Научная статья на тему 'Подходы к организационно-экономическому обеспечению государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации'

Подходы к организационно-экономическому обеспечению государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
455
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / RURAL TOURISM / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трухачев Александр Владимирович

Развитие туризма в Российской Федерации, особо динамичное с 2011 года, с момента введения ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018)», обусловливает усиление конкуренции между региональными туристскими продуктами. Туристы становятся все более искушенными и требовательными к получаемым впечатлениям, стремясь удовлетворить разнообразные потребности в процессе путешествия. Растет емкость сегментов самодеятельного туризма, туризма выходного дня, автотуризма и т.п. Субъекты туристского рынка, ориентируясь на все более узкие целевые сегменты, вынуждены изыскивать возможности диверсификации турпродукта, обеспечения его оригинальности, уникальности и аутентичности. Все это создает предпосылки для активизации развития сельского туризма. Однако государственная политика в области развития сельского туризма не сформирована, а используемые механизмы и меры поддержки носят зачастую локальный характер и не отличаются системностью. Практика показывает, что как на федеральном, так и на региональном уровнях, отсутствует интеграция и координация между отдельными инструментами и механизмами государственной политики в области сельского хозяйства и туризма. В результате, с одной стороны, потенциал сельского туризма не используется при решении социально-экономических проблем развития сельских территорий, с другой стороны остается неудовлетворенным спрос населения на сельский отдых. Решение задачи разработки государственной политики развития сельского туризма не может решаться вне осмысления подходов к построению эффективного организационно-экономического механизма. В первую очередь, это касается определения важнейших событий, определяющих перспективы и направления развития сельского туризма, а также проектирование наиболее эффективных для них мер и методов развития сельского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR STATE POLICY OF RURAL TOURISM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tourism development in the Russian Federation, which became especially dynamic after adoption of Federal Target Program ((Development of domestic and outbound tourism in the Russian Federation in 2011-2018», promotes competition among regional travel products. Tourists become ever exacting as regard expected impression as they try to satisfy various requirements during their trip. The capacity of flash packing, weekend tourism and caravanning segments is growing. Tourism market entities are looking for opportunities for travel product diversification, aiming at its originality, uniqueness and authenticity. All this creates conditions for rural tourism activation. However, the state rural tourism policy is not fully constructed and support mechanisms used are usually initiated by regional authorities and thus are of quite irregular nature. There is lack of coordination between certain tools and mechanisms of state policy in agriculture and tourism at both the federal and the regional levels. As a result, rural tourism potential capacity is not fully used when solving social and economic problems of rural areas. On the other hand, demand for countryside recreation remains unmet. Thus, the state policy in rural tourism cannot be developed separately from creation of efficient organizational and economic mechanism. Firstly, it concerns arrangement of events that determine the trends for rural tourism as well as designing the most efficient methods and measures for rural tourism development.

Текст научной работы на тему «Подходы к организационно-экономическому обеспечению государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации»

Трухачев А.В.

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Развитие туризма в Российской Федерации, особо динамичное с 2011 года, с момента введения ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018)», обусловливает усиление конкуренции между региональными туристскими продуктами. Туристы становятся все более искушенными и требовательными к получаемым впечатлениям, стремясь удовлетворить разнообразные потребности в процессе путешествия. Растет емкость сегментов самодеятельного туризма, туризма выходного дня, автотуризма и т.п. Субъекты туристского рынка, ориентируясь на все более узкие целевые сегменты, вынуждены изыскивать возможности диверсификации турпродукта, обеспечения его оригинальности, уникальности и аутентичности. Все это создает предпосылки для активизации развития сельского туризма. Однако государственная политика в области развития сельского туризма не сформирована, а используемые механизмы и меры поддержки носят зачастую локальный характер и не отличаются системностью. Практика показывает, что как на федеральном, так и на региональном уровнях, отсутствует интеграция и координация между отдельными инструментами и механизмами государственной политики в области сельского хозяйства и туризма. В результате, с одной стороны, потенциал сельского туризма не используется при решении социально-экономических проблем развития сельских территорий, с другой стороны - остается неудовлетворенным спрос населения на сельский отдых. Решение задачи разработки государственной политики развития сельского туризма не может решаться вне осмысления подходов к построению эффективного организационно-экономического механизма. В первую очередь, это касается определения важнейших событий, определяющих перспективы и направления развития сельского туризма, а также проектирование наиболее эффективных для них мер и методов развития сельского туризма.

