н и о
РАЗДЕЛ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.1
Айвазова Елена Сергеевна,
к.п.н., доцент, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону Aivazova Elena Sergeevna, South-Russian Institute of Management-branch Russian presidential Academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation, Rostov-on-Don
Соловьёв Александр Григорьевич, магистрант, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону Soloviev Alexander Grigorievich, Don State Technical University, Rostov-on-Don
Золотарева Эльвира Геннадьевна,
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону Zolotareva Elvira Gennagyevna, South-Russian Institute of Management-branch Russian presidential Academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation, Rostov-on-Don
ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ APPROACHES TO PHYSICAL EDUCATION IN DIFFERENT COUNTRIES
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые особенности организации физического воспитания в России и некоторых других странах (США, Китай, Шотландия, Новая Зеландия, Венгрия). Кратко освещается программное содержание и средства физического воспитания, цели и задачи, преследуемые в процессе обучения в сфере физической культуры и спорта.
Abstract: the article discusses some features of the organization of physical education in Russia and some other countries (USA, China, Scotland, New Zealand, Hungary). The program content and means of physical education, goals and objectives pursued in the process of training in the field of physical culture and sports are briefly highlighted.
Ключевые слова: физическая культура, программы, регламентация, Россия, США, Китай, Шотландия, Новая Зеландия, Венгрия.
Keywords: physical education, programs, regulations, Russia, USA, China, Scotland, New Zealand, Hungary.
В статье авторы предлагают рассмотреть национальные подходы к физическому воспитанию в некоторых странах мира. Каждая страна описывается с точки зрения ее подхода к физической культуре, спорту, процессу физического воспитания (национальные стандарты и национальная учебная программа), лежащих в основе концепций, ключевых аспектов обучения, реализации и предоставления ресурсов. Физическая культура занимает значимое место в жизни каждого человека и страны в целом [6].
В России физической культуре и спорту уделяется огромное внимание. Физическое воспитание регламентируется главным образом Федеральным Законом № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Правительство Страны и педагогическое сообщество считает двигательную активность молодого поколения одним из основных факторов успешной учебной деятельности [4]. В связи с этим выделяются немалые средства на строительство спортивной инфраструктуры, на проведение соревнований детских спортивных школ и студенческого спортивного союза [3]. Пристальное внимание уделяется людям и молодежи, в частности, имеющим отклонения в состоянии здоровья [5]. В программы включены специальные дисциплины и курсы, адаптированные под таких обучающихся. В России быстрыми темпами развивается волонтерское движение в области физической культуры и спорта [2].
На его основе государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с четырьмя основными принципами (см. Рис. 1)
Непрерывность и преемственность физического воспитания для различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности.
Учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ
развития физической культуры и спорта
Признание само стоятельности всех физкультурно-спортивных организаций, соответствующих требованиям настоящего закона, равенство их прав на
государственную поддержку
• Создание благоприятных условий по финансированию физкультурно-спортивных и
спортивно-технических организаций, олимпийского движени образовательных и научных учреждений, а также для предприятий по производству спортивных
изделий и техники.
Рисунок 1 - Основные принципы организации физической культуры в РФ [1]
В США нет национальной учебной программы. Каждый штат несет ответственность за свои академические стандарты, и для каждой дисциплины разработаны индивидуальные порядки. Тем не менее, многие штаты США следуют Национальным стандартам Национальной ассоциации спорта и физического воспитания (NASPE, 2004). Физическое воспитание в США по большей части преподают сертифицированные учителя физического воспитания, хотя классные учителя могут преподавать элементарное физическое воспитание. Согласно NASPE, качественная программа РЕ должна проводиться сертифицированным специалистом по физическому воспитанию и предоставлять всем возможность учиться, а также иметь значимое содержание и соответствующие методы обучения (NASPE, 2004). NASPE рекомендует 150 минут в неделю для начальных классов и 225 минут в неделю для средних классов.
Китай и Шотландия похожи на Соединенные Штаты в том, что они придерживаются подхода национальных стандартов. Новая Зеландия имеет национальную учебную программу. В России так же обозначены общенациональные стандарты.
Закон Китая о физическом воспитании и спорте (Министерство образования Китая, 1995 г.) установил 7 постулатов, в соответствии с которыми должна быть организована работа во всех школах страны.
1. Физкультура - это обычная часть школьного образования.
2. Уроки физкультуры перечислены как академические курсы, которые регулярно оцениваются и достаточны для удовлетворения потребностей особых студентов.
3. Учащимся необходимо выделять время для ежедневных физических нагрузок в соответствии с национальными стандартами.
4. Предлагаются разнообразные внеклассные мероприятия, тренировки и спортивные соревнования; ежегодно проводятся общешкольные сборы по физкультуре и спорту.
5. Педагоги физкультуры должны иметь квалификацию в соответствии с национальными правилами и получать льготы, связанные со спецификациями работы.
6. Поля, помещения и оборудование для физической активности должны использоваться только для физических нагрузок.
7. Необходимо проводить медицинские осмотры студентов и обеспечивать административный надзор за улучшением их физической подготовки.
