Научная статья на тему 'Подходы к изучению профессиональной культуры и корпоративной культуры'

Подходы к изучению профессиональной культуры и корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1417
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чернец Екатерина Владимировна

Статья посвящена исследованию двух сложных понятий социолингвистики «профессиональная культура» и «корпоративная культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к изучению профессиональной культуры и корпоративной культуры»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 27 (165). Филология. Искусствоведение. Вып. 34. С. 160-163.

Е. В. Чернец

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КУЛЬТУРЫ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена исследованию двух сложных понятий социолингвистики - «профессиональная культура» и «корпоративная культура».

Ключевые слова: культура, профессионализм, профессионал, профессиональная культура, корпоративная культура.

Понятие «профессиональная культура» не является простым механическим сочетанием понятий «профессионализм» и «культура». Это синтез, создающий новое общественное явление, где происходит встреча высокого мастерства с общей культурой человека. Поэтому поиски определения понятия профессиональной культуры необходимо начинать с выяснения важнейшего составляющего элемента данного единства, то есть с того, что мы понимаем и какой смысл вкладываем в понятие «культура». Данное понятие широко используют в различных областях деятельности и познания: в быту, науке, обыденном сознании; к нему обращаются для характеристики разнообразных сторон и явлений жизни. Диапазон значений культуры поистине безграничен.

Ю. М. Лотман справедливо считает, что культура - это сложная семиотическая система, ее функция - память, ее основная черта

- накопление; культура есть нечто общее для какого-либо коллектива - группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией; культура есть форма общения между людьми 1.

А. И. Арнольдов определяет культуру как исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм; способ организации поведения и общения, а также обусловленный способ материального производства, процесс развития сущностных сил человека, его самореализации; процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности и направленной на освоение и изменение мира, в котором живет человек»2.

В качестве рабочего в статье используется следующее определение культуры: уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, а

также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Профессионализм - это особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях3.

Как отмечает С. А. Дружилов, в понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм человека - это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека4.

Автор статьи видит профессионализм в качестве интегральной характеристики человека-профессионала как личности и субъекта деятельности.

Понятие «профессиональная культура» часто употребляется вне связи с культурой в целом. Одни ученые обращаются к нему при рассмотрении социализации личности, не касаясь его сущности, другие, не определяя явления, тем не менее, различают общую и профессиональную культуру. Определенный вклад в развитие теории профессиональной культуры внесли А. А. Баталов, П. М. Батура, А. Н. Быстрова, Г. М. Кочетов, А. И. Кравченко, А. М. Омаров, Е. В. Харченко, Е. А. Эй-хельберг и другие исследователи.

Согласно А. И. Кравченко, «Профессиональная культура - это культура, которая содержит в себе совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. При этом различают формаль-

ную и реальную квалификацию: первая предполагает необходимые для данной профессии теоретические знания, а вторая - практические навыки и умения, профессиональный опыт, приобретаемый после нескольких лет работы в данной области»5.

Более общее определение профессиональной культуры находим у А. Н. Быстровой. Она пишет, что профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью. Профессиональная культура находится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе производства, и требования, существующие в обществе вне производства6 .

Социально-историческую трактовку можно встретить у Н. А. Бердяева. Он считает, что профессиональная культура - это совокупность норм, правил и моделей поведения людей - относительно замкнутая область, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях разделения труда. В ней, как в любой другой отрасли культуры действуют два начала - консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности7.

Как отмечает Д. Б. Зильберман, консервативные элементы (нормы, правила и традиции) являются интегрирующим механизмом культуры и позволяют сохранять специфику профессии и организации. Через традиции происходит трансляция ценностей, осуществляется коммуникация работников8.

Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к этике, в том числе и профессиональной. В ХХ веке на смену этике свободы и справедливости пришла этика ответственности. В классической её модели субъект самостоятелен и свободен, обладает разумом, способен понимать мотивы своих поступков и ответствен за последствия своих действий. В основе неклассической этики ответственности - языковой дискурс. Это коммуникативная этика, выступающая за рациональное

аргументирование, стремление к консенсусу, диалогу. Компонентами этической ситуации называются субъект, интерсубъект (общество, группа), интерпретации и дискурсы, ценности, предмет оценки и оценки, речевые и письменные акты, последствия поступков, контекст9.

