УДК 796.92 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-69-76
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
С.В. Костарева1, В.Г. Сергеев1,2, В.М. Чучков1,2
■Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский, Россия 2Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
Аннотация
Цель исследования - выявить подходы к оценке психологического компонента психофизического состояния и оценить его влияние на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков. Материалы и методы исследования. Анализ подходов к оценке психологического компонента психофизического состояния был выполнен по результатам анализа литературных источников. В ходе эмпирического исследования с помощью опросных методов у юных лыжников-гонщиков были выявлены: мотивационная составляющая спортивной деятельности, психоэмоциональное состояние, волевые качества, уровень тревожности и коммуникативные способности. Исследование проводилось на базе МАУ ДО СШ «Рекорд», г. Чайковский в 2023 г. Влияние на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков психологического компонента психофизического состояния определялось на основе корреляционного анализа.
Результаты исследования. Исследования показывают, что психофизическое состояние спортсменов рассматривают с точки зрения физического, функционального, психофизического компонентов, психологической и физической подготовленности. Авторами предложено психологический компонент психофизического состояния оценивать по показателям мотивации, психоэмоционального состояния, волевых качеств, уровню тревожности и коммуникативным способностям. Выявлено, что на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков значительное влияние оказывают уровень тревожности и волевые качества. Умеренный вклад в результат соревнований вносят психоэмоциональное состояние и мотивация. При этом с результатами соревнований слабо связаны межличностные отношения и соревновательная тревога. Практически не влияют на них коммуникативные способности. Заключение. Оценивая психологический компонент психофизического состояния, в первую очередь необходимо обращать внимание на показатели волевых качеств, которые показали наиболее тесную связь с результатом в соревнованиях юных лыжников-гонщиков, а также стоит уделить внимание предстартовому психоэмоциональному состоянию.
Ключевые слова: лыжные гонки, юные спортсмены, мотивация, психоэмоциональное состояние, волевые качества, уровень тревожности, коммуникативные способности, результаты соревновательной деятельности.
APPROACHES TO ASSESSING THE PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF PSYCHOPHYSICAL STATE AND ITS IMPACT ON THE RESULT OF COMPETITIVE ACTIVITY OF YOUNG SKI RACERS
1S.V. Kostareva, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0000-8012-0608 12V.G. Sergeyev, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5211-1832 12V.M. Chuchkov, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9959-689X 1Tchaikovsky State Physical Education and Sports Academy, Tchaikovsky, Russia 2Udmurt State University, Izhevsk, Russia
Abstract
The purpose of the research: to identify approaches to assessing the psychological component of the psychophysical state and assess its impact on the result of competitive activity of young ski racers. Materials and research methods. The analysis of approaches to the assessment of the psychological component of the psychophysical state was carried out based on the results of the analysis of literary sources. In the course
of an empirical study using survey methods, the following were revealed in young ski racers: the motivational component of sports activity, psycho-emotional state, volitional qualities, anxiety level and communicative abilities. The study was conducted on the basis of the Municipal autonomous institution of additional education "Sports school "Record", Tchaikovsky in 2023. The influence of the psychological component of the psychophysical state on the result of the competitive activity of young ski racers was determined on the basis of correlation analysis.
Research results. Research shows that the psychophysical state of athletes is considered in terms of physical, functional, psychophysical components, psychological and physical fitness. The authors proposed to evaluate the psychological component of the psychophysical state by indicators of motivation, psycho-emotional state, volitional qualities, anxiety level and communicative abilities. It was revealed that the result of competitive activities of young skiers-racers is significantly influenced by indicators of anxiety and volitional qualities. A moderate contribution to the result of competitions is made by a psycho-emotional state and motivation. At the same time, interpersonal relationships and competitive anxiety are weakly associated with the results of competitions. Communication abilities practically do not affect them.
