Научная статья на тему 'Подходы к обобщению затрат в системе бухгалтерского учета'

Подходы к обобщению затрат в системе бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ ЗАТРАТ / COST ACCOUNTING / БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGERIAL ACCOUNTING / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧЕТ / PRODUCTION ACCOUNTING / СЕБЕСТОИМОСТЬ / NET COST / ОБОБЩЕНИЕ ЗАТРАТ / COST GENERALIZATION / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ / CALCULATION / BOOKKEEPER ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Т. Н., Атабиева Е. Л.

Учетно-отчетная система служит инструментом контроля и управления. Одной из главных целей учета и обобщения затрат, формирующих себестоимость продукции, является их группировка. Cистематизация производственных затрат по центрам ответственности является одной из самых важных задач бухгалтерского учета. Статья содержит анализ подходов к обобщению затрат в системе бухгалтерского учета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева Т. Н., Атабиева Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to cost generalization in the system of bookkeeper accounting (Russia, Belgorod)

Accounting and reporting system is a tool of control and management. One of the major aims of accounting and cost generalization that form the net cost of production, is their grouping. Systematization of production costs based on the centers of responsibility is one of the major aims of the bookkeeper accounting. The article analyzes approaches to cost generalization in the system of bookkeeper accounting

Текст научной работы на тему «Подходы к обобщению затрат в системе бухгалтерского учета»

По нашему мнению, эта проблема сейчас разрешима, так как возможна разработка программных продуктов для учета в отечественных условиях, что делает доступной автоматизацию учета по МСФО для других участников рынка.

Также существует проблема несоответствия понятийного аппарата МСФО и ПБУ и проблемы качества финансовой информации. Отечественная система учета базируется на однозначно трактуемых инструкциях, а МСФО носят рекомендательный характер и не предполагают жестких нормативов. Более того, финансовые отчеты, которые составляются по действующим в РФ нормативам, в значительной степени не подходят для принятия эффективных экономических решений и не соответствуют общепринятым критериям раскрытия информации в условиях рыночной экономики. Однако такая проблема не носит абсолютного характера, так как имеющиеся отечественные бухгалтер-

ские стандарты уже предусматривают вариантность способов и методов учета отдельных видов имущества и обязательств.

Конечно, перейти от жесткой регламентации к свободному выбору варианта учета достаточно сложно, однако, в случае самостоятельного решения вопросов по поводу не корректно установленных правил, повысится достоверность отчетности и уровень доверия к ней заинтересованных пользователей.

Составление отчетности по МСФО является достаточно острой проблемой для компаний. Однако существует ряд ограничений и проблем, информационного, методологического и организационного характера, которые имеют свои пути решения и на данный момент успешно решаются органами государственной власти, саморегулируемыми организациями, такими, как ИПБ России, а также компаниями, заинтересованными в переходе на МСФО.

Литература

1. Бабаев Ю.А., Петров A.M., Друцкая М.В., Кеворкова Ж.А., Листопад Е.Е. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2014.

2. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Совершенствование методологии бухгалтерского учета основных средств. Все для бухгалтера. — 2008. — №7. — С. 2-11.

3. Петров А.М. Вопросы унификации учетной политики внутри корпоративной системы сферы услуг // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — №31. — С. 10-16.

4. Петров А.М. Проблемы составления консолидированной отчетности на этапе автоматизации // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — №33. — С. 2-10.

5. Петров А.М. Теоретико-методологические основы организации бухгалтерского учета расчетов и налогового планирования в корпоративных системах сферы услуг: Монография — СПб.: Изд-во НПК РОСТ, 2008.

6. Петров А.М., Антонова О.В. Концептуальные подходы к анализу платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия // Вопросы экономики и права. — 2013. — №60. — С. 93-97.

7. Петров А.М., Коняхин А.Н. Методика и практика подготовки первой отчетности по МСФО в группе компаний: Монография. — М., 2015.

8. Петров А.М., Лымарь М.П. Состав бухгалтерской отчетности в России и Китае // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — №31. — С. 28-37.

9. Петров А.М., Лымарь М.П. Сравнительная характеристика основных положений законов, регулирующих бухгалтерский учет в Китае и России // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — №40. — С. 52-60.