А. М. Омаров называет важнейшие слагаемые профессиональной культуры: освоение общей культуры, приобщение к ее достижениям; овладение профессиональным мастерством, полная творческая реализация профессиональных навыков; профессиональная компетентность в своем виде деятельности; грамотное, эффективное использование средств и методов при достижении цели; рациональность, расчетливость при осуществлении своей работы; возможность предвидения результатов труда; способность и желание передать свои умения, знания, навыки; культура общения и нравственно-профессиональная этика. Профессиональная культура, соединенная с нравственными нормами, профессиональная компетентность, сращенная с моральными установками, заставляют человека стремиться к более полному профессиональному и личностному, гражданскому самовыражению10.

Динамический характер профессиональной культуры отмечает Е. В. Харченко. Она пишет, что профессиональная культура формируется в достаточно взрослом возрасте и на первых порах может восприниматься сознательно и даже оцениваться: при получении второго высшего образования или переходе на другое место работы человека, как правило, может четко выделить новые реалии, которые могут восприниматься как отступления от норм11.

У Г. М. Кочетова свое понимание профессиональной культуры. Он рассматривает её в качестве прикладного понятия, элемента модели личности специалиста с высшим образованием. Г. М. Кочетов выделяет следующий ряд признаков, свидетельствующих о наличии профессиональной культуры у специалистов: знание свойств продукта и запросов потребителя; способность прогнозирования специалистом последствий своих действий и ответственность за свои действия12.

В центре профессиональной культуры находится профессионал. Г. Н. Кудрук провел интересное исследование, целью которого является анализ образа профессионала, сложившегося в языковом сознании носителей

162

Е. В. Чернец

русской и американской культур. Им было выведено комплексное определение образа профессионала: «Образ профессионала складывается из совокупности деловых и личных качеств, компонентов активной деятельностной позиции, отвечающей нормам общепринятого профессионально-этического кодекса, и способности достижения результата деятельности, согласующегося с требованиями заинтересованной стороны, при соблюдении формального (образование, подтверждение квалификации и др.) и материального (финансовая выгода) компонентов деятельности в постоянном непосредственном контакте с окружающей социальной, экономической и политической средой при учёте динамики из-

13

менения внешних условий деятельности»13.

Анализ точек зрения разных учёных на профессиональную культуру позволяет констатировать, что понятие «профессиональная культура» является сложным и многогранным. Вслед за А. И. Кравченко автор статьи понимает профессиональную культуру как культуру, которая содержит в себе специальные теоретические знания и практические умения, связанные с конкретным видом труда.

С понятием «профессиональная культура» тесно связано понятие «корпоративная культура». Проблемам профессиональной и корпоративной коммуникации посвящены работы Е. В. Вагановой, Э. А. Капитонова,

В. В. Козлова, В. Я. Кочергина, И. А. Ма-заевой, Т. Н. Персиковой, Г. Г. Почепцова, А. А. Селютина, В. А. Спивака, О. Г. Усано-вой, Е. В. Харченко, Ф. И. Шаркова, Э. Х. Шейна, О. В. Шефер, Л. А. Шкатовой и др.

В процессе изучения корпоративной культуры ученые сталкиваются с определенными трудностями. Несмотря на достаточно большое число западных и отечественных теоретических публикаций, единого взгляда на понятие и методологию рассмотрения корпоративной культуры еще не сформировано.

В силу вышесказанного, автор данной статьи видит необходимость в обобщении и систематизации разрозненных точек зрения ученых по поводу определения понятия «корпоративная культура».

Многие из более 50 трактовок понятия «корпоративная культура» похожи друг на друга. Ниже будет представлено одно комплексное определение, выведенное автором статьи из рассмотренных трактовок корпоративной культуры.

