Научная статья на тему 'Подходы к определению понятия «Нематериальные активы» компании'

Подходы к определению понятия «Нематериальные активы» компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / РЫНОЧНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / INTANGIBLE ASSETS / MARKET CAPITAL / HUMAN CAPITAL / INTELLECTUAL PROPERTY / REPUTATION / STRATEGY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куртсеитова М. Т.

Нематериальные активы один из интереснейших объектов исследования в современной экономической науке. Для определения этого понятия очень важна цель, которую перед собой ставит экономист. Так отражение в бухгалтерском и налоговом учете находят свое место лишь ограниченное количество «невидимых» активов. Для целей управления организацией в целом такой подход не пригоден. Необходимо наладить управленческий учет нематериальных активов компании, увеличив их состав за счет включения рыночного и человеческого капитала. Такая постановка вопроса позволит найти новые конкурентные преимущества компании, выявит ее сильные и слабые стороны, без чего не возможно определение дальнейшей стратегии развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO DEFINITION OF THE NOTION NON-MATERIAL ASSETS OF THE COMPANY

Non-material assets are one of the most interesting subjects of investigation on modern economic science. There is an important goal in order to define of this notion, which is put by the economist. So only restricted number of invisible assets have their own place in the accounts and tax calculation. As a whole this approach is not suitable for organizations. It is necessary to regulate non-material company assets management calculation, increasing their content by including market and human capital. Such a position contributes to finding of new competitive advantages of a company, reveals the strong and weak sides and there is no further defining of organization strategy without it.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению понятия «Нематериальные активы» компании»

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

КОМПАНИИ

Куртсеитова М.Т.

Резюме

Управление финансовой устойчивостью предполагает использование системного подхода к организации. Методика укрепления финансовой устойчивости сводится к следующему: управление

оборотными активами: готовой продукцией на складах, дебиторской задолженностью; управление краткосрочными обязательствами -кредиторской задолженностью перед поставщиками, персоналом, бюджетом, заемными средствами, полученными в банке. Работе по каждому из названных направлений должен предшествовать финансовый анализ. Реализация же методик обеспечит грамотное управление финансовой устойчивостью компании и позволит повысить ее.

COMPANY ' S FINANCIAL STABILITY MANAGEMENT BASIS

Kurseitova M.T.

Summary

Financial stability management possesses a systematic approach to its organization. The methods of strengthening of financial stability are as follows: circulating assets control: namely, storage products and debts control; short-term circumstances control-creditor debts before providers, personnel, budget, loan means got in the bank. Financial analysis should precede the work on the above mentioned trends. These methods contribute to competent financial stability management of a company and help to increase it.

УДК 336:651

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ» КОМПАНИИ Куртсеитова М.Т.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: нематериальный актив, рыночный капитал, человеческий капитал, интеллектуальная собственность, деловая

репутация, стратегия развития.

Key words: intangible assets, market capital, human capital, intellectual property, reputation, strategy development.

Обращаясь к такому объекту исследования как нематериальный актив, сначала задаешься вопросом - что же он из себя представляет. Неоднозначность подходов к определению нематериальных активов -свидетельство с одной стороны научной «молодости» данной темы, с другой специфики объекта исследования. Разнообразие нематериальных активов заставляет экономистов вновь и вновь возвращаться к такому предмету исследования как нематериальные активы компании.

По сути, «неосязаемые» активы включают, прежде всего, объекты интеллектуальной собственности. Это различные патенты, лицензии, авторские права на изобретение, конструкторская документация. Важность их оценки обусловлена главным образом необходимостью защиты прав автора. Поэтому ценность такого рода нематериальных активов давно признана в экономике и организации стараются запатентовать свое изобретение с целью его дальнейшего продвижения и получения прибыли, а также защиты от конкурентов.

Западная практика подошла к оценке значимости нематериальных активов со второй половины ХХ века, в России такой подход обозначился только в конце 90-х годов. И в силу столь узкого понимания определения нематериальных активов касался преимущественно производственных компаний - отрасли машино- и самолетостроения, медицины. Сферы услуг нововведение практически не коснулось.

Между тем существует необходимость более широкого подхода к определению нематериальных активов. В частности доктор экономических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям интеллектуальной собственности А. Н. Козырев вслед за многими зарубежными авторами предлагает более тщательно подойти к понятию «невидимых» активов. А именно он предлагает в их категорию включить рыночный и человеческий капитал. Эта часть связана с положением фирмы на рынке, ее связями с клиентами и партнерами, известностью торговой марки, деловой репутацией компании.

В условиях усиления конкуренции повышается значимость рыночного капитала. Большое внимание уделяется приверженности клиентов (количество повторных обращений), степени удовлетворенности клиента. Формирование у потребителя осознания ценности товара это и есть грамотное управление клиентским активом.

Не меньшее внимание должно уделяться отношениям с поставщиками. Долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество,

использование франчайзинга сулит немалые выгоды компании и, безусловно, снизит рекламные расходы.

Управленец любой компании должен осознать, в чем состоит рыночный капитал с тем, чтобы потом выгодно его использовать. Скажем, положительная деловая репутация увеличит финансовые возможности

компании за счет кредитных источников и привлечения инвестиций, а при продаже компании увеличит ее стоимость.

Если рыночный капитал - это внешний нематериальный актив, зависящий от характера связей организации с другими субъектами экономики, то такая составляющая как «человеческий капитал» является внутренним резервом компании. Человеческий капитал включает такие параметры как квалификация и уровень подготовки основного персонала компании (опыт, квалификация, ученые степени, разряды), оптимальность организационной структуры - насколько команда сработана, как налажены каналы связи, как быстро и качественно информация передается от топ-менеджмента до подразделений.

