Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
320
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / СОЦИОЛОГИЯ КИНО / ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА / ЦИФРОВОЕ КИНО / КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СЕРИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартыненко Татьяна Сергеевна

В статье анализируются некоторые подходы к периодизации истории кинематографа. Особое внимание уделяется технологическому, национальному (географическому) и синтетическому (тематическому) подходам. Технологический подход рассматривает кинематограф прежде всего, как набор соответствующих технологий, накладывающих отпечаток на все аспекты производства и потребления кинопродукции. Национальный (географический) подход уделяет наибольшее внимание развитию кинематографа в отдельных странах, учитывая специфику их социального и культурного развития. Синтетический (тематический) подход в центр внимания помещает особенности общественной роли и задач кинематографа, которые раскрываются через содержание кинокартин, тем не менее с необходимостью учитывает и технологическое развитие, и роль государства в функционирования кинематографа. В статье обосновываются критерии выделения отдельных этапов развития кинематографа, представлены ключевые характеристики каждого периода, а также раскрывается специфика этих подходов. Отмечается, что наибольшей эвристической ценностью для социологии, несмотря на сложность, обладает синтетический подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO PERIODIZATION OF CINEMA HISTORY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article analyzes some approaches to the periodization of the history of cinema. Particular attention is paid to technological, national (geographical) and synthetic (thematic) approaches. The technological approach considers cinema primarily as a set of relevant technologies that leave an imprint on all aspects of the production and consumption of film products. The national (geographical) approach focuses on the development of cinema in individual countries, taking into account the specifics of their social and cultural development. The synthetic (thematic) approach focuses on the specific social role and objectives of cinema, which are revealed through the content of films, but it also has to take into account technological developments and the role of the state in the functioning of cinema. The article substantiates the criteria for distinguishing individual stages in the development of cinema, presents the key characteristics of each period, and reveals the specifics of these approaches. It is emphasized that the synthetic approach has the greatest heuristic value for sociology, despite its complexity.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Теория и практика общественного развития. 2023. № 2. С. 60-64. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 2. P. 60-64.

Научная статья

УДК 316.74:791.43

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.2.7

Подходы к периодизации истории кинематографа: социологический анализ Татьяна Сергеевна Мартыненко

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ts.martynenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5101-2381

Аннотация. В статье анализируются некоторые подходы к периодизации истории кинематографа. Особое внимание уделяется технологическому, национальному (географическому) и синтетическому (тематическому) подходам. Технологический подход рассматривает кинематограф прежде всего, как набор соответствующих технологий, накладывающих отпечаток на все аспекты производства и потребления кинопродукции. Национальный (географический) подход уделяет наибольшее внимание развитию кинематографа в отдельных странах, учитывая специфику их социального и культурного развития. Синтетический (тематический) подход в центр внимания помещает особенности общественной роли и задач кинематографа, которые раскрываются через содержание кинокартин, тем не менее с необходимостью учитывает и технологическое развитие, и роль государства в функционирования кинематографа. В статье обосновываются критерии выделения отдельных этапов развития кинематографа, представлены ключевые характеристики каждого периода, а также раскрывается специфика этих подходов. Отмечается, что наибольшей эвристической ценностью для социологии, несмотря на сложность, обладает синтетический подход.

Ключевые слова: кинематограф, социология кино, история кинематографа, цифровое кино, кинематографический процесс, глобализация, сериализация

Для цитирования: Мартыненко Т.С. Подходы к периодизации истории кинематографа: социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2. С. 60-64. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.27.

Original article

Approaches to Periodization of Cinema History: Sociological Analysis Tatiana S. Martynenko

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, ts.martynenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5101-2381

Abstract. The article analyzes some approaches to the periodization of the history of cinema. Particular attention is paid to technological, national (geographical) and synthetic (thematic) approaches. The technological approach considers cinema primarily as a set of relevant technologies that leave an imprint on all aspects of the production and consumption of film products. The national (geographical) approach focuses on the development of cinema in individual countries, taking into account the specifics of their social and cultural development. The synthetic (thematic) approach focuses on the specific social role and objectives of cinema, which are revealed through the content of films, but it also has to take into account technological developments and the role of the state in the functioning of cinema. The article substantiates the criteria for distinguishing individual stages in the development of cinema, presents the key characteristics of each period, and reveals the specifics of these approaches. It is emphasized that the synthetic approach has the greatest heuristic value for sociology, despite its complexity.

