Ю.Н.Толутанова
Подходы к освоению особенностей сатирической публицистики
Спецкурс «Специфика сатирической публицистики» в Московском государственном университете печати предлагается в качестве вспомогательной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». Возрождение отечественной сатирической публицистики немыслимо без серьезных усилий исследователей СМИ по выявлению причин спада и активного участия системы журналистского образования в создании мотивации у будущих журналистов к сатирическому творчеству.
Ключевые слова: сатира, публицистика, художественно-выразительные средства, корифеи сатирических жанров.
В Х1Х-ХХ веках газетные и журнальные сатирические публикации были ярчайшей составляющей отечественной журналистики. Благодаря иронии и сатире выступления талантливых публицистов вызывали огромный общественный резонанс. Имена их авторов (М. Кольцов, М. Зощенко, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров и др.) были широко известны, массовый читатель видел в них смелых борцов с социальными пороками, а власть предержащая смотрела на них с опаской и многих преследовала.
Сегодняшняя сатирическая публицистика, к сожалению, во многом уступает своей предшественнице. Очень мало появляется на страницах современных газет памфлетов, практически исчез фельетон.
Отчасти это связано с такой тенденцией современной журналистики, как усиление ее информационного начала. На смену ярким оценочным текстам публицистов прошлого пришли суховатые творения новостий-щиков, репортеров и комментаторов. Классические сатирические жанры уступили место немногочисленным юмористическим рассказам, в которых, за редким исключением, отсутствует авторский стиль, да и рассчитаны они на невзыскательного читателя, взращенного на недалеких и пошловатых шутках «мастеров телевизионного юмора».
Представляется, что возрождение отечественной сатирической публицистики немыслимо без серьезных усилий исследователей СМИ по выявлению причин спада и активного участия системы журналистского образования в создании мотивации у будущих журналистов к сатирическому творчеству. Принято считать, что публицистами не становятся, а рождаются. Однако опыт советского прошлого по подготовке журналистских
кадров частично убеждает в обратном. Надо полагать, возрождение | качественных сатирических материалов в лучших традициях жанров | требует более обстоятельного обращения в рамках учебных программ к деятельности корифеев сатиры, к раскрытию основных законов и особенностей сатирических жанров, их огромной социальной значимости и действенности.
Цель спецкурса, который читается у нас, - знакомство будущих журналистов с возможностями газетной и журнальной сатирической публицистики, формирование у них основных навыков создания фельетона, памфлета и прочих сатирических жанров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к текстам такого рода, и правилами использования художественно-выразительных средств, создающих неповторимое своеобразие языка и стиля сатиры.
Спецкурс предполагает сочетание лекционных и практических занятий, причем практике уделяется особенно пристальное внимание. В ходе семинаров студенты по предложенной преподавателем схеме анализируют тексты корифеев сатирических жанров, сопоставляют их с произведениями современных публицистов, обсуждают - словом, учатся на лучших образцах работать в сатирических жанрах. Итогом такой подготовки становится самостоятельное написание фельетонов, сатирических миниатюр, памфлетов.
Работа строится по следующим направлениям:
- анализ текстов мастеров сатирических жанров с точки зрения темы и идеи произведения, композиции, авторских приемов выразительности, в том числе языковых;
- сопоставление текстов корифеев сатирических жанров с произведениями современных публицистов, выявление сходства и различия, поиск причин, вызывающих сегодня отсутствие сатирических жанров в «чистом» виде;
- самостоятельное написание фельетонов, памфлетов, сатирических миниатюр, анализ написанного, рекомендации авторам. Содержание спецкурса включает в себя семь тематических разделов.
В первом речь идет о специфике сатирической публицистики и ее особой роли, рассматривается фельетон как основной сатирический жанр.
