Научная статья на тему 'Подходы к определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей'

Подходы к определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
562
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сеть / темперамент / психоэмоциональные особенности / характеристики пользователя. / social network / temperament / psychoemotional characteristics / user characteristics.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — В.В. Баранюк, А.Д. Десяткова, О.С. Смирнова

В статье представлены возможные подходы к определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей, в рамках которых рассматриваются рекомендации по формированию связей между психологическими теориями и анализируемой информацией о пользователе. Внимание уделено сбору необходимых данных из социальной сети, используемой для анализа информации, признакам, влияющим на результат, определению точности полученного вывода, а также дальнейшей проработке рассматриваемых подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — В.В. Баранюк, А.Д. Десяткова, О.С. Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On approaches to the definition of psychoemotional characteristics of the information image of social networks users

In this paper, we present the possible approaches to the definition of psycho-emotional features of the information image for users in social networks. In our article, we discuss recommendations for making associations between psychological theories and mining user-related information. Particular emphasis has been placed on data mining in social networks, especially from the aspect of defining the factors which strongly affect its final outcome.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей»

Подходы к определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей

В.В. Баранюк, А.Д. Десяткова, О.С. Смирнова

Аннотация - В статье представлены возможные подходы к определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей, в рамках которых рассматриваются рекомендации по формированию связей между психологическими теориями и анализируемой информацией о пользователе. Внимание уделено сбору необходимых данных из социальной сети, используемой для анализа информации, признакам, влияющим на результат, определению точности полученного вывода, а также дальнейшей проработке рассматриваемых подходов.

Ключевые слова - социальная сеть; темперамент; психоэмоциональные особенности, характеристики пользователя.

I. Введение

В настоящее время все большую актуальность использования в качестве альтернативного источника информации, помимо СМИ, приобретают социальные сети, так как они интегрируют практически все существующие Интернет-источники, являются мощным инструментом самоорганизации общества и отдельных его групп, а также затрагивают практически все слои населения и эффективно структурируют пользователей по их интересам, политическим и религиозным взглядам.

Существующие системы мониторинга загружают информацию из открытых источников, проводят ее графематический, морфологический, синтаксический и логико-семантический анализ, в результате чего информация представляется в виде наименований объектов различных типов (персоны, организации и т.д.) и конкретных наименований их связей с другими объектами («работает», «поддерживает»,

«критикует», «состоит» и т.д.). Результаты анализа представляются в виде семантической карты, обеспечивающей удобную форму навигации по информационному массиву, что позволяет перемещаться вдоль цепочек объектов,

Статья получена 14.07.2016 г.

Исследование выполнено федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский технологический университет» (МИРЭА) за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект №16-37-00492).

К.т.н., с.н.с., В.В. Баранюк, МИРЭА (e-mail: valentina_bar@ mail.ru).

А.Д. Десяткова, МИРЭА (e-mail: taureteri@gmail.com).

О.С. Смирнова, МИРЭА (e-mail: mail.olga.smirnova@yandex.ru).

упоминавшихся в тексте и связанных между собой по смыслу, до требуемого уровня вложенности и находить документы, относящиеся к объектам и их связям [1].

Существует широкий спектр решений и перспективных направлений исследований в этой области, начиная от построения глобальных распределенных информационных структур и поисковых систем, заканчивая вопросами анализа информационных ресурсов при помощи латентно-семантического анализа. В настоящее время в соответствующих сегментах зарубежного и отечественного рынка идет активное распространение различных подходов к анализу информационных ресурсов. Некоторые из них внедрены в деятельность органов власти и специальных служб ведущих стран мира. Ряд подходов реализован компаниями Palantir Technology, i2Limited, а также отечественными разработчиками, такими как «Медиалогия», НИВЦ МГУ, «Поиск-ИТ», «Авикомп сервисес», «Ай-Теко» и др.

При этом стоит отметить, что для более углубленного анализа и возможности эффективного влияния на развитие нежелательных ситуаций, возникающих при самоорганизации общества и его отдельных групп, необходима разработка расширенных подходов, учитывающих большее количество критериев и признаков, в том числе характеризующих психоэмоциональные особенности информационного образа пользователя, что известные системы реализовать не позволяют.