Conclusion. When assessing the psychological component of the psychophysical state, first of all, it is necessary to pay attention to the indicators of volitional qualities, which have shown the closest connection with the result in competitions of young ski racers, and it is also worth paying attention to the pre-start psycho-emotional state. Keywords: skiing, young athletes, motivation, psycho-emotional state, volitional qualities, anxiety level, communication skills, results of competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Ранняя специализация в лыжных гонках приводит к быстрым победам, но не на тех этапах подготовки, и, как следствие, приводит к негативным последствиям: перетренированности, травмам, истощению физических и эмоциональных сил юного спортсмена. Лыжные гонки - достаточно возрастной вид спорта, и высшие результаты спортсмены показывают, согласно возрастным закономерностям индивидуального биологического развития, в возрасте с 19-20 до 34-36 лет (по средним показателям). Юные лыжники-гонщики, занимаясь в спортивных школах, находятся в таком возрастном периоде, когда в организме происходят самые интенсивные изменения, поэтому сопоставление состояния подготовленности юного спортсмена с существующими закономерностями индивидуального развития растущего организма является необходимым для сохранения большого резерва спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства [7]. Оптимальное психофизическое состояние обеспечивает спортсмену возможность сохранять в трудных условиях тренировки и соревнований положительное эмоциональное состояние; поддерживать высокий уровень физической работоспособности; проявлять интеллектуальные, волевые качества, необходимые в гонке, несмотря на влияние факторов, вызывающих отрицательные эмоции, психическую напряжённость [7].
Оценка различных сторон психофизического состояния юных спортсменов имеет важное значение при построении тренировочного процесса. Но только при проведении большого количества исследований можно выявить подходящие методики определения сторон психофизического состояния юных лыжников-гонщиков.
Цель настоящего исследования: определить подходы к оценке психологической составляющей психофизического состояния юных лыжников-гонщиков и оценить её влияние на результат в соревнованиях.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ подходов к оценке психологической составляющей психофизических состояний был выполнен по результатам обзора литературных источников. Теоретической основой исследования стали труды М.А. Камилова, С.В. Костаревой, А.А. Кучеровой, Г.И. Моке-ева, Э.Ю. Редько, Е.Н. Филипповой и др. [2, 4, 5, 6, 7, 8, 12] В частности, рассматривались вопросы влияния соревновательной деятельности на психоэмоциональное состояние юных спортсменов, личные качества, определяющие успех спортсменов, а также вклад мотиваци-онных составляющих, влияющих на результат в соревнованиях. В ходе эмпирического исследования с помощью опросных методов у юных лыжников-гонщиков были выявлены: мотивационная составляющая спортивной
деятельности, психоэмоциональное состояние, волевые качества, уровень тревожности и коммуникативные способности. Исследование проводилось на базе МАУ ДО СШ «Рекорд», г. Чайковский в 2023 г. Определение влияния на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков психологического компонента психофизического состояния проводилось на основе корреляционного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Ранее авторами статьи были рассмотрены подходы к определению понятия «Психофизическое состояние», а также дана характеристика его составляющих. При этом выявлены подходы к его структуре с точки зрения физического, функционального, психофизического компонентов, психологической и физической подготовленности [7]. По мнению авторов, для учебно-тренировочного процесса (в педагогической работе тренера-преподавателя) оптимальным является подход, сочетающий два компонента психологического и физического психофизического состояния [4,6]. При этом отсутствуют единые подходы и рекомендации по применению методик и тестов для оценки психофизического состояния спортсменов.
Ученые сходятся во мнении, что для контроля физического компонента основным методом является тестирование, направленное на выявление уровня развития двигательных способностей. Вместе с тем в отличие от тестирования физической подготовленности организационные моменты оценки психологического компонента разработаны недостаточно и часто основаны на различных подходах. Обобщая результаты теоретического анализа научных публикаций, отметим, что, рассматривая психологическую составляющую, авторы выделяют личные качества, определяющие успех спортсменов: эмоциональную стабильность и психоэмоциональное состояние, умение рисковать, уровень волнения - тревожности, стремление к успеху и избегание неудач, лидерские качества и общительность [2, 7].
Результаты исследования показали, что мотивация, волевые качества, уровень тревожности, психоэмоциональное состояние и коммуникативные способности важны для лыжников. Поэтому именно эти показатели были
взяты за основу для дальнейшего исследования.
