Научная статья на тему 'Подходы к определению понятия интерактивное обучение'

Подходы к определению понятия интерактивное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1158
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ / INTERACTIVE / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елизавета Сергеевна

В статье анализируются изменения, происходящие в сфере образования сегодня. Ведь ориентация на новые цели образования требует изменения методов и форм организации учебного процесса. Автор статьи приводит ряд причин, из-за которых интерактивное обучение становиться более распространённым и актуальным в сфере образования. Далее рассматриваются разные определения понятия интерактивное обучение с точки зрения разных авторов. Более подробно описаны сходства и различия в понимании данного понятия у разных авторов, описываются стадии интерактивного обучения, его особенности. Тем самым в статье рассматривается понятие интерактивное обучение с разных сторон, для того чтобы, выявить его сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению понятия интерактивное обучение»

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЕ

ОБУЧЕНИЕ

Алексеева Е.С. Email: Alekseeva643@scientifictext.ru

Алексеева Елизавета Сергеевна — студент магистратуры, кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации, факультет иностранных языков, направление: педагогическое образование, профиль: языковое образование (иностранный язык), Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Аннотация: в статье анализируются изменения, происходящие в сфере образования сегодня. Ведь ориентация на новые цели образования требует изменения методов и форм организации учебного процесса. Автор статьи приводит ряд причин, из-за которых интерактивное обучение становиться более распространённым и актуальным в сфере образования. Далее рассматриваются разные определения понятия интерактивное обучение с точки зрения разных авторов. Более подробно описаны сходства и различия в понимании данного понятия у разных авторов, описываются стадии интерактивного обучения, его особенности. Тем самым в статье рассматривается понятие интерактивное обучение с разных сторон, для того чтобы, выявить его сущность.

Ключевые слова: интерактивный, интерактивное обучение.

POINT OF VIEW TO THE DETERMINATION OF CONCEPT INTERACTIVE

EDUCATION Alekseeva E.S.

Alekseeva Elizaveta Sergeevna - student of magistracy, DEPARTMENT OF GERMAN LANGUAGE AND INTERCULTURAL COMMUNICATION, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, DIRECTION: OF PEDAGOGICAL EDUCATION, PROFILE: OF LANGUAGE EDUCATION (FOREIGN LANGUAGE), OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, OMSK

Abstract: the article analyzes the changes taking place in the sphere of education today. After all, the orientation toward new goals of education requires a change in the methods and forms of the organization of the educational process. The author of the article cites a number of reasons, because of which interactive training becomes more widespread and relevant in the field of education. Next, different definitions of the concept of interactive learning are considered from the point of view of different authors. The similarities and differences in the understanding of this concept are described in more detail by different authors, the stages of interactive learning, its features are described. The article deals with the concept of interactive learning from different sides, in order to reveal its essence.

Keywords: interactive, interactive education.

УДК 37.016:811.111

Основной задачей образования сегодня является создание условий для самореализации и развития обучающихся.

В связи с этим, традиционные стратегии знание-ориентированного подхода к организации обучения, где «источником знаний» является учитель, представляются неэффективными. На смену им активно внедряются новые современные модели обучения, например, интерактивное обучение, которое становится в образовательном процессе всё более актуальным. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, для демократического общества характерны договорные отношения, в соответствии с которыми в образовательной практике становиться востребована модель взаимодействия, которая основывается на диалоге в процессе имитационной деятельности обучающихся. Ведь интерактивное обучение предполагает имитацию видов деятельности, применяемых в общественной и государственной практике демократического общества.

Во-вторых, практическое решение проблемы мотивации познавательной активности обучающихся достигается использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося. Смирнов И.П. отмечает: «умение общаться друг с другом и с обучаемыми станет, вероятно,

одним из важнейших, если не самым важнейшим фактором, определяющим рейтинг педагогического коллектива учебного заведения, его способность добиться наилучших результатов учебно-воспитательной деятельности» [4, с. 365].

В-третьих, концепция модернизации российского образования в сегодня, прежде всего, направлена на развитие личности обучающегося, ее познавательных и созидательных способностей, формирование опыта самостоятельной деятельности, ответственности, а также современных ключевых компетенций в различных жизненных сферах.

