и расчетная часть. Для разработки SWOT-анализа деятельности предприятия машиностроительной отрасли (на примере АО «Силовые машины») возьмем за основу наработки, сделанные П.А. Михненко [14]. Отметим, что АО «Силовые машины» является масштабным энергетическим машиностроительным предприятием, одним из пяти лидеров отрасли по объёму произведенного и установленного оборудования. Компания занимается проектированием, производством и поставкой оборудования для теплоэнергетики, атомных электростанций, гидроэнергетики. В перспективе руководство АО «Силовые машины» планирует выйти на первое место на рынке энергетического машиностроения России и СНГ, стать одной из ключевых фигур на мировом рынке. Проведенное ранее исследование позволило сформировать совокупность факторов внутренней и внешней среды [15, с.289], ставших основой для проведения качественного SWOT-анализа (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Качественный SWOT-aнaлиз АО «Силовые машины» в пространстве «Внутренняя среда -

Возможности»

Возможности

1. Уход конкурентов с рынка под действием санкций 2. Размещение оборудования ушедших иностранных компаний по выгодным ценам 3. Появление новых технологий 4. Вливание новых инвестиций 5. Реклама в заинтересованных промышленных кругах 6. Появление новых поставщиков 7. Ослабление позиций конкурентов 8. Государственная поддержка

Сильные стороны: СиВ (Сила и возможности) 1. Благодаря работникам с высокой квалификацией можно расширить ассортимент товаров 2. Благодаря уровню специалистов маркетинга возможен выход производимой продукции на новые сегменты рынка за счёт вливания новых инвестиций 3. Высокое качество продукции способствует конкурентоспособности 4. Хорошая репутация компании и развитая сеть представительств позволит освоить новые сегменты рынка и найти новых инвесторов, в том числе из иностранных государств

1. Высокая квалификация персонала 2. Развитая служба маркетинга 3. Высокое качество продукции 4. Надёжные постоянные потребители 5. Современное оборудование 6. Хорошая репутация 7. Развитая сеть представительств 8. Постоянные инновационные разработки

Слабые стороны: СлВ (Слабость и возможности) 1. Проблема высоких цен на продукцию АО «Силовые машины» и постоянно растущих издержек производства может быть решена за счет появления новых технологий, позволяющих снизить эти издержки, появления новых поставщиков сырья и получения субсидий от государства 2. Возможность снижения зависимости от иностранных поставщиков ресурсов за счет появления новых технологий производства продукции и поиска новых поставщиков сырья

1. Высокий средний возраст 2. Высокие цены 3. Постоянный рост издержек производства 4. Низкий уровень поддержания баз данных компании, отсутствие их анализа 5. Зависимость от иностранных поставщиков комплектующих изделий

Таблица 2 Угрозы»

Угрозы:

1. Слабость поставщиков 2. Эмиграция потенциального рабочего населения из города 3. Дефицит некоторых видов сырья 4. Изменение таможенного законодательства 5. Нарушение логистики вследствие санкций и иных непредвиденных событий 6. Рост цен на энергоресурсы 7. Выход на рынок новых конкурентов 8. Рост курса доллара по отношению к рублю 9. Уровень инфляции

Сильные стороны: СиУ (Сила и угрозы) 1. Благодаря развитой службе маркетинга могут быть ослаблены угрозы, связанные со слабостью поставщиков 2. Высокое качество продукции, производимой в компании, и наличие постоянных и надежных поставщиков затруднит выход на рынок новых конкурентов 3. Современное оборудование, основанное на применении методов энергосбережения, и постоянные инновационные разработки решат проблему неосвоенных новейших технологий и смягчат негативное действие фактора, связанного с ростом цен на энергоресурсы

1 .Высокая квалификация персонала 2. Развитая служба маркетинга 3. Высокое качество продукции 4. Надёжные постоянные потребители 5. Современное оборудование 6. Хорошая репутация 7. Развитая сеть представительств 8. Постоянные инновационные разработки