Для оценки психологических показателей существует множество общепринятых опросников. Однако даже ограничение по их количеству на основе предварительного анализа не позволяет сделать процедуру тестирования короткой, что является дополнительной нагрузкой для лыжников во время тренировки. С помощью корреляционного анализа можно выявить связь большого количества методик, тестов, оценивающих психофизическое состояние лыжников-гонщиков, с показателями тренировочной и соревновательной деятельности. Это может помочь определить, насколько хорошо тесты отражают специфику вида спорта и ее влияние на психофизическое состояние. Так, авторами статьи в несколько этапов был проведен опрос юных спортсменов, результаты которого подверглись корреляционному анализу (таблица). В таблицу вошли результаты только тех методик, которые оказались доступны для понимания юными спортсменами, не вызывали у них трудностей при ответах на вопросы и не требовали длительного заполнения форм опросников.
По мнению Камилова М.А. и Богдановой А. А., одним из основных показателей психологического компонента является эмоциональная устойчивость [1, 2]. Это подтвердилось и в ходе проведения нами эмпирического исследования. При определении тесноты взаимосвязи психоэмоционального состояния с результатом в соревновательной деятельности выявлена средняя взаимосвязь от q = 0,355 до q = 0,663. Это говорит о том, что на соревновательную деятельность юных лыжников-гонщиков влияет умение справиться со стрессом, негативными внешними факторами, сохраняя психическое равновесие, эмоциональная напряжённость, а также хорошая адаптация к новым (неизвестным) условиям. Филиппова Е.Н. при оценке влияния психоэмоционального состояния на результаты в соревнованиях пришла к заключению о необходимости регламентирования тренировочной нагрузки юных лыжников-гонщиков с учётом личностных и психологических особенностей спортсменов и их временных психических состояний [12]. Наилучшая реализация своих возможностей на этапах многолетней подготовки физически и технически подготовленных юных лыжников-гонщиков будет у тех,
Таблица - Сводные результаты оценки взаимосвязи показателей психологического компонента психофизического состояния и результатов соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков
Table - Summary results of the assessment of the relationship between indicators of the psychological component of the psychophysical state and the results of competitive activity of young skiers-racers
Показатель Indicator Методики оценки Assessment methods Коэффициент корреляции Correlation coefficient
Психоэмоциональное состояние Psychoemotional state «Тест М. Люшера» (модификация Собчик Л.Н., Сопова В.Ф., Прохорова А.О.) "M. Lusher's Test" (modification by Sobchik L.N., Sopova V.F., Prokhorova A.O.) Показатель тревожности An indicator of anxiety q = 0,663
Совокупное отклонение Cumulative deviation q = 0,355
Вегетативный Коэффициент Vegetative coefficient q = 0,471
Методика САН The SAN technique Самочувствие Well-being q = 0,443
Активность Activity q = 0,409
Настроение Mood q = 0,446
Мотивационая составляющая The motivational component «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана "Motivation for success and fear of failure" (MOON) A.A. Rean's questionnaire q = 0,43
«Диагностика степени готовности к риску» А.М. Шуберта» "Diagnostics of the degree of risk preparedness" by A.M. Shubert" q = 0,15
«Диагностика потребности в поисках ощущений М. Цукермана» "Diagnosis of the need to search for sensations by M. Zuckerman" q = 0,516
Уровень тревожности Anxiety level Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) The scale of assessment of the level of reactive and personal anxiety (c.D. Spielberg, Y.L. Khanin) Реактивная тревожность Reactive anxiety q = 0,107
Личностная тревожность Personal anxiety q = 0,374
Диагностика соревновательной тревоги CSAI-2 Diagnosis of CSAI-2 competitive anxiety Когнитивная тревожность Cognitive anxiety q = 0,354
Соматическая тревожность Somatic anxiety q = 0,292
Уверернность в себе Self-confidence q = 0,261
Волевые качества Volitional qualities Методика Н. Е. Стамбуловой «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов»: N. E. Stambulova's methodology "Self-assessment of volitional qualities of student-athletes": Целеустремленность Purposefulness выраженность severity q = 0,612
Генерализованность generalization q = 0,567
Смелость и решительность Courage and determination выраженность severity q = 0,494
Генерализованность generalization q = 0,603
Настойчивость и упорство Perseverance and perseverance выраженность severity q = 0,813
Генерализованность generalization q = 0,707
Инициативность и самостоятельность Initiative and independence выраженность severity q = 0,609
Генерализованность generalization q = 0,719
Самообладание и выдержка Self-control and self-control выраженность severity q = 0,592
Генерализованность generalization q = 0,667
Коммуникативно-организаторские способности Communication and organizational skills Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявский и Б. А. Федоришин The methodology of "Communicative and organizational inclinations" (CBS) V.V. Sinyavsky and B. A. Fedorishin Коммуникативные склонности Communicative inclinations q = 0,076
Организаторские склонности Organizational inclinations q = 0,187
Методика С.В. Духновского «Шкала диалогичности межличностных отношений» The methodology of S.V. Dukhnovsky "The scale of dialogic interpersonal relations" Показатель диалогичности The indicator of dialogicality q =0,394
Показатель конструктивности The indicator of constructiveness q = 0,374
Показатель самоценности An indicator of self-worth q =0,338
кто имеет оптимальный уровень эмоциональной устойчивости.
