Научная статья на тему 'Подходы к оценке эффективности государственных целевых программ'

Подходы к оценке эффективности государственных целевых программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1485
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ / ВИДЫ ОЦЕНОК ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ / STATE TARGET PROGRAM / THE TARGET PROGRAM MANAGEMENT / EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE TARGET PROGRAM / THE TYPES OF ASSESSMENTS PROGRAMS / PERFORMANCE INDICATORS TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патрахина Т.Н.

В статье рассмотрены базовые подходы к оценке государственных целевых программ. Автором предпринята попытка обобщения информации наиболее значимых исследований российских и зарубежных специалистов в области оценки целевых программ, показаны подходы к классификации видов оценки, этапам проведения оценки и показателям эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF GOVERNMENT PROGRAMS

The article describes the basic approaches to the assessment of the public targeted programs. The author attempted to summarize the most important research by Russian and foreign specialists in the evaluation of targeted programs, showing the classification of evaluation approaches, stages of evaluation and performance indicators.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке эффективности государственных целевых программ»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.268

Т.Н. Патрахина

канд. филос. наук, доцент, кафедра коммерции и менеджмента, ФГБОУВПО «Нижневартовский государственный

университет»

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Аннотация. В статье рассмотрены базовые подходы к оценке государственных целевых программ. Автором предпринята попытка обобщения информации наиболее значимых исследований российских и зарубежных специалистов в области оценки целевых программ, показаны подходы к классификации видов оценки, этапам проведения оценки и показателям эффективности.

Ключевые слова: государственная целевая программа, программно-целевое управление, оценка эффективности целевой программы, виды оценок целевых программ, показатели эффективности целевой программы.

T.N. Patrakhina, Nizhnevartovsk State University

APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF GOVERNMENT PROGRAMS

Abstract. The article describes the basic approaches to the assessment of the public targeted programs. The author attempted to summarize the most important research by Russian and foreign specialists in the evaluation of targeted programs, showing the classification of evaluation approaches, stages of evaluation and performance indicators.

Keywords: state target program, the target program management, evaluation of the effectiveness of the target program, the types of assessments programs, performance indicators target program.

В настоящее время одним из важнейших средств реализации государственной политики социально-экономического развития Российской Федерации являются целевые программы. Для достижения эффективности функционирования государственных институтов необходимо выполнение двух важных условий: грамотного программноцелевого планирования и комплексной оценки эффективности исполнения программ.

Тема государственного программно-целевого управления нашла отражение в многочисленных работах отечественных исследователей: Т. Макаровой, З.Б. Лукьяненко, Г.Н. Швецовой, Т.А. Роговой, Б.З. Мильнера, В.И. Волкова, Н.П. Ефимова, B.C. Данилина, В.А. Кочкарова, Б.В. Кузнецова, А.Г. Лобко, Б. А. Райзберга и др. Вопрос оценки эффективности целевых программ представлен в трудах Д.В. Визгалова, Н.Ю. Терентьевой, Л.Р. Баевой, Е.Ю. Евстафьевой, А.Е. Лапина, В.А. Илехменева, Н.Н. Ломов-цевой, В.Н. Козельского, А. Кузьмина и др.

На законодательном уровне программно-целевое управление регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации», Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и т.д. При этом, как отмечают российские исследователи, законодательная основа программно-целевого планирования по

№ 2 (42) - 2015

65

Проблемы экономики и менеджмента

оценке эффективности и результативности исполнения программ в обновленном варианте практически продублировала предыдущую, которая включала обязательность выполнения в установленные сроки целевых индикаторов и мероприятий, а также предполагала обозначение вклада в социально-экономическое развитие страны [2, с. 83].

Рассмотрим подходы к сущности и содержанию понятия «оценка программы» с позиций отечественных и зарубежных исследователей. В рамках общеупотребительного значения оценка определяется как суждение о стоимости (ценности) и достоинствах (значении) объекта оценки. По определению Организации Объединенных Наций, оценка - это «систематический и беспристрастный анализ вида деятельности, проекта, программы, стратегии, политики, темы, вопроса, сектора, оперативной области, результатов деятельности организации» [7]. Оценка представляет собой углубленный анализ ряда компонентов: будущих и фактических результатов, процессов, внешних и внутренних факторов, а также причинно-следственной связи.

Научная дефиниция «оценка программы» трактуется в справочных изданиях следующим образом: «аналитический инструмент или процедура, предназначенная для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации государственных программ, отраслевых политик, ассессмента воздействия, а также программ развития, проектов некоммерческого сектора, корпоративных программ» [6]. Интересен подход к определению «оценка программы» американского специалиста М. Паттона, он рассматривает оценку программы с позиции процесса, цель которого практическое применение результатов оценки.

