Научная статья на тему 'Подходы к оценке факторов потребительского поведения: специфика и проблемы учета'

Подходы к оценке факторов потребительского поведения: специфика и проблемы учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребление / домашние хозяйства / индикатор потребительского поведения / потребительское настроение / индикатор потребительских ожиданий. / consumption / households / consumer behavior / consumer sentiment / consumer expectations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагавердиева Динара Сабировна

В работе целью анализа является обобщение основных макроэкономиче-ских показателей, которые отражают уровень и качество процессов, свя-занных с деятельностью потребителей, а также проблем, возникающих с их учетом в условиях рыночной экономики. С целью повышения эффек-тивности управления экономикой на любом уровне необходимо ком-плексно анализировать поведение населения. Прогнозирование потреби-тельских настроений играет большую роль в формировании политики государства в области экономики. Таким образом, разработка различных методик, направленных на регулирование потребительских настроений, всегда актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF FACTORS OF CONSUMER BEHAVIOR: SPECIFICITY AND PROBLEMS OF ACCOUNTING

In this paper, the purpose of the analysis is to summarize the main macroeco-nomic indicators that reflect the level and quality of the processes associated with the activities of consumers, as well as the problems arising from their account in a market economy. In order to improve the efficiency of economic management at any level, it is necessary to comprehensively analyze the be-havior of the population. In macroeconomic statistics, the confidence of the population is assessed using indicators that reflect the dynamics of socio-economic standards. Forecasting consumer sentiment plays an important role in shaping the policy of the state in the field of economy. Thus, the develop-ment of various methods aimed at regulating consumer sentiment is always relevant.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке факторов потребительского поведения: специфика и проблемы учета»

7. Феодальные отношения в Дагестане XIX начало XX в. Архивные материалы / Сост., предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева. - М.: Наука, 1969. -396 с.

8. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Академия, 1992. С. 144

9. Demsetz H. «Towards a theory of property rights». American Economic Review 57 (1967):2, 17.

10.Sokolov D.P., Askerov N.S. Special features of the contracted reproduction of the modern russian economy /Global economy in the XXI century: dialectics of confrontation and solidarity (Editors in chief: M.L. Alpidovskaya, A.G. Gryaznova, Published: 27/11/2017, Printed in the UK London) 11.The economics of property rights. Ed. by Furubotn E. G., Pejovich S. (Cambridge, 1974), 3.

УДК 338.12.017 ББК 65.01

DOI 10.24411/2412-2025-2019-10055

Тагавердиева Динара Сабировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Tagaverdieva Dinara Sabirovna - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Economics Dagestan State University of National Economy

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF FACTORS OF CONSUMER BEHAVIOR: SPECIFICITY AND PROBLEMS OF ACCOUNTING

В работе целью анализа является обобщение основных макроэкономических показателей, которые отражают уровень и качество процессов, связанных с деятельностью потребителей, а также проблем, возникающих с их учетом в условиях рыночной экономики. С целью повышения эффективности управления экономикой на любом уровне необходимо комплексно анализировать поведение населения. Прогнозирование потребительских настроений играет большую роль в формировании политики государства в области экономики. Таким образом, разработка различных методик, направленных на регулирование потребительских настроений, всегда актуальна.

Ключевые слова: потребление, домашние хозяйства, индикатор потребительского поведения, потребительское настроение, индикатор потребительских ожиданий.

In this paper, the purpose of the analysis is to summarize the main macroeco-nomic indicators that reflect the level and quality of the processes associated

with the activities of consumers, as well as the problems arising from their account in a market economy. In order to improve the efficiency of economic management at any level, it is necessary to comprehensively analyze the behavior of the population. In macroeconomic statistics, the confidence of the population is assessed using indicators that reflect the dynamics of socioeconomic standards. Forecasting consumer sentiment plays an important role in shaping the policy of the state in the field of economy. Thus, the development of various methods aimed at regulating consumer sentiment is always relevant.

