Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЛЕСА НА КОРНЮ'

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЛЕСА НА КОРНЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОЦЕНКА ЛЕСА НА КОРНЮ / ЛЕСНЫЕ ПОДАТИ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова Марина Александровна

В развитых многолесных государствах повсеместно распространена практика формирования лесных платежей на основе рыночных цен, а также оценки леса на корню в разрезе сортиментов. В Российской Федерации применяется методы, схожие с «социалистическим» ценообразованием на древесину на корню. В статье рассмотрена эволюция формирования дохода государством за использование гражданами и юридическими лицами древесины, а также исследована структура расходов федерального бюджета Российской Федерации на лесное хозяйство. На основе анализа по различным критериям, дана сравнительная характеристика способам лесопользования, разрешенных в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ESTIMATION OF STANDING TIMBER

A practice of setting forestry payments on the basis of market prices as well as estimation of standing timber assortment are widespread in developed countries with the largest forest area. The Russian Federation applies methods of ‘socialist’ pricing of wood and standing timber. The Article describes the evolution of the state income generation from using of timber by citizens and legal entities; it also explores the structure of the Russian Federal budget expenditures for forestry. On the basis of criteria analysis the author made a comparative characteristic of different ways of forest management applied in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЛЕСА НА КОРНЮ»

2.3. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЛЕСА НА КОРНЮ

Булгакова Марина Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Место работы: Академия управления МВД России

mbulgackova@yandex.ru

Аннотация: в развитых многолесных государствах повсеместно распространена практика формирования лесных платежей на основе рыночных цен, а также оценки леса на корню в разрезе сортиментов. В Российской Федерации применяется методы, схожие с «социалистическим» ценообразованием на древесину на корню. В статье рассмотрена эволюция формирования дохода государством за использование гражданами и юридическими лицами древесины, а также исследована структура расходов федерального бюджета Российской Федерации на лесное хозяйство. На основе анализа по различным критериям, дана сравнительная характеристика способам лесопользования, разрешенных в России.

Ключевые слова: лесное хозяйство Российской Федерации, оценка леса на корню, лесные подати, доходы и расходы государства

APPROACHES TO ESTIMATION OF STANDING TIMBER

Bulgackova Marina A., PhD in economic, Senior Lecturer of the Department of organization's financial, economic, logistical and medical support

Work place: The Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

mbulgackova@yandex.ru

Annotation: a practice of setting forestry payments on the basis of market prices as well as estimation of standing timber assortment are widespread in developed countries with the largest forest area. The Russian Federation applies methods of'socialist' pricing of wood and standing timber. The Article describes the evolution of the state income generation from using of timber by citizens and legal entities; it also explores the structure of the Russian Federal budget expenditures for forestry. On the basis of criteria analysis the author made a comparative characteristic of different ways of forest management applied in the Russian Federation. Keywords: forestry of the Russian Federation, estimation of standing timber, forestry payments, income and expenditures of the state.

Древесина в России, как лесной ресурс и товар, по поводу которого осуществляются различные сделки на рынке, имеет отличительную особенность - является собственностью государства. Следовательно, именно государство (в лице органов власти) регулирует вопросы, связанные с ценообразованием, а также использованием доходов от продажи древесины на корню.

Лесной кодекс Российской Федерации^далее - ЛК РФ) определяет «лес», как «экологическую систему» и «природный ресурс». Экологический аспект, среди прочего, позволяет гражданам Российской Федерации (статья 11 ЛК РФ), свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов и других пищевых лесных и недревесных ресурсов. Кроме того, Законодатель определил, что земельные участки, расположенные в границах лесничеств и лесопарков в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, тем

самым возложив ответственность на государство за сохранность биологического разнообразия и восстановление лесов.

Закрепление права федеральной собственности за лесами в совокупности с лесопользованием позволяют извлекать постоянный доход, поступающий как в федеральный бюджет, так и бюджеты субъектов Российской Федерации (см. Табл. 1).

