Научная статья на тему 'Подходы к организации семейного воспитания по профессиональному самоопределению детей'

Подходы к организации семейного воспитания по профессиональному самоопределению детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЫНОК ТРУДА / СПОСОБНОСТИ / СКЛОННОСТИ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONALITY / PERSONAL AND ORIENTATED APPROACH / ACTIVITY APPROACH / LABOR MARKET / ABILITIES / TENDENCIES / WORKING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Светлана Дмитриевна

Рассматривается роль родителей в профессиональном самоопределении школьников. Раскрыта роль трудового воспитания в правильном выборе профессии,определены два основных подхода решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a role of parents in professional self-determination of schoolchildren. The role of working education in a right choice of a profession is revealed. Two main approaches to the solution of the problem are defined.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации семейного воспитания по профессиональному самоопределению детей»

В сознании населения страны идут глубокие, хотя медленные изменения в сторону признания норм демократии, гражданского общества. В этих условиях установка на формирование «правильных» граждан, разделяющих данные сверху ценности, привычными методами идеологической обработки и контроля не может рассматриваться как продуктивный путь развития системы воспитания молодежи в стране. Нужно искать адекватные времени стратегии воспитания российской молодежи, используя имеющийся опыт в отечественной и зарубежной педагогике.

Патриотизм молодежи, социальная солидарность, принятие проблем родины как своих, труд во благо страны и людей - все это будет, но при условии: социально-политическая, экономическая и социокультурная ситуация в стране будет меняться, станет более здоровой. Духовно-нравственное развитие гражданина невозможно в нездоровом, деморализованном обществе.

Литература

1. Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М., 2002. - 258 с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2011. - 23 с.

3. Куртц Поль. Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму // Российское гуманистическое общество - http://www. humanism. ru/manifest.

4. Днепрова Т.П. Консервативная и либеральная педагогические парадигмы в культурно-цивилиза-ционной континуальной реальности // Образование и наука. - 2008. - №9 (57). - С. 3-13.

5. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. - М.Б. Левина. - АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 588 с.

6. Фрумин И.Д. Интеллектуальная нищета высоких стремлений // Вопросы образования. - 2011. -№4. - С. 27-51.

Поступила в редакцию 14.07. 2013

УДК 371.4(571.56)

Подходы к организации семейного воспитания по профессиональному самоопределению детей

С.Д. Солдатова

Рассматривается роль родителей в профессиональном самоопределении школьников. Раскрыта роль трудового воспитания в правильном выборе профессии,определены два основных подхода решения данной проблемы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личность, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход,рынок труда, способности, склонности, трудовое воспитание.

The article is devoted to a role ofparents in professional self-determination of schoolchildren. The role of working education in a right choice of a profession is revealed. Two main approaches to the solution of the problem are defined.

Key words: professional self-determination, personality, personal and orientated approach, activity approach, labor market, abilities, tendencies, working education.

Во все времена главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Это значит, что за годы учёбы в школе ученик должен не только получить определённый объём знаний по основам наук, но и должен расти как личность. К окончанию школы он должен иметь свои самостоятельные

СОЛДАТОВА Светлана Дмитриевна - к.п.н., в.н.с. АН РС (Я), soldsvet@mail.ru.

жизненные планы, уметь реагировать на разные проблемные жизненные ситуации и приложить усилия для осуществления этих планов. Следовательно, на одно из первых мест выдвигается проблема становления каждого школьника как субъекта самоопределения в целом и профессионального самоопределения в частности.

Цель профориентационной работы - оказание практической помощи молодому человеку правильно выбрать профессию, которая не только обеспечивала бы его материальное благосо-

стояние, но и приносила бы моральное удовлетворение, радость и вдохновение. По мере реализации этой цели профориентационная работа проходит ряд этапов, на каждом из которых решаются определённые задачи. К окончанию школы выпускник должен сделать обдуманный выбор профессии и выбрать соответствующее учебное заведение для продолжения образования. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения «как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [1, с. 45].

По организации профориентационной работы в школах республики сложился определенный опыт, так как профориентационная работа является социальным заказом и родителей, и государства. Каждое образовательное учреждение имеет свой индивидуальный почерк проведения данной работы, где во главу угла ставится цель воспитания сильных гражданских качеств личности, таких как ответственность за развитие своей республики, за качество своей собственной жизни. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации, начиная с внутрисемейного воспитания, так как именно семья закладывает в ребёнке с самого рождения те основные ценности, которые влияют на дальнейшее поведение человека в обществе. Но при этом нужно отметить, что, согласно А.А. Емекееву, «на социализирующий потенциал семьи, её возможности формирования профессиональных установок влияет ряд факторов: социальный статус семьи, её экономические ресурсы, характер межличностных отношений в семье, её адаптационные способности в меняющейся социальной ситуации» [2, с.3].