10. Петров А.М., Мельникова Л.А. Затраты и расходы в системе бухгалтерского учета и налогообложения // Проблемы современной экономики. — 2013. — №4(48). — С. 179-183.

11. Петров А.М., Полоус Е.А. Повышение транспарентности показателя дебиторской задолженности в отчетности // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — №6. — С.2-12.

подходы к обобщению затрат в системе бухгалтерского учета

Т.Н. Ковалева,

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита института экономики и менеджмента Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,

кандидат экономических наук [email protected]

Е.Л. Атабиева,

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита института экономики и менеджмента Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,

кандидат экономических наук [email protected]

Учетно-отчетная система служит инструментом контроля и управления. Одной из главных целей учета и обобщения затрат, формирующих себестоимость продукции, является их группировка. Систематизация производственных затрат по центрам ответственности является одной из самых важных задач бухгалтерского учета. Статья содержит анализ подходов к обобщению затрат в системе бухгалтерского учета.

Ключевые слова: учет затрат, бухгалтерский управленческий учет, производственный учет, себестоимость, обобщение затрат, калькулирование

УДК 657.471.7 ББК 65.052

Учетно-отчетная система служит инструментом планирования, контроля и управления [1]. Одной из главных целей учета и анализа издержек, образующих себестоимость продукции, является их группировка по местам возникновения затрат (производствам, цехам, участкам и другим хозяйственным подразделениям). Систематизация производственных затрат по центрам ответственности является одной из самых важных

и сложных задач бухгалтерского управленческого или производственного учета.

Как справедливо утверждают Т.Ю. Серебрякова, О.Р. Конд-рашова [2, 3] парадокс сегодняшнего дня заключается в том, что информация в бухгалтерском финансовом учете чаще всего может быть получена более оперативно, чем в системе управленческого учета. Поэтому цель настоящей статьи сформиро-

вать подходы к обобщению затрат в системе бухгалтерского учета, не выделяя управленческий учет, как самостоятельную единицу. Проблема состоит в том, что бухгалтерский учет в связи с применением автоматизированных программ становится все более централизованным, в то время как максимальная детализация учета, приближение его к рабочим местам представляется перспективным направлением его развития.

Наиболее распространенной автоматизированной бухгалтерской программой в настоящее время является ^Бухгалтерия. Автоматизированная система бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия 8» позволяет сформировать учетные регистры по любому счету бухгалтерского учета с помощью отчета «Обороты счета» (меню «Отчеты» «Обороты счета»). Отчет «Обороты счета» выводит начальный и конечный остаток и обороты выбранного счета за указанный период, детализацию этих оборотов в разрезе корреспондирующих счетов. Данные выводятся с дополнительной разбивкой по периодам времени (по дням, по неделям, по месяцам и т. д.).

Для первоначального формирования отчета «Обороты счета» достаточно в форме отчета указать организацию, период и выбрать счет бухгалтерского учета, после чего сформировать формы отчета [4].

Определенную информацию содержит документ «Отчет производства за смену». Он является одним из немногих документов производственного учета в наиболее популярной автоматизированной системе бухгалтерского учета «1С:Бух-галтерия 8» и предназначен для отражения в бухгалтерском учете выпуска готовой продукции, оказания услуг, выполнения работ, списание материальных ресурсов на производственные цели, получения и оприходования возвратных отходов. Данные этого отчета имеют в большей степени контрольную функцию при организации производственного учета.

Рассматривая возможности организации производственного учета при автоматизированной обработке учетных данных, следует остановиться на документе «Анализ счета». Для учета производственных затрат предназначен субсчет 20.01 «Основное производство». В составе этого субсчета информация может накапливаться по подразделениям, номенклатурным группам и статьям затрат.