Студентам предлагается познакомиться с формами комического, уяснить для себя понятие сатиры. Далее вводится термин «сатирическая публицистика» и характеризуются ее особенности. Принципиально важно, что на занятии проводятся параллели между литературой и публицистикой. Дается определение фельетону как основному жанру сатирической публицистики и разбираются социальные функции фельетона, его цели,
задачи и возможности. Проводится мысль о необходимости возрождения ш х газетного и журнального фельетона в современной жизни в силу актуаль- ¡5 ^ ности задач данного жанра и его высокой эффективности. £
Вторая тема занятий посвящается рассмотрению жанровых особеннос- § тей фельетона в сравнении с прочими сатирическими жанрами. Детально © анализируются жанровые требования к фельетону. Изучаются его жанровые разновидности. Фельетон сопоставляется с другими литературными и публицистическими жанрами (юмористическим и сатирическим рассказом, памфлетом, пародией, сатирическим комментарием, сатирической миниатюрой). Разбираются его художественно-изобразительные средства.
После данного занятия уместно конспектирование теоретических работ, рекомендаций практикующих публицистов по фельетону. Такое домашнее задание и дается студентам. На следующей встрече конспекты обсуждаются.
Третье занятие предлагает студентам знакомство с историей фелье-тонистики. Они узнают о зарождении, становлении и эволюции жанра «фельетон», о многочисленных спорах, связанных с его существованием (о степени беллетризации и фактической достоверности, о разнице между фельетоном и сатирическим рассказом и др.). Рассматривается роль личности фельетониста в истории. Даются сведения о фельетонистах XIX века и советской школе фельетона. Анализируется вклад в сатирическую публицистику корифеев жанра (М. Зощенко, М. Кольцова, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Зорича и др.). Делается попытка определить причины упадка жанра в современную эпоху, в связи с чем затрагивается важная проблема - фельетон и время. Обсуждаются «вечные» проблемы фельетонистики.
Четвертая тема - составляющие мастерства корифеев сатирических жанров. В центре внимания - фельетонное наследие М. Зощенко и уникальный творческий дуэт - соавторство И. Ильфа и Е. Петрова. Зачитываются вслух и анализируются их сатирические миниатюры и фельетоны, проводится классификация выступлений, рассматриваются проблематика и художественно-языковое своеобразие.
А на следующем занятии дается характеристика структурно-композиционных особенностей разных сатирических жанров: фельетон, памфлет, сатирическая миниатюра обнаруживают свое сходство и различия с точки зрения выражения мысли сатирика. Рассматривается, как в том или ином случае строится сюжет, как создаются образы персонажей. Отдельно поднимается вопрос о герое и авторе сатирического произведения. В обсуждении затрагиваются основные образы фельетона, памфлета
J „
а и сатирическои миниатюры, акцентируется внимание на их отличии от | образов сатирического рассказа, сравнивается назначение собирательно-| го и конкретного образов. Анализируются функции заголовка в произведениях сатирических жанров и функции художественной детали. С особым интересом студенты обсуждают соотношение вымысла и реальности в сатирических материалах. С этой точки зрения оказывается очень полезным упражнение, ориентированное на глубинный «творческий контакт» студента с корифеем. К примеру, предлагается такое задание.
«Прослушайте внимательно фрагмент фельетона И. Ильфа и Е. Петрова. Напишите продолжение текста в соответствии с авторской манерой и логикой построения материала». Далее читается фельетон:
ЖУРНАЛИСТ ОШЕЙНИКОВ
Поздно ночью журналист Ошейников сидел за столом и сочинял художественный очерк.
Тут, конечно, удобно было бы порадовать читателя экстренным сообщением о том, что мягкий свет штепсельной лампы бросал причудливые блики на лицо пишущего, что в доме было тихо, и лишь поскрипывали половицы, да где-то (далеко-далеко) брехала собака.
Но к чему все эти красивые литературные детали? Современники все равно не оценят, а потомки проклянут.
В силу этого будем кратки.