Слабые стороны: СлУ (Слабость и Угрозы) 1. Проблема высоких цен может усугубиться из-за возможных изменений в таможенном законодательстве РФ и других стран, дефицита сырья, роста цен на энергоресурсы 2. Причиной увеличения издержек производства может стать недостаточная освоенность некоторых новейших технологий, позволяющих их сократить. Также рост издержек напрямую связан с введением изменений в таможенное законодательство в виде таможенных платежей и пошлин, со слабостью существующих поставщиков 3. Рост курса доллара по отношению к рублю и повышение уровня инфляции также негативно скажутся на деятельности компании в условиях ее зависимости от иностранного сырья

1. Высокий средний возраст 2. Высокие цены 3. Постоянный рост издержек производства 4. Низкий уровень поддержания баз данных компании, отсутствие их анализа 5. Зависимость от иностранных поставщиков комплектующих изделий

Однако, как указывалось ранее, данный подход к проведению 8ШОТ-анализа не дает конкретики для разработки стратегии компании, поэтому обратимся к количественной методике. В табл. 3 и 4 показатели взаимовлияния факторов выставлены экспертами по шкале: негативное влияние - это «- 3» - сильное; «2» - среднее; «- 1» - слабое; «О» - отсутствие влияния; позитивное влияние - это «+1» - слабое; «+2» - среднее; «+3» - сильное.

Если менеджер использует данные табл. 3 и 4, то акцент при разработке управленческих решений будет сделан на такие сильные стороны, как «Хорошая репутация» (индекс = +18), «Высокая квалификация персонала» (+11), «Развитая сеть представительств» (+10), «Постоянные инновационные разра-

ботки» (+9). Менеджеру нужно будет разработать меры по укреплению таких слабых сторон, как «Зависимость от иностранных поставщиков комплектующих изделий» (-25), «Высокие цены» (-17), «Низкий уровень поддержания баз данных компании, отсутствие их анализа» (-17), «Постоянный рост издержек производства» (-17). Руководство компании должно в своих планах на будущее ориентироваться на такие равнозначные возможности, как «Уход конкурентов с рынка под действием санкций» (+11), «Ослабление позиций конкурентов» (+11), и уберечься от таких угроз, как «Нарушение логистики вследствие санкций и иных непредвиденных событий» (-13), «Дефицит некоторых видов сырья» (-9), «Рост цен на энергоресурсы» (-8).

Таблица 3

Количественный SWOT-aнaлиз АО «Силовые машины» в пространстве «Внутренняя среда - Возможности»_

Уход конкурентов с рынка под действием санкций Размещение оборудования ушедших иностранных компаний по выгодным ценам Появление новых технологий Вливание новых инвестиций Реклама в заинтересованных промышленных кругах Появление новых поставщиков Ослабление позиций конкурентов Государственная поддержка ИТОГО (В)

Сильные стороны:

¡.Высокая квалификация персонала +2 + 1 +2 +2 + 1 0 +2 0 +¡0

2. Развитая служба маркетинга +2 0 +1 +1 +3 0 +3 0 +¡0

3. Высокое качество продукции +1 0 +1 +2 +2 +1 +1 0 +8

4. Надёжные постоянные потребители +1 + 1 +1 +1 +1 0 +2 0 +7

5. Современное оборудование +2 + 1 +2 +1 0 0 +1 0 +7

6. Хорошая репутация +1 +2 0 +2 +3 +3 +2 +2 +¡5

7. Развитая сеть представительств +2 +1 +1 +1 +2 +2 +3 0 +¡2

8. Постоянные инновационные разработки +2 +1 +1 +1 0 0 +2 +1 +8

Слабые стороны:

1. Высокий средний возраст 0 0 0 0 0 0 0 -1 -1

2. Высокие цены -1 0 0 -2 -1 0 -1 -1 -6

3. Постоянный рост издержек производства -1 0 0 0 -1 0 -2 -1 -5

4. Низкий уровень поддержания баз данных компании, отсутствие их анализа 0 0 -2 -1 -1 -2 -1 -2 -8