Понятие «подразделения» в данном случае не обязательно должно включать только хозяйственные участки, это может быть любой объект калькулирования, по которому накоплены затраты. Затраты распределяются по номенклатурным группам выпускаемой продукции. Номенклатурные группы — это виды деятельности (виды выпускаемой продукции), которые осуществлялись или производились в текущем периоде. Назначение субконто «Статьи затрат» — это анализ состава затрат по каждой номенклатурной группе практически на любую дату отчетного периода. В программе «1С:Бухгалтерия 8» счет 20 «Основное производство» закрывается при выполнении регламентной операции «Закрытие счетов» (меню Операции — Закрытие месяца). Операции завершения месяца включают расчеты начисления амортизации, расчета себестоимости и другие операции, выполняющиеся один раз в конце месяца.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в автоматизированной программе обработки учетных данных «1С:Бухгалтерия 8» имеются возможности для достаточной детализации информации по хозяйственным подразделениям, центрам ответственности, видам продукции или услуг. Вопрос состоит в том, что информация по затратам является полной, т.е. принимает законченный вид только по окончании месяца.

Такие виды затрат как амортизация производственного оборудования, стоимость услуг сторонних организаций, образование резервов на ремонт основных средств, начисление заработной платы, взносов в страховые внебюджетные фонды, погашение стоимости спецодежды и многие другие расходы списываются в себестоимость продукции и услуг в конце месяца [12]. Кроме того, такая информация формируется в центральной бухгалтерии и бывает не всегда доступна начальникам и специалистам хозяйственных участков. А, между тем, именно они могут оперативно влиять на процесс производства. Таким образом, формирование информации о затратах в хозяйс-

твенных подразделениях (центрах ответственности) вполне аргументировано.

Многие авторы, исследующие проблему, разделяют центры ответственности и центры затрат. По нашему мнению, целесообразна и достижима организация производственного учета именно в центрах ответственности, совмещенных с центрами затрат. Известно, что одним из признаков такого центра является наличие ответственного руководителя, способного принимать самостоятельные решения. Кроме того, центр ответственности должен отвечать следующим основным требованиям:

- центр ответственности должен быть частью в технологической последовательности производства продукции или частью организационной структуры;

- на предприятии должны быть установлены единые внутренние (трансфертные) цены для достижения сопоставимости результатов деятельности, совместимости расходов разных центров ответственности;

- в каждом центре ответственности должен быть установлены критерии для расчета объемов выполненных работ, доходов от деятельности;

- для каждого подразделения должны быть разработаны перечни переменных и постоянных расходов и способы их распределения:

- руководители центров ответственности должны участвовать в составлении сегментарной отчетности, ее анализе и составлении планов доходов и расходов.

В настоящее время в практике многих производственных коммерческих организаций используется составление производственных отчетов хозяйственных участков. Составляются они, как правило, вручную и выполняют контрольную функцию.

Шахматная форма записей в этих регистрах по всей совокупности счетов производственных затрат облегчает их группировку как по элементам, так и по статьям расходов калькуляции и повышает достоверность отчетных данных. По данным производственных отчетов удобно проверять объем выполненных работ, внутри хозяйственные передачи материальных ресурсов, своевременность оприходования отходов, полноту выпуска и оприходования готовой продукции.

Проблема состоит в том, что типовые автоматизированные системы бухгалтерского учета накапливают информацию по организации в целом. Что касается информации по центрам ответственности, то она чаще всего является закрытой. Для того, чтобы обобщать информацию о затратах на производство в разрезе центров ответственности, необходимы дополнительные технические работы по адаптации производственного учета с установленной программой. Выше упоминалось, что программа 1С «Бухгалтерия» содержит данные о деятельности производственных центров ответственности.

Производственные хозяйственные подразделения в настоящее время составляют некоторые формы для анализа своей деятельности, а также для отчетности материально-ответственных лиц. Начальник хозяйственного подразделения по окончании отчетного периода должен отчитаться за полученные ресурсы, объеме произведенной продукции и т.д. С этой целью составляется отчет начальника цеха. К нему прилагается отчет о движении материалов, справка о начисленной амортизации, накладные на сдачу готовой продукции на склад, акты приемки работ. В настоящее время такие отчеты используются в бухгалтерском учете для контроля за движением ценностей в качестве дублирующих документов. Между тем, в управленческом учете отчет начальника подразделений вполне может быть использован для составления ведомости учета производственных затрат. В качестве прообраза такой ведомости может служить ведомость № 12 журнально-ордерной формы бухгалтерского учета. Центры ответственности имеют и общепроизводственные затраты.