Для оценки психоэмоционального состояния юных спортсменов хорошо подходят методики САН и «восьмицветовой тест Люшера». Они просты, не занимают много времени на проведение и обработку результатов, имеют умеренную и значительную взаимосвязь с результатом на соревнованиях. Данные методи-
ки позволяют оценить разные составляющие психоэмоционального состояния юных лыжников-гонщиков и по результатам статистической обработки не могут быть взаимозаменяемыми.
Мотивация к занятиям тренировочной деятельностью у спортсменов всегда выше, чем к соревновательной деятельности, т.к. соревнование является стресс-фактором, особенно
для юных спортсменов [10, 15, 16]. При оценке взаимосвязей между показателями мотиваци-онных составляющих психофизического состояния и результатами соревнований юных лыжников-гонщиков выявили наибольшую взаимосвязь с показателями методик «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН), опросник А.А. Реана q = 0,43 и «Диагностика потребности в поисках ощущений М. Цукер-мана» q = 0,516 [4].
Наиболее важными в монотонной тяжёлой тренировочной деятельности лыжников-гонщиков, проходящей при разных погодных условиях (холод, ветер, снегопад, дождь, жара), являются волевые качества. Преодолевая трудности вида спорта, выраженные в многолетней подготовке спортсменов, с постоянно возрастающими нагрузками и всегда большой конкуренцией, лыжники уже на ранних этапах подготовки развивают волевые качества [8]. Действительно, статистическая обработка результатов опроса показала, что самая высокая связь результатов в соревнованиях наблюдается с волевыми качествами от q = 0,43 до q = 0,813. При этом детальный анализ волевых качеств у юных лыжников-гонщиков по методике «Самооценка волевых качеств», разработанной Н. Е. Стамбуловой, свидетельствует о преобладании среднего и низкого их уровня у обследуемых на этапе углублённой специализации в подготовительный период годичного цикла подготовки. Данный факт требует обязательной коррекции содержания волевой подготовки.
При изучении коммуникативных способностей по методике, адаптированной для подростков 14-17 лет «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-I) [1, 2], предложенной В.В. Синявским и В.А. Федорошиным, было выявлено отсутствие связи с результатами соревнований. При этом результаты методики С.В. Духнов-ского «Шкала диалогичности межличностных отношений» имели низкий корреляционный коэффициент с результатами лыжной гонки по всем показателям. У юных спортсменов наблюдалось преобладание коммуникативных склонностей над организаторскими, средний уровень диалогичности отношений, самоценности и конструктивности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова, А. А. Влияние соревнований на психоэмоциональное состояние студентов-лыжников / А. А. Богданова, О. А. Голубина // Наука-2020. - 2022. -№4 (58). - С. 92-101. - elSSN 2413-6379. - URL: http://
Аналогичные результаты были получены при оценке уровня тревожности, где выявлена слабая связь с результатами соревновательной деятельности лыжников-гонщиков. Однако А. В. Халманских в своих исследованиях связывает показатель тревожности с психологической устойчивостью лыжников-гонщиков, формирование которой в дальнейшем приводит к улучшению свойств и качеств личности спортсменов [13].
