Научная статья на тему 'Подходы к оценке соответствия образовательных программ профессиональным стандартам'

Подходы к оценке соответствия образовательных программ профессиональным стандартам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / LEVEL OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARDS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Морозова Наталья Степановна

Рассматриваются вопросы повышения качества образования в соответствии с потребностями рынка труда, степень соответствия образовательных программ профессиональным стандартам в зависимости от уровня образования. Предлагается методика оценки степени сопряжения профессиональных образовательных программ и профессиональных стандартов, которая позволяет получить количественный измеритель этого соответствия.The article deals with improving the quality of education in accordance with the needs of the labour market, the degree of compliance of educational programs with professional standards, depending on the level of education. A method of evaluating the degree of pairing of the professional educational programs and professional standards, which allows to obtain quantitative measuring compliance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Морозова Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке соответствия образовательных программ профессиональным стандартам»

ПЕДАГОГИКА

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

DOI: 10.25586/RNU.HET.17.10.P.13 УДК 378

М. А. Морозов,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Н. С. Морозова,

Российский новый университет

Подходы к оценке соответствия образовательных программ профессиональным стандартам

Важнейший критерией качества образовательных услуг - это, как очевидно, их соответствие потребностям рынка труда и профессиональным стандартам. Характерной чертой современного рынка труда является качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Потребность рынка труда в высококвалифицированных кадрах может быть удовлетворена только в том случае, если вновь приходящие на рынок труда выпускники, а также работники, уже имеющие стаж трудовой деятельности, будут постоянно повышать свою квалификацию [3].

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта. Квалификация персонала формируется как в течение обучения, так и на протяжении всей трудовой деятельности работников. Рост квалификации персонала выражается в переходе с одного квалификационного уровня на другой. Инструментом сопряжения сферы труда и образования выступает Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, в которой представлено обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения.

Национальная система оценки результатов образования и сертификации предусматривает единые для всех уровней профессиональ-

© Морозов М.А., Морозова Н. С., 2017

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ного образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11, п. 7) с целью наиболее полного и качественного удовлетворения потребности рынка труда федеральные государственные образовательные стандарты должны быть сопряжены с соответствующими профессиональными стандартами (при их наличии). Это позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда и способных качественно выполнять свои функци-

ональные обязанности в соответствии с действующими профессиональными стандартами.

Однако следует подчеркнуть, что, на наш взгляд, корреляция федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами должна быть разной в зависимости от уровня образования. Так, среднее профессиональное и высшее образование уровня бакалавриата должны быть наиболее тесно привязаны к профессиональным стандартам, они должны обеспечивать подготовку кадров, максимально соответствующих требованиям действующих на этот момент профессиональных стандартов. При этом

МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ МОРОЗОВ

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международного туризма, гостиничного бизнеса и социального менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Сфера научных интересов: экономика туристского рынка, проблемы формирования и развития туристских де-стинаций, предпринимательство в туризме, информационное обеспечение туризма, подготовка кадров для сферы туризма. Автор более 200 публикаций

НАТАЛЬЯ

СТЕПАНОВНА

МОРОЗОВА

доктор экономических наук, доцент, декан факультета бизнес-технологий Российского нового университета, почетный работник высшей школы Российской Федерации. Сфера научных интересов: экономика туризма, теория конкуренции в туризме, информационные технологии в туризме, подготовка кадров для сферы туризма. Автор более 150 публикаций

Рассматриваются вопросы повышения качества образования в соответствии с потребностями рынка труда, степень соответствия образовательных программ профессиональным стандартам в зависимости от уровня образования. Предлагается методика оценки степени сопряжения профессиональных образовательных программ и профессиональных стандартов, которая позволяет получить количественный измеритель этого соответствия.

Ключевые слова: рынок труда, образовательная программа, уровень образования, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт.

The article deals with improving the quality of education in accordance with the needs of the labour market, the degree of compliance of educational programs with professional standards, depending on the level of education. A method of evaluating the degree of pairing of the professional educational programs and professional standards, which allows to obtain quantitative measuring compliance.

Keywords: the labor market, educational program, level of education, professional standards, federal state educational standard.

сами профессиональные стандарты должны отвечать современному состоянию техники и технологий в своей сфере.