В финансовом учете общепроизводственные затраты распределяются между видами продукции, услуг или работ пропорционально базе, установленной приказом об учетной политике. Законодательством установлены следующие критерии, которые могут использоваться предприятиями для распределения косвенных расходов:

- оплата труда основных производственных рабочих;

- материальные затраты;

- общая сумма материальных затрат;

- объем продажи продукции.

В управленческом учете в каждом центре ответственности может применяться такая база для распределения косвенных затрат, которая будет наиболее полно отражать влияние косвенных затрат каждого вида на себестоимость продукции (работ, услуг). Например, количество машино-часов работы оборудования, метры полезной площади и т.д.

В одном центре ответственности (производственном подразделении) общепроизводственные расходы могут распределяться между разными видами продукции, а также между годной продукцией и бракованной, между продукцией разных видов, сортов и т.д.

Составление аналитических ведомостей учета производственных затрат в каждом центре ответственности позволяет накопить затраты по элементам. Если в центре ответственности производится несколько видов продукции, то возможно составление отдельных ведомостей по каждому виду. Но удобнее составлять общую ведомость с разграничением по видам производств. К прямым затратам последней строкой добавляется та часть общепроизводственных расходов, которая после распределения приходится на данное производство.

Порядок распределения общепроизводственных расходов между затратами на производство разных видов продукции представлен в таблице 1. В приведенном нами примере цех № 1 производит 2 вида продукции: продукцию А и продукцию Б.

Общепроизводственные расходы распределяются пропорционально оплате труда рабочих, занятых соответственно на производстве продукции А и продукции Б.

Таблица 1

Распределение общепроизводственных затрат

цеха №1 между продукцией А и Б

-—____ Кредит Дебет —-__ 70 % 25

20А «Основное производство изделия А» 20000 44,4 3774

20 Б «Основное производство изделия Б» 25000 55,6 4726

итого 45000 100 8500

Сумма общепроизводственных расходов 8500 тыс. руб. в приведенном примере распределяется между изделиями А и Б пропорционально прямой заработной плате рабочих: 44,4%

общепроизводственных расходов включено в себестоимость изделия А и 55,6 % в изделие Б, что соответствует доле прямой заработной платы в совокупной сумме прямых затрат на оплату труда.

Суммы общепроизводственных расходов, относящиеся к продукции А и Б, полученные в таблице 1, затем распределяются по элементам в таблице 2. При этом, для распределения по элементам общей суммы между видами продукции применяется тот же удельный вес, который получен в расчете таблицы 1. Образец заполнения ведомости учета производственных затрат приведен в таблице 2.

Ведомость учета затрат на производство содержит распределение и накапливание прямых и общепроизводственных расходов по элементам.

В ведомости учета затрат на производство цеха №1 общепроизводственные расходы 8500 тыс. руб. распределены между изделиями А и Б, но в данном регистре косвенные расходы, приходящиеся на долю изделия А проводятся не общей суммой — 3774 тыс. руб., а отражены с разделением по элементам затрат. Мы видим, что общепроизводственные расходы, приходящиеся на производство изделия А включают материалы 1687 тыс. руб., заработную плату производственных рабочих — 1554 тыс. руб., страховые взносы — 466 тыс. руб., амортизацию — 67 тыс. руб. Аналогичная информация представлена в ведомости и об изделии Б.

Таким образом, информация о производственных расходах, представленная в ведомости учета затрат на производство по цеху №1, приведенному в рассматриваемом нами примере, прозрачна и ценна для экономического анализа, принятия оперативных управленческих решений. На основании данной ведомости аналитик легко и без дополнительных расчетов определит общую сумму материальных затрат по изделию А и Б и т.д. Тогда как данные современного бухгалтерского учета и отчетности содержат значительное количество показателей «прочие расходы», «прочие затраты», которые не дают полноценной информации.

Российское законодательство допускает формирование полной себестоимости выпускаемой продукции [8]. Это значит, что в себестоимость продукции включаются не только общепроизводственные, но и общехозяйственные расходы. Таким образом, возникает необходимость в распределении и общехозяйственных расходов.

