Научная статья на тему 'Подходы к обучению грамматике иностранного языка'

Подходы к обучению грамматике иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11507
1473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИКА / ЭКСПЛИЦИТНЫЙ / EXPLICIT / ИМПЛИЦИТНЫЙ / IMPLICIT / ИНДУКТИВНЫЙ / ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ / DEDUCTIVE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ / LANGUAGE SKILLS / GRAMMAR RULES / INDUCTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипович Ирина Иосифовна

В статье анализируются различные подходы к обучению грамматике иностранного языка, их достоинства и недостатки. Рассматриваются различия между эксплицитным и имплицитным, индуктивным и дедуктивным подходами. Показываются сложности использования каждого подхода и проблема выбора, стоящая преподавателем. Указываются некоторые факторы, влияющие на то, какой из методов будет использоваться в конкретной аудитории для достижения определенных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO TEACHING FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR

The article analyzes different approaches to teaching a foreign language grammar, their advantages and disadvantages. It reviews differences between explicit and implicit, deductive and inductive methods. The article studies difficulties in applying each of the methods and the problem of choice that a teacher may face. It also describes some factors that influence the choice of an approach for the specific classroom and the particular goals.

Текст научной работы на тему «Подходы к обучению грамматике иностранного языка»

УДК 811 ББК 81.2-2 Ф 53

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

подходы к обучению грамматике иностранного языка

(Рецензирована)

Филипович Ирина Иосифовна,

доцент кафедры лингвистики и перевода Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (918)4861405, e-mail: filipovich73@list.ru

Аннотация. В статье анализируются различные подходы к обучению грамматике иностранного языка, их достоинства и недостатки. Рассматриваются различия между эксплицитным и имплицитным, индуктивным и дедуктивным подходами. Показываются сложности использования каждого подхода и проблема выбора, стоящая преподавателем. Указываются некоторые факторы, влияющие на то, какой из методов будет использоваться в конкретной аудитории для достижения определенных целей.

Ключевые слова: грамматика, эксплицитный, имплицитный, индуктивный, дедуктивный методы, коммуникация, языковые навыки.

approaches to teaching foreign language grammar

Filipovich Irina,

аssociate professor of Linguistics and Translation Department South Russian Institute of Management , Krasnodar. Tel. (918)4861405, e-mail:filipovich73@list.ru

Summary. The article analyzes different approaches to teaching a foreign language grammar, their advantages and disadvantages. It reviews differences between explicit and implicit, deductive and inductive methods. The article studies difficulties in applying each of the methods and the problem of choice that a teacher may face. It also describes some factors that influence the choice of an approach for the specific classroom and the particular goals.

Keywords: grammar rules, explicit, implicit, deductive, inductive methods, communication, language skills.

Грамматика, бесспорно, имеет огромное значение в обучении языку, особенно английскому как иностранному. Без хорошего знания грамматики развитие языковых навыков у обучающихся будет сильно ограниченно. В целом, в процессе изучения грамматики студентов обучают правилам языка, известным как модели предложений. Грамматические правила дают обучающимся возможность понимать и знать структуру построения моделей предложений. Однако, в центре изучения грамматики должны стоять знания и умения правильного использования грамматических элементов. Другими словами, обучение грамматике должно охватывать языковые структуры и их практическое применение. Грамматике обучают. Чтобы создать основу для ряда языковых навыков: аудирования, говорения, чтения и письма. При аудировании и говорении грамматика играет ключевую роль для понимания и воспроизведения разговорной речи,

так как изучение грамматики необходима для приобретения возможности создавать грамматически принятые в языке высказывания. В чтении грамматика позволяет обучающимся понимать взаимосвязь предложений в абзаце, отрывке, тексте. В письменной речи грамматика дает возможность обучающимся облекать свои идеи в понятные предложения, чтобы успешно общаться в письменной форме. Наконец, с позиции словарного запаса грамматика обозначает способы объединения лексических единиц в предложения таким образом, чтобы могли быть сформулированы понятные выражения и высказывания. Таким образом, ни у кого не возникает сомнений в ключевой роли, которую грамматика играет в формировании всех языковых навыков и достижении коммуникативных задач в процессе изучения языка. Споры между преподавателями возникают по поводу того каким образом и в каком объеме грамматике следует обучать.

