Научная статья на тему 'Подходы к организации внутренних аудитов в ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»'

Подходы к организации внутренних аудитов в ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / КРИТЕРИИ АУДИТА / НЕСООТВЕТСТВИЕ / ПРОГРАММА АУДИТОВ / ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / AUDIT / SPECIALIST COMPETITIVENESS / CORRECTIVE ACTIONS / AUDIT CRITERIA / PREVENTIVE ACTIONS / CUSTOMER SATISFACTION / NON-CONFORMITY / AUDIT PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дылдина Татьяна Михайловна

Данная статья представляет собой описание и анализ опыта проведения внутреннего аудита как инструмента гарантий качества профессиональной подготовки специалистов в Лысьвенском политехническом колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дылдина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO MANAGEMENT OF INTERNAL AUDITS IN THE STATE BUDGET VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION «LYSVA POLYTECHNIC COLLEGE»

The paper represents the analysis of internal audit management in the quality assurance system to evaluate vocational training as experienced in the Lysva Polytechnic College.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации внутренних аудитов в ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»»

УДК 377

Дылдина Татьяна Михайловна

почетный работник среднего профессионального образования, заместитель директора по учебной работе

Лысьвенский политехнический колледж, Лысьва, Россия, e-mail: tan-d@rambler.ru

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ АУДИТОВ В ГБПОУ «ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Tatyana M. Dyldina

Honourable Worker of Secondary Vocational Education, The Deputy Director of Study

Lysva Polytechnic College, Lysva, Russia, e-mail: tan-d@rambler.ru

APPROACHES TO MANAGEMENT OF INTERNAL AUDITS IN THE STATE BUDGET VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION «LYSVA POLYTECHNIC COLLEGE»

Аннотация. Данная статья представляет собой описание и анализ опыта проведения внутреннего аудита как инструмента гарантий качества профессиональной подготовки специалистов в Лысьвенском политехническом колледже.

Ключевые слова: аудит; конкурентоспособность специалиста; корректирующие действия; критерии аудита; несоответствие; программа аудитов; предупреждающие действия; удовлетворенность потребителей.

Abstract. The paper represents the analysis of internal audit management in the quality assurance system to evaluate vocational training as experienced in the Lysva Polytechnic College.

Key words: audit; specialist competitiveness; corrective actions; audit criteria; non-conformity; audit programme; preventive actions; customer satisfaction.

В связи с вступлением в действие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования проблема качества образовательных услуг приобретает новое значение. Особо актуальными становятся вопросы гарантии качества профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования.

© Дылдина Т.М., 2014

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

С июня 2009 г. в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Лысьвенский политехнический колледж» (далее колледж) разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК) применительно к образовательной деятельности. Система сертифицирована, получен сертификат соответствия (см. рисунок).

17298

Рис. Сертификаты

Учетный ноиер Peiacipa смоем качества .V» >156'»

соответствия

Система менеджмента качества в колледже базируется на следующих основных принципах:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководства;

- вовлечение работников;

- процессный подход;

- системный подход;

- постоянное улучшение;

- принятие решений на основе фактов (постоянный анализ данных и информации);

- взаимовыгодные отношения с поставщиками (совместное создание ценностей).

Все виды деятельности в колледже построены по циклу PDCA:

- планирование (Plan) - разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

- осуществление (Do) - внедрение процессов;

45

- проверка (Check) - постоянный контроль и измерение процессов, продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию;

- действие (Act) - постоянное улучшение показателей процессов. Особое внимание при построении системы менеджмента качества было

уделено процессу внутреннего аудита (табл. 1).

Таблица 1

Основные характеристики процесса «Внутренний аудит»

1 Цель: - контроль состояния СМК - предупреждение несоответствий и выявление проблем - совершенствование СМК

2 Вход: - годовая программа внутренних аудитов - требования СМК - качество услуг - возможности процессов - критерии аудита - объем аудита

3 Выход: - свидетельства аудита - выводы (наблюдения) аудита - заключение по результатам аудита

4 Критерии результативности процесса: - наличие заключений по результатам аудитов - выполнение по объёму и срокам программы и планов аудитов - восприятие деятельности аудиторских групп со стороны проверяемых подразделений (анкеты, жалобы, анализ деятельности)

Основными объектами внутренних проверок в зависимости от целей в области качества являются:

- соответствие качества образовательных услуг требованиям нормативных документов и потребителей;

- полнота и точность отражения требований ГОСТ ISO 9001-2011 в документах СМК;

- функционирование системы менеджмента качества.