Ключевые слова. Сельский туризм, организационно-экономический механизм, государственная политика.

Trukhachev A.V.

APPROACHES TO ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR STATE

POLICY OF RURAL TOURISM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Tourism development in the Russian Federation, which became especially dynamic after adoption of Federal Target Program «Development of domestic and outbound tourism in the Russian Federation in 2011-2018», promotes competition among regional travel products. Tourists become ever exacting as regard expected impression as they try to satisfy various requirements during their trip. The capacity of flash packing, weekend tourism and caravanning segments is growing. Tourism market entities are looking for opportunities for travel product diversification, aiming at its originality, uniqueness and authenticity. All this creates conditions for rural tourism activation. However, the state rural tourism policy is not fully constructed and support mechanisms used are usually initiated by regional authorities and thus are of quite irregular

ГРНТИ 06.71.57 © Трухачев А.В., 2016

Александр Владимирович Трухачев - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой туризма и сервиса Ставропольского государственного аграрного университета.

Контактные данные для связи с автором: 355000, Ставрополь, Баумана пер., д. 42 (Russia, Stavropol, Bauman lane, 42). Тел.: 8 903 526 88 88. E-mail: crsstgau@yandex.ru.

nature. There is lack of coordination between certain tools and mechanisms of state policy in agriculture and tourism at both the federal and the regional levels. As a result, rural tourism potential capacity is not fully used when solving social and economic problems of rural areas. On the other hand, demand for countryside recreation remains unmet. Thus, the state policy in rural tourism cannot be developed separately from creation of efficient organizational and economic mechanism. Firstly, it concerns arrangement of events that determine the trends for rural tourism as well as designing the most efficient methods and measures for rural tourism development.

Keywords. Rural tourism, organizational and economic mechanism, state policy.

^ ^ ^

Современный туризм развивается под влиянием многих факторов. В настоящее время, безусловно, важнейшими из них выступают складывающиеся новые экономические условия, которые определяют трансформацию в процессах реализации государственной политики развития туризма и мер, проектируемых для развития отдельных его видов [4, 8]. Трансформация касается не только структуры приоритетных видов туризма, она затрагивает и систему стимулирования и поддержки субъектов туристской индустрии, организационно-экономических механизмов развития тех или иных направлений туристской деятельности.

Формирование организационно-экономического механизма развития отдельных видов туризма [1, 2, 3, 7, 12, 16, 18] подчеркивают важность таких аспектов, как: координация усилий и мер, предпринимаемых органами государственного управления, направленных на развитие туризма; активизация межведомственного взаимодействия при реализации отдельных мер, привлечение иных министерств и ведомств к проведению определенных мероприятий; построение более тесных и эффективных межотраслевых связей, направленных на формирование разнообразных туристских продуктов, интеграцию в индустрию туризма новых видов предприятий и услуг. Вообще, вопрос координации представляется ключевым при построении организационно-экономического механизма [10, 13, 15]. Региональный опыт на практике доказывает эту гипотезу [9, 11, 14].

В связи с этим, по нашему мнению, в первую очередь следует учитывать значимость следующих событий, которые будут влиять на формируемые механизмы регулирования сельского туризма в ближайшие 5 лет: развитие индустрии туризма в соответствии с планами региональных туристских администраций, в т.ч. в разрезе строительства и запуска туристских кластеров, комплексов и других крупных объектов при осуществлении целевых маркетинговых усилий по брендингу и продвижению туристских продуктов. Основанием прогнозирования данного события выступает 100% использование субъектами Российской Федерации программно-целевого подхода к развитию сельского туризма, т.е. разработка и принятие стратегий или программ развития туризма.