Корпоративная культура определяется как набор определенных ценностных представлений, характеристик, символов (Сате, Блинов, Василевская, Журавлев, Ви-ханский, Наумов, Румянцева, Добсон, Уильямс, Уолтерс, Шварц, Дэвис, Мескон, Шейн, Минцберг, Розенштиль, Пэскэйл, Этос, Голд, Дреннан, Ваганова); модель, способ деятельности, поведения и мышления (Харрис, Морган, Усманов, Джакус, Злобин); система норм, правил и ролей, разрешаемых членам общности, которые соответствуют определенным ценностям (Колос, Репка, Вейла, Кубр, Лемэтр, Смирнов, Козлов, Тесакова, Шефер); культура, которая связана с решением проблем организации, достижением поставленных целей и продвижением к успеху (Шек-шня, Элдридж, Кромби, Соломанидина).

Под корпоративной культурой мы понимаем систему норм, правил и ролей, разрешаемых членам общности, которые соответствуют определенным ценностям. В конечном счете, эта система сплачивает коллектив организации, делает его особым, неповторимым в иной организации, объединяет людей при достижении задач.

Термин «корпоративный» рассматривается нами в смысле «объединяющий, связующий», а «корпорация» - в качестве формы организации трудовых общностей со своими специфическими признаками. Корпоративная культура - это не только культура корпораций, данное понятие может применяться к другим организациям.

Можно сказать, что корпоративная культура - это образ жизни, мышления, действия коллектива, а отсюда она представляется как всепроникающее явление, непосредственно влияющее на жизнь организации в целом. Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» как раз и является корпоративная культура.

Считаем, что корпоративная культура воплощает общечеловеческие и профессиональные ценности, организуя их взаимосвязь и единство. Под человеческими ценностями подразумевается мастерство в форме профессионализма; образованности в виде знания, культурной эрудиции; уважение, включающее статус в коллективе, престиж, деловую и общечеловеческую репутацию; справедливость, отзывчивость, доброту и другие нравственные качества.

Корпоративная культура - это атмосфера, которую нужно создавать, поддерживать, раз-

вивать, управлять ею; это постоянно развивающееся явление, как живой организм.

За рубежом вопросами корпоративной культуры занимаются уже несколько десятков лет, поэтому большинство существующих работ по корпоративной культуре принадлежат не нашим соотечественникам. Для России понятие «корпоративной культуры» в большой степени новое, в рамках эволюции Российского государства корпоративной культуре должное внимание стали уделять только в последнее время. Отсюда не отстоявшиеся теоретико-методологические разработки ее сущности, наличие различных определений и поиск наиболее приемлемых.

Если профессиональная культура - это культура, которая содержит в себе совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда, то корпоративная культура

- это набор определенных ценностных представлений, характеристик, символов; модель, способ деятельности, поведения и мышления; система норм, правил и ролей, разрешаемых членам общности, которые соответствуют определенным ценностям; культура, которая связана с решением проблем организации, достижением поставленных целей и продвижением к успеху.

Примечания

1 Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб. : Искусство-СПб, 1994. 412 с.

2 Арнольдов, А. И. Культура: человек и картина мира. М. : Наука, 1987. 347 с.

3 Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М. : Большая Рос. энцикл., 1998. 685 с.

4 Дружилов, С. А. Психология профессионализма субъекта труда : интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. Т. 3. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003.

5 Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов. М. : Акад. проект, 2001. 324 с.

6 Быстрова, А. Н. Мир Культуры : (Основы культурологии). М. : ИВЦ Маркетинг ; Новосибирск : ООО Изд-во ЮКЭА, 2000. 63 с.

7 Бердяев, Н. А. Философия неравенства : Письма к недругам по социальной философии. Письмо 13-е. О культуре // Русское зарубежье : Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. 220 с.

8 Зильберман, Д. Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопр. философии 1996. № 4. С. 72-105.

9 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М., 2000. С. 298-302.

10 Омаров, А. М. Управление: искусство общения. М., 1983.

11 Харченко, Е. В. Межличностное общение : модели вербального поведения в профессиональных стратах : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004. 263 с.

12 Кочетов, Г. М. Механизмы процесса профессионализации. Томск, 1975. 214 с.

13 Кудрук, Г. Н. Отражение образа профессионала в языковом сознании : автореф. дис. . канд. филол. наук. Челябинск, 2008. 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.