84

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

Трибуна педагога

В контексте изучения английского языка как иностранного (EFL), при обучении грамматике традиционно доминирующим методом был метод грамматического перевода (grammar-translation), где использование родного языка важно для понимания значения изучаемого языка через перевод. Например, согласно Лоренсу-Фриману и Ричардсу и Роджеру, в таком методе студенты должны научиться узнавать грамматические правила при переводе с изучаемого языка на родной. Грамматика при этом преподается дедуктивно, то есть, студентам даются грамматические правила и примеры, задают их выучить, а затем просят применить данные правила к другим примерам. Многие преподаватели считают, что изучение грамматики с помощью данного метода не приносит пользы обучающимся, так как они лишь изучают то, как создается язык, а не то, как его применять. Очень часто, выучив правила, обучающиеся успешно справляются с выполнением грамматических упражнений, но при говорении и на письме допускают непозволительно большое количество ошибок.

Помочь обучающимся применять грамматические правила в коммуникативных заданиях ( например, в письме или говорении) является крайне сложной задачей. При этом, преподаватели, особенно в контексте EFL, могут выиграть от знания альтернативных подходов в обучении грамматике, которые позволят интегрировать грамматику или грамматическую структуру в другие языковые навыки для достижения основной цели изучения языка. Для этого преподаватели должны иметь ясное понимание таких понятий как практика, формирование сознательности, эксплицитное и имплицитное знание, дедуктивный и индуктивный подход.

Практика

Практика является одним из ключей к формированию коммуникативной функции грамматики и ее применения в различных видах речевой деятельности. Можно выделить несколько этапов практического изучения грамматики:

1. Определенная грамматическая структура выносится на изучение. На нее обращают внимание обучающихся.

2. Обучающиеся должны составить высказывания или предложения, содержащие изучаемое грамматическое явление.

3. Студентам предоставляется возможность неоднократно повторить грамматическую структуру.

4. Ожидается, что студенты смогут воспроизвести грамматическое явление правильно.

5. Студенты получают оценку правильности своего использования изучаемой грамматики.

Практика улучшает правильность и беглость в использовании грамматических структур и явле-

ний. Правильность достигается через контролируемую или частично контролируемую деятельность. Беглость возникает в результате побуждения студентов к неоднократному использованию изучаемой грамматики в разговорной и письменной речи. Некоторые лингвисты рекомендуют на данном этапе терпимо относится к допускаемым ошибкам, так как они являются абсолютно естественными. Здесь важно помнить о том, что беглость и правильность взаимосвязаны и задача преподавателя заключается в том, чтобы научить студента самому распознавать и исправлять свои ошибки. Чтобы достичь этого необходимо перейти к этапу формирования осознанного изучения грамматики.

Осознанное изучение

Этот подход связан с попыткой научить студентов не только понимать грамматическое явление, но и быть способным описывать его и использовать в грамматических упражнениях. Основные черты деятельности, направленной на формирование осознанного изучения, заключаются в следующем:

1. Определенное грамматическое явление выделяется для того, чтобы обратить на него внимание обучающихся.

2. Студентам предоставляется информация, иллюстрирующая изучаемое явление, правило и объяснение.

3. Студенты должны попытаться осмыслить и понять представленную грамматику.

4. Непонимание или неполное понимание ведет к объяснению (уточнению) в форме дополнительной информации или описания.

5. Студенты должны самостоятельно объяснить правило, описывающее грамматическое явление.

Таким образом, на данном этапе студенты должны научиться распознавать и понимать, а не использовать определенную грамматическую модель.

Рассмотрев две формы, используемые при обучении грамматики, можно сделать вывод, что в то время как Практика направлена на приобретение навыков свободного использования грамматики в коммуникации, то есть на приобретение имплицитных знаний, то сознательное изучение необходимо для формирования эксплицитных знаний. Необходимо иметь четкое понимание этих двух видов знаний. Лишь используя одно из них или оба, можно добиться хороших результатов в достижении уровня свободного владения иностранным языком.

Эксплицитное знание

В практическом смысле эксплицитное знание связано с языком и использованием (применением) языка. Это знание ускоряет и улучшает восприятие

85

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

и точное использование языка и имеет важное значение для оценки языкового результата. Это осознанное знание грамматических правил, изучаемых через формальное обучение на занятиях, в рамках контролируемого процесса обучения. Оно также может осуществляться через выполнение заданий по исправлению ошибок.

Имплицитное знание

Данное знание получается автоматически и легко и имеет огромное значение для развития коммуникативных навыков. Имплицитное знание - подсознательное знание языка, которое приобретается во время выполнения спонтанных заданий, письменных или устных. Оно означает, что студент применяет определенное грамматическое правило так же, как ребенок, который осваивает свой первый язык. Он бессознательно осваивает аспекты языка, но не имеет доступа к сознательному объяснению правил. Например, студент говорит и пишет по английский, верно используя Present tense, хотя и не имеет представления о правиле, которое лежит в основе его использования. То есть, имплицитное знание получается через подсознательный процесс обучения.