При сохранении на протяжении ближайших лет сложившихся геополитических и экономических трендов также следует прогнозировать переориентацию значительной части выездного туристского потока на внутренний туризм, что подтверждается мнениями экспертов в сфере туризма, специалистами Ростуризма. Соответственно, ожидается появление для туристских компаний новых целевых аудиторий, углубление сегментации туристского рынка в части учета поведенческих особенностей отдельных целевых аудиторий. Следовательно, потенциальный рынок сбыта сельского туристского продукта будет расширяться.

В свою очередь, данные условия обострят конкуренцию между туристскими дестинациями, что приведет к закономерным последствиям: туристские дестинации (регионы) будут вынуждены усилить мероприятия по уникализации регионального туристского продукта, его брендингу и продвижению, зачастую гастрономический, деревенский, усадебный и прочие специфические виды сельского туризма выступают эффективными инструментами решения указанной задачи; согласно закономерности развития жизненного цикла организаций, туристские компании будут ориентироваться на оптимизацию и повышение эффективности своей деятельности.

Изучение работ, посвященных совершенствованию систем поддержки наиболее важных для туризма проектов и создания благоприятных условий, показывает, что наиболее важными представляются привлечение инвестиций [6] и активизация инновационных процессов [5, 17]. В связи с этим,

развитие сельского туризма будет сконцентрировано в основном в сегменте малого и среднего предпринимательства, причем в таких видах туристской деятельности, которые позволяют уникализиро-вать региональный туристских продукт и придать ему отдельные атрибуты аутентичности. В первую очередь, это касается развития таких видов туризма, как агротуризм, сельский туризм, гастрономический туризм, охотничий туризм, проекты в сфере народных художественных промыслов и ремесленничества, создания необычных туристских объектов показа (музеи и пр.). Также следует ожидать предпринимательских инициатив в сфере туристского маркетинга и продвижения туристских продуктов.

Потребности туристских компаний в оптимизации и повышении эффективности своей деятельности будут стимулировать становление и развитие В2В рынка, связанного с информационными и иными, в т. ч. инновационными технологиями туристского обслуживания, а также с услугами по повышению качества обслуживанию гостей. Данный аспект особенно важен в индустрии сельского туризма. На рис. 1 схематично представлена «карта будущего» основных событий, влияющих на разработку состава механизмов регулирования сельского туризма.

А 1

Развитие индустрии туризма в соответствии с планами региональных туристских администраций

• Строительство и ввод в эксплуатацию туристских кластеров и крупных туристских комплексов

• Формирование вокруг них совокупности малых и средних предприятий по обслуживанию туристов

• Усиление роли различных видов сельского туризма

Переориентация значительной части выездного туристского потока на внутренний туризм

• Расширение перечня целевых аудиторий, углубление сегментации рынка

• Востребованность новых бизнес-технологий

• Востребованность инновационных технологий, прежде всего

энергосберегающих и зеленых технологий

1

Обострение конкуренции между туристскими дестинациями

• Приоритетное развитие сельского уризма, позволяющего повысить аутентичность и оригинальность регионального туристского продукта

• Развитие малого и среднего предпринимательства в направлениях, позволяющих уникализировать региональный туристский продукт и усилить его конкурентные преимущества

• Развитие В2В рынка для туристских компаний в сфере оптимизации и повышения эффективности деятельности туристских компаний

Рис. 1. Основные события, влияющие на разработку организационно-экономических механизмов

в сфере сельского туризма

В отношении формируемых механизмов регулирования сельского туризма, в рамках данной прогнозной оценки ожидается формирование узконаправленных, но при этом комплексных мероприятий. Объектами стимулирования предпринимательской инициативы будут выступать: проекты по использованию информационных технологий в интернет и 8МЛЯТ-среде сельского туризма; внедрение инновационных бизнес-технологий в сфере сельского туризма; маркетинговые проекты в сфере брен-динга и продвижения турпродуктов сельского туризма; развитие малого и среднего предпринимательства в сельском туризме.