В финансовом учете общехозяйственные расходы, так же, как и общепроизводственные, могут быть распределены между

Таблица 2

Ведомость учета затрат на производство цеха № 1, тыс. руб.

Дебет счетов производственных затрат С кредита счетов

10 - Материалы 70 — Расчеты с персоналом по оплате труда 69 — Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 02 — Амортизация основных средств 25 — Общепроизводственные расходы Итого

Счет 25 «Общепроизводственные расходы»

Оплата труда общепроизводственного персонала и начисления - 2000 600 - - 2600

Амортизация основных средств - - - 150 - 1500

Текущий ремонт основных средств 1800 1500 450 - - 3750

Расходы на охрану труда и технику безопасности 1200 - - - - 1200

Расходы на электроэнергию 800 - - - - 800

Итого по счету 25 3800 3500 1050 150 - 8500

Дебет счета 20 А 15000 20000 6000 8500 41000

Общепроизводственные расходы А 1687 1554 466 67 - 3774

Затраты на производство А по элементам 16687 21554 6466 67 - 44774

Дебет счета 20 Б 17000 25000 6600 - - 48600

Общепроизводственные расходы Б 2113 1946 584 83 - 4726

Затраты на производство Б по элементам 19113 26946 7184 83 - 53326

Производственные затраты цеха № 1 по элементам 35800 48500 13650 150 - 98100

хозяйственными подразделениями в соответствие с установленной учетной политикой предприятия и разрешенной законодательством базой распределения.

В управленческом учете та часть общехозяйственных расходов, которая приходится на конкретное хозяйственное подразделение, допустим цех № 1, подлежит дальнейшему распределению. Распределяются такие расходы либо пропорционально той же базе, что и общепроизводственные расходы, либо с учетом других критериев [11]. Например, если есть общехозяйственные расходы, имеющие отношение только к одному из продуктов данного подразделения, то и включаются эти расходы в затраты на производство этого продукта.

Сбор и распределение общехозяйственных расходов по определенному центру ответственности по элементам можно производить в ведомости «Учет и распределение общехозяйственных расходов».

Нами и другими авторами [10, 11] уже поднимались вопросы о том, что ведомости учета затрат по центрам ответственности и другие подобные регистры обязательно должны быть использованы в преподавании учетных дисциплин, но считаем, что значимость представленной информации и для практикующих экономистов, вполне очевидна.

Квалификация доходов и расходов, а также их признание в финансовой отчетности в российских стандартах бухгалтерского учета, очевидно, сближаются с МСФО, но при этом сохраняются и существенные различия [7]. В соответствие с рекомендациями международных стандартов финансовой отчетности в финансовом учете большинство предприятий формирует сокращенную производственную себестоимость без включения в нее общехозяйственных расходов. Производственный учет также можно организовать подобным образом.

Невозможно переоценить значение информированности руководства о деятельности всех хозяйственных участков, подразделений и цехов. Информация необходима, прежде всего, аппарату управления для того, чтобы:

- исследовать результаты деятельности организации и всех ее подразделений за предыдущие периоды;

- объективно оценить возможности получения доходов в будущем;

- выявить потенциальные внутренние резервы организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принимать более взвешенные и целесообразные управленческие решения в будущей деятельности.

В настоящее время вся объективная, подтвержденная документацией, информация формируется бухгалтерской службой, чаще всего централизованной бухгалтерией. Но потребность в информации о затратах и доходах подразделений есть и у руководства организации, и у менеджеров среднего звена. Такие сведения необходимы для оценки деятельности подразделений, определения вклада каждого из них в общий финансовый результат. Кроме того, довольно часто одни хозяйственные подразделения передают незаконченную обработкой продукцию в другие подразделения. Если такая продукция не является полуфабрикатом, то она оценивается в бухгалтерском учете только в конце месяца как незавершенное производство. Меж-

ду тем, для производственного участка, являющегося промежуточным в технологической цепочке, передача незаконченной продукции в дальнейшую обработку является доходной частью. Оценить такой доход возможно только установив внутренние (трансфертные) цены на изделия разной степени готовности.

