Научная статья на тему 'Подходы к обучению студентов вузов дисциплине «Практикум решения задач на ЭВМ»'

Подходы к обучению студентов вузов дисциплине «Практикум решения задач на ЭВМ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЗ НА ЭВМ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА / ЗАДАЧА. / COMPUTERIZED PROBLEM-SOLVING PRACTICE / PROGRAMMING / COMPILING A COURSE / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абушкин Дмитрий Борисович

В статье рассматриваются некоторые из существующих подходов к построению вузовского учебного курса «Практикум решения задач на ЭВМ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different Approaches to Teaching the Subject Computerized Problem-Solving Practice to University Students

The article gives a description of some of the existing approaches to compiling a university course of Computerized Problem-Solving Practice.

Текст научной работы на тему «Подходы к обучению студентов вузов дисциплине «Практикум решения задач на ЭВМ»»

Информатика. Теория и методика

ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Д.Б. Абушкин

Подходы к обучению студентов вузов дисциплине «Практикум решения задач на ЭВМ»

В статье рассматриваются некоторые из существующих подходов к построению вузовского учебного курса «Практикум решения задач на ЭВМ».

Ключевые слова: ПРЗ на ЭВМ; программирование; построение учебного курса; задача.

Дисциплина «Практикум решения задач на ЭВМ» («ПРЗ на ЭВМ») на сегодняшний день содержится в учебных планах многих высших учебных заведений. Однако в стандарте высшего профессионального образования [1], в отличие от ряда других дисциплин, о содержании учебного курса «ПРЗ на ЭВМ» ничего не сказано. Таким образом, можно предположить, что конкретное содержание данного курса определяется особенностями конкретного вуза, в котором данный курс читается. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть подходы, существующие в преподавании данной дисциплины в различных учебных заведениях.

В учебно-методическом комплексе дисциплины (УМКД) «ПРЗ

на ЭВМ», разработанном в Барнаульском государственном педагогическом университете на кафедре вычислительной математики и программирования в 2007 г., говорится о том, что структура учебной работы студентов в рамках данного практикума предусматривает лабораторные занятия в компьютерном классе, в ходе которых под руководством преподавателя осуществляется разработка и реализация на компьютере конкретных программ в соответствии с предложенной тематикой. При этом в ходе самостоятельной индивидуальной работы студент должен осуществить полный цикл разработки программ, включая подготовку отчета по каждой из лабораторных работ. Завершающим этапом практической работы по составлению программ в рамках настоящего практикума является защита составленных проектов [2].

Авторы этого УМКД отмечают, что в содержании разработанной ими программы представлены основные типы задач на составление программ, причем данный учебный курс не предусматривает привязки к какому-то конкретному языку программирования. Следует отметить, что в данной программе представлены задачи только на алгоритмизацию и программирование. По словам авторов, которые приводятся в рекомендациях УМКД для студентов, это объясняется тем, что одним из важных разделов школьного курса информатики является как раз раздел, посвященный алгоритмизации и программированию [2].

Авторы разработанной учебной программы по дисциплине «ПРЗ на ЭВМ» из Иркутского государственного педагогического университета ставят перед собой цель закрепить и развить навыки использования изученных ранее программных средств и языков программирования для решения конкретных задач пользователя [3]. В данной программе предусмотрено решение задач, связанных с использованием программного обеспечения общего назначения (текстовые редакторы, табличные процессоры, СУБД и пр.), и задач, связанных с написанием программ на каком-либо языке программирования. При этом, на наш взгляд, важным разделом данного курса является раздел «Решение задач, предполагающих творческий подход при выборе программного средства», поскольку при решении задач данного раздела студенты должны самостоятельно определиться с выбором конкретного инструмента их решения.

Авторы учебно-методического пособия для студентов «Практикум по решению задач на ЭВМ» [4], изданного Елецким государственным университетом им. И. А. Бунина, отмечают, что цель данного курса — сформировать у студентов практические навыки и умения в решении прикладных задач на ЭВМ. Поэтому в рамках курса авторы предлагают обучать студентов решению задач на ЭВМ с помощью языка программирования РаБса1 и решению математических задач в системе МаШСАО. Отметим, что в данном курсе иные программные средства не рассматриваются.

На сайте кафедры вычислительной техники и информатики Бурятского государственного университета [5] сообщается о том, что программа курса «ПРЗ на ЭВМ» ориентирована исключительно на программирование на языке программирования РаБса1. В основном в рамках данного курса рассматриваются задачи, связанные с программированием различных алгоритмов, различные типы данных, графические возможности языка программирования РаБса1 и ряд других. На сайте отмечается, что материал этих разделов дисциплины имеет непосредственное отношение к курсу информатики, изучаемому в средних общеобразовательных учреждениях, и обеспечивает общую подготовку будущих учителей информатики, получение практических навыков решения задач на ЭВМ.