Для обучающихся в магистратуре и аспирантуре важнейшим отличительным моментом профессиональной подготовки является умение разрабатывать инновации и новые знания в соответствующей области и (или) на стыке областей, осуществлять создание и синтез новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Как правило, генерация новых знаний всегда выходит за рамки профессиональных стандартов. В связи с этим профессиональные стандарты следует рассматривать как исходную базу для формирования образовательных стандартов и программ. Другими словами, степень корреляции с профессиональными стандартами в этом случае существенно ниже, чем для среднего профессионального образования и бакалавриата.

Таким образом, планируемые результаты освоения профессиональ-

ных образовательных программ должны соответствовать профессиональным стандартам. Важным вопросом является оценка степени этого соответствия. В качестве инструмента оценки степени соответствия предлагается использовать функционально-стоимостный подход. Приведем описание модели количественной оценки соответствия планируемого результата освоения образовательной программы профессиональному стандарту. Используемые обозначения: Yj - компетенции = 1, 2, 3), которые характеризуют готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой функции.

В профессиональных стандартах предусмотрены следующие компетенции: У1 - трудовые действия, У2 - необходимые умения,

У, - необходимые знания.

3

Ур - характеристика компетенций в терминах основных трудовых действий, необходимых знаний и умений,

]' = 1, 2, 3 - соответствует номеру компетенции,

р = 1, 2, ..., т - количество характеристик данной компетенции;

У - оценка степени отражения характеристик компетенции в образовательной программе,

q = 1, 2, ..., Q, где Q - количество уровней оценок; Rj, гр - весовые коэффициенты. Оценка степени соответствия образовательной программы профессиональному стандарту рассчитывается по следующей формуле:

F(X,■) = ШУррч < 1000, V,,

j р q

где F(Xi) - количество баллов, поставленных ,-м экспертом, который характеризует степень соответствия образовательной программы профессиональному стандарту (мнение ,-го эксперта); , = 1, 2, ..., I, где I - число экспертов.

Затем рассчитывается общая сумма баллов по образовательной программе, поставленная всеми экспертами:

F( X ) = £ F( X,,),

i

где F(X) - общая сумма баллов соответствия планируемого результата освоения образовательной программы профессиональному стандарту, поставленная всеми экспертами.

Исходя из полученных результатов экспертных оценок, можно рассчитать индекс соответствия планируемого результата освоения образовательной программы профессиональному стандарту: F( X )

Iс = ■

I

где / - индекс соответствия планируемого результата освоения образовательной программы профессиональному стандарту, F(X) - общая сумма баллов соответствия планируемого результата освоения образовательной программы профессиональному стандарту, поставленная всеми экспертами, I - число экспертов.

Таким образом, чем выше индекс Iс, тем больше образовательная программа соответствует профессиональному стандарту.

Таблица 1

Характеристика трудовой функции «3.7.1. Определение концепции и стратегии структурного подразделения»

Наименование Определение концепции и стратегии структурного подразделения Код G/01.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала

Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Изучает конъюнктуру и тенденции развития рынка туристских продуктов

Изучает и анализирует мотивацию спроса на реализуемые туристские продукты, потребности туристов и других заказчиков услуг

Создает базы данных по туристским продуктам

Организует проведение маркетинговых исследований, работу по ведению, анализу и систематизации клиентской базы

Разрабатывает предложения по освоению нового туристского продукта, участвует в ознакомлении с новыми туристскими продуктами

Организует работу по изучению требований туристов к туристским продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на туристские услуги

Организует разработку стандартов и процедур предоставления информации о туристских продуктах турагентам и туристам, готовит инструктивные документы и проводит инструктаж менеджеров и агентов по продаже туристских продуктов

Организует и принимает участие в разработке техники и методики продаж туристских продуктов

Необходимые умения Должен уметь: изучать конъюнктуру и тенденции развития рынка туристских продуктов;

анализировать мотивацию спроса на реализуемые туристские продукты, потребности туристов и других заказчиков услуг;

планировать и организовывать маркетинговые исследования, анализировать результаты;

своевременно определять необходимость инноваций;

создавать базы данных по туристским продуктам;

обеспечивать взаимодействие с турагентствами, туроператорами, экскурсионными бюро, гостиницами и кассами продажи билетов и иными сторонними организациями