Объединение отдельных показателей психологического компонента подготовленности позволяет комплексно взглянуть на проблему оценки сформированности психофизического состояния спортсменов. Так, по мнению Ре-уцкой Е.А. и Эйхман Е.А., по результатам тестирования индивидуально-типологических особенностей личности лыжников-гонщиков можно построить психологические профили для каждого этапа многолетней подготовки спортсменов, с учетом которых можно подбирать эффективные средства и методы психологических воздействий [9]. В области совершенствования психофизического состояния юных лыжников-гонщиков данное направление также может стать актуальной проблемой дальнейших исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты проведенного исследования, отметим, что для контроля психологического компонента психофизического состояния юных лыжников-гонщиков можно использовать результаты опроса по показателям мотивации, психоэмоционального состояния, волевых качеств, уровню тревожности и коммуникативным способностям. Причем в первую очередь необходимо обращать внимание на показатели волевых качеств, оказывающих значительное влияние на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков. Кроме того, стоит обратить внимание на психоэмоциональное состояние спортсмена перед стартом и его составляющие - показатели тревожности. При этом с результатами соревнований слабо связаны межличностные отношения и соревновательная тревога. Практически не влияют на них коммуникативные способности.
паика-2020.ш/М^_4(58)2022^ (дата обращения: 10.11.2023).
2. Камилов, М. А. Личностные качества, определяющие успешность спортсмена / М. А. Камилов // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 2(14). - С. 138-142.
- elSSN 2542-081X. - URL: https://scientificpubLication. ru/images/PDF/2018/14/0uestions-of-science-and-ed-ucation-2-14.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
3. Короткова, Е. В. Психологические особенности соревновательной деятельности в лыжных гонках / Е. В. Короткова, О. Н. Дувалина. - DOI 10.24411/25206990-2019-11043 // CoLLoquium-JournaL. - 2019. - № 27-6(51). - С. 22-24. - ISSN 2520-6990.
4. Костарева, С. В. Вклад мотивационных составляющих психофизического состояния на результаты соревнований юных лыжников-гонщиков / С. В. Костарева, А. И. Попова // Современная система спортивной подготовки в зимних видах спорта : Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная система спортивной подготовки в зимних видах спорта», посвященной 100-летию Министерства спорта Российской Федерации, 19-20 октября 2023 года (г. Пермь) / под общ. ред. Т. В. Фендель - Чайковский : Чайковская государственная академия физической культуры и спорта. - 2023. - С. 68-74. - ISBN 978-5-94720-080-5.
5. Кучерова, А. А. Психологические факторы, влияющие на подготовку лыжника-гонщика к соревнованиям / А. А. Кучерова // Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке : Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Могилев, 10-15 декабря 2018 года. - Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2020. - С. 142-144. - ISBN 978-985-568613-3.
6. Оценка психофизического состояния спортсменов / Г. И. Мокеев, К. В. Шестаков, Е. Г. Мокеева, Г. В. Руденко // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : Материалы X Международной научно-практической конференции, Уфа, 24-26 марта 2016 года / Г. И. Мокеев (ответственный редактор). - Уфа : ГОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет", 2016. - С. 431-442. - ISBN 978-5-4221-0868-8 6.
7. Психофизическое состояние как основа проявления специальной физической подготовленности юных лыжников-гонщиков / С. В. Костарева, А. И. Попова, С. С. Горбунов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2023. - №. 2. - С. 37-39. - ISSN 0040-3601.
8. Редько, Э. Ю. Особенности волевых качеств лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации / Э. Ю. Редько // Молодой ученый. - 2021. - № 19(361). - С. 311-313. - ISSN 2072-0297.
9. Реуцкая, Е. А. Исследование индивидуально-психологических особенностей лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки / Е. А. Реуцкая, Е. А. Эйхман, О. М. Куликова. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p312-318 // Ученые записки университета
REFERENCES
1. Bogdanova A. A., GoLubina O. A. [Influence of competitions on psycho-emotionaL state of students - skiers]. Science -2020, 2022, №4 (58), pp. 92-101 (in Russ.).