Использование лесов в России базируется на принципе платности. Как видно из табл. 1, в доходную часть бюджетов субъектов нашей страны поступают прочие доходы от использования лесного фонда, то есть только один вид дохода из пяти установленных. Среди причин, по которым федеральный центр установил 100% норматив поступления в бюджет всех доходов от использования лесов, отметим:

- необходимость поддержания биологического разнообразия леса как экосистемы;

- потребность в покрытии затрат на восстановление лесов, в том числе в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

- надобность получения стабильного дохода.

1 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ. СЗ,

11.12.2006, № 50, ст. 5278

Булгакова М. А.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЛЕСА НА КОРНЮ

Таблица 1

Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной _системы Российской Федерации (в %) в 2018 году_

Вид дохода Федеральный бюджет Бюджет субъекта

Плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 01.01.2005 г.) 100

Лесные подати в части минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 01.01.2005 г.) 100

Арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 01.01.2005 г. ) 100

Прочие доходы от использования лесного фонда Российской Федерации и лесов иных категорий (по обязательствам, возникшим до 01.01.2007 г.) 100

Арендная плата за пользование участками лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (по обязательствам, возникшим до 01.01.2007) 100

Средства от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, искусственных водных объектов; строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; для переработки древесины 100

По данным Рослехоза , доходы федерального бюджета от

использования лесов за период времени с 2014 по 2018 год выросли на 14, 5 млрд рублей, что составляет 82%, при одновременном росте доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации практически вдовое - на 5,8 млрд рублей. Среди существенных успехов 2018 года можно отметить:

- индексацию фонда оплаты труда работников казенных, бюджетных и автономных учреждений сферы лесного хозяйства на 4%;

- проведение лесовосстановительных работ на площади свыше 935 тыс. га;

- привлечение к участию во всероссийских акциях посадки деревьев около 5 млн человек, что позволило на площади 20 тыс. га высадить 80 тыс. молодняков;

- увеличение объема лесозаготовки, который составил рекордные 228 млн м3 древесины и был достигнут за счет арендаторов, заготовивших 184 млн м3 древесины, что составляет почти 80% от общего объема освоения лесов;

- планируемое увеличение численности лесных инспекторов, а также кратности авиапатрулирования.

Однако, несмотря на предпринимаемые на государственном уровне меры по покрытию расходов на лесовосстановитель-ные мероприятия «лесным доходом», существующую систему управления лесами невозможно признать устойчивой с экономической точки зрения ввиду того, что расходы на лесное хозяйство (по состоянию на конец 2018 года) остаются высокими. (Табл. 2).

В настоящее время существующий механизм формирования ставок платы за использование лесных ресурсов носит фискальный характер, несмотря на периодическую индексацию ставок. Децентрализация управления лесами и передача полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации повлекли за собой смену налогового статуса платежей и передачу полномочий администратора платежей федеральному органу исполнительной власти - Рослесхозу. Таким образом, изменения претерпел лишь механизм сбора платежей за пользование лесными ресурсами, а установленные ранее подходы к определению ставок (совокупность определенного Правительством минимума и дополнительных региональных надбавок) не модифицировались.

В соответствии со ст. 94 ЛК РФ за использование лесов вносится (см. Табл. 3) арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Кроме того, можно выделить «факультативные» платежи:

- денежные штрафы за нарушение лесного законодательства;

- пени, различные консультационные услуги.

Арендная плата, как и плата по договору купли-продажи лесных насаждений, устанавливаются в ходе проведения аукциона путем повышения начальной цены. Указанная цена формируется на основе минимальной ставки, устанавливаемой Правительством Российской Федерации3, органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления (см. Табл. 3).

Плата по договору аренды лесного участка или купли-продажи лесных насаждений представляет собой определенную сумму в денежном выражении (в рублях), которая, в соответствии с присвоенным кодом бюджетной классификации, перечисляется в один из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Арендная плата вносится за весь арендуемый участок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по внесению платы за арендуемый участок влечет применение к нему, в соответствии с ч. 2 ст. 3 ЛК РФ, мер гражданской ответственности, среди которых возмещение убытков и взыскание неустойки.