5. Зависимость от иностранных поставщиков комплектующих изделий 0 -3 -1 0 -1 -1 -1 0 -7

ИТОГО +11 +4 +6 +8 +8 +3 +11 -2

Количественный SWOT-aнaлиз АО «Силовые машины»

Таблица 4

Слабость поставщиков Эмиграция потенциального рабочего населения из города Дефицит некоторых видов сырья Изменение таможенного законодательства Нарушение логистики вследствие санкций и иных непредвиденных событий Рост цен на энергоресурсы Выход на рынок новых конкурентов Рост курса доллара по отношению к рублю Уровень инфляции ИТОГО (Уг) ВСЕГО (Уг+В)

Сильные стороны:

¡.Высокая квалификация персонала +1 -1 0 0 0 0 +1 0 0 +1 11

2. Развитая служба маркетинга 0 0 -1 0 -2 0 +1 0 0 -2 8

3. Высокое качество продукции -1 0 -1 0 0 0 +1 0 0 -1 7

4. Надёжные постоянные потребители 0 -1 0 0 -1 0 +1 0 0 -1 6

5. Современное оборудование 0 0 -1 -1 0 -1 +1 0 0 -2 5

6. Хорошая репутация 0 0 0 -1 -1 0 +3 +1 +1 +3 18

7. Развитая сеть представительств -1 0 0 -1 -1 0 +1 0 0 -2 10

8. Постоянные инновационные разработки 0 0 0 0 0 -1 -2 0 0 +1 9

Слабые стороны:

1. Высокий средний возраст 0 -2 0 0 0 0 0 0 0 -2 -3

2. Высокие цены -1 0 -1 0 -1 -3 -3 -1 -1 -11 -17

3. Постоянный рост издержек производства -1 0 -1 0 -1 -3 -3 -2 -1 -12 -17

4. Низкий уровень поддержания баз данных компании, отсутствие их анализа -2 0 -1 0 -3 0 -3 0 0 -9 -17

5. Зависимость от иностранных поставщиков комплектующих изделий -2 0 -3 -3 -3 0 -3 -3 -2 -18 -12

ИТОГО -7 -2 -9 -6 -13 -8 -5 -5 -3

Для получения более детальной и точной информации применим рекомендации по модификации методики. В табл. 5 и 6 приведен модифицированный вариант методики 8ШОТ-анализа, дополненный весовыми коэффициентами, позволяющими учитывать неравнозначное влияние факторов внешней среды (возможностей и угроз) на деятельность организации (согласно методике, предложенной П. А. Михненко). Помимо этого в нашем исследовании задаются весовые коэффициенты, которые учиты-

вают неравнозначность влияния на деятельность организации сильных и слабых сторон (факторов внутренней среды). Весовые коэффициенты расставлялись с помощью экспертных оценок. Методика предполагала, что каждое значение из табл. 3 и 4 (полученное на пересечении факторов внутренней и внешней среды) перемножается на весовые коэффициенты внутренней и внешней среды. Полученные результаты занесены в табл. 5и 6.

Таблица 5

Модифицированный SWOT-aнaлиз АО «Силовые машины»

Возможности (В) Весовой коэффициент Итого(В)

В1 В2 вз В4 В5 В6 В7 В8

Весовой коэффициент возможностей 2=1 0,1 0,12 0,11 0,14 0,05 0,15 0,13 0,2

Сильные стороны: 2=1

СиС1 +0,016 +0,0096 +0,0176 +0,0224 +0,004 0 +0,0208 0 0,08 0,0904

СиС 2 +0,024 0 +0,0132 +0,0168 +0,018 0 +0,0468 0 0,12 0,1188

СиС 3 +0,013 0 +0,0143 +0,0364 +0,013 +0,0195 +0,0169 0 0,13 0,1131

СиС 4 +0,01 +0,012 +0,011 +0,014 +0,005 0 +0,026 0 0,10 0,078

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СиС 5 +0,028 +0,0168 +0,0308 +0,0196 0 0 +0,0182 0 0,14 0,1134