Тема попалась Ошейникову суховатая - надо было написать о каком-то юбилейном заседании. Развернуться на таком материале было трудно. Но Ошейников не пал духом, не растерялся.
«Ничего, - думал он, - возьму голой техникой. Я, слава богу, набил руку на очерках».
Первые строчки Ошейников написал не думая. Помогали голая техника и знание вкусов редактора.
«Необъятный зал городского драматического театра, вместимостью в двести пятьдесят человек, кипел морем голов. Представители общественности выплескивались из амфитеатра в партер, наполняя волнами радостного гула наше гигантское театральное вместилище».
Ошейников попросил у жены чаю и продолжал писать:
«Но вот море голов утихает. На эстраде появляется знакомая всем собравшимся могучая, как бы изваянная из чего-то фигура Антона Николаевича Гусилина. Зал разражается океаном бесчисленных аплодисментов».
Еще десять подобных строчек легко выпорхнули из-под пера журналиста. Дальше стало труднее, потому что надо описать новую фигуру -председателя исполкома тов. Чихаева.
Фигура была новая, а выражения только старые. Но и здесь Ошейни- ш х ков, как говорится, выкрутился. ¡5 ^
«За столом президиума юбилейного собрания энергичной походкой £ появляется лицо тов. Чихаева. Зал взрывается рокочущим прибоем § несмолкаемых рукоплесканий. Но вот клокочущее море присутствую- © щих, пенясь и клубясь бурливой радостью, входит в берега сосредоточенного внимания».
Ошейников задумался.
«Входит-то оно входит, а дальше что?»
Он встал из-за стола и принялся нервно прогуливаться по комнате. Это иногда помогает, некоторым образом заменяет вдохновение.
«Так, так, - думал он, - этого Чихаева я описал неплохо. И фигура Гусилина тоже получилась у меня довольно яркая. Но вот чувствуется нехватка чисто художественных подробностей».
Мысли Ошейникова разбредались.
«Черт знает что, - размышлял он, - второй год обещают квартиру в новом доме и все не дают. Илюшке Качурину дали, этому бандиту Фиалкину дали, а мне...»
Вдруг лицо Ошейникова озарилось нежной детской улыбкой. Он подошел к столу и быстро написал:
«По правую руку от председателя собрания появилась уверенная, плотная, крепкая бритая фигура нашего заботливого заведующего жилищным отделом Ф.3. Грудастого. Снова вскипает шум аплодисментов».
- Ах, если бы две комнаты дал! - страстно зашептал автор художественного очерка. - Вдруг не даст? Нет, даст. Теперь должен дать.
Для полного душевного спокойствия он все-таки вместо слов «шум аплодисментов» записал «грохот оваций» и щедро добавил:
«Тов. Грудастый спокойным взглядом выдающегося хозяйственника обводит настороженно притихшие лица первых рядов, как бы выражающие общее мнение: «Уж наш т. Грудастый не подкачает, уж он уверенно доведет до конца стройку и справедливо распределит квартиры среди достойнейших».
Ошейников перечел все написанное. Очерк выглядел недурно, однако художественных подробностей было еще маловато.
И он погрузился в творческое раздумье. Скоро наступит лето, засверкает солнышко, запоют пташки, зашелестит мурава... Ах, природа, вечно юная природа... Лежишь в собственном гамаке на собственной даче...
Ошейников очнулся от грез.
«Эх, и мне бы дачку!» - подумал он, жмурясь.
Тут же из-под пера журналиста вылились новые вдохновенные строки:
«Из группы членов президиума выделяется умный, как бы освещен-| ный весенним солнцем, работоспособный профиль руководителя дачного | подотдела тов. Куликова, этого неукротимого деятеля, кующего нам летний, здоровый, культурный, бодрый, радостный, ликующий отдых. Невольно думается, что дачное дело - в верных руках».
Муки художественного творчества избороздили лоб Ошейникова глубокими морщинами.