Понятие трансфертных цен пришло к нам из зарубежной литературы по управленческому учету. Там это понятие трактуется несколько иначе. Трансфертные цены в основном рассматриваются возможными и целесообразными к применению крупными трестами, холдингами, имеющими в своем составе множество дочерних и зависимых организаций. Зарубежные авторы рекомендуют в качестве трансфертных рыночные цены или цены, рассчитанные по себестоимости плюс прибыль. В условиях обычных российских коммерческих предприятий уместнее говорить о внутренних ценах на продукцию разной степени готовности, полуфабрикаты, услуги, работы, побочную продукцию, отходы.

Мы считаем, что наиболее приемлемыми будут внутренние цены, рассчитанные по нормативам затрат по рыночным ценам. Для установления таких внутренних цен необходимо использовать технологические карты, сметы, сметно-финансовые расчеты на продукцию и услуги. Кроме того такие цены придется довольно часто пересчитывать.Если в организации будут разработаны и установлены трансфертные цены на продукцию и услуги отдельных цехов и участков можно будет и составить простейшую сегментарную отчетность.

Подобно тому, как информация публичной финансовой отчетности используется для анализа финансовых результатов деятельности организации, данные сегментарной отчетности дадут возможность оценить эффективность работы каждого хозяйственного подразделения.

Порядок составления сегментарной отчетности для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Положение регулирует сбор и представление информации по таким предприятиям, которые, являясь юридическими лицами, в то же время являются частью более крупной организации. Сегменты могут быть разделены на более мелкие.

Отчетность хозяйственных подразделений позволяет администрации организации контролировать их деятельность, объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. Основой сегментарной отчетность может служить именно производственный отчет начальника участка (подразделения).

Внутренняя отчетность позволит контролировать деятельность центров ответственности и оценивать качество работы возглавляющих руководителей; принимать на ее основе руководителями подразделений наиболее эффективные решения, планировать деятельность подразделений хотя бы в пределах своих полномочий.

Постановка сегментарного учета и отчетности позволит усовершенствовать документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и организации в целом и, как следствие, повысить прибыльность коммерческой организации.

Литература

1. Кувалдина Т.Б. Производственный учет: сущность и необходимость // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 31.

2. Серебрякова Т.Ю., Кондрашова О.Р. Управленческий учет информации по сегментам как часть интегрированного учета // Управленческий учет. — 2015. — № 8.

3. Ефремова А.А. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. — М.: Вершина, 2007. — 208 с.

4. Статьи 1С: Предприятие. Отчет производства за смену с спецификацией номенклатуры [Электронный ресурс] // http://rus1c.ru/

5. Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. — 2000. — № 5.

6. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерские термины и определения: учебное пособие. — Казань: Изд-во КГФЭИ, 2008. — 162 с.

7. Коське М.С., Мишучкова Ю.Г. Затраты в российском бухгалтерском учете: экономическая сущность и нормативное закрепление // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 32.

8. Атабиева Е.Л. Некоторые аспекты организации учета затрат // Тренди та нновац в сучаснйекономц: м-лы Междунар. науч.-практ. конф. / Харьк. нац. ун-т архитектуры и строительства ХНУБА (23-24 апр. 2015 г.). — Харьков: ХНУБА, 2015. — Ч. 2.

9. Ткаченко Ю.А., Тупикин П.Н. Ограничения для адекватного функционирования системы внутреннего контроля // Вестник Белгородского государственного технологического ун-та им. В.Г. Шухова. — 2016. — № 3.

10. Ивашкевич В.Б. Новое в содержании и преподавании учетных дисциплин в экономических вузах и факультетах // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — № 5. — С.366-367.

11. Атабиева Е.Л., Ковалева Т.Н. Преподавание бухгалтерского учета в ВУЗе: проблемы и решения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 9.

12. Атабиева Е.Л. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие / Е.Л. Атабиева, Т.Н. Ковалева. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. — 542 с.