В раннем юношеском возрасте, когда у человека формируются взгляды на жизнь и мировоззрение, происходит становление личности. В связи с этим остро стоит проблема своевременного оказания человеку конкретной помощи в профессиональном самоопределении, которое включает в себе развитие самосознания, формирование жизненных ценностей, моделирование своей будущей жизни, своего конкретного образа - специалиста той или иной профессии.

С целью выявления уровня подготовки старшеклассников к выбору будущей профессии нами проведено анкетирование среди 345 старшеклассников девяти сельских школ четырёх улусов республики. Анализ был проведён по методике Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова [1, с.39; 3, с.190].

Фактором, повлиявшим на выбор профессии, респонденты считают: советы родственников -22,8%, семейные традиции - 2%,советы педагогов - 4,2%, личное решение - 65,1%, влияние СМИ - 2%, влияние друзей - 3,3%, другие факторы - 1,3%. Следовательно, роль родителей в профессиональном самоопределении школьников выше, чем роль педагогов, но при этом нужно обратить внимание на то, что родители могут переоценивать или недооценивать способности и возможности детей.

На основании вышеизложенного видно, что перед педагогической общественностью республики, как одно из важных направлений работы с родителями, стоит проблема организации педагогического просвещения по вопросу подготовки детей к осознанному выбору профессии.

Проведённые беседы со старшеклассниками показали, что у большинства выпускников весьма поверхностные знания о своей будущей профессии, так как они затрудняются ответить на вопросы: чем занимается специалист данной профессии, знания каких областей наук требуется для получения данной специальности и т.д. В свою очередь, опрос родителей выпуск-ного класса о том, знают ли они о жизненных, карьерных планах своих детей, показал: 17% ещё не говорили на эту тему, 39% мнения не сходятся, 44% знают и поддерживают выбор своих детей.

Родители должны понимать, что путь к грамотному выбору своей будущей профессии лежит через трудовое воспитание. В связи с этим они с раннего возраста должны приучать детей к труду, уважительному отношению к людям труда, создать условия для развития способностей ребёнка.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский отмечал особую роль труда в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он показал огромную роль труда, как средство общественного развития, как условие содержательной, духовно богатой нравственной жизни человека: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» [4].

Труд обладает силой, имеющей глубокое влияние на психическую жизнь человека, но животворной силой обладает не всякий труд. Труд подневольный разрушает человеческую личность.

Выдающийся советский педагог В.А. Сухо-млинский, подчеркивая могучую воспитатель-

ную силу труда, пишет: «Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания» [5]. Особенно большое внимание он уделяет вопросам воспитания трудолюбия школьников и подготовки их к труду. Он утверждал: «Да ясно, не каждый станет учёным, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своём труде должен стать каждый - это важнейшее условие всестороннего развития личности» [6].

Трудовое воспитание начинается в детстве и должно ориентироваться на личностно-ориенти-рованный подход, который предусматривает следующие положения: в центре внимания должна находиться личность ребёнка; весь процесс по осознанному профессиональному самоопределению ребёнка должен проходить с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Труд должен служить всестороннему развитию ребёнка, осознанию необходимости труда для общего блага в целом, для собственного в частности. Он должен быть связан с овладением основами наук, так как сознательный труд немыслим без опоры на научные знания. И чем сложнее труд, его технология и техника, тем больше знаний требуется для успешного выполнения, тем глубже должны раскрываться перед детьми объективные законы развития природы и общества и возможности их использования на практике. Этнограф В.Л. Серошевский в своем труде «Якуты» писал: «С 10 лет якутский ребёнок начинает считаться как бы полувзрослым. Большая часть его времени поглощена трудом, играть ему некогда» [7]. В настоящее время наоборот сужается «поле» для детского труда. В связи с развитием техники доля физического труда, которая требовала от ребёнка умственного и физического напряжения сильно сокращена, а с распадом крупных производственных хозяйств и с появлением вместо них частных и индивидуальных предприятий практически нет заказа на организацию детского общественно-полезного труда. Поэтому от родителей требуется организация коллективного труда внутри семьи: уборка квартиры, работа на огороде, изготовление разных поделок, маскарадных костюмов, ремонт мебели. Во время такого совместного труда родители должны наблюдать за детьми и выявить какого характера работы ему нравятся, по каким видам занятий он получает наибольшее удовлетворение.