СиС 6 +0,016 +0,0384 0 +0,0448 +0,024 +0,072 +0,0416 +0,064 0,16 0,3008

СиС 7 +0,034 +0,0204 +0,0187 +0,0238 +0,017 + 0,051 +0,0663 0 0,17 0,2312

СиС 8 +0,02 +0,012 +0,011 +0,014 0 0 +0,026 +0,02 0,1 0,103

Слабые стороны: 2=1

СлС 1 0 0 0 0 0 0 0 -0,03 0,15 -0,03

СлС 2 -0,025 0 0 -0,07 -0,0125 0 -0,0325 -0,05 0,25 -0,19

СлС 3 -0,025 0 0 0 -0,0125 0 -0,065 -0,05 0,25 -0,1525

СлС 4 0 0 -0,033 -0,021 -0,0075 -0,045 -0,0195 -0,06 0,15 -0,186

СлС 5 0 -0,072 -0,022 0 -0,01 -0,03 -0,026 0 0,2 -0,16

Всего 0,111 +0,0372 0,0616 0,1008 0,0385 0,0675 0,1196 -0,106

Таблица б

Модифицированный SWOT-aнaлиз АО «Силовые машины»

Угрозы (Уг) Весовой коэффициент Итого (В)* Итого (Уг) Всего (В+Уг)

Уг1 Уг2 УгЗ Уг4 Уг5 Угб Уг7 Уг8 Уг9

Весовой коэффициент угроз 2=1 0,1 0,12 0,11 0,14 0,17 0,08 0,07 0,12 0,09

Сильные стороны: 2=1

СиС1 +0,007 -0,0084 0 0 0 0 +0,0049 0 0 0,07 0,0904 0,0035 0,0939

СиС 2 0 0 -0,0165 0 -0,0612 0 +0,0126 0 0 0,18 0,1188 -0,0651 0,0537

СиС 3 -0,012 0 -0,0132 0 0 0 +0,0084 0 0 0,12 0,1131 -0,0168 0,0963

СиС 4 0 -0,0156 0 0 -0,0221 0 +0,0091 0 0 0,13 0,078 -0,0286 0,0494

СиС 5 0 0 -0,0154 -0,0196 0 -0,0112 +0,0098 0 0 0,14 0,1134 -0,0364 0,077

СиС 6. 0 0 0 -0,014 -0,017 0 +0,021 +0,012 +0,009 0,10 0,3008 0,011 0,3118

СиС 7 -0,016 0 0 -0,0224 -0,0272 0 +0,0112 0 0 0,16 0,2312 -0,0544 0,1768

СиС 8 0 0 0 0 0 -0,008 -0,014 0 0 0,10 0,103 -0,022 0,081

Слабые стороны: 2=1

СлС 1 0 -0,0144 0 0 0 0 0 0 0 0,06 -0,03 -0,0144 -0,0444

СлС 2 -0,019 0 -0,0209 0 -0,0323 -0,0456 -0,0399 -0,0228 -0,0171 0,19 -0,19 -0,1976 -0,3876

СлС 3 -0,023 0 -0,0253 0 -0,0391 -0,0552 -0,0483 -0,0552 -0,0207 0,23 -0,1525 -0,2738 -0,4263

СлС 4 -0,022 0 -0,0121 0 -0,0561 0 -0,0231 0 0 0,11 -0,186 -0,2035 -0,3895

СлС 5 -0,062 0 -0,1023 -0,1302 -0,1581 0 -0,0651 -0,1116 -0,0558 0,31 -0,16 -0,6851 -0,8451