Keywords: cinema, sociology of cinema, history of cinema, digital cinema, cinematic process, globalization, serialization

For citation: Martynenko, T.S. (2023) Approaches to Periodization of Cinema History: Sociological Analysis. Theory and Practice of Social Development. (2), 60-64. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.2.7 (In Russian)

Введение. История кинематографа сегодня насчитывает более сотни лет, тем не менее он по-прежнему является самым популярным и широко распространенным видом искусства, а также рассматривается в качестве средства массовой информации и коммуникации, экономической индустрии и социального института. Кинематограф за время существования серьезно трансформировался. В нем регулярно меняются темы, стили, совершенствуется техническая база, сменяют друг друга национальные школы и кинокомпании.

С момента появления кинематографа социология проявляла к нему значительный интерес: первые работы, посвященные влиянию кино на общество и особенностям потребления кинопродукции, появляются уже в самом начале ХХ в. (Готвальд, 1909; Altenloh, 1914). Впоследствии ни

© Мартыненко Т.С., 2023

одно серьезное социологическое направление или школа не обходили вниманием кинематограф, будь то марксизм, структурно-функциональный подход, постмодернистская социология и др. (см., например: Беньямин, 1996; Бодрийяр, 2000; Жижек, 2014; Цветков, 2019). В то же время художественное, тематическое и технологическое разнообразие кинематографа часто затрудняет социологический анализ социальных аспектов функционирования кинематографа. В связи с этим цель статьи - обозначить основные подходы к периодизации истории кинематографа, выявить их ограничения и эвристический потенциал для социологии. Работа опирается на группу общенаучных и специальных социологических методов, среди которых важно выделить метод абстрагирования, сравнительно-исторический анализ и метод типологизации.

История кинематографа: от братьев Люмьер до цифрового кино. Для того чтобы проследить эволюцию кинематографа, а также выявить его особенности в разные годы, необходимо выделить этапы его периодизации и указать их критерии. Можно обозначить несколько подходов к структурированию истории кинематографа в зависимости от основания для периодизации. Отправной точкой в каждом из них чаще всего выступает 1895 год, когда братья Люмьер - Огюст и Луи - впервые представили миру свое технологическое новшество (синематограф), хотя, несомненно, этому открытию предшествовали десятилетия постепенного научно-технического прогресса и совершенствования отдельных элементов кинопроизводства. Можем выделить следующие ключевые подходы к изучению истории кино: технологический, национальный и тематический.

Технологический подход к периодизации кинематографа. Данный подход к структурированию истории кинематографа подразумевает выделение исторических этапов, связанных с внедрением новейших технических достижений в кино. На основе этого критерия мы можем обозначить пять этапов, включающих появление в кино звука, цвета, запаха, стереоформата и цифровых технологий. Поскольку кинематограф представляет собой прежде всего продукт технологического развития, то все последующие периодизации с необходимостью будут учитывать этот компонент в качестве базового для выделения этапов.

Первые звуковые картины появляются в 1927 г. благодаря технологии синхронного воспроизведения звука вместе с изображением. До этого момента кино было немым или сопровождалось музыкой, в том числе при участии оркестра. Появление цветного изображения в кино датируют 1934 или 1935 г., хотя уже братья Люмьер вручную раскрашивали некоторые свои произведения. Наиболее неожиданной и неудачной можно считать попытку добавить в процесс кинопотребления запахи. Первые из них были зафиксированы еще в начале ХХ в., но наибольшего развития они достигли в середине ХХ в. Смысл изобретения состоял в том, чтобы максимально погрузить зрителя в сюжет фильма при помощи не только зрения и слуха, но и обоняния, а также вернуть его в кинотеатры, поскольку в это время распространялось телевидение, что привело к спаду интереса к посещению кинотеатров и заставило производителей кино изменить модель кинопроизводства.

Подобно предыдущим техническим нововведениям, попытки создать объемное, или сте-реоформатное, кино с эффектом присутствия относятся еще к первой половине ХХ в. (1922 г.), но в широкий прокат подобное кино выходит только к середине ХХ в., а достигает пика лишь к концу прошлого столетия. Причиной обозначенного временного разрыва было техническое несовершенство первых стереофильмов, поскольку они требовали использования сразу двух пленок. В связи с этим часто происходили поломки: стоило повредиться одной пленке, и трансляция уже не могла проходить в стереоформате. По мере совершенствования технологий кино в формате 3D получило широкое распространение по всему миру.