Key words: consumption, households, consumer behavior, consumer sentiment, consumer expectations.

Современное общество можно, без сомнений, называть потребительским обществом. В настоящее время экономическое развитие во многом зависит от размера расходов потребителей, что наиболее характерно для стран с развитой экономикой. Предприятия-производители с целью преуспеть в конкурентной борьбе предлагают потребителям разнообразные товары и услуги, не только выявляя существующие потребности, но и целенаправленно выявляя новые и новые. Хождение за покупками стало любимым способом времяпрепровождения для огромного количества людей.

По нашему мнению, вопросам поведения потребителя уделяется большое внимание по причине того, что уровень потребления является индикатором качества жизни и благополучия населения, а также всецело оказывает влияние на экономику в целом.

Как и остальные виды деятельности человека, поведение потребителя включает в себя набор определенных действий, в первую очередь, направленных на приобретение товаров и оказание услуг, т.е. все действия человека несут специфический и социальный по своей природе характер. Можно отметить, что поведение потребителя отражает результаты социальной политики государства и в значительной мере определяет результаты деятельности хозяйствующих агентов. Таким образом, анализ поведения потребителя является актуальной и востребованной областью исследования.

Представители различных наук - экономика, социология, психология, менеджмент - проявляют большой интерес к изучению потребительского поведения. Социологическое исследование поведения потребителей впервые было начато представителем классической школы М. Вебером, который в основу статусной стратификации вкладывал именно потребление, а не производство. В области экономики яркий представитель кейнсианской школы Д. Кейнс утверждал, что потребление населения зависит не только от располагаемого дохода, но и других факторов, таких как: ожидания изменения дохода потребителей, ожидания изменения цен, процентная ставка по кредитам, богатство и др.

С точки зрения многих ученых, исследование потребительского поведения людей необходимо начинать с выявления их потребностей. Интерес к проблемам потребительского поведения проявился и в рамках маркетинговых исследований таких авторов как Р.А. Керин, Д.С. Тулла, в основе анализа которых заложены методы прогнозирования будущих

нужд потребителей, выявление факторов, влияющих на запросы и предпочтения потребителей, выделение причин возникновения неудовлетворения потребностей, а также исследование поведения потребителей на рынке в целом [7].

В последнее время немало работ появилось среди российских ученых в области исследований поведения потребителей, например, Ю.М. Осипова, М.К. Мухина, С.П. Голиков и др., исследования которых посвящены вопросам управления потребителей, стилей потребительского поведения, этапов решений потребителей.

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что во многих работах не отражены факторы, влияющие на потребительское поведение, и соответственно, не применяется комплексный подход к их исследованию. Можно отметить, что по - прежнему данной проблемой занимаются маркетологи, социологи, психологи, которые в своих исследованиях затрагивают лишь аспекты в области изучаемого направления. По нашему мнению, комплексная методика к изучению различных подходов поможет более детально подойти к содержанию данных понятий. В таком случае потребительское поведение будет включать два фактора:

- субъективный;

- объективный.

Субъективный фактор будет основан на определении стратегии потребительского поведения отдельных индивидов или групп в экономической системе отношений, а объективный - как обобщающий результат социальных действий в конкретной системе.

С нашей точки зрения, более детальное изучение потребительского поведения основано на выделении компонентов, которые могут характеризовать действия потребителей в выборе тех или иных продуктов и услуг. Поведение потребителя может быть основано на действии двух групп факторов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на поведение потребителей

Внешние факторы Внутренние факторы

культура мотивация

ценности отношения

демография ценности

домохозяйство настроения

референтные группы ожидания

В настоящее время большое значение имеет подход, основанный на оценке домохозяйством реального состояния экономики страны, а также своего положения в данной среде. Данный подход может быть эффективным способом формирования социально-экономической политики со стороны государства. В центре анализируемого подхода находятся методы расчета некоторых индексов, позволяющих оценить текущие настроения и ожидания населения, которые помогут сформировать экономическую политику государства [6].