ВСЕГО -0,147 -0,0384 -0,2057 -0,1862 -0,4131 -0,12 -0,1134 -0,1776 -0,0846

*Данные перенесены в табл. 6 из табл. 5

Результаты исследования. Модифицированная методика 8ШОТ-анализа, как показывает проведенный анализ деятельности АО «Силовые машины», корректирует полученные результаты. Введение в методику весовых коэффициентов позволило, во-первых, скомпенсировать неравное количество выделенных экспертами факторов; во-вторых, уточнить влияние внутренних и внешних факторов среды. Первое связано с тем, что большинство специалистов рекомендует строить таблицы 8ШОТ-анализа, выделяя равное число внутренних и внешних факторов. Однако реальная практика настойчиво демонстрирует асимметрию в количестве используемых в ходе анализа факторов. Последствием этого является чрезмерная акцентуализация при разработке управленческих решений на возможности или угрозы, сильные или слабые стороны. Использование весовых коэффициентов позволяет нивелировать числовое превосходство факторов одного направления над другими. Вторым фиксируемым положительным моментом является получение с помощью весовых коэффициентов более достоверных данных. Сравнение данных по табл. 3 и 4 (традиционная матрица 8ШОТ-анализа) с данными табл. 5 и 6 (модифицированная матрица 8ШОТ-анализа) показывает отличающиеся результаты. Меняются состав и иерархия наиболее сильных сторон. В частности, остаются важной опорой для разработки стратегии такие факторы, как «Хорошая репутация» (индекс = +0,3118), «Развитая сеть представительств» (+0,1768), «Высокая квалификация персонала» (+0,0939). Но вместе с этим становится значимым такой фактор, как «Высокое качество продукции» (+0,0963). При этом теряет значение для дальнейшего анализа фактор «Постоянные инновационные разработки», который появлялся в рамках применения традиционной матрицы 8ШОТ-анализа. В два раза сократился список слабых сторон компании (от четырех, зафиксированных в табл. 4, до двух в табл. 6). Теперь компания должна проработать только такие «проблемные» составляющие своей внутренней среды, как «Зависимость от иностранных поставщиков комплектующих изделий» (-0,8451), «Постоянный рост издержек производства» (-0,4263). Подобная ситуация позволяет сократить расходы на оптимизацию процессов внутренней среды. Состав самых перспективных возможностей оказывается тот же. Но теперь здесь появляется иерархичность: «Ослабление позиций конкурентов» (+0,1196), «Уход конкурентов с рынка под действием санкций» (+0,111). Несколько изменился состав наиболее опасных угроз: «Нарушение логистики вследствие санкций и иных непредвиденных событий» (-0,4131), «Дефицит некоторых

видов сырья» (-0,2057), «Изменение таможенного законодательства» (-0,1862). Последний фактор заменил «Рост цен на энергоресурсы», который был зафиксирован в предыдущей методике. Очевидно, что анализируемой компании необходимо повышать свой стратегический потенциал за счет поиска отечественных поставщиков и/или поиска партнеров (поставщиков и покупателей) на рынке ТПН восточно-азиатского сектора (реализация стратегии связной горизонтальной интеграции, в данном случае речь идет о географической интеграции). Еще один возможный вариант повышения конкурентоспособности компании - это реализация стратегии низких издержек и повышение объема продаж.

В целом указанные выше корректировки в стратегическом целеполагании могут оказаться достаточно чувствительными для развития конкурентных позиций компании. Общеизвестно, что применение SWOT-анализа изначально предполагает получение приблизительных результатов и рекомендаций. Но при использовании традиционного метода SWOT-анализа погрешность при принятии управленческих решений будет существенно больше, что приведет компанию к распылению сил и ресурсов, снижению экономической эффективности.

