Научная статья на тему 'Подходы к интеллектуализации web-ресурсов фольклорного творчества'

Подходы к интеллектуализации web-ресурсов фольклорного творчества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ИНТУИТИВНО ПОНЯТНЫЙ ИНТЕРФЕЙС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина Эвелина Вячеславовна, Пьянкова Нина Геннадьевна, Салий Виктория Владимировна

В статье рассматривается классификация web-сайтов фольклорного творчества и различные подходы к интеллектуализации интерфейса. Применение информационных технологий позволяет организациям, использующим электронный фольклорный ресурс, формировать новое информационное пространство в виде web-сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузьмина Эвелина Вячеславовна, Пьянкова Нина Геннадьевна, Салий Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к интеллектуализации web-ресурсов фольклорного творчества»

№ 2 (61) 2016 "Библиотековедение и документальная информация"

' — 133

Итак, коммуникативная культура - это качество системы общественных, профессиональных, межличностных отношений, определяющее их успешность, эффективность и конструктивность. Ключевым отличием коммуникативной культуры от других коммуникативных концептов является культурологическая сущность данного понятия, которая репрезентируется признанием коммуникации культурным феноменом.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

2. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., 1988.

3. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб: Питер, 2002.

4. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2008.

5. Хорошавина Г.Д. Коммуникативная деятельность как детерминанта высшего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.

6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

7. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта,

2011.

Reverences

1. Andreeva G.M. Social'naja psihologija [Social Psychology]. Moskow, 1998.

2. Kagan M.S. Mir obshhenija: problemy mezhsub'ektnyh otnoshenij [The world of communication: the problem of intersubjective relations]. Moskow, 1988.

3. Sokolov A.V. Obshhaja teorija social'noj kommunikacii [The general theory of social communication]. Saint-Petersburg: Piter, 2002.

4. Auhadeeva L.A. Formation of communicative culture of the modern teacher in the course of high school preparation: synopsis of a thesis. PhD (pedagogical). Kazan, 2008.

5. Horoshavina G.D. Communicative activity as a determinant of higher education: synopsis of a thesis ... PhD (pedagogical). Moskow, 2003.

6. Leontiev A.A. Pedagogicheskoe obshhenie [Pedagogical communication]. Moskow, 1979.

7. Pro^orov Ju.E., Sternin I.A. Russkie: kommunikativnoe povedenie [Russian: communicative behavior]. Moskow: Flinta, 2011.

УДК 004.738.1

Э.В. КУЗЬМИНА, Н.Г. ПЬЯНКОВА, В.В. САЛИЙ

ПОДХОДЫ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ WEB-РЕСУРСОВ ФОЛЬКЛОРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Кузьмина Эвелина Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Математика и информатика» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (Краснодар, ш. Нефтяников, 32), lin37@yandex.ru

Пьянкова Нина Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Математика и информатика» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (Краснодар, ш. Нефтяников, 32), ninapyankova@mail.ru

Салий Виктория Владимировна канд. пед. наук, доцент кафедры информатики Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), vlada-2807@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается классификация web-сайтов фольклорного творчества и различные подходы к интеллектуализации интерфейса. Применение информационных технологий позволяет организациям, использующим электронный фольклорный ресурс, формировать новое информационное пространство в виде web-сайта.

Ключевые слова: веб-сайт, народное искусство, интуитивно понятный интерфейс, информационные технологии.

"Культурная жизнь Юга России" 134 !

№ 2 (61), 2016

UDC 004.738.1

E.V. KUZMINA, N.G. PYANKOVA, V.V. SALII

APPROACHES TO INTELLECTUALIZATION OF WEB-RESOURCES

OF FOLK CULTURE

Kuzmina Evelyna Vyacheslavovna, PhD (ped.), associate professor of the department "Mathematics and Informatics" of the Krasnodar branch of the Financial university under the government of the Russian Federation (Krasnodar, Neftyanikov highway, 32), lin37@yandex.ru

Pyankova Nina G., PhD (ped.), associate professor of the department "Mathematics and Informatics" of the Krasnodar branch of the Financial university under the government of the Russian Federation (Krasnodar, Neftyanikov highway, 32), ninapyankova@mail.ru

Salii Viktoria Vladimirovna, PhD (ped.), associate professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), vlada-2807@mail.ru

Abstract. The article discusses the classification of web-sites of folk culture and various approaches to intellectualization of the interface. The application of information technologies allows organizations using electronic folk life, to form a new information space in the form of a web-site. Keywords: web site, folk art, intuitive interface, information technology.

Современное состояние ИКТ и тенденции их развития в области информатизации интеллектуализации информационных систем и сервисов требует пересмотра подходов к организации интернет-ресурсов, в том числе посвященных фольклорному творчеству. Создание web-ресурсов и аккумуляция на них цифровых коллекций, проявлений народного творчества требует их анализа и систематизации и определения подходов к организации с учетом передовых направлений ИКТ. Интеллектуализация современных web-сервисов в настоящее время ограничена. Аналитические синтезаторы используются в основном глобальными поисковыми системами для определения предпочтений пользователей и таргетирования рекламных компаний. С другой стороны, в области ИКТ сформировались следующие направления интеллектуализации: поиск по ключевым словам, наличие меток, обратная связь, рубрикация, классификация, фильтры и сортировка. Данные направления затрагивают только интерфейсную часть web-ресурса и не обеспечивают технологию построения интеллектуальной модели данных.