Сотрудниками кафедры информатики и прикладной математики Института математики и информатики Московского городского педагогического университета для студентов специальности «Информатика» в течение четырех семестров преподается дисциплина «ПРЗ на ЭВМ». В процессе обучения рассматриваются вопросы решения задач в различных средах [6]. В первом семестре решаются задачи с использованием традиционных процедурных языков про-

граммирования, причем студент имеет право выбора конкретного языка программирования (Pascal, Basic или иной). Во втором семестре представлены задачи, которые можно реализовать с помощью визуальных средств разработки приложений. В третьем семестре рассматриваются задачи, которые могут быть решены с помощью прикладных программ общего назначения. В четвертом семестре рассматриваются задачи, которые предполагают решение путем расширения возможностей программ общего назначения с помощью создания макросов, скриптов и некоторых других средств.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в большинстве случаев в учебном курсе «ПРЗ на ЭВМ» рассматриваются задачи, предполагающие решение путем составления необходимой программы на каком-либо из языков программирования. Лишь в некоторых случаях авторы в рамках данной дисциплины рассматривают задачи, которые можно решить с помощью иных программных средств. Между тем последний вариант представляется наиболее удачным, поскольку в настоящее время решение задач на ЭВМ предполагает, в первую очередь, поиск и подбор наиболее подходящего программного обеспечения из числа существующего и только потом, если этот поиск не увенчался успехом, разработку соответствующих приложений. Сведение курса «ПРЗ на ЭВМ» лишь только к составлению алгоритмов и программ не позволит развить в студентах умение подбирать наиболее подходящие программные средства для решения конкретной задачи, особенно в таких условиях, когда решить задачу можно различными путями.

Но такие умения необходимы студентам даже в рамках их обучения в вузе, поскольку в учебном плане существует целый ряд дисциплин (например, «Численные методы»), в которых предполагается, что студенты умеют подбирать соответствующее программное обеспечение для реализации конкретных подходов к решению задач, умеют пользоваться им (или, по крайней мере, обладают умением разобраться с незнакомой для них средой) и обосновывать свой выбор.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030100 - «Информатика». - М.: Министерство образования РФ, 2005.

2. Ракитин Р.Ю. Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по решению задач на ЭВМ» для специальности 050202 - «Информатика» / Р.Ю. Ракитин. - Барнаул: БГПУ, 2007. - 26 с.

3. Учебная программа дисциплины «Практикум по решению задач на ЭВМ» // URL: http://igpu.ru/upload/pdf_3/moi_15 .pdf.

4. Тарова И.Н. Практикум по решению задач на ЭВМ: учеб.-метод. пособие / И.Н. Тарова, Ю.П. Терехов, О Н. Масина, А.В. Скоков. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - 194 с.

5. Учебная программа по дисциплине «Практикум по решению задач на ЭВМ» // URL: http://www.site.bsu.ru/kafvt/progr.htm.

6. Левченко И.В. Практикум по решению задач на ЭВМ: Типовая программа / И.В. Левченко, Д.Б. Абушкин, B.C. Зайцев // Типовые программы по информатике

и прикладной математике (для студентов и преподавателей педагогических университетов). - М.: МГПУ, 2006. - С. 20-22.

Literatura

1. Gosudarstvenny’j obrazovatel’ny’j standart vy’sshego professional’nogo obrazo-vaniya. Special’nost’ 030100 - «Informatika». - M.: Ministerstvo obrazovaniya RF, 2005.

2. Rakitin R.Yu. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny’ «Praktikum po reshe-niyu zadach na E’VM» dlya special’nosti 050202 - «Informatika» / R.Yu. Rakitin. -Barnaul: BGPU, 2007. - 26 s.

3. Uchebnaya programma discipliny’ «Praktikum po resheniyu zadach na E’VM» // URL: http://igpu.ru/upload/pdf_3/moi_15.pdf.

4. Tarova I.N. Praktikum po resheniyu zadach na E’VM: ucheb.-metod. posobie / I.N. Tarova, Yu.P. Terexov, O.N. Masina, A.V. Skokov. - Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2005. - 194 s.

5. Uchebnaya programma po discipline «Praktikum po resheniyu zadach na E’VM» // URL: http://www.site.bsu.ru/kafvt/progr.htm.

6. Levchenko I. V. Praktikum po resheniyu zadach na E’VM: Tipovaya programma / I.V. Levchenko, D.B. Abushkin, V.S. Zajcev // Tipovy’e programmy’ po informatike i prikladnoj matematike (dlya studentov i prepodavatelej pedagogicheskix universite-tov). - M.: MGPU, 2006. - S. 20-22.

Abushkin, Dmitry B.

Different Approaches to Teaching the Subject Computerized Problem-Solving Practice to University Students

The article gives a description of some of the existing approaches to compiling a university course of Computerized Problem-Solving Practice.

Key-words: computerized problem-solving practice; programming; compiling a course; problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.