Два вида знаний легли в основу двух различных подходов, используемых при обучении грамматике. Речь пойдет дедуктивном и индуктивном подходах.

Дедуктивный подход

Дедукция означает движение от общего к частному, то есть от теорий и правил к их применению. При обучении грамматике дедуктивный подход может быть назван ориентированным на правило (rule-driven). При таком подходе грамматика представляется эксплицитно (четко о понятно), за этим следует практика по ее применению. Сначала студент должен понять и выучить само правило, а затем научиться использовать его в предложениях. При таком подходе некоторые студенты чувствуют себя более уверенно и испытывают меньше страха перед выполнением заданий. При данном методе освоение правила основывается на его изучении и многократном использовании в примерах. В случае применения дедуктивного подхода, презентация грамматического явления должна сопровождаться примерами, быть краткой, четкой и понятной, вовлекать студентов в процесс анализа правила.

У данного подхода есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

1. Может сэкономить время.

2. Ряд аспектов правила можно объяснить проще и понятнее, чем показать на примерах.

3. Можно сразу перейти к практике и примерам.

4. Дает уверенность в процессе обучения студентам, имеющим аналитический склад ума.

Недостатки:

1. Начало занятия посвященное введению грамматики может напугать некоторых студентов.

2. Некоторые студенты могут быть неспособны понять идею или правило.

3. Делает преподавателя центральной фигурой в аудитории и препятствует непосредственному немедленному вовлечению студентов в процесс активного обучения.

4. Объяснения запоминаются хуже, чем другие формы введения нового материала.

Индуктивный подход

Это метод перехода от частного к общему. В обучении грамматике его называют обучением, ведущим к открытию правил. Данный метод предполагает, что преподаватель обучает грамматике, начиная с представления примеров предложений, а студенты понимают правило на основе данных примеров. Презентация грамматических правил может быть как устной так и письменной. Этот подход побуждает студентов активно участвовать в процессе и вырабатывать свои собственные стратегии для решения поставленных задач. Индуктивный подход также как дедуктивный имеет сильные и слабые стороны:

Преимущества:

1. Студенты учатся самостоятельно понимать правило, а значит учатся работать самостоятельно.

2. Студенты становятся активными участниками процесса обучения. При данной деятельности они очень мотивированы.

3. Развивает у студентов способности к распознанию моделей и решению проблем.

4. Если решение предложенной задачи проходит коллективно, студенты получают возможность дополнительной языковой практики.

Недостатки:

1. Требует много усилий и времени.

2. Может привести к неверному или неполному пониманию правила.

3. Возлагает дополнительную нагрузку на преподавателя при подготовке и планировании занятия.

4. Может напугать студентов, которые привыкли к другому методу обучения.

Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Нельзя однозначно ответить на вопрос, какой из них лучше или эффективнее. Выбор метода зависит от ряда факторов, таких как возраст обучающихся, временя, отведенное на освоения материала, привычный студентам способ изучения материала, цели, которые необходимо достигнуть в результате освоения курса.

86

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

Трибуна педагога

При планировании процесса обучения преподавателю следует ответить на ряд вопросов:

1. Каковы цели и задачи данной аудитории?

2. Готовятся они к экзамену или тесту? Улучшают язык для работы? Готовятся посетить страну изучаемого языка? Ответ на данные вопросы позволит определить, какой объем грамматики необходимо изучить с данной группой.

3. Какова языковая база студентов? Как и где они обучались? Знакомы ли они с грамматической терминологией?

4. Какие материалы и ресурсы имеются в наличии для использования в процессе обучения? Чем больше ресурсов, тем легче использовать различные подходы при обучении грамматике.

5. Какой стиль обучения привычен каждому из студентов? Можно ли будет использовать единый подход?

Ответив на эти и ряд других вопросов, преподаватель может решить, какой из подходов- дедуктивный или индуктивный -он будет использовать. Большинство преподавателей понимают, что даже в рамках одной аудитории необходимо комбини-

ровать оба подхода для достижения максимального результата.

Необходимо понимать, что основная цель обучения грамматике -сформировать у студентов знания о структуре языка и научить их правильно и бегло использовать эти знания при осуществлении всех видов речевой деятельности. Преподаватели должны, опираясь на теоретические знания о процессах и методах обучения искать творческие и инновационные способы достижения поставленных целей. В независимость от выбранных подходов и используемых упражнений студенты должны иметь возможность и мотивацию для регулярного использования грамматических структур и явлений.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методик. М,: Академкнига, 2005.

2. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.:Просвещение, 2005.

3. Allen, W/ Living English structure. London: Longman, 1995.

4. Brown, N Principles of language, learning and teaching. 2000.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.