Научная статья на тему 'Подходы к организации информационной поддержки процессов учета и исполнения доходной части бюджета Минобрнауки России'

Подходы к организации информационной поддержки процессов учета и исполнения доходной части бюджета Минобрнауки России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ / УЧЕТ И ИСПОЛНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раскатова Марина Викторовна, Гаврилов Алексей Игоревич, Бычков Леонид Владимирович, Курылев Владимир Алексеевич, Анисимов Анатолий Степанович

В статье описаны особенности организации взаимодействия информационных систем, используемых для автоматизации и информационной поддержки процессов учета и мониторинга исполнения доходной части бюджета. Рассмотрена структура центрального компонента комплекса комплексной автоматизированной системы исполнения бюджета Минобрнауки России, функциональное назначение смежных взаимодействующих информационных систем. Приведен алгоритм информационного взаимодействия между Департаментами Минобрнауки России при формировании прогноза поступлений бюджетных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раскатова Марина Викторовна, Гаврилов Алексей Игоревич, Бычков Леонид Владимирович, Курылев Владимир Алексеевич, Анисимов Анатолий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации информационной поддержки процессов учета и исполнения доходной части бюджета Минобрнауки России»

Литература

1. РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Москва, 1991. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ohranatruda.ru/ot_biblio /noimativ/data_normativ/44/44486/ (дата обращения: 18.12.2016).

2. Директива 2008/50/EC Свропейського парламенту та Ради. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/ show/994_950/ (дата обращения: 15.12.2016).

3. С. 2397514 от 02.06.2009 Российская Федерация. Способ построения сети постов мониторинга загрязнения атмосферы и определения характеристик источников ее загрязнения / Сафатов С. А., Сергеев А. Н., Десятков Б. М. и др.; Федеральное государственное учреждение науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора) (RU). № 2397514; заявл. 02.06.09.

4. Bakharev V., Marenych А., Zhuravska М. To the question of stationary air sampling stations location and number determination in urban agglomerations ecological monitoring system // Экологическая безопасность, 2016. № 1 (21). С. 42-45.

5. Гилёв В. В., Макарова В. Н., Трошин М. Ю., Бахарев В. С. Метод экспресс-оценки урбанизированных территорий по фактору загазованности выхлопными газами автотранспорта // Наука, техника и образование, 2015. № 10 (16). С. 62-64.

6. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. Москва, 1995. 124 с.

Подходы к организации информационной поддержки процессов учета и исполнения доходной части бюджета Минобрнауки России Раскатова М. В.1, Гаврилов А. И.2, Бычков Л. В.3, Курылев В. А.4,

Анисимов А. С.5

'РаскатоваМарина Викторовна /RaskatovaMarina Viktorovna — кандидат технических наук, доцент, кафедра вычислительных машин, систем и сетей, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва; 2Гаврилов Алексей Игоревич / Gavrilov Aleksey Igorevich — старший преподаватель, кафедра вычислительной техники, Московский энергетический институт в г. Смоленске (филиал) Национальный исследовательский университет, г. Смоленск; 3'Бычков Леонид Владимирович /Bychkov Leonid Vladimirovich — инженер 1 категории, центр отраслевых информационно-аналитических систем; 4Курылев Владимир Алексеевич /Kurylev Vladimir Alekseevich — кандидат технических наук, доцент,

старший научный сотрудник, кафедра управления и информатики; 5Анисимов Анатолий Степанович / Anisimov Anatolii Stepanovich — кандидат технических наук, доцент, кафедра вычислительных машин, систем и сетей, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва

Аннотация: в статье описаны особенности организации взаимодействия информационных систем, используемых для автоматизации и информационной поддержки процессов учета и мониторинга исполнения доходной части бюджета. Рассмотрена структура центрального компонента комплекса - комплексной автоматизированной системы исполнения бюджета Минобрнауки России, функциональное назначение смежных взаимодействующих информационных систем. Приведен алгоритм информационного взаимодействия между Департаментами Минобрнауки России при формировании прогноза поступлений бюджетных доходов.

Ключевые слова: ведомственный бюджет, доходная часть, учет и исполнение, информационная поддержка, информационное взаимодействие.

DOI: '0.2086'/23'2-8267-20'6-30-005

Одной из важнейших функций, входящих в компетенции Департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, является учет и мониторинг исполнения доходной части бюджета, а также прогнозирование объема поступлений доходов.