В соответствии со ст. 73 ЛК РФ (табл. 3 раздел «Платежи»), в случае использования лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы (начальной платы на аукционе) рассчитывается, исходя из произведения ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов. При использовании лесного участка без изъятия древесины минимальный размер арендной платы определяется произведением площади самого лесного участка и ставки платы за единицу площади лесного участка.

Статья 76 ЛК РФ устанавливает плату по договору купли-продажи лесных насаждений, равной минимальному размеру платы, который, в свою очередь, определяется произведением объема древесины, подлежащей заготовке и платы за единицу объема древесины. Исключение составляет плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, которая определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в виде ставок.

3 Ставки платы за единицу объема ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственно--сти. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 / СЗ РФ,

2 ИИр:/\м\мм. mnr.gov.ru (дата обращения: 27.12.2018) 04.06.2007, № 23, ст. 2787

Ставки разграничены по основаниям: местоположение лесного участка и породные размерные характеристики древесины. Местоположение лесного участка, в свою очередь, подразделяется на разряды, присвоенные по километражу отдаленности от 10 до 100,1 км и более, а также крутизне склона до 20 градусов, с учетом расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта возможной погрузки (перевозка, сплава) древесины. Породно-качественный состав древесины также влияет на разграничение деловой (в том числе по категориям крупности) древесины и дровяной.

Таким образом, используемые в настоящее время основные параметры утверждения ставок платы за единицу объема древесины практически полностью совпадают с применявшимся в советской лесной экономике методикой прейскуранта лесных такс. Отметим, что в условиях плановости и централизации экономики лесной доход в СССР представлял собой попенную плату в статусе налога, который уплачивали все предприятия, осуществлявшие заготовку древесины в порядке проведения рубок главного пользования. В то же время, размер попенной платы являлся для лесозаготовительных предприятий плановой издержкой, которая покрывалась за счет государства. Безразличны к ней были и лесхозы в связи с тем, что взимаемый доход поступал в бюджет государства в полном объеме.

На наш взгляд, прослеживается аналогия (возможно, воздействие «генетической памяти») - в советское время применялись механизмы, подобные современным подходам к администрированию платежей и оценке леса на корню, которые не стимулируют развитие рационального и неистощительного лесопользования. Согласимся с мнением проф. А.П. Петрова о том, что в настоящее время «... органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лесных отношений, собирая лесной доход для федерального бюджета, делают это без должного энтузиазма»4.

Однако, коррупционные риски, вызванные приватизацией лесной промышленности и трансформацией лесных ресурсов

- государственной собственности - в объект рыночных отношений, не позволили договорным ценам на древесину на корню использоваться как экономический базис формирования лесных податей и арендной платы. Проф. А.П. Пет-ров,характеризовавший лесные подати, как метод взимания за использование древесины на корню, применявшийся в начале 90-х годов прошлого столетия утверждал: «Свободное ценообразование на древесину на корню было дискредитировано практикой его применения и уступило место прежним административным методам установления платежей»5.

Анализ законодательства Российской Федерации по рассматриваемому вопросу показал, что реформирование подходов к оценке леса на корню заключается в:

- изменении правового статуса и, соответственно, администратора платежей;

- индексации лесных такс;

- перераспределении объема (в процентном выражении) лесного дохода по бюджетам бюджетной системы государства.

В этой связи отметим, что с апреля 2018 года начали разрабатываться и уже частично реализуются амбициозные проекты по изменению подходов к формированию ставок платы в сфере лесного хозяйства. Создана специальная рабочая группа по их разработке, в состав которой включены представители различных ведомств и бизнеса. Срок переходного периода определен в течение десяти лет. Среди приоритетных рассматривается «рентный» подход к оценке древесины на корню, то есть метод установления цены по остаточной стоимости.

По нашему мнению, разработка нового метода, в том числе на основе уже имеющихся и апробированных в иностранных государствах, позволит сформировать материальную основу для развития российского лесного хозяйства. Кроме того, квинтэссенция рентного подхода обусловлена определением стоимости леса на корню с возможностью ее трансформации из слабо функционирующего, в настоящее время, условно фискального механизма, в орудие конкурентной борьбы в ближайшем будущем.