2. KamiLov M. A. [PersonaL quaLities determining the success of an athLete]. Issues of science and education, 2018, no. 2(14), pp. 138-142 (in Russ.).
им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9(187). - С. 312-318. -ISSN 1994-4683.
10. Стогов, М. В. Особенности стрессоустойчивости подростков, занимающихся лыжными гонками и биатлоном / М. В. Стогов, Н. Д. Нененко, А. А. Астраханцев. - DOI 10.25017/2306-1367-21-3-72-76 // Научный медицинский вестник Югры. - 2019. - № 3(21). - С. 72-76. - ISSN 2306-1367.
11. Федоров, П. А. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей как фактор формирования лидерского потенциала личности / П. А. Федоров // Ratio et Natura. - Педагогика. - 2020. - № 2(2). - eISSN 2712-8466. - URL: https://ratio-natura.ru/ sites/default/files/2021-02/ocenka-kommunikativnykh-i-organizatorskikh-sklonnostey-kak-faktor-formirovani-ya.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
12. Филиппова, Е. Н. Взаимосвязь спортивной результативности и психического состояния лыжников-гонщиков 13-14 лет в соревновательном периоде / Е. Н. Филиппова // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 03. - ISSN 1998-0833.
13. Халманских, А. В. Программа формирования психологической устойчивости лыжников-гонщиков 14-16 лет / А. В. Халманских, Н. И. Овчинникова. -DOI 13.17223/15617793/453/26 // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 453. - С. 215-221. - ISSN 1561-7793.
14. Black, D. E. Athlete Development in Ski Racing: Perceptions of Coaches and Parents / D. E. Black, N. L. Holt.
- DOI 10.1260/174795409788549562 // International Journal of Sports Science & Coaching, 2009. - № 4(2).
- pp. 245-260.
15. Bray, S. R. The relationship between evaluative concerns and sport competition state anxiety among youth skiers / S. R. Bray, K. A. Martin, W. N. Widmeyer // Journal of Sports Sciences. - 2000. - Vol. 18. - No. 5. - pp. 353-361.
16. Duyan, M. Determining the sports participation motivations of ski athletes / M. Duyan, i. GQnel. - DOI 10.5281/ zenodo.3840686 // European Journal of Physical Education and Sport Science. - 2020. - Vol. 6. - Iss. 4. - pp. 33-46. - ISSN 2501 -1235.
17. Hungenberg, E. A study of socio-psychological factors predicting the skill of skiers, the frequency of participation and spending behavior / E. Hungenberg, J. Gould, S. Daly // Journal of Sports and Tourism. - 2013. - p. 18. -No. 4. - pp. 313-336.
18. Non-specific and ski-specific performance development in peri-pubertal cross-country skiers / C. Zoppirolli, R. Modena, L. Bortolan [et al.]. - DOI 10.1007/s00421-023-05372-4 // European Journal of Applied Physiology. -2023. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/ s00421-023-05372-4 (дата обращения: 28.12.2023)
3. Korotkova E. V., DuvaLina O. N. [Psychological peculiarities of competitive activity in ski racing]. CoLLoquium-JournaL, 2019, no. 27-6(51), pp. 22-24 (in Russ.).
4. Kostareva S. V., Popova A. I. [Contribution of motivational components of psychophysical state to the results of competitions of young ski racers]. Modern system of sports training in winter sports: Materials of the All-
Russian scientific-practical conference devoted to the 100th anniversary of the Ministry of Sports of the Russian Federation. Tchaikovsky: Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sport, 2023, pp. 68-74 (in Russ.).
5. Kucherova A. A. [Psychological factors influencing the preparation of a ski racer for competitions]. Physical culture, sport, healthy lifestyle in the XXI century: Collection of scientific articles of the international scientific-practical conference. Mogilev: A.A. Kuleshov Mogilev State University, 2020, pp. 142-144 (in Russ.).
6. Mokeev G. I., Shestakov K. V., Mokeeva E. G., Rudenko G. V. [Assessment of psychophysical state of athletes]. Current problems of physical culture, sport and tourism: Materials of the X International scientific-practical conference. Ufa: Ufa State Aviation Technical University, 2016, pp. 431-442 (in Russ.).
