УДК 377
Дылдина Татьяна Михайловна
почетный работник среднего профессионального образования, заместитель директора по учебной работе
Лысьвенский политехнический колледж, Лысьва, Россия, e-mail: [email protected]
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ АУДИТОВ В ГБПОУ «ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Tatyana M. Dyldina
Honourable Worker of Secondary Vocational Education, The Deputy Director of Study
Lysva Polytechnic College, Lysva, Russia, e-mail: [email protected]
APPROACHES TO MANAGEMENT OF INTERNAL AUDITS IN THE STATE BUDGET VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION «LYSVA POLYTECHNIC COLLEGE»
Аннотация. Данная статья представляет собой описание и анализ опыта проведения внутреннего аудита как инструмента гарантий качества профессиональной подготовки специалистов в Лысьвенском политехническом колледже.
Ключевые слова: аудит; конкурентоспособность специалиста; корректирующие действия; критерии аудита; несоответствие; программа аудитов; предупреждающие действия; удовлетворенность потребителей.
Abstract. The paper represents the analysis of internal audit management in the quality assurance system to evaluate vocational training as experienced in the Lysva Polytechnic College.
Key words: audit; specialist competitiveness; corrective actions; audit criteria; non-conformity; audit programme; preventive actions; customer satisfaction.
В связи с вступлением в действие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования проблема качества образовательных услуг приобретает новое значение. Особо актуальными становятся вопросы гарантии качества профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования.
© Дылдина Т.М., 2014
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
С июня 2009 г. в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Лысьвенский политехнический колледж» (далее колледж) разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК) применительно к образовательной деятельности. Система сертифицирована, получен сертификат соответствия (см. рисунок).
17298
Рис. Сертификаты
Учетный ноиер Peiacipa смоем качества .V» >156'»
соответствия
Система менеджмента качества в колледже базируется на следующих основных принципах:
- ориентация на потребителя;
- лидерство руководства;
- вовлечение работников;
- процессный подход;
- системный подход;
- постоянное улучшение;
- принятие решений на основе фактов (постоянный анализ данных и информации);
- взаимовыгодные отношения с поставщиками (совместное создание ценностей).
Все виды деятельности в колледже построены по циклу PDCA:
- планирование (Plan) - разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
- осуществление (Do) - внедрение процессов;
45
- проверка (Check) - постоянный контроль и измерение процессов, продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию;
- действие (Act) - постоянное улучшение показателей процессов. Особое внимание при построении системы менеджмента качества было
уделено процессу внутреннего аудита (табл. 1).
Таблица 1
Основные характеристики процесса «Внутренний аудит»
1 Цель: - контроль состояния СМК - предупреждение несоответствий и выявление проблем - совершенствование СМК
2 Вход: - годовая программа внутренних аудитов - требования СМК - качество услуг - возможности процессов - критерии аудита - объем аудита
3 Выход: - свидетельства аудита - выводы (наблюдения) аудита - заключение по результатам аудита
4 Критерии результативности процесса: - наличие заключений по результатам аудитов - выполнение по объёму и срокам программы и планов аудитов - восприятие деятельности аудиторских групп со стороны проверяемых подразделений (анкеты, жалобы, анализ деятельности)
Основными объектами внутренних проверок в зависимости от целей в области качества являются:
- соответствие качества образовательных услуг требованиям нормативных документов и потребителей;
- полнота и точность отражения требований ГОСТ ISO 9001-2011 в документах СМК;
- функционирование системы менеджмента качества.
Основные характеристики процесса управления внутренними проверками представлены в карте процесса (табл. 2).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Таблица 2
Карта процесса «Внутренние аудиты (проверки)» _
О 8.2.2-01 Внутренние аудиты (проверки) 8.2.2
1 Код процесса 2 Наименование процесса 3 Пункт ИСО
4 Определение процесса Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита
5 Цель процесса - контроль состояния системы менеджмента качества - предупреждение несоответствий и выявление проблем - совершенствование СМК
6 Входы процесса - годовая программа внутренних аудитов - требования СМК - качество продукции (услуг) - возможности процессов - критерии аудита - объем аудита
7 Выходы процесса - свидетельства аудита - выводы (наблюдения) аудита - заключение по результатам аудита
8 Поставщики процесса Подразделения колледжа
9 Потребители процесса Высшее руководство, руководители подразделений
10 Основные ресурсы - персонал для проверок (внутренние аудиторы) - финансовые ресурсы - оргтехника
11 Контролируемые параметры процесса - цели аудита - критерии аудита - объём аудита
12 Методы измерения параметров процесса Экспертный
13 Показатель результативности процесса - наличие заключений по результатам аудитов - выполнение по объёму и срокам программы и планов аудитов - восприятие деятельности аудиторских групп со стороны проверяемых подразделений (анкеты, жалобы, анализ деятельности)
Основные документы процесса «Внутренние аудиты»: программа проведения аудитов, приказ о проведении внутреннего аудита, план внутреннего аудита, лист регистрации несоответствий, лист регистрации уведомлений, итоговый отчет по внутреннему аудиту, журнал регистрации внутренних аудитов, план-отчет корректирующих и предупреждающих действий, отчет о результативности процесса.
Внутренний аудит - это систематический документируемый процесс экспертизы колледжа, его подразделений, процессов на основе действующей документации и установленных критериев аудита. В качестве объектов
исследования выступают подразделения, процессы, т.е. внутренний аудит - это элемент внутреннего контроля в колледже.
Рассмотрим аудит процесса промежуточной аттестации. Цель аудита -проверка работоспособности процесса реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Область аудита - цикловые комиссии и отделения колледжа всех специальностей. Критерии внутреннего аудита -управление документацией, управление записями, реализация ОПОП в разрезе анализа промежуточной аттестации по итогам учебного года.
Рассмотрим аудит субпроцесса «Удовлетворенность потребителей». Он проводится один раз в год, его цель: оценка способности колледжа выполнять требования потребителей. Аудиту предшествует анкетирование работодателей, выпускников, студентов колледжа. В процессе исследований выявляются проблемы:
- удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников колледжа;
- удовлетворенности выпускников качеством профессионального образования в колледже;
- удовлетворенность студентов колледжа организацией образовательного процесса и качеством образовательных услуг.
По результатам аудитов реализуются корректирующие и предупреждающие действия (СТО СМК 8.5-01-2009. Система менеджмента качества. Корректирующие и предупреждающие действия), осуществляется управление несоответствиями на всех этапах реализации образовательных программ (СТО СМК 8.3-01-2009. Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией). Определяются причины выявленных несоответствий. Структурные подразделения колледжа составляют план-отчет корректирующих и предупреждающих действий, в дальнейшем проводится их оценка по результатам предыдущих проверок.
Наличие системы внутреннего аудита позволяет более качественно провести процесс самообследования (ст. 28 п. 13 закона «Об образовании в РФ») оценки образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы.
Внедренная в колледже система внутреннего аудита повышает доверие работодателей, их уверенность в качественной подготовке выпускников -будущих конкурентоспособных специалистов.
Чем эффективнее работает внутренний аудит системы менеджмента качества, тем эффективнее работа коллектива, а следовательно, выше уровень подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.