4 Петров А.П. Материалы к докладу «Экономические отношения в

лесном хозяйстве: из прошлого в будущее» // docviewer.yandex.ru (дата -

обращения: 27.09.2018) 5 Там же

Булгакова М. А.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЛЕСА НА КОРНЮ

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета по категории «лес»6 (в тыс. рублей) в 2018 году и плановый период 2019, 2020 гг. (с изменениями)

№ п/п Наименование 2018 2019 2020

Министерство промышленности и торговли

1. Основное мероприятие «развитие машиностроения специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная. Аэродромная, лесная техника)» 8645078,8 8791557,0 9059510,9

2. Субсидии российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на возмещение затрат, осуществленных в 2013-2018 годах, на реализацию таких проектов (Иные бюджетные ассигнования) 686000,0 - -

Министерство природных ресурсов и экологии

3. Лесное хозяйство 2054313,3 (-193683,4) 720738,5

в том числе

3.1. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы Подпрограмма «Стратегическое управление лесных хозяйством» Основное мероприятие «Научно-аналитическое обеспечение в сфере реализации» 38426,0 37482,5 37482,5

Федеральное агентство лесного хозяйства (+349100,6)

4. Лесное хозяйство 32825839,7 (- 41251,3) (+ 38605,6) 33288067,3 34126748,0

в том числе

4.1. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы 32806288,1 (-41251,3) (+6958,5) 33263435,8 34101832,9

4.2. Подпрограмма «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» 27965711,7 (+177320,7) 28758312,5 2852849305

4.2.1. Основное мероприятие «Обеспечение контроля пожарной опасности в лесах и готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» 1062945,2 1100602,4 1133070,3

4.2.2. Основное мероприятие «Государственный лесопатологический мониторинг в лесах, расположенный на землях лесного фонда» 756870,9 (+844,4) 763467,8 789610,9

4.2.3. Основное мероприятие «Государственный мониторинг воспроизводства лесов, формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений» 213027,8 215191,7 224081,6

4.2.4. Основное мероприятие «Обеспечение исполнения переданных субъектами Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» 25932867,8 26679050,6 26381730,7

4.2.5. Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений (Межбюджетные трансферты) 25848411,5 (+152653,0) 26594507,7 26297187,8

4.2.6. Субвенции бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (Межбюджетные трансферты) 4456,3 (+24667,7) 4542,9 4542,9

4.2.7. Иные межбюджетные трансферты на софинансирование расходов Республики Алтай по договору финансовой аренды (лизинга) вертолета (Межбюджетные трансферты) 80000,0 80000,0 80000,0

4.3. Подпрограмма «Стратегическое управление лесным хозяйством» 4840576,4 (-218572,0) (+6958,5) 4505123,3 573339,4

4.3.1. Основное мероприятие «Обеспечение стратегического управления лесным хозяйством» 3628856,7 (-261162,0) 3304469,0 4349445,7

4.3.2. Основное мероприятие «Обеспечение исполнения государственных функций Рослесхозом, формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений, развитие международного сотрудничества» 1211719,7 (+42590,0) (+6958,5) 1200654,3 1223893,7

4.3.4. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы Подпрограмма «Стратегическое управление лесных хозяйством» Основное мероприятие «Научно-аналитическое обеспечение в сфере реализации государственной программы, направленное на повышение научно-технического потенциала лесного сектора экономики» 10017,4 10000,0 10000,0

4.3.5. Охрана окружающей среды Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы Подпрограмма «Стратегическое управление лесных хозяйством» Основное мероприятие «Научно-аналитическое обеспечение в сфере реализации государственной программы, направленное на повышение научно-технического потенциала лесного сектора экономики» 414438,5 419017,5 426571,4

4.3.6 Образование Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы Подпрограмма «Стратегическое управление лесных хозяйством» Основное мероприятие «Научно-аналитическое обеспечение в сфере реализации государственной программы, направленное на повышение научно-технического потенциала лесного сектора экономики» 21853,8 21811,9 21982,3

4.3.7. Высшее образование Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы Подпрограмма «Стратегическое управление лесных хозяйством» Основное мероприятие «Научно-аналитическое обеспечение в сфере реализации государственной программы, направленное на повышение научно-технического потенциала лесного сектора экономики» 867,6 876,3 909,8