Новые требования к реализации рассматриваемых функций, определенные актуальными нормативно-правовыми актами [1, 2], определяют необходимость решения ряда методических задач, в

37

частности ведения реестра администрируемых доходов и бухгалтерского учета доходной части бюджета, а также организации соответствующей информационной поддержки рассматриваемых процессов, реализуемой в настоящее время с использованием комплексной автоматизированной системы исполнения бюджета Минобрнауки России (КАС ИБМ). Названная система эксплуатируется в Департаменте бухгалтерского учета Минобрнауки России и построена по функциональной структуре, представленной на рисунке 0.

Структура содержит:

• Комплекс предметных функциональных подсистем (ФП), обеспечивающий решение предметных задач Департамента бухучета и включающий следующие основные подсистемы: «Бюджетная смета», «Кассовый план», «Конкурсные процедуры», «Распределение бюджетных средств»;

• Комплекс баз данных, обеспечивающий хранение предметной статистической информации, а также документрафических массивов нормативно-правовой информации и методических материалов;

• Комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ), обеспечивающий автоматизацию выполнения функций по исполнению бюджета различными категориями пользователей в соответствии с их ролью в производственных процессах Департамента;

• Комплекс обеспечивающих подсистем, включающий следующие основные подсистемы: ФП обработки и анализа данных, ФП генерации отчетности, ФП визуализации, Интернет-портал взаимодействия с пользователями, ФП системных словарей и справочников, ФП информационного взаимодействия.

Комплекс предметных ФП

«Бюджетная смета»

«Кассовый план»

«Конкурсные процедуры»

«Распределение бюджетных средств»

п

Комплекс АРМ,

обеспечивающий автоматизацию выполнения функций по исполнению бюджета различными категориями пользователей в соответствии с их ролью в производственных процессах Департамента

Подведомственное учреждение

Комплекс баз данных

Ж

Комплекс обеспечивающих ФП

ФП обработки и анализа данных

ФП генерации отчетности

ФП

визуализации

ФП системных

словарей и справочников

Интернет портал взаимодействия с пользователями

ФП

информационного

взаимодействия

г»

ИС смежных Департаментов Минобрнауки России

ИС ФО ГЗ

ИС ФС

ИС других органов госвласти

ГАСУ

ЕИС в сфере закупок

ГИС ГМП

СУФД

Рис. 1. Функциональная структура КАС ИБМ

Важнейшей особенностью решения рассматриваемых информационно-методических задач является необходимость организации эффективного информационного взаимодействия Департаментов, обрабатывающих предметную информацию, отражающую различные аспекты рассматриваемых процессов учета и мониторинга исполнения доходной части бюджета. Реализация процедур информационного взаимодействия осуществляется с использованием сервисов информационного взаимодействия, входящих в структуру ФП информационного взаимодействия.

Основными системами, участвующими в информационном взаимодействии, являются:

• ИС, эксплуатируемые в смежных Департаментах Минобрнауки России, в частности:

о ИС расчета финансового обеспечения выполнения государственного задания и субсидий на иные цели (ИС ФО ГЗ), эксплуатируемая в Департаменте финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки, обеспечивающая проведение соответствующих расчетов и передачу информации об объемах финансирования в информационные системы Департамента бухучета;

о ИС формирования соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий (ИС ФС), эксплуатируемая в Департаменте финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки, обеспечивающая информационное взаимодействие в части сбора и обработки справочной информации, необходимой для подписания соглашений со стороны подведомственных учреждений;

• ИС, эксплуатируемые в других органах государственной власти, в частности: Государственная автоматизированная система «Управление» (ГАСУ); официальный сайт для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ЕИС в сфере закупок); государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП); система управления финансовым документооборотом (СУФД).

В организации взаимодействия структурных подразделений Минобрнауки России можно выделить два основных аспекта:

• организационный, рассматривающий вопросы нормативного обеспечения взаимодействия, формирования номенклатуры передаваемых данных, календарных сроков проведения информационных обменов и т.д.;

• технический, рассматривающий вопросы технологического обеспечения взаимодействия предметно-ориентированных информационных систем, эксплуатируемых в различных структурных подразделениях Министерства.

Решение организационных вопросов информационного взаимодействия требует разработки и утверждения соответствующих Порядков или других нормативно-правовых актов ведомственного уровня.

Решение технических вопросов предполагает разработку алгоритмов и технологий информационного взаимодействия смежных ИС. Рассмотрим, в качестве примера, алгоритм информационного взаимодействия между Департаментами Минобрнауки России при формировании прогноза поступлений бюджетных доходов и анализе исполнения бюджета по доходам. Алгоритм включает следующие шаги:

1. Формирование и отправка в смежные Департаменты запроса на получение (уточнение) значений прогнозных и фактических показателей, используемых при формировании прогноза поступлений бюджетных доходов и анализе исполнения бюджета по доходам. Фиксация запроса в системе автоматизированного электронного документооборота Министерства.