В комнату вошла жена.
- Ты знаешь, - сказала она, - меня беспокоит наш Миша.
- А что такое?
- Да вот все неуды стал из школы приносить. Как бы его не оставили на второй год.
- Стоп, стоп, - неожиданно сказал журналист. - Это очень ценная художественная деталь. Сейчас, сейчас...»
Здесь преподаватель заканчивает чтение, студенты пытаются дописать фельетон. Потом зачитываются варианты, обсуждаются аудиторией, а в конце озвучивается авторский вариант. Конечно, в таком творческом соревновании авторы оказываются победителями, но это только добавляет студентам азарта.
Следующая тема выводит аудиторию на осмысление сущности комического и закономерностей его отражения в разных сатирических жанрах. Студенты узнают об основных формах комического в публицистических произведениях, обсуждают роль смеха, вместе с преподавателем анализируют средства создания комического. Вводятся понятия конкретности и иносказательности в сатирической публицистике. Рассматривается ирония как главное оружие сатирика. Идет речь и о других приемах сатирической публицистики.
В качестве упражнения аудитории предлагается провести сравнительный анализ аналитического и сатирического комментария. Полезным оказывается и решение такой задачи: проанализировать текст, обладающий некоторыми чертами фельетона, с целью определить: что же помешало ему стать полноценным фельетоном?
Последняя тема, рассматриваемая в спецкурсе, сосредотачивает внимание студентов на выразительных средствах языка сатирической публицистики. Здесь главная задача - осмыслить средства создания выразительности и образности в произведениях сатирических жанров. Изучаются особенности тропов (эпитетов, аллегорий, метафор и др.). Рассматривается специфика и мера разговорной речи в произведении, намеренное искажение языка автором. Уделяется внимание словесной
111
игре в фельетоне и сатирической миниатюре (оксимороны, каламбуры), ш х а также стилевому контрасту в произведениях как умелому сочетанию S «а разностильной лексики. Анализируются синтаксические средства переда- S чи комического (комическое употребление союзов, вводных слов и встав- § ных конструкций, неполных предложений, повторы грамматических © и смысловых конструкций).
На этом этапе работы уместны следующие упражнения:
а) редактирование текстов современных фельетонистов, их улучшение (при необходимости - переписывание);
б) продумывание и формулировка тем, которые сегодня подошли бы для написания фельетона; поиск «фельетонных фактов» в современной действительности;
в) написание собственных фельетонов (лучше всего давать в качестве домашнего задания);
г) круглый стол по обсуждению написанных фельетонов. Предлагаемая методика прошла успешную апробацию, в дальнейшем
она будет дополняться и уточняться. Спецкурс не претендует на стопроцентную подготовку будущих фельетонистов и памфлетистов, поскольку для работы в данных жанрах требуется наличие острого ума и особых способностей, можно даже сказать - таланта. Но хочется надеяться, что занятия этой дисциплиной по меньшей мере разовьют у будущих журналистов критическое мышление и вкус к острому слову, сформируют способность емко и афористично излагать свои суждения.
Библиографический список
1. Борев Ю. О комическом. М., 1957.
2. Виленский М.Э. Как написать фельетон. М., 1982.
3. Вспоминая Михаила Зощенко: Сборник / Сост. Ю.В. Томашевский. Л., 1990.
4. Вулис А.З. И. Ильф, Е. Петров. Очерк творчества. М., 1960.
5. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры. М. Зощенко и сатирическая проза 20-40-х годов. Л., 1973.
6. Журбина Е.И. Искусство фельетона. М., 1965.
7. Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975.
8. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
9. Новиков В.И. Книга о пародии. М., 1989.
10. Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. Ростов-на-Дону, 1976.
11. Стрельцов Б.В. Фельетон: Теория и практика жанра. Минск, 1983.
12. Стыкалин С.И., Кременская И.К. Советская сатирическая печать. 1917-1963. М., 1963.