6 Авторская классификация

Таблица 3

Характеристика способов лесопользования

Вид лесопользования Аренда лесных участков Купля-продажа лесных ресурсов Купля-продажа лесных ресурсов для собственных нужд

Срок лесопол ьзова ния от 10 до 49 лет не более 1 года

Способ возникновения права Открытый аукцион Решение органа государственной власти субъекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

открытый конкурс

Основание возникновения права договор аренды договор купли-продажи лесных насаждений

Особенности изменение условий торгов по соглашению сторон или по требованию 1 стороны не допускается изменение условий договора возможно по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесных насаждений древесина не может отчуждаться или переходить от 1 лица к другому иными способами

малочисленные коренные народы в местах традиционного проживания осуществляют заготовку древесины бесплатно

Учет древесины до вывоза из леса органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными на заключение договоров

юридические лица

граждане, использующие леса

граждане, осуществляющие мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов

Орган контроля/учета древесины и сделок с ней органы государственной власти субъектов

органы исполнительной власти субъектов

органы местного самоуправления

оператор единой государственной автоматизированной информационной системы орган государственной власти субъекта

Отчетна я до кумента-ция лесная декларация осуществляется исполнительными органами власти субъектов

Платежи начальная цена

с изъятием древесины: ставка платы за единицу V лесных ресурсов *У изъятия лесных ресурсов без изъятия древесины: ставка платы за единицу объема лесных ресурсов * S арендуемого участка ставка платы на единицу V древесины * V древесины, подлежащей заготовки ставки определяются органами государственной власти субъекта

min размер платы по договору купли - продажи лесных ресурсов = ставка платы на единицу V древесины * V древесины, подлежащей заготовки

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,57%.

Список литературы:

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ. СЗ, 11.12.2006, № 50, ст. 5278

2. Ставки платы за единицу объема ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 / СЗ РФ, 04.06.2007, № 23, ст. 2787

3. Петров А.П. Материалы к докладу «Экономические отношения в лесном хозяйстве: из прошлого в будущее» // docviewer.yandex.ru (дата обращения: 27.09.2018)

4. http:/www.mnr.gov.ru (дата обращения: 27.12.2018)

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Подходы к оценке леса на корню», подготовленную старшим преподавателем Академии управления МВД России, кандидатом экономических наук М.А. Булгаковой Представленная статья подготовлена по весьма актуальной для науки и правоприменительной практике теме.

Повышенное внимание к оценке леса Российской Федерации обусловлено тем, что лесные ресурсы оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие не только отдельных регионов, но и государства в целом. Тенденция к стабильному развитию отраслей промышленности, так или иначе связанных с лесными ресурсами в купе с возрастающим социальным и экологическим значением лесов для населения, являются важнейшими предпосылками к повышению эффективности использования лесного потенциала в России.

Таким образом, своевременность и актуальность рассматриваемых в статье вопросов не вызывает сомнения.

В целом, рецензируемая статья подготовлена на хорошем научно-методическом уровне, материал структурирован, изложен в определенной автором последовательности, со ссылками на нормативные правовые акты и приведением статистических данных Рослесхоза.

Представляет интерес сравнительный анализ доходов, поступающих от использования лесов и расходов федерального бюджета, связанных с направлениями по категории «лес».

Несомненным достоинством статьи является глубокая проработка заявленной тематики с экономической и юридической точек зрения, заслуживает внимания авторская характеристика способов лесопользования, в которой систематизированы различные аспекты и особенности, возникающие в процессе заготовки или приобретения лесных ресурсов.

Из содержания статьи очевидно, что автор грамотно ориентируется в вопросах, связанных с лесным, административным и уголовным законодательством, что позволило ей выделить несколько аспектов их несовершенства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности темы исследования, проведенного Булгаковой М.А. и рекомендовать данную статью к опубликованию в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».

Рецензент:

Врио заместителя начальника Центра -начальник 1 отдела НИЦ № 3 доктор экономических наук, профессор, полковник полиции

А.П. Опальский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.