Таким образом, поведение потребителей может быть своего рода сигналом для формирования набора показателей с целью выработки и реализации социально-ориентированной политики, т.е. политики, нацеленной на конечного потребителя. Так, например, исследование мнения

населения относительно ситуации в стране, их личного положения или других вопросов, от которых зависит настроение общества - является актуальной задачей. Проблема количественной оценки мнения потребителей по каким - либо вопросам, прежде всего, связаны с зависимостью оценки от ситуации или психологических параметров, что возможно повлияет на искажение информации. В целом, решение проблем такого характера возможно, например, использовав индексы потребительских настроений и уверенности потребителей.

По нашему мнению, комплексный анализ показателей, полученных с использованием различных методов, разными учреждениями, является важным направлением анализа, так как дает возможность охарактеризовать ситуацию в стране и определяет связь между политическими событиями и потребительским поведением.

Методы определения потребительских настроений и потребительской

уверенности

Различные показатели, такие как индексы инфляции, индексы производственного сектора, потребительского сектора дают возможность проанализировать потребительский спрос. С нашей точки зрения, более точными показателями, позволяющими описать ситуацию на потребительском рынке, являются индикаторы потребительских настроений и уверенности потребителей.

Впервые изучению психологических факторов на потребительское поведение людей в рамках макроэкономики освещено в работах Д. Кейнса и Д. Катоны, которые, основываясь на эмпирических исследованиях, продемонстрировали, как возможно предсказать реакцию потребителей на основе данных статистических исследований. В работах вышеупомянутых авторов описывается зависимость между поведением людей и экономикой, которая возникает по той причине, что потребителям постоянно необходимо принимать решения в условиях неопределенности, опираясь на материальное положение, инфляцию, ожидания, процентные ставки и другие факторы [2].

Начина с 20-го века, используя индексный метод изучения потребительских настроений и ожиданий в мире проводятся достаточно часто. В таблице 2 продемонстрированы различные индексы и начало периодов исследований данных показателей.

Таблица 2

Индикаторы, необходимые для изучения потребительского поведения

Страны Индикаторы Годы

Россия Индекс потребительских настроений (основанный Мичиганским университетом) 1999

Франция, Италия, Германия Индекс доверия потребителей по методу ЕС 1985

Япония Индекс настроения потребителей 1968

США Индекс потребительских настроений (основанный Мичиганским университетом) 1952

Анализируя данные таблицы 2, можно утверждать, что в указанных странах используются различные индексы потребительских настроений. Так, например, в США индекс потребительских настроений рассчитывается на базе телефонного опроса потребителей об их материальном положении и мнении о текущем состоянии экономики страны. В це-

лом, более высокие показатели говорят о перспективах роста экономики, а невысокие значения индикатора характеризуют проблему в рассматриваемой сфере.

Остановимся более подробно на вышеприведенных индикаторах, таких как: индекс потребительских настроений и индекс уверенности потребителей.

Индекс потребительских настроений

Любые изменения данного индекса так или иначе связаны с поведением потребителей. Проведенный анализ позволяет утверждать, что индекс потребительских настроений - это агрегированный макроэкономический показатель, который можно получить из микроэкономических данных, отражающих динамику экономического развития страны.

Также данный индекс уникален и тем, что дает возможность проводить независимый негосударственный анализ эффективности экономической политики государства.

Анализ потребительского поведения посредством индикатора потребительских настроений дает возможность получить ответ не только на вопрос, будут ли домашние хозяйства тратить, но и на более обширный вопрос насколько оптимистично настроены потребители в отношении будущего социально-экономического развития страны в целом.

На сегодняшний день в индекс потребительских настроений (ИПН) входит более десяти макроэкономических показателей, которые позволяют исчислять свои прогнозы Бюро экономического анализа, находящемуся под эгидой министерства торговли. Таким образом, в США анализ потребительских настроений находится под контролем государства, и входит в группу лидирующих индикаторов, прогнозирующих поведение населения в отношении их сбережений [8].