Определение данных событий обусловливает переход к системному применению мер поддержки и стимулирования сельского туризма. Следует заметить, что, как правило, эти меры (представлены ниже) носят эпизодический и/или локальный характер. Вообще, эффективным механизмом регулирования сельского туризма считается тот, который обеспечивает достижение целевых показателей/индикаторов выполнения стратегических решений в области туризма и/или соответствует задачам развития туристско-рекреационного комплекса региона/дестинации. К параметрам эффективности данных механизмов могут быть отнесены: экономические показатели, в т.ч. количество новых проек-

тов в сфере сельского туризма, инициированных и действующих на рынке 2 года и более, количество новых сельских туристских продуктов/маршрутов, объем привлеченных инвестиций; социальные показатели, такие как количество новых рабочих мест в индустрии сельского туризма; технологические показатели, в т.ч. количество внедренных новых технологий на предприятиях сельского туризма и гостеприимства, параметры поисковых запросов региональных туристских продуктов в сети Интернет и пр.

Наиболее эффективными, в плане достижения указанных показателей, по нашему мнению, выступают механизмы прямого воздействия. В первую очередь, это механизмы субсидирования и предоставления грантовой поддержки, поскольку в них заложена адресность по отношению к объекту и предмету стимулирования. Также следует отметить гибкость и адаптивность данных механизмов. Также эффективными выступают механизмы, обеспечивающие интеграцию с иными соответствующими целевыми программами регионов и муниципальных образований. Это касается, прежде всего, формирования списка соисполнителей региональных стратегических документов в сфере туризма в целом, сельского туризма в частности. Наряду с указанными, эффективными представляются механизмы по развитию инфраструктуры сельского туристского предпринимательства на региональном уровне, включая системы информационно-консалтинговой поддержки, образовательные мероприятия, бизнес-инкубаторы и пр.

Неотъемлемой, но крайне важной составляющей эффективных механизмов регулирования сельского туризма выступает работа по пропаганде сельского туристского предпринимательства и вовлечению населения и предпринимателей из смежных видов деятельности в индустрию сельского туризма. В стратегической перспективе следует прогнозировать развитие применения системного подхода к развитию сельского туристского предпринимательства. Системность будет выражаться в сочетании разнообразных механизмов стимулирования предпринимательских инициатив на различных этапах развития проектов, а также интеграции с различными инструментами государственного регулирования на региональном и муниципальном уровнях.

В предполагаемом механизме регулирования сельского туризма в Российской Федерации необходимо учитывать усиливающиеся интеграционные тенденции. В первую очередь, они обусловлены интеграцией сельскохозяйственной и туристской деятельности, а также индустрии культуры, в рамках которых развивается малое и среднее предпринимательство. Также необходимо учитывать целесообразность формирования вертикальной взаимосвязи и взаимодополнения инструментария регулирования сельского туризма с учетом приоритетных задач и факторов, определяющих развитие сельского туризма. В соответствии с этими положениями определим основы организационно-экономического механизма обеспечения государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации (рис. 2).

В составе основ организационно-экономического механизма обеспечения государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации отражены субъекты его реализации, цель функционирования самого механизма на определенном уровне его реализации, а также наиболее часто используемые инструменты. Подобное распределение типов государственной политики развития сельского туризма предполагает формирование двухуровневой базы стратегических документов развития сельского туризма. По мнению автора, целесообразна разработка подпрограммы развития сельского туризма в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)», в которой бы определялись цели, задачи, приоритеты и механизмы поддержки развития сельского туризма. На региональном уровне (уровне субъектов Российской Федерации) наличие отдельного стратегического документа (стратегии, программы) развития сельского туризма целесообразно в тех регионах, где сельский туризм выступает одним из приоритетных видов туризма региона. В регионах, где сельский туризм определен как диверсификационный вид туризма или является приоритетным только для отдельных территорий (муниципальных образований и/или кластеров) аналогично федеральному уровню, целесообразна разработка соответствующей подпрограммы в региональную программу развития туризма.