Цифровые технологии начинают использоваться в кинематографе за 20 лет до появления первого цифрового фильма. Первые цифровые спецэффекты были продемонстрированы в фильме «Звездные войны» (1977 г.) Дж. Лукаса в части «Эпизод IV: Новая надежда». Уже в 1999 г. этот режиссер выпустил первый цифровой фильм - очередной эпизод космической саги «Звездные войны. I: Скрытая угроза». С этого момента серьезно меняется весь процесс производства, распространения и потребления кинопродукции. Цифровые устройства все больше проникают в жизнь зрителей, кинофильмы начинают не только адаптировать под экраны мобильных телефонов, но даже снимать на камеру смартфона. Цифровой контент быстро обрабатывается, изменяется не только профессионалами, но и обычными пользователями, обладающими соответствующими цифровыми навыками. Следующим шагом станет внедрение технологий искусственного интеллекта, которые также будут широко применяться при производстве фильмов, а также уже являются основой рекомендационных систем, которые помогают зрителю выбрать кинопродукт.

Таким образом, с социологической точки зрения этот подход мы можем отнести к технократическому детерминизму, когда в качестве ключевого фактора рассматривается развитие технологий с точки зрения их влияния на общество. Несмотря на правомерность подобной перспективы, технологический подход не позволяет объяснить жанровые предпочтения аудитории, а также не учитывает социальные факторы производства и потребления кино (например, популярность определенных персонажей, трансформацию мужских и женских образов и т. д.), а потому этот подход обладает низким эвристическим потенциалом для социологического исследования.

Национальный (географический) подход к периодизации кинематографа. Данный подход предполагает рассмотрение истории кинематографа через призму развития кино в отдельных странах. При этом в основу периодизации ложится технологический подход, но учитывается специфика распространения технологий кинопроизводства в разных государствах. Обоснование подобного подхода связано как минимум с тем, что кино отражает существующие в обществе ценностные установки, стереотипы, особенности мировоззрения и др. Национальные характеристики прослеживаются также в типичных персонажах, сюжетных линиях и поднимаемых проблемах. Пионерами кинопроизводства традиционно считают Францию (и ряд других европейских стран), США и Россию. Если Франция является родиной кинематографа прежде всего в техническом смысле, то США за короткий срок смогли создать кинематограф как массовый, зрелищный и коммерчески успешный проект. Россия, несмотря на некоторое отставание, быстро превратилась в передовое государство с точки зрения мастерства кинопроизводства. Так, приемы, разработанные режиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном, используются режиссерами по всему миру. Его фильм «Броненосец "Потемкин"» (1925 г.) не раз становился «лучшим фильмом всех времен и народов»1. В последние годы все чаще в международном прокате встречается азиатский кинематограф, в том числе в качестве претендентов и лауреатов самой популярной кинопремии Оскар. Например, в 2019 г. сразу четыре кинопремии получил южнокорейский фильм «Паразиты»2.

Этот подход можно рассмотреть на примере истории российского кинематографа, в которой выделяют, в частности, следующие обобщенные этапы: дореволюционный (1898-1917 гг.), ранний советский (1918-1930), советский (1931-1991) и постсоветский период (после 1991 г.)3. Мы видим, что здесь учитывается, с одной стороны, социальный контекст жизни конкретного государства; с другой - техническая составляющая, поскольку, например, первые два этапа связаны с немым кино, а последний период характеризуется постепенным внедрением цифровых технологий.

Таким образом, этот подход обладает всеми недостатками технологического, который мы рассмотрели ранее. Его положительным моментом является то, что он учитывает национальный контекст развития кинематографа. Концентрация исследователей на отдельной стране позволяет в полной мере оценить влияние регулирующих органов, цензуры, зрительских симпатий и др. В то же время в условиях глобализации применение подобного подхода в социологических исследованиях становится ограниченным, поскольку часто производство кинопродукции связано с глобальным разделением труда.

Тематический (синтетический) подход к истории кинематографа. С одной стороны, данный подход представляет собой сочетание двух рассмотренных нами вариантов изложения истории кинематографа, потому что учитывает и технические аспекты, и национальные особенности. С другой стороны, он позволяет зафиксировать специфику кинопродукции того или иного периода вне национальных границ. И даже те направления, которые появились в конкретных странах, анализируются скорее с точки зрения их влияния на мировой кинематограф и его трансформацию. В этом подходе мы получаем так называемую «глобальную» историю кино и учитываем несколько аспектов. Во-первых, технические особенности кинопроизводства, поскольку они, как мы уже поняли, существенно меняли специфику создания и потребления кино. Во-вторых, особенности содержания и тематики, которая находит отражение в кинематографе. В-третьих, характеристики основных задач кинематографа. С этой точки зрения можно выделить три этапа развития кинематографа: ранний (конец XIX - первая треть ХХ в.), классический (40-90-е гг. ХХ в.) и современный (конец ХХ - начало XXI в.).