Необходимые знания Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма

Основные концепции и организация туристской индустрии

Приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации

Терминология, принятая в туристской индустрии

Методики сбора, обработки и анализа информации

Конъюнктура рынка туристских продуктов

Теория и методики маркетинга туристских продуктов

Основы теории статистики и анализа

Менеджмент туристской организации

Стандарты работы с туристами

Системы бронирования и оформления туристских продуктов

Правила работы с базами данных и системами бронирования гостиниц, других туристских услуг

Правила страхования туристов

География стран мира

Иностранный язык

Схемы работы с гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями

Проиллюстрируем применение описанной модели на примере проекта профессионального стандарта «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг», представленного на сайте Федерального агентства по туризму [4]. Определяющим фактором развития туристской индустрии нашей страны является наличие высокопрофессиональных кадров, способных создать востребованный туристский продукт и обеспечить высокий уровень сервиса. Форми-

рование продуманной и логично выстроенной системы подготовки профессиональных туристских кадров является одной из основных задач, способных обеспечить успех развивающегося российского рынка туризма и продвижение национального туристского продукта на мировом рынке услуг [1, 2]. В связи с этим сопряжение образовательных программ и профессиональных стандартов в сфере туризма, которые сейчас разрабатываются, представляется весьма важным.

В проекте профессионального стандарта специалиста по организации и предоставлению туристских услуг функциональная карта вида профессиональной деятельности включает семь трудовых функций:

- работа с заказами клиентов по формированию экскурсионных (туристских) групп;

- вспомогательная деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;

Таблица 2

Оценка соответствия образовательных программ проекту

профессионального стандарта в сфере туризма

Ком- Весовой коэффициент Основные трудовые действия, необходимые знания и умения Весовой коэффи- Оценка степени отражения в образовательной про-

тен-ции (К ) ) К ) циент (г ) грамме (К )

в % в баллах в % в баллах 1 2 3 4 5

1. Тру- 40 400 Изучает конъюнктуру и тенденции развития рынка туристских продуктов 25 100 0 20 50 80 100

довые Изучает и анализирует мотивацию спроса на ре-

дей- ализуемые туристские продукты, потребности 25 100 0 20 50 80 100

ствия туристов и других заказчиков услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создает базы данных по туристским продуктам 17 68 0 10 25 50 68

Организует проведение маркетинговых иссле-

дований, работу по ведению, анализу и система- 10 40 0 5 15 30 40

тизации клиентской базы

Разрабатывает предложения по освоению ново-

го туристского продукта, участвует в ознакомле- 8 32 0 5 15 25 32

нии с новыми туристскими продуктами

Организует работу по изучению требований ту-

ристов к туристским продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на 6 24 0 4 10 18 24

туристские услуги

Организует разработку стандартов и проце-

дур предоставления информации о туристских

продуктах турагентам и туристам, готовит ин- 5 20 0 4 9 15 20

структивные документы и проводит инструктаж

менеджеров и агентов по продаже туристских

продуктов

Организует и принимает участие в разработке

техники и методики продаж туристских продуктов 4 16 0 3 7 12 16

100 400 348

2. Необ- 30 300 Должен уметь: изучать конъюнктуру и тенденции развития рынка туристских продуктов 30 90 0 10 40 70 90

ходи- анализировать мотивацию спроса на реализу-

мые емые туристские продукты, потребности тури- 30 90 0 10 40 70 90

умения стов и других заказчиков услуг

планировать и организовывать маркетинговые исследования, анализировать результаты 20 60 0 10 30 50 60

своевременно определять необходимость инноваций 10 30 0 5 15 25 30

создавать базы данных по туристским продуктам 5 15 0 3 8 12 15

обеспечивать взаимодействие с турагентствами,

туроператорами, экскурсионными бюро, гостиницами и кассами продажи билетов и иными 5 15 0 3 8 12 15

сторонними организациями

100 300 250

- организация досуга туристов (анимация);

- разработка и эксплуатация туристских маршрутов;

- формирование, продвижение и реализация туристского продукта;

- руководство и обслуживание туристской группы;

- руководство структурным подразделением туристской организации.

Седьмая трудовая функция в проекте профессионального стандар-

та предусматривает седьмой уровень квалификации (уровень магистратуры).

