Научная статья на тему 'Подходы к исследованию проблемы маргинальности'

Подходы к исследованию проблемы маргинальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1244
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к исследованию проблемы маргинальности»

Ж. Бобер

Подходы к исследованию проблемы маргинальности

Анализируя социокультурную ситуацию, складывающуюся с начала ХХ в. в рамках западной культуры, многие исследователи подчеркивают скачкообразный ритм развития, когда эволюционный этап прерывается, по словам М. Фуко, «разрывом» или «мутацией», скачками и рывками (Хренов Н.А. Воля к сакральному. СПб.: Але-тейя, 2006, С. 546), неким хаосом, из которого в дальнейшем образуется новый порядок. В такие неустойчивые, переходные периоды развития истории и культуры происходит ломка прежних идеологических схем и духовных установок, приводя к распространению культурной дезориентации и неопределенности, что разрушает целостность и сбалансированность общественной системы.

В этот период смысловой неопределенности особенно важным представляется выработка эффективных стратегий, позволяющих преодолеть трудности переходного периода. В свою очередь это требует глубокого понимания закономерностей и особенностей социокультурного развития, выработки адекватного сложности ситуации понятийного аппарата. Одним из таких понятий можно считать термин «маргинальности» (от лат. Marginalis < margo - край, граница), «используемый» для характеристики принадлежности части системы предельному состоянию или для определения наличия пограничных состояний в целой системе, которые возникают в результате эволюционного «рывка» или «скачка», прерывания эволюционного развития.

Понятие «маргинальность» многозначно; как правило, его значение определяется контекстом, в котором оно употребляется, теми теоретико-методологическими подходами, которые используются исследователями.

Отправным пунктом для самой постановки проблемы маргинальности стало изучение процессов миграции. В частности, одним из основателей чикагской социологической школы Р.Э. Парком (1864-1944) в эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек» были предложены понятия «маргинальный человек» и «маргинальная личность» для обозначения культурного статуса и самосознания иммигрантов, оказавшихся в ситуации необходимости адаптации к новому для них урбанистическому образу жизни. Появление маргинальной личности, по Парку, - результат глобального этносоциального процесса, характерного для современного развития цивилизации. Реализуемый на индивидуальном уровне, этот

123

процесс приводит к появлению человека с более широким горизонтом, более развитым интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами, т. е. формирует более цивилизованное существо. Таким образом, Парк связывает концепцию маргинального человека не с изменением личностного типа, а с социокультурной ситуацией (Park R.E. Human migration and the marginal man / Amerikan Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. № 6. P. 881— 893, 106).

Понимая маргинальную личность как результат естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур, а феномен маргинальности как промежуточность положения человека, волей судьбы обреченного одновременно существовать в двух разных культурных группах, Парк выступил как основатель «культурологического подхода» к рассмотрению проблем маргинальности, что дало немало плодотворных идей современным исследователям. Возникнув в 30-е гг. в США как теоретический инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух и более вступающих во взаимодействие этнических групп, концепция маргинальности продолжала разрабатываться с разных точек зрения в социологической литературе. Последующие исследования (У.Г. Самнер, Э. Стоунквист, Р. Мертон, Э. Дюркгейм) показали, что культурная маргинальность - всего лишь один из видов маргинальности. В 40-60-е гг. исследование феномена марги-нальности больше не ограничивается культурными и расовыми границами.

Американский социолог А. Грин утверждал, что «маргинальный человек» - это всеобъемлющий термин, включающий все и не исключающий ничего. Именно поэтому он должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры будут определены. Важным теоретическим шагом в разработке проблем маргинальности можно считать определение маргинального статуса. Однако в целом в рамках американской «традиции» по-прежнему разрабатывается прежде всего культурологический подход к маргинальности: акцент делается на культурном конфликте при переходе из одной социальной общности к другой как источнике формирования маргинального типа личности.