Китайские стандарты аналогичны стандартам NASPE, но в отличие от них, национальные стандарты Китая включают в себя как всестороннее развитие, так и здоровье.
Шотландское образование (Learning and Teaching Scotland, 2008) не следует национальной учебной программе, а скорее соответствует серии руководящих принципов, которые содержат элементы национальной учебной программы и национальных стандартов. Физическое воспитание является частью программы «Обучение и образование Шотландии» (LTS).
LTS - вневедомственная, спонсируемая государством организация, ответственная за поддержку и развитие учебных программ для населения. Физическое воспитание является частью учебной программы «5-14» в LTS, поддерживающей начальное образование в течение первых двух лет среднего образования. Физическое воспитание в ней - это предмет изобразительного искусства, наряду с искусством и дизайном, музыкой и драматическим искусством. Санитарное просвещение - это отдельная предметная область.
Цель изобразительного искусства - способствовать эмоциональному, физическому, когнитивному, личному и социальному развитию учеников, а также способствовать осознанию культурного наследия, ценностей и разнообразия. У каждого результата есть аспекты обучения. Большинство направлений включают в себя цели достижения. В основном есть пять уровней достижений для каждого направления, повышающие уровень знаний или навыков. Так, например, на начальном уровне содержание физического воспитания основано на двигательном обучении навыкам: стабильности, манипуляции, ощущения пространства (общее, личное, направления, уровни, пути), динамики (сила, скорость и поток) и отношения (с людьми и предметами). А на среднем уровне контент больше основан на специализированных навыках и физической форме: развитии физической формы, командных и индивидуальных видов спорта, навыков и стратегии, гимнастики и танцах, обучении на открытом воздухе.
Учебная программа физического воспитания Новой Зеландии объединяет санитарное просвещение, физическое воспитание и домашнее хозяйство. Четыре направления составляют основу учебной программы. Каждое направление связано с 3-4 целями достижения.
Перечислим направления и цели достижений.
1. Личное здоровье и физическое развитие: рост и развитие; регулярная физическая активность; безопасность; личность и самооценка.
2. Концепции движения и моторика: двигательные навыки; позитивное отношение; научная технология; социальные и культурные факторы.
3. Отношения с другими людьми: отношения; индивидуальность, чувствительность и уважение; навыки межличностного общения.
4. Здоровые сообщества и окружающая среда: социальные установки и убеждения; ресурсы сообщества; права, обязанности и законы; люди и окружающая среда.
Пропаганда здоровья побуждает учащихся брать на себя ответственность за создание благоприятной физической и эмоциональной среды в классах, школах, общинах и обществе. Социально-экологическая перспектива подчеркивает социальные и экологические факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Важность взглядов и ценностей означает, что упор делается на продвижение определенных взглядов и ценностей.
Физическое воспитание является частью Венгерской национальной базовой учебной программы (NCC). Это одна из десяти «основных сфер образования». Его можно рассматривать как сочетание санитарного просвещения, спорта и физического воспитания.
Ключевые задачи развития в рамках учебной программы включают освоение таких предметов как самооценка и самопознание; родная страна; европейское сознание, глобальная культура; экологическое образование; информационная и коммуникационная культура; обучение; физическое и психическое здоровье; и «подготовка к ролям взрослой жизни. Приоритетные цели или общие цели развития физического воспитания включают следующие направления.
1. Оздоровление и здоровое физическое развитие детей.
2. Улучшение физической формы, физической и умственной адаптации, физического и психического состояния.
3. Передача и проверка знаний о спорте и физических упражнениях.
4. Развлечения, радость, удовлетворение и желание соревноваться.
Оценка физического воспитания в Венгрии меняется от более жесткой модели тестирования к более прогрессивному подходу, основанному на результатах. Однако способы сделать это все еще находятся в стадии разработки.
Реализация следует «биполярной модели». Существует национальная учебная программа, и школы должны решать ключевые, приоритетные и детальные задачи. Однако местные школьные округа и школы могут внедрять учебную программу с определенным уровнем местного контроля. Все школы реализуют национальную или рамочную учебную программу, что означает, что физическое воспитание является обязательным предметом в каждой школе с минимальным количеством уроков 2,5 в неделю [7].
Рассмотрев краткие описания основных организационных моментов устройства обучения в области физической культуры в разных странах, представляется возможным сделать вывод, что во всех развитых страна данной сфере отводится значительная роль. Разница только в централизации и децентрализации подходов и оценки приоритетности различных направлений, составляющих здоровья человека.
Список литературы:
1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 № 329-Ф3 (последняя редакция).
2. Айвазова Е.С., Кладько А.И. Волонтерство как один из факторов социализации и коммуникации молодежи. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 184-188.
3. Айвазова Е.С., Кононенко А.В., Проскурина Е.Ф. Экономические отношения в сфере физической культуры и спорта. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 1. С. 110-114.
4. Айвазова Е.С., Селиванов О.И. Двигательная активность как фактор успешной деятельности студентов. / Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика // Материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 202. С. 109-114.
5. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 191 с.
6. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева, А.А. Малков. - М.: КНОРУС, 2016. 312 с.
7. Peter Rattigan «International approaches to physical education: a comparison» URL: http://www.pelinks4u.org/articles/rattigan0210.htm