7. Kostareva S.V., Popova A.I., Gorbunov S.S. [et al.] [Psychophysical state as a basis for the manifestation of special physical fitness of young ski racers]. Theory and practice of physical culture, 2023, no. 2, pp. 37-39 (in Russ.).
8. Redko E. Yu. [Features of volitional qualities of ski racers at the stage of sports specialization]. Young scientist, 2021, no. 19(361), pp. 311-313 (in Russ.).
9. Reuckaya E. A., Ejhman E. A., Kulikova O. M. [Research of individual-psychological features of ski racers at the stages of sports training]. Scientific Notes of the P.F. Les-gaft University, 2020, no. 9(187), pp. 312-318 (in Russ.).
10. Stogov M. V., Nenenko N. D., Astrakhancev A. A. [Features of stress resistance of adolescents engaged in ski racing and biathlon]. Scientific Medical Bulletin of Yugra, 2019, no. 3(21), pp. 72-76 (in Russ.).
11. Fedorov P. A. [Assessment of communicative and organ-
izational aptitudes as a factor in the formation of personal leadership potential]. Ratio et Natura. Pedagogy, 2020, no. 2(2) (in Russ.).
12. Filippova E. N. [Relationship between sports performance and mental state of 13-14-year-old ski racers during the competitive period]. Bulletin of Sports Science, 2007, no. 03 (in Russ.).
13. Halmanskih A. V., Ovchinnikova N. I. [Program for the formation of psychological stability of ski racers 14-16 years old]. Bulletin of Tomsk State University, 2020, no. 453, pp. 215-221 (in Russ.).
14. Black D. E., Holt N. L. [Athlete Development in Ski Racing: Perceptions of Coaches and Parents]. International Journal of Sports Science & Coaching, 2009, no. 4(2), pp. 245-260.
15. Bray S. R., Martin K. A., Widmeyer W. N. [The relationship between evaluative concerns and sport competition state anxiety among youth skiers]. Journal of Sports Sciences, 2000, Vol. 18, no. 5, pp. 353-361.
16. Duyan M., Gunel i. [Determining the sports participation motivations of ski athletes]. European Journal of Physical Education and Sport Science, 2020, Vol. 6, iss. 4, pp. 33-46, doi 10.5281/zenodo.3840686
17. Hungenberg E., Gould J., Daly S. [A study of socio-psy-chological factors predicting the skill of skiers, the frequency of participation and spending behavior]. Journal of Sports and Tourism, 2013, p. 18, no. 4, pp. 313-336.
18. Zoppirolli, C., Modena, R., Bortolan, L. [et al.] [Nonspecific and ski-specific performance development in peri-pubertal cross-country skiers]. European Journal of Applied Physiology, 2023, PMID 38112794, doi 10.1007/ s00421-023-05372-4.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Костарева Светлана Вячеславовна (Kostareva Svetlana Vyacheslavovna) - старший преподаватель; Чайковская государственная академия физической культуры и спорта; 617764, Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, 67; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0000-8012-0608.
Сергеев Валерий Георгиевич (Sergeyev Valery Georgievich) - доктор биологических наук, доцент; Чайковская государственная академия физической культуры и спорта; 617764, Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, 67; Удмуртский государственный университет; 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5211-1832.
Чучков Виктор Михайлович (Chuchkov Victor Mikhailovich) - доктор медицинских наук, доцент; Чайковская государственная академия физической культуры и спорта; 617764, Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, 67; Удмуртский государственный университет; 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1; e-mail: vmchuchkov@gmail. com; ORCID: 0000-0002-9959-689X.
Поступила в редакцию 09 февраля 2024 г. Принята к публикации 27 февраля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Костарева, С.В. Подходы к оценке психологического компонента психофизического состояния и его влияния на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков / С.В. Костарева, В.Г. Сергеев, В.М. Чучков // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 1 - С.69-76 . DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-69-76
FOR CITATION
Kostareva S.V., Sergeyev V.G., Chuchkov V.M. Approaches to assessing the psychological component of psychophysical state and its impact on the result of competitive activity of young ski racers. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 1. - pp. 69-76. DOI: 10.36028/23088826-2024-12-1-69-76