Заключение. Развитие методик SWOT-анализа обусловлено необходимостью разработки адекватных управленческих решений в условиях неопределенности в сочетании с требованием снизить уровень субъективизма и повысить уровень «прозрачности» и упорядоченности будущего состояния внешней и внутренней среды. Как уже указывалось ранее, проблемы «обогащения» SWOT-анализа связаны с усложнением процесса применения подобных методик. Однако цифровизация позволяет упростить этот процесс. В частности, Н.И. Ломакин, А. Рыбанов, А.Ф. Московцев, B.C. Алексеев, В.В. Кабина, Е.М. Арсеньева в своей работе демонстрируют возможность генерирования управленческих решений на основе комбинирования результатов метода анализа иерархий и SWOT-анализа. Благодаря такому методологическому синтезу исследователям удалось «сформировать датасет для системы искусственного интеллекта, позволяющую рассчитать прогнозное значение прироста доли активов банка в совокупных активах банковской системы» [6, с. 347-348]. Уникальным отличием SWOT-анализа является логическая и структурная гибкость данной методики, что предопределяет возможность непрерывного ее совершенствования. В связи с этим SWOT-анализ можно рассматривать как непрерывно совершенствуемый инструмент поддержки принятия управленческого решения.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Янкина И.А. Роль стратегического анализа в совершенствовании деятельности организации / И. А. Янкина, А.Р. Татарканов. - Текст : непосредственный // Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия: сборник статей XXI Международной научно-практической конференции / Министерство науки и высшего образования РФ, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) [и др.]; под ред. Удалова Ф.Е, Бондаренко В.В. -Пенза: Пензен. гос. аграр. ун-т, 2022. - 338 с.

2. Винокурова А.Н. SWOT-анализ как инструмент стратегического анализа деятельности предприятия / А.Н. Винокурова, P.P. Юсупова. - Текст : непосредственный //Парадигма. - 2022. -№ 2-1. - С. 7-10.

3. Мальцева Е.М. SWOT-анализ предприятия / Е.М Мальцева., В.Ю. Чернов. - Текст : непосредственный // СинергияНаук. -2021. -№66.-С. 396-398.

4. Антонов И.А. Проблемы управления образовательным учреждением (на примере МОБУ СОШ №20 г. Таганрог) / И.А. Антонов, И.А. Янкина. - Текст : непосредственный // Вестник ТИУиЭ. - 2021. -№1(33). -С. 142—143.

5. Шнайдер В.В. SWOT-анализ и его значение при формировании экономической диагностики субъекта хозяйствования /В.В. Шнайдер. - Текст : непосредственный // Гуманитарные балканские исследования. -2021.-Т. 5. -№ 1 (11). - С. 41-43. DOI: 10.34671/SCH.HBR.2021.0501.0008.

6. Ломакин Н.И. Повышение инновационной активности ПАО Сбербанк на основе SWOT-анализа и нейросетевого прогнозирования конкурентоспособности / Н.И. Ломакин, А.А. Рыбанов, А.Ф. Московцев,

B.C. Алексеев, В.В. Кабина, Е.М. Арсеньева. - Текст : непосредственный // Управленческий учет. - 2021. -№ 7-2. - С. 347-354.

7. Кучеренко С.А. SWOT-анализ как универсальный инструмент риск-ориентированного подхода в управлении газораспределительными организациями / С.А. Кучеренко, В.В. Сериков. - Текст : непосредственный // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 32 (6). - С. 359-364. DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10744.

8. Балыкина М.Е. Оценка конкурентоспособности предприятия по производству кондитерских изделий посредством SWOT-анализа / М.Е. Балыкина, О.В. Карпова. - Текст : непосредственный // Образование и наукав современноммире. Инновации. -2020. -№6 (31). -С. 114-121.

9. Шагеев Д.А. Проблема устойчивого развития образовательной организации в условиях негативного влияния факторов среды при помощи расширенного SWOT-анализа / Д.А. Шагеев, Л.В. Львов. - Текст : непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - №4(58). -

C. 100-111. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-4-100-111.

10. Нови И.Н. Системный подход к формированию имиджа вуза (на примере ТИУиЭ) / И.Н. Нови. - Текст : непосредственный // Вестник ТИУиЭ. - 2023. - №1(37). - С. 56-60.

П.Матрохина К.В. Аналитическое планирование и SWOT-анализ в процессе поддержки принятия стратегических решений / К.В. Матрохина, В.Я. Трофимец, А.В. Калач. - Текст : непосредственный // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2022. -№ 2.-С. 111-119.

12. Ковтуненко М.Г. Объединение методики SWOT-анализа и квалиметрического подхода для принятия инвестиционных решении при управлении развитием территории города / М.Г. Ковтуненко, В.И. Кобякин. -Текст : непосредственный // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 8-3 (77). - С. 28-32.