Под психоэмоциональными особенностями информационного образа пользователя социальных сетей подразумевается составленная на основе анализа пользовательского профиля характеристика человека, содержащая сведения о его темпераменте и характере. Для подобного описания необходимо осуществить:

- классификацию признаков, используемых при идентификации психологического типа личности и психического состояния в определенные моменты временных интервалов;

- определение связанности этих признаков;

- определение существенных признаков с точки зрения социальной и психологической оценки индивида.

В рамках формирования указанных признаков определение типа темперамента можно проводить в соответствии с классической теорией типов

темпераментов по Гиппократу, или использовать более современные труды в данной области, например, исследования И.П. Павлова [2] для уточнения теории и описания связей темперамента с характеристиками нервных процессов. Характер пользователя можно описать некоторыми личностными чертами, для определения и оценки которых возможно применить модель личностных черт «Большая пятерка» [3].

II. Определение психоэмоциональных

ОСОБЕННОСТЕЙ

Важными компонентами при определении психоэмоциональных особенностей пользователя являются:

- интеллектуальность;

- эмоциональность;

- коммуникабельность;

- самооценка;

- уровень самоконтроля;

- склонность к групповому взаимодействию.

Определение выше упомянутых компонентов

возможно за счет формирования связей психологических характеристик, используемых в признанных теориях, с проанализированными данными пользователя, собранными из социальной сети.

Наиболее удобным способом сбора информации о пользователе социальной сети является получение данных по средствам API, так как это менее затратно по ресурсам, в сравнении с другими методами, и позволяет создать выборку данных исходя из поставленных задач. Следует отметить, что данная выборка возможна только из данных, размещенных в свободном доступе, и включает в себя следующие сведения:

- личные данные (пол, возраст, семейное положение, религиозные и политические предпочтения, образование, профессия и т.д.);

- данные об активности пользователя (количественные характеристики дружественных связей, входящих / исходящих комментариев, лайков, периоды активности, геометки, посещаемые сообщества и информационные страницы и т.д.).

- генерируемый и используемый пользователем контент:

а) тексты (комментарии, записи со стены, заметки, статусы и т.д.);

б) изображения;

в) аудиозаписи;

г) видеозаписи.

Для дальнейшей работы собранные данные требуют обработки с помощью специального программного обеспечения, в результате которой возможно получение следующей информации:

- преобладающие на фотографиях и видеозаписях эмоции пользователя;

- доминирующие цвета на изображениях;

- преобладающие жанры аудиозаписей;

- тональность входящих / исходящих комментариев и других доступных текстовых объектов;

- количественные характеристики и другая сопутствующая информация по дружеским связям (соотношение полов среди друзей, возрастов, имеющиеся разграничения по категориям и др.);

- соотношение реальных и бот-профилей в списке друзей и подписчиков пользователя;

- тематика наиболее посещаемых сообществ и информационных страниц;

- наиболее повторяемая тематика статусов, постов, информационных сообщений;

- основные временные периоды пользовательской активности;

- наиболее посещаемые места и др.

Данный перечень может быть расширен по мере необходимости в соответствии с имеющимися программно-аппаратными возможностями. Например, из изображений можно получить намного больше информации, нежели эмоции пользователя и преобладающий цвет. Современные технологии позволяют идентифицировать объекты, распределять их по категориям, определять их пространственные и другие характеристики. Так, характеристики идентифицированного пользователя можно связать с психологическим трудом Э. Кречмера «Строение тела и характер» [5] и т.п.

Для интерпретации полученной информации о пользователе предлагается использовать следующие психологические теории: типы темпераментов по И.П. Павлову, теория эмоций по К.Э. Изарду [6], психология цвета[7] и психологическая характеристика аудио-жанров [8,9]. При

формировании интерпретационных связей необходима совместная работа с экспертом-психологом.

В таблицах 1 - 4 приведены выделенные признаки, характеризующие психоэмоциональные особенности человека.

Согласно теории И.П. Павлова, основанной на гуморальной теории темперамента Гиппократа, имеется связь между типом темперамента человека и типом его нервной системы. Описание данных типов содержится в таблице 1, а соотношения типов темпераментов и характеристик нервных процессов в таблице 2.

Таблица 1 - Описание темпераментов

Тип темперам. Описание человека

Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Довольно легко примиряется со своими неудачами и неприятностями. Обычно обладают выразительной мимикой. Сангвиник очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если же работа не интересна, он относится к ней безразлично.