Наряду с культурологическим в 60-е гг. интенсивно начинает разрабатываться социологический подход в исследовании феномена маргинальности. В этом случае маргинальность рассматривается прежде всего как следствие социально-политических процессов. Такое понимание маргинальности берет свое начало в трудах Маркса и Энгельса. И хотя создатели марксистской теории еще не употреб-

124

ляли сам термин «маргинальность», но описание той части населения (окраинные группы в социальной структуре), которая образуется вследствие действия капиталистического способа производства, вполне коррелирует с описанием маргинальности, складывающимся в левоориентированной европейской, прежде всего французской, традиции.

Во Франции исследования маргинальности были инициированы политическими событиями мая 1968 г. Маргинальность связывалась с протестом, добровольным уходом от буржуазных ценностей индустриального общества, со своеобразными защитными реакциями преимущественно молодежных субкультур в условиях кризиса и массовой безработицы. Философской основой представлений о маргинале исследователи считают французский экзистенциализм с его абсолютизацией свободы и творчества. Именно в творческой активности видят французские философы положительный исход маргинальной ситуации для личности. Среди традиционных маргинальных групп появляются интеллигенты-маргиналы (Фарж А. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления / под общ. ред. Ю. Афанасьева и М. Ферро. М., 1989. С. 145).

Поскольку на сегодняшний день отсутствует общепринятая теория маргинальности, то нет и единой классификации.

Современные исследователи выделяют три концептуальных направления в изучении маргинальности: культурное, структурное и ролевое (Сергеев Е. Маргинальность / Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 2.). В соответствии с ними можно говорить о культурной маргинальности, к которой относятся кросскультурные контакты и процессы ассимиляции; ролевой маргинальности, возникающей как следствие неудачного соотнесения себя, своего статуса с референтной группой, и наконец, о структурной маргинальности, описывающей окраинные социальные, политические, экономические и т. д. группы. Интерпретация культурной маргинальности играет важную роль у философов постмодерна. В обществе культуры постмодерна маргинал становится культурным героем, который успешен и одновременно находится между многими культурными обществами.

Кроме этих трех типов маргинальности, в литературе выделяют социальную форму маргинальности, которая может рассматриваться как частное проявление структурной маргинальности.

Понятие «социальная маргинальность» сформировалось во второй половине ХХ в. и определяется как существование низкостатусных и неинтегрированных в социальную структуру индивидов и групп «на обочине общества» (Феофанов К.А. Социальная марги-

125

нальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (Обзор) / Общественные науки за рубежом. РЖ. Сер. 11. Социология. 1992. № 2. С. 70-83). К социальным маргиналам относят всех, кто воспринимается обществом как нежелательные и дезорганизующие лица с нереализованными статусными ожиданиями или находящиеся в ситуации «статусного промежутка» и другие социальные аутсайдеры» (Митина И.В. Маргинальность культурная / Глобалистика: междунар. междисциплинар. энцикл. слов. / гл. ред.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.; СПб.: Питер, 2006.

С. 498). Существование различных маргинальных элементов в социуме является неотъемлемой его частью.

В начале 90-х гг., в связи с интенсивными процессами маргинализации практически во всех областях жизни и расширением зоны влияния маргинальных полей культуры, в отечественной науке растет интерес к этой проблематике. Констатация процессов маргинализации в России, их специфические черты и масштабы, определяемые ситуацией «революционного перехода», актуализируют потребность в более четком определении теоретических подходов к исследованию феномена маргинальности, в выявлении его сущности и структуры, в раскрытии самого механизма маргинализации (Маргинальность в современной России: коллективная моногр. / Е.С. Балабанова, М.Г. Бурлуцкая, А.Н. Демин и др. М.: МОНФ, 2000).

Л. В. Кушнарёва

Особенности метода изучения ценностных ориентаций Ш. Шварца

В настоящее время количественные исследования стали активно применяться в гуманитарных науках, что говорит об определенной зрелости гуманитарного знания. Основное направление разработки методов количественного изучения культуры, позволяющих строить ее типологии, связано с анализом ценностных ориентаций. Его основателем в 50-е гг. ХХ в. стал американский антрополог Клайд Клакхон. Затем оно получило мощное развитие в ставших классическими работах Гиирта Хофстеде, разработавшего методы количественного анализа моделей человеческого поведения в различных культурах и принципы их сравнения и классификации.

Для Клакхона, как и для Хофстеде, главной отправной точкой послужил подход к изучению культуры как системы, как единого

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.