13. Серова Е.Г. Количественная модель SWOT-анализа и ее применение в стратегическом менеджменте: на примере сетевого ресторанного бизнеса / Е.Г. Серова, П.Ф. Воробьев, Е.М. Файнштейн. - Текст : электронный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2019. - 18 (4). - С. 531-562. -URL: https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2019.403

14. Михненко П.А. Динамическая модификация SWOT-анализа / П.А. Михненко. - Текст : непосредственный // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №18 (417). - С. 60-68.

15. Мельников А.А. Исследование направлений совершенствования деятельности компании на основе стратегического анализа (на примере АО «Силовые машины») / А.А. Мельников. - Текст : электронный // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы XXIII Национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 21-22 апреля 2023 г. - Таганрог: Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2023. - Т. I. - 573 с. - С. 288-291. - URT: https://www.tmei.ru/nauchnye-meropriyatiya/nauchnyekonferentsii

REFERENCES

1. Jankina I.A., Tatarkanov A.R. Rol' strategicheskogo analiza v sovershenstvovanii dej atel'nosti organizacii [The role of strategic analysis in improving the organization's performance]. In: Opyt i problemy reformirovanija sistemy menedzhmenta na sovremennom predprijatii: taktika i strategija: sbornik statej XXI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Experience and problems of reforming the management system at a modern enterprise: tactics and strategy]. Collection of articles of the XXI International Scientific and Practical Conference. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija RF, Finansovyj universitet pri pravitel'stve Rossijskoj Federacii (Penzenskij filial) [i dr.]; pod red. Udalova F.E, Bondarenko V.V. - Penza: Penzen. gos. agrar. un-t, 2022, 338 p., pp.318-321. (InRuss.)

2. Vinokurova A.N., Jusupova R.R. SWOT-analiz kak instrument strategicheskogo analiza dejatel'nosti predprijatija [SWOT analysis as a tool for strategic analysis of enterprise activities], Paradigma = Paradigm, 2022, no. 2-1, pp.7-10. (InRuss.)

3. Mal'ceva E.M., Chernov V.Ju. SWOT-analiz predprijatija [SWOT analysis of the enterprise], Sinergija Nauk = Synergy ofSciences, 2021, no. 66, pp. 396-398. (In Russ.)

4. Antonov I.A., Jankina I.A. Problemy upravlenija obrazovatel'nym uchrezhdeniem (na primere MOBU SOSh №20 g. Taganrog) [Problems of managing an educational institution (using the example of Municipal Educational Institution Secondary School No. 20 in Taganrog)]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki = BulletinofTaganroglnstituteofManagement and Economics, 2021, no. l,pp. 142-143. (InRuss.)

5. Shnajder V.V. SWOT-analiz i ego znachenie pri formirovanii jekonomicheskoj diagnostiki sub#ekta hozjajstvovanija [SWOT analysis and its importance in the formation of economic diagnostics of a business entity],Gumanitarnye balkanskie issledovanija = Humanities Balkan Studies, 2021, vol. 5, no. 1 (11), pp. 41-43. DOI: 10.34671/SCH.HBR.2021.0501.0008 (InRuss.)

6. Lomakin N.I., Rybanov A.A., Moskovcev A.F., Alekseev V.S., Kabina V.V., Arsen'eva E.M. Povyshenie innovacionnoj aktivnosti PAO Sberbank na osnove SWOT-analiza i nejrosetevogo prognozirovanij a konkurentosposobnosti [Increasing the innovative activity of Sberbank PJSC based on SWOT analysis and neural network forecasting of competitiveness], Upravlencheskij uchet= Management Accounting, 2021, no. 7-2, pp.347354. (InRuss.)

7. Kucherenko S.A., Serikov V.V. SWOT-analiz как universal'nyj instrument risk-orientirovannogo podhoda v upravlenii gazoraspredelitel'nymi organizacijami [SWOT analysis as a universal tool for a risk-based approach in the management of gas distribution organizations], Estestvenno-gumanitarnye issledovanija = Science and Humanities Studies, 2020, no. 32 (6), pp.359-364. (In Russ.). DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10744.