Тип темперам. Описание человека

Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако неуравновешенный, с резко меняющимся настроением. Склонен к эмоциональным вспышкам, быстро истощаем. Увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы, что быстро приводит к их истощению.

Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Флегматик проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсирует свою неспешность прилежанием.

Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий. Свои астенические переживания меланхолик не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.

Таблица 2 - Соотношение типов темпераментов и характеристик нервных процессов_

Хар-ка нервных процессов

Темперамент

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Скорость реакции

Сила реакции

Настроение

Общительность

Самооценка

Недостатки

Цвет

I

Сангвиник

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Быстрая

Умеренная

Устойчивое,

жизнерадостное,

весёлое

Равномерно общителен

Некоторая переоценка

Недостаточная целеустремлённость, часто - неспособ ность доводить начатое до конца

Желтый

Тип нервной системы

II

Холерик

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Быстрая

Чрезмерная

Неустойчи вое, с

преобладанием бодрого_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неравномерно общителен

Значитель ная переоценка

Излишняя

активность,

эмоциональность,

нерасположенность

к монотон

ной работе

Красный

Флег

Силь

Ураь

Силь

Усто

Необб

Каждая общая черта состоит из множества особых, более частных черт (невротизм: беспокойство, застенчивость, уязвимость). Оценка производится в соответствии с выбранной шкалой и результатом является один из полюсов или неопределенность, в случае промежуточного значения.

Характеристика человека по преобладающему цвету на используемых изображениях представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Цветовая характеристика_

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

IÏÎI]

Са

тик „

ишш

новешенный

Инертный

олетовый

Медленная

йчивое, без

боль: них радостей

щителен

Черный Реальная оценка

Пассив ность равн шие, активность

нами

оду низкая

Зеленый в табл]

Характеристика

Характеризует уверенность в своих силах и стремление к завоеванию новых высот, а также вспыльчивый, несдержанный и порывистый характер._

Характеризует открытость, общительность и жизнелюбие, но при этом не уверенность в себе и заниженную самооценку. Цвет способствует обретению внутреннего спокойствия и душевного равновесия._

Характеризует необходимость в самоутверждении, пассивность, медлительность, терпеливость, стабильность и консерватизм. Цвет способствует снятию остроты переживаний, оказывает расслабляющее действие._

Характеризует тревс

жность и переутомление.

меланхолик-

чдрактершует удовлетворенность, стремление

йствию и уединению, неуверенность в [зное и обособленное собствует концентрации.

поведедвижЦий' спо

Хараиертвый внут )еннюю

Мсоесдрлееднонтаояченность,

©лаШость к компро

мозга и способствуе

«замкну

Характеризует отри щние и протест.

ет конце

°динпочтства.

ройптинимать мир в к

ность в себе

чувствительность, миссу, рассудительность, ие и стремление к творчеству. е, тс способствует абстрагированию от всего неожндгниеманный: момент и концентрации " проблеме. Стимулирует работу г решению творческих

нтрации на решение той в то же время настраивает ние и ощущение

тость, готовность о всем его многообразии, а новым начинаниям, часто нленным жел анием ухода от проблем.

Данные из таблицы 2 влияют на определение первичных факторов. Первичные факторы определяются по модели личностных черт «Большая пятерка», согласно которой личность можно описать пятью относительно независимыми общими чертами:

- экстраверсия;

- доброжелательность;

- добросовестность;

- невротизм;

- открытость опыту.

Каждая черта состоит из двух полюсов, например, экстраверсия имеет другой полюс - интроверсию.

¡Синфйпредставлены наиболее популярные жанры музыки с описанием психологического значения предпочтения того или иного жанра.

Таблица 4 - Характеристика аудио-жанров

Жанр Характеристика слушателя

Поп Экстраверты, общительные, но не творческие личности. Выс.пок.экстраверсии

Рок Мягкие, творческие люди, обладающие утонченным вкусом. Как правило имеют низкую самооценку.