Индекс потребительских настроений основывается на систематических социологических опросах граждан. Вопросов может быть задано достаточно большое количество, но за основу берутся ответы на пять основополагающих:

1. Как изменилось финансовое положение вашей семьи за последние полгода?

2. Как, по вашему мнению, изменится финансовое положение семьи в предстоящие полгода?

3. Как вы считаете, следующий год для экономики страны будет положительным или отрицательным?

4. Как вы думаете, следующие пять лет будет ли позитивная динамика в области экономики?

5. На сегодняшний день хорошее или плохое время для того, чтобы совершать большие покупки?

Индекс уверенности потребителей

Данный индекс разработан с целью измерения уверенности потребителей, который определяется долей оптимизма в рамках состояния экономики, выраженной через потребление и сбережение населения.

Индекс потребительской уверенности основан на регулярных опросах населения с ответом 5,0 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, которые проживают в частных домохозяйствах, в разных субъектах РФ. В анкету опроса входят вопросы о мнении респондента об общей эконо-

мической ситуации и материальном положении, о ситуации на финансовых рынках товаров и услуг [8].

Ответы опрашиваемых можно разделить на следующие группы:

1. максимально положительное или максимально отрицательное;

2. вероятнее положительное или вероятнее отрицательное;

3. нейтральные.

Полученная в результате опроса информация может быть использована одновременно с количественными данными с целью анализа поведенческой модели населения на рынке товаров и услуг.

Основываясь на ответах респондентов на заданный вопрос формируются частные индексы, которые анализируют динамику отдельных причин, влияющих на потребительское поведение граждан. Частные индексы рассчитываются по той же схеме, что и индекс потребительских настроений. Значение частных индексов может меняться от -100 до +100, и в случае, если индекс имеет отрицательное значение, то общество настроено негативно, уменьшение индикатора характеризует рост пессимизма населения, и наоборот.

Оценка поведения потребителя

С нашей точки зрения, анализируя обобщающие и частные показатели потребительских настроений и ожиданий граждан, важно рассмотреть индикаторы в динамике.

Динамика частных индексов и обобщенного индикатора уверенности населения по данным Росстата за период с 2015 по 2017 годы продемонстрированы в таблице 3.

Таблица 3

Индикаторы ожиданий населения и обобщенный индекс уверенности

граждан в РФ (в процентах)

2016г. к 2017г. к

Индикаторы 2015г. 2016г. 2017г 2015г. (+\-), п.п 2016г. (+\-), п.п

Индикатор свершившихся - 26 - 39 -25 -13 +14

изменений ситуации в эконо-

мике (в течение года)

Индикатор ожидаемых изме- -14 -15 -6 -1 +9

нений в экономике (через год)

Индикатор свершившихся изменений личного финансового -14 -25 -18 -9 +7

положения (в течение года)

Индикатор ожидаемых изме- -12 -15 -8 -3 +7

нений финансового положения (через год)

Индикатор благоприятности условий для больших покупок -24 -38 -33 -14 +5

Индикатор уверенности насе- -18 -26 -18 -8 +8

ления

Проведенный анализ показал, что в течение рассматриваемого периода оценки населения пессимистичны относительно всех направлений опроса. Индикатор уверенности населения, который характеризует ожидания потребителей, в IV квартале 2016 г. в отличие от аналогичного периода 2015 г., уменьшился на 8 процентных пунктов и составил - 26%.

Данные значения индекса уверенности потребителей связаны с динамикой произошедших и ожидаемых изменений в российской эконо-

мике. Так, например, в 2016 году часть респондентов, положительно оценивающих изменения в экономической ситуации, уменьшились на 13 % в отличии от IV квартала 2015 г., в конце 2017 г. положение немного улучшилось.