Понятия «интерактивный», «интерактивность» в настоящее время широко распространены в педагогической литературе. Термин «интерактивный» заимствован из английского языка: «interact», где «inter» означает «взаимный», а «act» - действовать. Таким образом, «интерактивный» означает основанный на взаимодействии. А применительно к процессу обучения это означает наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимися [1, с. 84]. Следовательно, в основе интерактивного обучения лежит взаимодействие учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта [1, с. 83].

Появление терминов «интерактивность» и «интерактивное обучение» связано с развитием интеракционизма - направления в современной зарубежной психологии и социологии, основой которого является теория Джорджа Мида о социальном взаимодействии. В своей теории Джордж Мид рассматривает формирование личности человека в ситуациях коммуникации с другими людьми [2].

Однако, при этом, разные авторы по-разному расставляют акценты в подходах к определению понятия «интерактивное обучение».

Так, Рабинович П.Д. рассматривает интерактивное обучение как «педагогическое средство, смысл которого заключается во взаимодействии и взаимопонимании субъектов педагогического процесса - педагога и обучаемых, их ценностных систем, выявлении и активизации межличностных пространства взаимопонимания, актуализации и углубления мотивации самосовершенствования, овладения смыслами предмета взаимодействия» [3, с. 45].

Другие авторы определяют интерактивное обучение как форму, которая позволяет наиболее эффективно решать дидактические задачи через использование потенциала взаимодействия субъектов учебного процесса [2], или как специальную форму организации познавательной и коммуникативной деятельности, по мнению Суворовой Н.А., в которой обучающиеся оказываются вовлечены в процесс познания и имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают [5].

В связи с этим, Суворова Н.А. выделяет следующие стадии интерактивного обучения: переживание обучаемыми конкретного опыта, его обобщение и рефлексия, а затем -применение на практике. В традиционном обучении циклы переживания конкретного опыта отсутствуют, а применение опыта на практике заменяется закреплением материала изложенного в теории. Таким образом, не выпадает только рефлексия - учащиеся становятся пассивными слушателями и используют то изложение материала, которое представлено на занятии преподавателем, рефлексируя по этому материалу в соответствии со своей увлеченностью предметом, харизмой и компетентностью преподавателя, а также различными условиями обучения. «С точки зрения психолога, интерактивным является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся, как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга» [5]. Однако к данному высказыванию стоит добавить то, что в процессе интерактивного обучения не обязательно присутствие группы обучающихся, так как оно может иметь место и при работе с одним конкретным обучающимся. Процесс интерактивного обучения подразумевает собой постоянное взаимодействие обучающихся и учителя, они являются равноправными субъектами обучения.

При этом во всех подходах подчеркивается значимость активного взаимодействия и общения субъектов образовательного процесса. Таким образом, интерактивное обучение подразумевает вовлечение обучающихся в обучение в качестве активного участника, а не наблюдателя и слушателя. Интерактивное обучение - это обучение в диалоге, где знания добываются в процессе совместной деятельности, через диалог или полилог учащихся.

Исходя из этого, при интерактивном обучении мы говорим, в первую очередь, о видоизменении формы обучения с передаточной на диалогическую, то есть основанную на взаимодействии и общении. Диалогичные формы обучения в отличие от традиционного монолога преподавателя создают условия для вовлечения обучаемого в образовательный процесс. Вместе с тем интерактивное обучение предполагает активное участие в этом учебном

диалоге обеих сторон за счет обмена вопросами и ответами, управления процессом диалога, контроля за выполнением принятых решений и т.д.

Таким образом, суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы взаимодействия.

Список литературы / References

1. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. С. 83-84.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия // Теоретические подходы // Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 288 с.

3. Рабинович П.Д. Практикум по интерактивным технологиям. М.: Лаборатория знаний, 2015. С. 45.

4. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность: Монография. М.: Граф-Пресс, 2002. С. 365.

5. Суворова Н.А. Интерактивное обучение: новые подходы. [Электронный ресурс], 2003. Режим доступа: http://balota2.narod.ru/data/mietodyka.html/_(дата обращения: 07.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.