8. Balykina M.E., Karpova O.V. Ocenka konkurentosposobnosti predprijatija po proizvodstvu konditerskih izdelij posredstvom SWOT-analiza [Assessing the competitiveness of a confectionery production enterprise through SWOT analysis], Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii = Education and science in the modern world. Innovation, 2020, no. 6 (31), pp. 114—121. (In Russ.)

9. Shageev D.A., L'vov L.V. Problema ustojchivogo razvitija obrazovatel'noj organizacii v uslovijah negativnogo vlijanija faktorov sredy pri pomoshhi rasshirennogo SWOT-analiza [The problem of sustainable development of an educational organization under the negative influence of environmental factors using an expanded SWOT analysis], Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspect = Modern higher school: innovative aspect, 2022, vol. 14, no. 4 (58), pp. 100-111. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-4-100-111. (InRuss.)

10. Novi I.N. Sistemnyj podhod к formirovaniju imidzha vuza (na primere TlUIJe) [ A systematic approach to forming the image of a university (using the example of TMIE)]. Vestnik Taganrogskogo instituía upravleniya i ekonomiki = Bulletin ofTaganrog Institute ofManagement and Economics, 2023, vol. 37, no. 1, pp. 56-60. (In Russ.)

11.Matrohina K.V., Trofimec V.Ja., Kalach A.V. Analiticheskoe planirovanie i SWOT-analiz v processe podderzhki prinjatija strategicheskih reshenij [Analytical planning and SWOT analysis in the process of supporting strategic decision making], Vestnik Voronezhskogo instituía FSIN Rossii = Bulletin of ihe Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service ofRussia, 2022, no. 2, pp. 111-119. (In Russ.)

12. Kovtunenko M.G., Kobjakin V.I. Ob#edinenie metodiki SWOT-analiza i kvalimetricheskogo podhoda dlja prinjatija investicionnyh reshenii pri upravlenii razvitiem territorii goroda [Combining the SWOT analysis methodology and the qualimetric approach for making investment decisions when managing the development of the city territory], Evrazijskij sojuz uchenyh = Eurasian Union ofScientists, 2020, no. 8-3 (77), pp.28-32. (In Russ.)

13.Serova E.G., Vorob'ev P.F., Fajnshtejn E.M. Kolichestvennaja model' SWOT-analiza i ее primenenie v strategicheskom menedzhmente: na primere setevogo restorannogo biznesa [Quantitative model of SWOT analysis and its application in strategic management: using the example of a chain restaurant business], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment = Bulletin of St. Petersburg University. Management, 2019, no. 18 (4), pp.531-562. Available at: https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2019.403 (InRuss.)

14.Mihnenko P.A. Dinamicheskaja modifikacija SWOT-analiza [Dynamic modification of SWOT analysis], Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika = Economic analysis: theory and practice, 2015, no. 18 (417), pp.60-68. (In Russ.)

15.Mel'nikov A.A. Issledovanie napravlenij sovershenstvovanija dejatel'nosti kompanii na osnove strategicheskogo analiza (na primere AO «Silovye mashiny») [Study of areas for improving the company's activities based on strategic analysis (using the example of JSC Power Machines)]. In: Modernizacija rossijskogo obshhestva i obrazovanija: novye jekonomicheskie orientiry, strategii upravlenija, voprosy pravoprimenenija i podgotovki kadrov. Materialy XXIII Nacional'noj nauchnoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) [Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, issues of law enforcement and personnel training. Proceedings of XXIII national scientific conference with international participation, April 21 -22, 2023], Taganrog, Taganrogskii institut upravleniya i ekonomiki = Taganrog Institute of Management and Economics, 2023, pp.288-291. Available at: https://www.tmei.ru/nauchnye-meropriyatiya/nauchnyekonferentsii (accessed 11.10.2023). (InRuss.)

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации

15.12.2023. The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication

15.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.