Что касается второй группы частных индексов, в IV квартале 2016 года часть опрошенных, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась, больше стала и доля тех, которые не ждали от будущего года позитивных изменений. К концу 2017 года оценки стали более позитивными.

Использование с целью прогнозирования поведения потребителей двух индикаторов - индикатора настроения населения и индикатора потребительской уверенности, дает возможность более детально изучить данную проблему [1].

Можно отметить, что динамика рассматриваемых индексов определяется параметрами, давно используемыми в мировой практике, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень реального дохода населения;

- инфляционные ожидания;

- уровень безработицы;

- воздействие производителей товаров и услуг на потребителя.

Вышеперечисленные параметры оказывают негативное влияние

непосредственно, при влиянии на экономику в целом, что отразится, но еще в большей степени, на личностном психологическом уровне.

Подводя итоги, необходимо отметить, что исследования настроений потребителей, ожиданий, уверенности потребителей дает возможность не только прогнозировать социально-экономические процессы, но и участвовать в международных объединениях, проводящих подобного рода мероприятия.

Полученные результаты в ходе таких обследований в совокупности с публикуемыми Росстатом индикаторами деловой активности позволяют вычислить агрегированный индекс, который характеризует общий климат в экономике страны. Выявление параметров, влияющих на потребительское настроение, позволяет нам выделить направления улучшения данных факторов. В числе таких направлений наиболее значительными являются уровень дохода, понижение уровня безработицы, антиинфляционная и антикризисная политика. В целом, проводимые мероприятия должны быть нацелены на повышение уверенности населения в будущем.

Рассматриваемые в статье индикаторы являются макроэкономическими, и сама методика позволяет с высокой степенью надежности определить уверенность потребителей России как по стране, так и на региональном уровне, рассчитывать индикаторы для прогнозирования поведения потребителей по каждому субъекту РФ.

Список литературы:

1. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Довбенко, М.В., Осик, Ю.И. Современные экономические теории в трудах нобелиантов: учеб. пособие. - М.: Акад. естествознания, 2011. -305 с.

3. Радаев, В.В., Барсукова, С.Ю. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. - 2012. - Т. 13. - № 2. (Март). - URL: http://sartraccc.ru/ Pub/barsukova(7-04-12).htm.

4. Сажин, Ю.В., Катынь, А.В., Бикеева, М.В., Подольная, Н.Н. Микроэкономическая статистика : учеб.-метод, пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. - 2008. - 358 с.

5. Социальное положение и уровень жизни населения России. - М., 2015. - 369 с.

6. Тагавердиева, Д.С. Математический подход к оценке эффективности корпоративных структур промышленных предприятий//Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1 (50). - Февраль. - С. 122-124.

7. Тагавердиева, Д.С. Учебное пособие по макроэкономике. - Махачкала: ДГУНХ, 2018 г. 425 с.

8. Энджел, Д.Ф., Блэкуэлл, Р.Д., Миниард, П.У. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2000. 325 с.

УДК 330.34Î ББК 65.30

DOI Î0.244ÎÎ/24Î2-2025-20Î9-Î0056

MaMMaee Py^aH A6aKapoeu4 - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Юсyповa My^uMam racaH-ryceÜHoeHa - старший преподаватель кафедры «Менеджмент», Дагестанский государственный университет

Mammaev Ruslan Abakarovich - PhD in Economics, Leading Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

Yusupova Muslimat Hasan-Huseynovna - Senior Lecturer, Department of Management, Dagestan State University

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РЕГИОНА

DIGITALIZATION OF ECONOMICS AS A FACTOR OF DEVELOPMENT AND COMPETITIVENESS OF THE REGION INDUSTRY

В статье рассматриваются вопросы развития промышленности Республики Дагестан. Ключевым фактором развития промышленности, учет которого необходим в рамках формирования промышленной политики, выделен процесс цифровизации экономики. Даны рекомендации по формированию элементов промышленной политики Республики Дагестан в условиях цифровизации экономики.

Ключевые слова: промышленность, промышленная политика, цифровизация экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.