В таблице 1 приведена характеристика трудовой функции 3.7.1. «Определение концепции и стратегии структурного подразделения» из проекта профессионального стандарта специалиста по организации и предоставлению туристских услуг. Для ее выполнения необходим седьмой уровень квалификации, т. е. она должна

быть отражена в профессиональной образовательной программе по направлению подготовки 43.04.03 «Туризм» (уровень магистратуры).

Для анализа соответствия планируемого результата освоения образовательной программы магистратуры по направлению «Туризм» проекту профессионального стандарта предлагается составить следующую таблицу (табл. 2).

Окончание табл. 2

3. Необ- 30 300 Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма 20 60 0 10 20 40 60

ходимые Основные концепции и организация туристской индустрии 15 45 0 5 20 35 45

знания Приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации 10 30 0 5 15 25 30

Терминология, принятая в туристской индустрии 10 30 0 5 15 25 30

Методики сбора, обработки и анализа информации 8 24 0 3 8 18 24

Конъюнктура рынка туристских продуктов 7 21 0 2 7 15 21

Теория и методики маркетинга туристских продуктов 3 9 0 2 4 7 9

Основы теории статистики и анализа 3 9 0 2 4 7 9

Менеджмент туристской организации 3 9 0 2 4 7 9

Стандарты работы с туристами 3 9 0 2 4 7 9

Системы бронирования и оформления туристских продуктов 3 9 0 2 4 7 9

Правила работы с базами данных и системами бронирования гостиниц и других туристских услуг 3 9 0 2 4 7 9

Правила страхования туристов 3 9 0 2 4 7 9

География стран мира 3 9 0 2 4 7 9

Иностранный язык 3 9 0 2 4 7 9

Схемы работы с гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями 3 9 0 2 4 7 9

100 300 218

Итого 100 1000 1000 816

В таблице в качестве примера показан один из вариантов оценки степени соответствия образовательной программы проекту профессионального стандарта специалиста по организации и предоставлению туристских услуг 2-м экспертом (в таблице данные выделены цветом). Чем больше баллов поставил эксперт, тем ближе, по его мнению, степень со-

ответствия образовательной программы профессиональному стандарту. Оценку может осуществить и один эксперт, но, для того чтобы избежать субъективизма, необходимо рассматривать мнения нескольких экспертов. Затем рассчитать индекс соответствия планируемого результата освоения образовательной программы профессиональному стандарту.

Таким образом, предлагаемая методика позволяет дать количественную оценку соответствия планируемого результата освоения образовательной программы профессиональному стандарту. Эта модель может быть рекомендована для использования при проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозова Н. С. Современные тенденции развития туристского образования // Россия и Черногория: перспективы развития в сфере туризма: сб. науч. ст. М.: РосНОУ, 2016. С. 120-124.

2. Морозова Н. С. Взаимодействие вузов и работодателей по подготовке кадров для индустрии туризма // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг: сб. науч. ст. М.: Юрист, 2012. С. 220-224.

3. Морозов М.А., Алимов Д. И. Модели менеджмента качества образовательных услуг // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. № 2. С. 235-237.

4. Проект профессионального стандарта «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг». URL: http://www. russiatourism.ru/upload/iblock/400/profstandart_tourism.pdf (дата обращения: 10.08.2017).

LITERATURA

1. Morozova N.S. Sovremennye tendencii rezvitj turistskogo obrazovanijа // Rossj i G^mogor^: perspektivy razvitijа v sfere turizma: sb. nauch. st. M.: RosNOU, 2016. S. 120-124.

2. Morozova N.S. Vzaimodejstvie vuzov i rabotodatelej po podgotovke kadrov dj industrii turizma // Professional'noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povyshenijа kachestva turistskih uslug: sb. nauch. st. M.: Yurist, 2012. S. 220-224.

3. Morozov M.A., Alimov D. I. Modeli menedzhmenta kachestva obrazovatel'nyh uslug // Vestnik Pj^tigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2015. № 2. S. 235-237.

4. Proekt professional'nogo standarta «Specialist po organizacii i predostavleniyu turistskih uslug». URL: http://www.russiatourism. ru/upload/iblock/400/profstandart_tourism.pdf (data o^asl-ihen^: 10.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.