Во время коллективного труда родители

смогут выявить и индивидуальные особенности ребёнка, его отношение к труду и также осуществить передачу накопленного жизненного опыта. Данному направлению работы соответствует деятельностный подход, который предусматривает личное активное участие самого ребёнка по выявлению собственных способностей, выработку трудовых навыков, накопление жизненного опыта и опыта общения с людьми. Как отмечает А.В. Ильина, деятельностный подход обеспечивает цель деятельности, переводит обучение в самообучение, воспитание в самовоспитание [8].

В период своего становления как личности человек ищет ответы на вопросы: «кто Я?», «что такое жизнь?» и «какую жизнь Я хочу прожить» и родителям очень важно в такой момент вызвать ребёнка на откровенный разговор по душам, чтобы помочь найти правильный ответ. Но в таких случаях доверием детей смогут пользоваться только те родители, которые имеют с ним дружеские, доверительные отношения и с уважением относятся к его мнению. Навязывание своего видения может привести к обратному эффекту. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы ребёнок был достаточно взрослым как личность в своих мыслях, поступках, в делах, а не руководствовался иждивенческими мыслями: родители оплатят - буду учиться, устроят на работу - буду работать.

Родители должны воспитывать детей уважительно относиться к их профессии, рассказывать о сфере своей деятельности, о семейном бюджете, на личном примере показывать, что труд -это источник существования семьи, её благополучия.

В правильном выборе профессии большую роль играет раннее определение способностей ребёнка. Способность - это в нашем понимании особенность личности, которая проявляется в успешном выполнении той или иной продуктивной деятельности. Проявление высокого уровня способности выражается в понятии таланта и гениальности. Способность своего ребёнка родители могут выявить ещё в раннем детстве и должны создать все условия, чтобы он с младшего возраста посещал дополнительные занятия, которые способствовали бы его развитию. В республике достаточно хорошо развита сеть учреждений дополнительного образования и родители имеют возможность с учётом пожеланий ребёнка устроить его в любую школу: музыкальную, спортивную, технического творчества, прикладного искусства. Но бывает так, что ребёнок, начав заниматься в одном кружке, быстро остывает и переходит в другой. Основной причиной служит то, что он не нашел свое-

го интереса, понял, что ему не интересно заниматься этим. В подобных случаях родителям нужно постараться уговорить ребёнка продолжить занятия до конца учебного года и принимать участие в концертах, выставках, где он может получить оценку других людей, ощутить ранее не знакомое ему чувство радости, удовлетворения, что может привести к изменению настроения.Родителям нельзя требовать,чтобы ребёнок с малых лет выбрал себе путь и планомерно двигался к определённой цели, наоборот хорошо, что если ребёнок во многом себя пробует, узнавая мир с разных сторон, проверяет свои возможности.

В настоящее время родители достаточно образованы, чтобы, опираясь на психологическую науку, определить тип характера своего ребёнка и ту профессию, с которой он хочет связать свою жизнь. Психологические тренинги помогают подросткам обрести готовность к выбору профессии. Родители должны принимать активное участие в этих тренингах, предоставить психологам представление о своём ребёнке, его привычках и интересах. По итогам тренинга родитель получает информацию о возможностях ребёнка, об его дальнейших действиях в выборе профессии. В результате такой работы с психологом ребёнок должен определиться: после школы чем он хотел бы заняться, что ему больше нравится делать, какими способностями он обладает, востребована ли выбираемая профессия на рынке труда. Родители, психологи, учителя старших классов должны создавать условия для углубленного ознакомления с содержанием выбираемой профессии, функциональными обязанностями, развитием профессионально важных качеств, приобретением практических умений будущей профессии. Такой комплексный, многоаспектный характер осуществления профориентационной работы позволяет детям получить представление о себе как о личности, субъекте деятельности.

На правильный выбор будущей профессии влияет и наследственность - генетически передаваемые природные склонности человека. В республике во многих отраслях производства трудятся целые династии с общим стажем более 500-800 лет. Но в условиях рыночной экономики, когда труд родителей финансово не оправдывается, дети могут не пойти по стопам родителей, хотя их профессия им нравится и с этим тоже можно согласиться.

Также следует обратить внимание и на тот факт, что в последнее время родители ориентируют своих детей поступать только в высшие учебные заведения, при этом не учитываются их способности и желания, востребованность

получаемой специальности на рынке труда. Родителям необходимо изучить государственный заказ и меняющуюся картину востребуе-мых специальностей на перспективу.