Основные характеристики процесса управления внутренними проверками представлены в карте процесса (табл. 2).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Таблица 2

Карта процесса «Внутренние аудиты (проверки)» _

О 8.2.2-01 Внутренние аудиты (проверки) 8.2.2

1 Код процесса 2 Наименование процесса 3 Пункт ИСО

4 Определение процесса Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита

5 Цель процесса - контроль состояния системы менеджмента качества - предупреждение несоответствий и выявление проблем - совершенствование СМК

6 Входы процесса - годовая программа внутренних аудитов - требования СМК - качество продукции (услуг) - возможности процессов - критерии аудита - объем аудита

7 Выходы процесса - свидетельства аудита - выводы (наблюдения) аудита - заключение по результатам аудита

8 Поставщики процесса Подразделения колледжа

9 Потребители процесса Высшее руководство, руководители подразделений

10 Основные ресурсы - персонал для проверок (внутренние аудиторы) - финансовые ресурсы - оргтехника

11 Контролируемые параметры процесса - цели аудита - критерии аудита - объём аудита

12 Методы измерения параметров процесса Экспертный

13 Показатель результативности процесса - наличие заключений по результатам аудитов - выполнение по объёму и срокам программы и планов аудитов - восприятие деятельности аудиторских групп со стороны проверяемых подразделений (анкеты, жалобы, анализ деятельности)

Основные документы процесса «Внутренние аудиты»: программа проведения аудитов, приказ о проведении внутреннего аудита, план внутреннего аудита, лист регистрации несоответствий, лист регистрации уведомлений, итоговый отчет по внутреннему аудиту, журнал регистрации внутренних аудитов, план-отчет корректирующих и предупреждающих действий, отчет о результативности процесса.

Внутренний аудит - это систематический документируемый процесс экспертизы колледжа, его подразделений, процессов на основе действующей документации и установленных критериев аудита. В качестве объектов

исследования выступают подразделения, процессы, т.е. внутренний аудит - это элемент внутреннего контроля в колледже.

Рассмотрим аудит процесса промежуточной аттестации. Цель аудита -проверка работоспособности процесса реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Область аудита - цикловые комиссии и отделения колледжа всех специальностей. Критерии внутреннего аудита -управление документацией, управление записями, реализация ОПОП в разрезе анализа промежуточной аттестации по итогам учебного года.

Рассмотрим аудит субпроцесса «Удовлетворенность потребителей». Он проводится один раз в год, его цель: оценка способности колледжа выполнять требования потребителей. Аудиту предшествует анкетирование работодателей, выпускников, студентов колледжа. В процессе исследований выявляются проблемы:

- удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников колледжа;

- удовлетворенности выпускников качеством профессионального образования в колледже;

- удовлетворенность студентов колледжа организацией образовательного процесса и качеством образовательных услуг.

По результатам аудитов реализуются корректирующие и предупреждающие действия (СТО СМК 8.5-01-2009. Система менеджмента качества. Корректирующие и предупреждающие действия), осуществляется управление несоответствиями на всех этапах реализации образовательных программ (СТО СМК 8.3-01-2009. Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией). Определяются причины выявленных несоответствий. Структурные подразделения колледжа составляют план-отчет корректирующих и предупреждающих действий, в дальнейшем проводится их оценка по результатам предыдущих проверок.

Наличие системы внутреннего аудита позволяет более качественно провести процесс самообследования (ст. 28 п. 13 закона «Об образовании в РФ») оценки образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы.

Внедренная в колледже система внутреннего аудита повышает доверие работодателей, их уверенность в качественной подготовке выпускников -будущих конкурентоспособных специалистов.

Чем эффективнее работает внутренний аудит системы менеджмента качества, тем эффективнее работа коллектива, а следовательно, выше уровень подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.