Ранний этап развития кинематографа характеризуется появлением кинематографа, прежде всего немого кино стран Европы, России (позже СССР) и США. В этот период кино представляет собой скорее демонстрацию технических достижений своего времени. Кинематограф обладает во многом качествами театра (является своего рода его продолжением). Соответственно, и сюжеты, демонстрируемые в кино, носят часто или развлекательный, или исторический характер. Обособленно здесь следует отметить развитие Голливуда, который стал одной из доминирующих моделей производства кино в ХХ в. На раннем этапе появлялись новые приемы монтажа, способы съемки и даже демонстрации фильмов (например, кинетоскоп Т. Эдисона -аппарат для индивидуального просмотра фильмов, представленный еще в 1888 г.).

Тем не менее уже на раннем этапе истории кинематографа появлялись режиссеры и направления, которые шли вразрез с устоявшимися правилами и представлениями о кино. Особо

1 Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» [Электронный ресурс] : справка // РИА «Новости». 2011. 18 янв. URL: https://ria.ru/20110118/322947527.html (дата обращения: 05.01.2023).

2 Паразиты (2019) [Электронный ресурс] // КиноПоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1043758 (дата обращения: 05.01.2023).

3 Несомненно, продуктивным будет использование более подробной периодизации, учитывающей, например, тематическое наполнение кинематографа в последние годы советской власти. Данная периодизация приведена в качестве примера, демонстрирующего особенности подхода.

следует выделить французский авангард, оформившийся в 20-е гг. ХХ в. В рамках нескольких волн этого направления работали многие художники того времени, например, Сальвадор Дали, который в 1928 г. совместно с Луисом Бунюэлем снял фильм «Андалузский пес»1. Эти кинокартины были призваны шокировать зрителя и вернуть кинематографу статус искусства, который был утрачен в связи с коммерциализацией кино Голливудом.

Интересно, что именно на этом этапе посещение кинотеатров было самым массовым (особенно в США). Связано это с рядом причин: во-первых, низкой стоимостью посещения кино; во-вторых, отсутствием других столь же доступных массовому зрителю средств массовой информации и коммуникации (низкий уровень грамотности и общий образовательный уровень не способствовали распространению книг и популяризации театра).

Классический этап развития кинематографа связан со становлением звукового кино до- и послевоенного периодов. На этом этапе продолжают активно развиваться киноиндустрии лидеров, таких как Россия, США и Европа. Технические новшества дают кинопроизводителям больше возможностей с точки зрения создания и распространения кинопродукции. Особенно важно на данном этапе отметить кинематограф Италии и Франции. Речь идет прежде всего об итальянском неореализме -направлении, основной задачей которого стало вернуть кинематограф к обычной жизни и обычным сюжетам. Ключевое место в этом направлении занимали социальные проблемы, в которые была погружена Италия после Второй мировой войны: нищета, социальное неравенство, преступность и т. д. К режиссерам, придерживающимся новых правил (отказа от театральности, излишнего монтажа и др.), относят, например, Федерико Феллини, Витторио де Сика, Роберто Росселлини и др.

Французская новая волна оформилась несколько позже - в 60-е гг. ХХ в. В ряды режиссеров, предложивших новое прочтение кинематографа и также выступивших вразрез с коммерческим кинематографом, входило более сотни молодых людей, но самыми известными из них, несомненно, являются Клод Шаброль, Луи Маль, Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар.

Начиная с середины ХХ в. кинематограф претерпевает существенные изменения с точки зрения производства и распространения кинопродукции. Постепенное распространение телевидения во второй половине ХХ в. заставило крупнейшие киностудии, во-первых, сократить количество фильмов, выпускаемых в кинотеатрах; во-вторых, начать сотрудничество с телевизионными каналами.

Конец ХХ - начало XXI в. характеризуется радикальным преобразованием кинематографа. Во-первых, это связано с широким внедрением цифровых технологий, которые существенно упростили процесс производства кино; во-вторых, как следствие технологического прогресса произошла демократизация кинематографа, подразумевающая, что кино может создаваться людьми, совершенно далекими от искусства, а также распространяться при помощи Интернета. С точки зрения тематического наполнения стоит отметить, например, популярность антиутопий, а также сериализацию кинематографа и возникновение большого количества ремейков, сиквелов, приквелов и кроссоверов.