Переоценить значение человеческого капитала сложно. Прибыльность деятельности предприятия напрямую зависит от качества работы персонала компании. Задача компании в сохранении и привлечении наиболее ценных специалистов с помощью системы поощрений и закреплении соответствующих функций. Продуманный подход к мотивации работников с помощью премиальных вознаграждений, включения в состав акционеров, улучшений условий труда повысит заинтересованность персонала и ценность работы в данной компании. Закономерным продолжением внимательного отношения к работнику стало появление специалистов по управлению персоналом, тренинг-менеджеров, работающих над улучшением согласованности действий подразделений.

Оценивая человеческий капитал, нужно не забывать включать в анализ и личность топ-менеджера. Его особая ценность заключается не столько в квалификации, умении управлять, наличии системного мышления, хотя все это тоже немало важно. Главным аспектом его деятельности будет способность собрать воедино все факторы производства: человеческие, материальные, и обеспечить стабильный рост прибыли компании. Оценивается, как его возможность эффективно управлять ресурсами, так и наличие неформальных связей с внешним окружением, как инструмента управления.

Для лучшего понимания роли нематериальных активов в деятельности компании полезно будет оценить степень влияния каждой составляющей: исключительных прав, рыночного и человеческого

капитала. Вариация значимости зависит от специфики деятельности компании (производственный сектор экономики или торговля, поточное производство или единичные заказы и т.п.).

Существует несколько объективных причин сложности определения нематериальных активов и их оценки в российской практике. Во-первых, исходное утилитарное понимание нематериальных активов, которое следует из приказа Министерства финансов России от 26.12.94 № 170 и Положению о бухгалтерском учете 14/2007, где они

классифицируются как права, предполагающие период длительного использования и приносящие доход. В этот же перечень включается деловая репутация компании, возникающая при ее продаже как разница между покупной ценой и стоимостью чистых активов компании. Подобное определение малопригодно для выделения нематериальных активов и управления ими. Оно происходит от бухгалтерского понимания «невидимых» активов и связанных с ним задач бухучета. У нас же в фокусе, прежде всего, управленческий учет.

Во-вторых, необходимость оценки нематериальных активов. Эта проблема может быть решена за счет качественного подхода. Действительно, не все нематериальные активы поддаются количественной оценке. Можно оценить производительность труда работника, доходность от продажи права на патент, степень рыночной власти компании. Сложнее обстоит дело с оценкой управленческого решения, оргструктуры, надежности контрактов с поставщиками. Для этого можно применить качественный анализ. Например, выделить сильные и слабые стороны компании, составить конкурентный профиль и рассмотреть его во времени. Ответить на вопрос о подвижности (изменчивости) нематериальных активов можно, используя также анализ внутренней и внешней среды по Портеру.

В-третьих, в отечественной практике отсутствует какое-либо единообразие в подходах к управлению нематериальными активами в целом. Ощущается недостаток методов и приемов их капитализации для применения в реальной жизни.

В-четвертых, наблюдается проблемы терминологического характера, связанные со значением слов в российской и западной практике, которые не всегда совпадают. Необходимо приведение российской практики в соответствие с международными стандартами оценки.

О трансформации восприятия нематериальных активов свидетельствует растущий интерес нашего отечественного бизнеса. Не материальные активы эффективно функционирующей компании имеют тенденцию к росту, что напрямую влияет на ее стоимость, позволяют обеспечить конкурентное преимущество. Только определив ценность нематериальных активов можно переходить к разработке стратегии развития компании.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной

собственности и нематериальных активов. //www.cfin.ru. 2. Подробно о клиентском гудвилле рассказывает И. Просвирина, в частности в деталях разбираю способы формирования бренда и последствия его использования компанией. Просвирина И. Стоимость бренда: взгляд финансиста // Бизнес-Ключ, №5, 2007. 3. Волошин Д.А. Нематериальные активы и капитализация компании // Аудиторские ведомости, №8, 2009.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ» КОМПАНИИ

Куртсеитова М.Т.

Резюме

Нематериальные активы - один из интереснейших объектов исследования в современной экономической науке. Для определения этого понятия очень важна цель, которую перед собой ставит экономист. Так отражение в бухгалтерском и налоговом учете находят свое место лишь ограниченное количество «невидимых» активов.

Для целей управления организацией в целом такой подход не пригоден. Необходимо наладить управленческий учет нематериальных активов компании, увеличив их состав за счет включения рыночного и человеческого капитала. Такая постановка вопроса позволит найти новые конкурентные преимущества компании, выявит ее сильные и слабые стороны, без чего не возможно определение дальнейшей стратегии развития организации.

APPROACHES TO DEFINITION OF THE NOTION “ NON-MATERIAL ASSETS” OF THE COMPANY

Kurseitova M.T.

Summary

Non-material assets are one of the most interesting subjects of investigation on modern economic science. There is an important goal in order to define of this notion, which is put by the economist. So only restricted number of “ invisible” assets have their own place in the accounts and tax calculation.

As a whole this approach is not suitable for organizations. It is necessary to regulate non-material company assets management calculation, increasing their content by including market and human capital. Such a position contributes to finding of new competitive advantages of a company, reveals the strong and weak sides and there is no further defining of organization strategy without it.

УДК 1+57

К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИИ БИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.