В содержании указанных стратегических документов, наряду с уточнением понятийного аппарата, целей, задач и приоритетов развития сельского туризма, необходимы разработка положений и механизмов межведомственного взаимодействия и координации используемого инструментария между

уровнями государственного регулирования. Наиболее перспективными областями межведомственного взаимодействия в государственной политике развития сельского туризма представляются:

• прямая финансовая поддержка проектов в сфере сельского туризма (субсидии и гранты);

• государственно-частное партнерство в сфере сельского туризма, в т.ч. по формированию и продвижению туристского продукта;

• информационная, консультационная, просветительская и образовательная деятельность в сфере сельского туризма и т. д.

Рис. 2. Основы организационно-экономического механизма обеспечения государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации

Соответственно, сохраняется приоритет двух механизмов межведомственного взаимодействия: организация и функционирование постоянно действующих (общественных) органов по развитию сельского туризма, а также разработка и утверждение технологических карт межведомственного взаимодействия в части сельского туризма. Что касается координации используемого инструментария между уровнями государственного регулирования, то нами рекомендованы меры по координации, включающие: работу по формированию перечня отдельных мероприятий по развитию сельского туризма, а также порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям на цели развития сельского туризма; создание координационных органов с участием специалистов туристских администраций региона, муниципального образования, сельских поселений и городских округов, а также экспертов профессионального сообщества, министерств и ведомств в рамках межведомственного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байсултанова Л.Б. Формирование организационно-экономического механизма управления развитием экологического туризма в регионе (на примере КБР) // Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 3. С. 10-15.

2. Беданоков М.К., Измайлова Г.С., Шаева И.А. Организационно-экономические механизмы реализации инклюзивного туризма и рекреации в Республике Адыгея // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2015. № 3 (187). С. 80-83.

3. Белова Н.М., Белов Г.Л. Организационно-экономический механизм развития экспорта услуг сельского туризма в регионе // European Social Science Journal. 2013. № 11-2 (38). С. 424-431.

4. Данилина С.К. Организационно-экономический механизм оптимизации услуг российского туризма в условиях глобализации на мировом рынке // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2011. № 7. С. 245-247.

5. Киселева И.А., Трамова А.М. Система организационно-экономических механизмов, ориентированных на активизацию инновационных процессов в индустрии туризма // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 312-315.

6. Кликич Л.М., Кукташев И.И. Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в развитие сельского туризма // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 2. С. 107-113.

7. Кулюшина Н.Е., Лигидов Р.М. Организационно-экономический механизм поддержки социального туризма // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3. С. 591-594.

8. Лебедев К.А. Совершенствование государственного регулирования в сфере туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2014. № 24. С. 139-141.

9. Левочкина Н.А. Региональный туризм: организационно-правовые аспекты регулирования // СИСП. 2011. № 4. С. 3.

10. Морозов В.Ю., Смайловская М.С., Шестакова С.В. Проблемы реализации государственной политики в сфере туризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 5 (52). С. 76-87.

11. Падерин А.В. Концептуальные основы разработки механизма управления туристско-рекреационной зоной Республики Крым // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2015. № 21. С. 227237.

12. Растегаева Т. Е. Формирование организационно-экономического механизма развития делового туризма: дис. ... канд. экон. наук. Сочи: Сочинский государственный университет, 2013.

13. Рубцова Н.В. Координационный механизм как фактор повышения социально-экономической эффективности туристской деятельности // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 8 (55). С. 85-97.

14. Салишева Э.Г. Организационно-экономический механизм стимулирования развития предприятий сферы туризма в Республике Башкортостан // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 3. С. 59-61.

15. Стефаненко М.Н., Падерин А.В. Концептуальные основы разработки организационно-экономического механизма управления сферой туризма // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2014. № 44. С. 131-135.

16. Целиковский В.К. Совершенствование государственных механизмов развития детского оздоровительного туризма // Пространство экономики. 2010. № 1-3. С. 96-102.

17. Чубарин А.Н. Механизм инвестиционной деятельности в сфере туризма на основе применения системы целевого управления // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 2. С. 67-70.

18. Шодорова Н.М., Юрьева Н.В. Организационно-экономические механизмы развития экологического туризма на примере Окинского района Республики Бурятия // Вестник БГУ. 2010. № 2. С. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.