Отдельное внимание на данном этапе следует уделить ревизиям, которым подвергается кинематограф по причине его преобразований. Наиболее яркую критику кинематограф получил со стороны датского режиссера Ларса фон Триера, который в 1995 г. совместно с коллегой Томасом Винтербергом подписал манифест «Догма 95». Режиссеры критиковали кинематограф за иллюзорность, излишнюю высокопарность и в итоге «обман публики». Высшей целью манифеста стало «выжать правду из моих персонажей и обстоятельств»2. Эти положения определяли не только и столько содержание картин, сколько технические и художественные рекомендации, в частности звук и изображение снимаются одновременно, используется ручная камера, должна производиться съемка того, что есть здесь и сейчас, имя режиссера не должно быть представлено в титрах, а также ряд других положений3. Таким образом, все это должно было возродить кино как вид искусства, как нечто объективное, реальное и правдивое.

Помимо рассмотренной попытки преобразования кинематографа на этом этапе происходит большое количество дискуссий, посвященных тому, что ждет кинематограф. Пандемия новой коронавирусной инфекции в 2020-2022 гг. хотя и стала еще одним вызовом для традиционных способов демонстрации фильмов в кинотеатрах, но не снизила интереса к кинематографу в целом, а скорее даже раскрыла его новые возможности. Например, широкую популярность приобрел сериал «Постановка» об актерах, удаленно репетирующих пьесу через приложение Zoom4.

Представляется, что этот подход наиболее применим в социологических исследованиях кинематографа, поскольку именно сочетание технических характеристик, социального контекста и

1 Андалузский пес (1929) [Электронный ресурс] // КиноПоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/40473 (дата обращения: 06.01.2023).

2 «Догма 95». Манифест [Электронный ресурс] // Искусство кино. 2020. URL: https://kinoart.ru/texts/dogma-95-manifest (дата обращения: 04.01.2023).

3 Там же.

4 Постановка (2020-2022) [Электронный ресурс] // КиноПоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/se-ries/1384808 (дата обращения: 10.01.2023).

особенностей кинопроизводства может стать основой для анализа общественного отношения к кинопродукции, социально-демографической структуры киноаудитории, а также неравенства в вопросах кинопроизводства. Потому можем отметить, что для социологии он обладает максимальной эвристической ценностью.

Заключение. Таким образом, в зависимости от критериев и подхода можно различным образом взглянуть на историю кинематографа. Очевидно, что любая периодизация и типология с необходимостью вычленяют главное, отбрасывая несущественное, тем не менее это позволяет проследить эволюцию кино, а также выявить значимые для каждого этапа черты и особенности, которые и являются предметом социологического анализа.

Список источников:

Altenloh E. Zur Soziologie des Kino. Die Kino Unternehmung und die sozialen Schichten ihrer Besucher. Jena, 1914. 114 p. (На нем. яз.)

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. 239 с.

Бодрийяр Ж. Америка / пер. с фр. Д. Калугина. СПб., 2000. 205 с.

Готвальд В.А. Кинематограф («живая фотография»): его происхождение, устройство, современное и будущее общественное и научное значение. М., 1909. 120 с.

Жижек С. Киногид извращенца. Кино, философия, идеология. Екатеринбург, 2014. 469 с.

Цветков А.В. Синемарксизм. М., 2019. 255 с.

References:

Altenloh, E. (1914) Zur Soziologie des Kino. Die Kino Unternehmung und die sozialen Schichten ihrer Besucher. Jena, Diederichs Verlag. (In German)

Baudrillard, J. (2000) America. Saint Petersburg, Vladimir Dal. (In Russian)

Benjamin, W. (1996) The work of art in the age of its technological reproducibility. Moscow, Medium. (In Russian)

Gottvald, V.A. (1909) Cinematography ("Live Photography"): Its Origin, Structure, Modern and Future Social and Scientific Significance. Moscow, Tipografiya I.D. Sytina. (In Russian)

Tsvetkov, A.V. (2019) Cinemarxism. Moscow, Ripol-Classic. (In Russian)

Zizek, S. (2014) The Pervert's Movie Guide. Film, Philosophy, Ideology. Yekaterinburg, Gonzo. (In Russian)

Информация об авторе Т.С. Мартыненко - кандидат социологических наук, доцент кафедры современной социологии социологического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=790138.

Information about the author T.S. Martynenko - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Modern Sociology, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=790138.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.01.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.