Постановлением Правительства РС (Я) №411 от 6.09.2006 г. была утверждена Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. В своем Послании Государственному собранию (Ил Тумэн) в 2010 г. Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов говорил: «Схема 2020 - это единственно верный путь к ускоренному развитию всех отраслей и секторов экономики региона, к росту конкурентоспособности местных товаропроизводителей, к решению многих и многих социальных проблем, к повышению уровня и качества жизни населения республики». При этом он подчеркнул: «Именно люди с их образованием, квалификацией, а не степень эксплуатации природных ресурсов, определяют динамику всестороннего развития нашей республики в рамках генеральной стратегии. Вместе с тем экономика республики испытывает острый дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, прежде всего, технической направленности...» [ 9, с.18]. Реализация Схемы требует подготовки новых специальностей, адекватных меняющейся специализации экономики республики - по нефтегазовой геологии и технологии переработки углеводородного сырья, лесной и деревообрабатывающей промышленности, дорожному строительству, эксплуатации автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, туризму, камнеобработке, землеустройству и др. В целом, как говорится в том же Послании, для реализации этой Схемы требуется дополнительно более 100 тыс. специалистов разных специальностей, в том числе сварщики, каменщики, крановщики и т.д. Родители должны обсудить с детьми ситуацию на рынке труда: какие профессии востребованы, а каких переизбыток, какие будут востребованы через пять лет, когда они уже будут дипломированными специалистами. Знания каких областей наук требуется для поступления на эту специальность и в каких учебных заведениях её готовят?

Специалисты типичные ошибки, допускаемые при выборе профессии, делят на три группы, во-первых, незнание мира профессий и конкретной сферы деятельности по данной специальности, во-вторых, незнание себя, недооценка или переоценка своих способностей и в-третьих, незнание правил выбора профессии, т.е. не по способностям и желанию, а по престижности или влиянию своего окружения.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Грамотный и всесторонний подход к проблеме выбора профессии позволяет избежать ошибок и лишних трудностей в этом важном для каждого человека выборе - выборе жизненного пути, в котором большую роль играют роди-тели.

Литература

1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж,1996.

2. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: материалы III Всероссийского со-циалогического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - UPL:http: //www.isras.ru/abstract_bank/1208347566.pdf).

3. Климов Е.А. Путь в профессию. - Л.: Лениздат, 1974.

УДК 378.01(075.8)

4. Ушинский К.Д. Избр.пед.произведения. - М., 1974. - С. 288.

5. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М.,1969. - С. 307. NPE_2007/Pedagogica/18478.doc. htm.

6. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. - Киев, 1965. - С.177.

7. Серошевский В.Л.Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. - М., 1993. - С. 515.

8. Ильина А.В. Деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности студентов /http:www/rusnauka.com.

9. Борисов Е.А. Проявлять инициативу, работать на результат! Послание Президента Республики Саха (Якутия) Государственному собранию (Ил ТYмэн) Республики Саха (Якутия). - Якутия. - 12 ноября 2010 г.

Поступила в редакцию 24.06.2013

Необходимость совершенствования системы менеджмента качества на химических кафедрах медицинских вузов

О.Н. Немерешина, А.А. Никоноров

Рассмотрены аспекты обеспечения качества работы химических кафедр в медицинских вузах. Авторы утверждают, что контекстное обучение, ориентированное на то, что знания, умения и навыки являются не предметом, а средством решения профессиональных задач работника здравоохранения, вносит необходимый инновационный компонент в процесс химической подготовки студентов медицинских специальностей. Выделены основные составляющие системы менеджмента качества и охарактеризованы факторы, влияющие на качество учебно-методической и научно-исследовательской работы химических кафедр. Предложена классификация факторов, определяющих качество учебной, методической и научно-исследовательской работы химических кафедр медицинских вузов. Проанализирован порядок действий при обеспечении качества работы химических кафедр.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, химические дисциплины, преподавание, качество, система менеджмента качества.

The article considers the quality assurance aspects of chemical departments in medical colleges. Chemical disciplines are the foundation not only of theoretical training of medical students, but also necessary for further specialization in the field of chemical examinations of toxic substances, environment pollutants, assessment the quality of medicines and medicinal plants, as well as clinical laboratory biochemical diagnosis. The authors argue that the context training oriented that knowledge and skills are not the subject, but the means of solving professional problems of health care worker makes a necessary component of innovation in the process of chemical education of medical students. The authors identified the main components of a quality management system and described the factors affecting the quality of the teaching methods and research of chemical departments of medical colleges. A classification of the factors that determine the quality of educational, methodical and research work of chemical departments of medical colleges is proposed. The procedures for ensuring the quality of the chemical departments are analyzed.

Key words: higher medical education, chemical disciplines, teaching, quality, quality management system.

НЕМЕРЕШИНА Ольга Николаевна - к.б.н., доцент каф. биохимии ГБОУ ВПО Оренбургской государственной медицинской академии, olga.nemerech@gmail.com; НИКОНОРОВ Александр Александрович - д.м.н., проф., зав. каф. биохимии Оренбургской государственной медицинской академии, nikonorov_all@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.