13. Приказ Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000)». // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26617/

интегрированная бизнес-отчетность в системе стратегического управленческого учета

A.A. Трушевская,

доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета Смольного института Российской академии образования,

кандидат экономических наук, [email protected]

H.H. Кретова,

доцент кафедры экономики и управления на предприятиях машиностроения Воронежского государственного технического университета,

кандидат экономических наук, [email protected]

Статья посвящена вопросам развития современной модели интегрированной отчетности, которая должна объединить финансовую и нефинансовую информацию в единое интегрированное целое и обеспечивать более полное понимание характера деятельности предприятия, чем призвана традиционная отчетность. Новая модель отчетности призвана давать четкое и краткое представление о качестве руководства бизнесом на предприятии, демонстрируя, при этом его способность создавать и поддерживать стоимость сейчас и в будущем; выявлять степень использования и зависимости от различных ресурсов; взаимосвязь или комбинацию финансового, производственного, человеческого, интеллектуального, природного и социального капитала предприятия, определять возможность воздействия на бизнес. В новых условиях хозяйствования интегрированная отчетность представляет собой универсальный инструмент который позволяет решить задачу получения всеобъемлющей и полной информации о деятельности предприятия, как в прошлом, так и в перспективе, как того требует новая экономическая модель устойчивости. Целью статьи стала необходимость помочь менеджерам, инвесторам и всем, кто определяет современную политику предприятий, по-новому взглянуть на взаимосвязь технологии, конкуренции и прибыльности.

Ключевые слова: интегрированная отчетность, стратегический управленческий учет, система нефинансовой отчетности, учетно-аналитическая система, критические факторы успеха, драйверы успеха бизнеса, системы измерения, метрики уровня исполнения, сбалансированная система показателей

УДК 657 ББК 65.052.9(2)2я; Т80

Тенденцией современного мира стало ускорение перемен: будущее непредсказуемо, ни в чем нет определенности и достоверности прогнозов, цели подвижны, как и внешние условия. Мир сегодня — это мир без границ, в рамках которого утверждаются модели глобальной конкуренции, поведения и выбора, где действуют глобальные граждане, глобальные конкуренты и клиенты, глобальные поставщики и глобальные дистрибьюторы. Глобализация, интернационализация экономических связей, развитие новых знаний и технологий, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение экологических проблем и конкуренции, новая роль нематериальных активов — все это лишь некоторые факторы, коренным образом преобразующие современный бизнес и общество в целом.

В условиях быстро меняющегося мира, каждый последующий период сильно отличается от предыдущего. Технологическое развитие с момента первой промышленной революции направлено главным образом на формирование антиприродной среды, искусственного мира, созданного человеком на основе неограниченного преобразования естественной природной среды, которая рассматривалась как «кладовая ресурсов» и приемник отходов производства и жизнедеятельности.

Безусловно, быстрое развитие железных дорог и связанных с ними технологий изменило торговлю во всем мире. Железнодорожные пути и проложенные вдоль них телеграфные линии стали новой инфраструктурой бизнеса, связывающей через огромные расстояния производителей товаров с поставщиками и потребителями. Наряду с дальнейшим развитием морского и речного транспорта, расширение сети железных

дорог обусловило появление мировых рынков и международной конкуренции и, как следствие, совершенно новых организационно-правовых форм предприятий и деловой практики. История развития железных дорог конца XIX — начала XX века позволяет увидеть, как отдельные компании адаптируются к серьезным технологическим изменениям, как процесс этой адаптации влияет на их конкуренцию и стратегию [16]. Технологическое развитие и системы расселения, обеспечивающие экономически эффективное использование производственного и хозяйственного потенциала территории, создали на основе преобразования природной среды более высокий, чем на предыдущих этапах развития, уровень комфортности условий жизнедеятельности, но одновременно стали и мощным источником техногенного воздействия на природу и здоровье человека. В то же время для устойчивого социально-экономического развития субъектов хозяйствования ресурсоемкость и энергоемкость валового внутреннего продукта, состояние окружающей природной среды значат не меньше, чем, например, благоприятный хозяйственный климат. В эпоху развития бурного промышленного производства, деловой мир осознал необходимость учетно-аналитической информации для принятия управленческих решений и обеспечения управления в целом [15].

Исторически сложилось, что критериями любой деятельности были финансовые показатели, а бухгалтерский учет называли «языком бизнеса». Традиционно информационным обеспечением оценки деятельности предприятия был анализ данных бухгалтерского учета. Бухгалтерские учетные записи финан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.