и печ

Жанр Характеристика слушателя

Рэп Коммуникабельны, независимы, грамотно ведут переговоры и отстаивают свою точку зрения. Обладают высокой самооценкой. Выс.пок.экстраверсии

Регги Коммуникабельны, обладают высокой самооценкой

Кантри Проявляют стремления к черезмерной трудовой активности

Классическая музыка Раскованные, уверенные в себе, но замкнутые и интроверты. Часто имеют музыкальное образование. Выс.показ. открытости опыту

Джаз и блюз Творческие, общительные, чрезмерно самоуверенные, добрые, непринужденные. Выс.показ. открытости опыту; удовлетворены своей самооценкой

Электронная музыка Флегматики, невозмутимые, спокойные люди с устойчивым настроением. Как правило этот музыкальный жанр предпочитают программисты. Выс.пок.экстраверсии

Дабстеп Импульсивные, внутренне сильные, непостоянные.

Танцевальная музыка Коммуникабельные, разносторонние, жесткие по отношению к другим.

Множество стилей (меломан) Творческие, незаурядные и непостоянные, стремящиеся к переменам.

Информация о пользователе социальной сети должна быть соотнесена с признаками и их описаниями из таблиц 1 - 4 совместно с экспертом-психологом. При этом следует отметить, что не все полученные в рамках такого сопоставления результаты будут являться самодостаточными. Так, например, результат, полученный при сопоставлении преобладающего цвета на изображениях пользователя с данными таблицы 3, не является самодостаточным, а результат, полученный при сопоставлении преобладающего жанра аудиофайлов пользователя с данными таблицы 4, может быть использован как отдельное описание личностных характеристик пользователя, и при этом должен быть учтен при определении темперамента и подсчете первичных факторов модели «Большая пятерка».

В рамках дальнейшей проработки подходов к определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей, следует рассмотреть типологии личности по Леонгарду, который выделяет так называемые акцентуации (особенности) характера, выявляемые не только с помощью проведения специализированных тестов-опросников, но и путём визуальной диагностики, а также основываясь на определенной выборке данных пользователя.

Предполагается, что результат анализа будет содержать описание типа темперамента и индивидуальных особенностей пользователя. Для определения точности полученных результатов необходимо проведение эксперимента с участием психолога при личном контакте с пользователем, чей профиль подвергался анализу. В эксперименте может быть использован любой развернутый тест-опросник,

позволяющий определить темперамент и индивидуальные особенности человека, к примеру, тест-опросник Р. Б. Кеттелла. После проведения теста, результаты необходимо сравнить с данными, ранее полученными в ходе анализа пользовательского профиля социальной сети.

III. Заключение

Дальнейшая проработка и использование рассмотренных подходов к определению психоэмоциональных особенностей

информационного образа пользователя социальных сетей может способствовать влиянию на развитие нежелательных ситуаций при самоорганизации общества и его отдельных групп за счет использования скрытых знаний, заключенных в пользовательском контенте: текстовых, графических, фото, аудио и видео объектах.

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Смирнова О.С., Баранюк В.В. Расширение области получения информации в интересах решения задач анализа в ситуационных центрах. Труды XII Всероссийского совещания по проблемам управления «ВСПУ2014», г. Москва, ИПУ РАН, 16-19 июня 2014 г., с.4171 - 4182. http://vspu2014.ipu.ru/prcdngs.

[2] Общая психология: Курс лекций / Сост. Рогов Е.И. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 -448с.

[3] Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.

[4] Практикум по психологии состояний / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.

[5] Э. Кречмер. Строение тела и характер СПб.: Академический Проект, 2015. - 328с.

[6] Кэррол Э. Изард. Эмоции человека М.: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.

[7] Психология цвета. Эл. ресурс: http://psyfactor.org/lib/color9.htm (дата обращения: 15.05.2016 г.).

[8] Частотные характеристики музыкальных стилей. Эл.ресурс: http://www.audioplace.ru/chastotnye-kharakteristiki-muzykalnykh-stilejj.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(дата обращения: 15.05.2016 г.).

[9] Психология музыкальных предпочтений. Эл. ресурс:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_аудио-жанров (дата обращения: 17.05.2016 г.).

On approaches to the definition of psycho-emotional characteristics of the information image

of social networks users

V.V. Baranjuk, A.D. Desyatkova, O.S. Smirnova

Abstract - In this paper, we present the possible approaches to the definition of psycho-emotional features of the information image for users in social networks. In our article, we discuss recommendations for making associations between psychological theories and mining user-related information. Particular emphasis has been placed on data mining in social networks, especially from the aspect of defining the factors which strongly affect its final outcome.

Keywords - social network; temperament; psycho-emotional characteristics, user characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.