К концу 1980-х годов в мировой практике сложились подходы к оценке программ. Опыт зарубежных стран демонстрирует, что подходы к оценке эффективности целевых программ достаточно многообразны. Так в США, помимо оценки эффективности по результатам, используется метод комплексной рейтинговой оценки PART, базирующийся на принципах функционального подхода, в Европе распространены методы анализа издержек и выгод, эффективности издержек, аудит эффективности и др. [4].

Так профессор Карлетонского университета и Национальной школы государственного управления университета Квебека, ведущий эксперт в области оценки Ж. Ке-нел, выделяет следующие виды оценки: оценка на предмет адекватности программы фактической ситуации; оценка влияния программы; оценка результативности процессов программы; оценка операционной результативности [5, с. 32]. Автор определил следующие этапы в проведении оценки: 1. Возникновение потребности в информации;

2. Постановка задачи; 3. Планирование оценки; 4. Сбор и анализ данных; 5. Подготовка отчета; 6. «Обратная связь» по результатам отчета; 7. Принятие решения.

Современный российский исследователь Д.В. Визлагов выделяет 6 подходов к оценке целевых программ [1, с. 13-15]:

1. Оценка, ориентированная на выполнение задач программы.

Результаты оценки: измерение успеха программы, корректировка программы и ее задач в случае необходимости, учет плюсов и минусов программы при запуске других программ.

66

№ 2 (42) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

2. Оценка, ориентированная на управление программой.

Результаты оценки: выводы о степени успешности программы, принятие своевременных и качественных управленческих решений.

3. Оценка, ориентированная на потребителя.

Результаты оценки: измерение «продукта», влияния или воздействия программы на благополучателя и сравнение с тем, что было запланировано.

4. Оценка, основанная на экспертных мнениях (экспертная оценка).

Результаты оценки: выводы, основанные на экспертных знаниях.

5. Оценка, ориентированная на разрешение противоречий или принятие одной из нескольких точек зрения по поводу реализации программы.

Результаты оценки: выбор одной из различных точек зрения групп, имеющих отношение к программе (например, руководители программы, благополучатели программы, спонсоры программы, другие заинтересованные стороны).

6. Оценка, ориентированная на консенсус аналитических мнений.

Результаты оценки: однозначные выводы, согласованные со всеми заинтересованными участниками процесса, учитывающие все интересы и все точки зрения.

По мнению младшего научного сотрудника Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета Высшей школы экономики О.С. Минченко, показатели, которые характеризуют эффективность целевой программы, группируются следующим образом [3, с. 39]:

1. Показатели экономической эффективности, характеризуются рядом целевых индикаторов, отражающих соотношение затрат и достигнутых результатов.

2. Показатели бюджетной эффективности, характеризуют последствия реализации целевой программы для бюджета финансирование проекта.

3. Показатели социальной эффективности выражаются в росте следующих показателей: уровень занятости, уровень оплаты труда и т.д.

Кроме вышеуказанных показателей эффективности целевой программы, автор выделяет и ряд субъективных показателей, сложно поддающихся оценке, таких как длительность эффекта от реализации целевой программы, нацеленность на решение актуальных проблем социально-экономического развития и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной отечественной и зарубежной практике сформировались различные подходы к оценке эффективности реализации государственных целевых программ, имеется обширное количество научных публикаций, представляющих теоретические изыскания и результаты практической деятельности. Во многих зарубежных практиках оценка программ носит высокопрофессиональный характер, сформированы стандарты оценки, методология, принципы и инструменты оценки программ, государственные институты оценки. При этом говорить о том, что в настоящий момент в России создана универсальная комплексная методика оценки эффективности целевых программ преждевременно. Перед отечественными исследователями стоит задача - адаптировать обширную мировую практику оценки целевых программ к организационным, политическим, экономическим, социальным и культурным условиям нашей страны.

№ 2 (42) - 2015

67

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. - 108 с.

2. Лапин А.Е. Оценка эффективности реализации государственных программ (американская и российская практика) / А.Е. Лапин, Н.Н. Ломовцева, В.А. Илехменев // Научные ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. - 2013. - № 7 (150), вып. 26/1. - С. 80-86.

3. Минченко О.С. Подходы к оценке целевых программ в российской практике // Вопросы управления. - 2012. - № 4. - С. 37-41.

4. Нигметов К.К. Зарубежный опыт оценки программ (на примере Канады) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.kz/analytics/971/10946/.

5. Оценка программ: методология и практика / под ред. А. И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. - М.: Престо-РК, 2009. - 396 с.

6. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/668063.

7. UNEG, United Nations Norms for evaluation [Electronic resource]. - URL: http://www.uneval.org/document/detail/21.

68

№ 2 (42) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.