2. Получение запроса смежным Департаментом и подготовка ответа (информационного массива), содержащего значения прогнозных и фактических показателей. Фиксация ответа в системе автоматизированного электронного документооборота Министерства.

3. Получение ответа (информационного массива), проведение предварительной обработки данных с целью оценки корректности переданной информации.

4. В зависимости от результата проверки:

• Формирование прогноза поступлений бюджетных доходов и анализ исполнения бюджета по доходам (в случае корректности предоставленной информации).

• Формирование запроса на уточнение данных (в случае, если предоставленная информация содержит ошибки).

Следует отметить, что данные, предоставляемые структурными подразделениями Минобрнауки России в процессах информационного взаимодействия, поступают в Департамент бухгалтерского учета в различных электронных форматах или в виде бумажных документов, при этом могут информация в процессах обмена может неоднократно уточняться и дополняться. Для решения поставленных задач информационного взаимодействия наиболее целесообразно применения следующих информационных технологий взаимодействия:

• применение портальных технологий;

• организация обмена файлами определенного формата между взаимодействующими информационными системами.

Анализ применения портальных технологий для решения задач ведомственного информационного взаимодействия в Минобрнауки России показал наибольшую эффективность решений, применяемых при построении горизонтальных B2E порталов. Однако применение портальных технологий обладает рядом недостатков: большие затраты на поддержку и сопровождение порталов, высокие требования к квалификации персонала, высокая стоимость разработки программного продукта, отсутствие готовых

решений для решения задач информационного взаимодействия структурных подразделений Минобрнауки России.

В настоящее время наиболее целесообразным и наименее затратным подходом представляется использование обмена файлами определенного формата между взаимодействующими информационными системами. Применение этого решения требует согласования с поставщиками данных:

• применяемых системных справочников и словарей;

• ключевых полей для синхронизации данных;

• форматов представления данных;

• разработки протоколов и регламентов взаимодействия.

Применение описанных подходов организации информационного взаимодействия в процессах учета и мониторинга исполнения доходной части бюджета Минобрнауки России позволяет эффективно решать основные задачи, определяющие это направление работ: ведение реестра администрируемых доходов, бухгалтерского учета доходной части бюджета, выставления неустоек, штрафов, пеней и идентификации поступлений на 04 лицевой счет Минобрнауки России.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998. № 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016). Статья 47.1 БК-РФ Перечень и реестры источников доходов бюджетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/а9а21265&51Ь15c92eba23dЮ018ес 5а72111с6/ (дата обращения: 20.12.2016).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 868 «О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420373891/ (дата обращения: 20.12.2016).

Реализация системного сопровождения комплексной автоматизированной системы исполнения бюджета Минобрнауки России Раскатова М. В.1, Гаврилов А. И.2, Курылев В. А.3, Озерова В. Е.4

'РаскатоваМарина Викторовна /RaskatovaMarina Viktorovna — кандидат технических наук, доцент, кафедра вычислительных машин, систем и сетей, Московский энергетический институт Национальный исследовательский университет, г. Москва; 2Гаврилов Алексей Игоревич / Gavrilov Aleksey Igorevich — старший преподаватель, кафедра вычислительной техники, Московский энергетический институт в г. Смоленске (филиал) Национальный исследовательский университет, г. Смоленск; 3Курылев Владимир Алексеевич /Kurylev Vladimir Alekseevich — кандидат технических наук, доцент,

старший научный сотрудник, кафедра управления и информатики, Московский энергетический институт Национальный исследовательский университет, г. Москва; 4Озерова Вероника Евгеньевна / Ozerova Veronika Evgenievna — старший преподаватель, кафедра экономики, бухгалтерского учета и аудита, Московский энергетический институт в г. Смоленске (филиал) Национальный исследовательский университет, г. Смоленск

Аннотация: в статье рассмотрены структура и задачи системного сопровождения информационных систем ведомственного уровня. Описан функционал комплексной автоматизированной системы исполнения бюджета Минобрнауки России, обеспечивающей информационную поддержку процессов ведомственного бюджетирования. Подробно рассмотрен состав различных видов обеспечения процессов системного сопровождения: нормативно-методического; технического; программного. Приведены примеры задач, решаемых в ходе сопровождения следующих основных компонент системы: информационной; программной; технической.

Ключевые слова: исполнение бюджета, информационная поддержка, информационная система, системное сопровождение, обеспечение сопровождения, задачи сопровождения.

DOI: '0.2086'/23'2-8267-20'6-30-006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.