До недавнего времени представление электронных фольклорных ресурсов интернете было достаточно скромным. В настоящее время они активно развиваются, в связи с этим появилась необходимость анализа состояния web-ресурсов, доступных в сети Интернет, и выявления путей их оптимизации.

В настоящее время понятие электронного фольклорного ресурса не определено окончательно. Электронный фольклорный ресурс имеет специфику, предполагающую фиксацию народного творчества на разных типах носителей в разной форме представления: текстовых, аудио- и видеодокументов. Можно говорить о существовании двух концептуальных подходов к определению электронного фольклорного ресурса: рассмотрение фольклорных электронных ресурсов как дублирующих оригинальные текстовые, аудио- и видеоматериалы на электронном носителе и рассмотрение web-сайта как источника фольклорной информации [1, с. 1722]. В наиболее общем виде фольклорную информацию или фольклорные документы на сайте можно определить как электронные текстовые, аудио-, видеодокументы, которые размещаются на сайте фольклорного ресурса, и автор сайта согласен с тем, что эти документы могут быть просмотрены, распечатаны и сохранены пользователями сети Интернет.

Перспективы электронной коммуникации показывают, что сайты фольклорного ресурса являются не менее важным источником, отражающим их значимость, чем печатные фирменные материалы (каталоги, проспекты, фирменные журналы) [1, с. 17-22].

Большое разнообразие сайтов фольклорного ресурса в сети Интернет привело к разнообразной терминологии, используемой для определения статуса и содержания сайтов фоль-

№ 2 (61) 2016 "Библиотековедение и документальная информация"

' _ 135

клорного творчества. Разнообразие сайтов потребовало их классификации. Можно выделить следующие основания деления: принадлежность ресурса, контент, форма представления информации, интеллектуализация интерфейса.

Исходя из принадлежности, можно выделить сайты:

- государственных структур (федеральные, региональные Министерства культуры, краевых, городских, районных администраций);

- общественных организаций, коллективов;

- частных лиц (отражающих региональный фольклор или фольклорные жанры).

Классификация по контенту позволяет выделить следующие типы сайтов: устное народное творчество, народный танец и народная песня.

Сайты, посвященные устному народному творчеству, классифицируются следующим образом:

- отражающие обрядовый / необрядовый фольклор;

- содержащие сказочную / несказочную прозу;

- включающие народную эпическую поэзию:

- посвященные народной лирике;

- содержащие детский фольклор;

- включающие малые жанры фольклора.

По форме представления информации на фольклорном ресурсе можно выделить: текстовую, звуковую и видеоинформацию.

Наличие аудио- и видеоинформации определяет специфику сайта фольклорного ресурса и требует дополнительных интеллектуальных инструментов обработки информации. В связи с этим был проведен анализ и выявлены типы интеллектуальных элементов web-интерфейса фольклорного ресурса.

По интеллектуализации интерфейса сайты фольклорного ресурса можно разделить на следующие типы:

- осуществляющие поиск по ключевым словам или фразам;

- имеющие контентные метки;

- имеющие обратную связь;

- реализующие рубрикацию, классификацию и предметизацию (данные подходы к систематизации могут быть использованы как в единичном варианте, так и в комбинации);

- осуществляющие фильтрацию и/или сортировку.

Преимущественное распространение имеют сайты организаций и частных лиц.

Сайты организаций, содержащие фольклорный ресурс, могут быть представлены как сайт-визитка, корпоративный сайт, фирменный веб-сайт [3, с. 102-105]. На сайтах-визитках и корпоративных сайтах фольклорная информация представлена в дополнение к информации об организации. Виды фольклорной информации в данном случае очень разнообразны и зависят от направлений деятельности фольклорной организации и событийного календаря.

Сайты организаций, содержащие фольклорный ресурс, реализуют три основных бизнес-цели: увеличение количества мероприятий, увеличение доступности к культурному продукту путем информатизации отрасли, расширение целевой поддержки творческих проектов организации и формирование новых форм мероприятий.

Для достижения этих целей организация, занимающаяся фольклорной деятельностью, реализует разнообразные бизнес-стратегии.

Информационные технологии качественно изменили процессы формирования и эксплуатации фольклорных ресурсов путем создания хранилищ данных, разработки и применения аналитических технологий организации и анализа больших объемов информации различных видов. Таким образом, у организаций, занимающихся представлением фольклорной информации, имеется возможность формировать новое информационное пространство, в которое в том числе должна входить фольклорная информация, «подчиняющаяся современным требованиям качества в области структурирования и аналитико-синтетической переработки информации для обеспечения совместимости и интеграции информационных ресурсов» [1, с. 17-22].

Исследование состояния фольклорных информационных web-ресурсов организаций, реализующих фольклорную деятельность, было проведено на базе казачьих коллективов Крас-

"Культурная жизнь Юга России" 136 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 2 (61), 2016

нодарского края, Ростовской и Оренбургской областей. Было выявлено восемьдесят пять творческих коллективов - представителей Кубанского, Донского и Оренбургского войсковых казачьих обществ.

Из общего числа творческих коллективов 19 имеют свои собственные действующие сайты, у 66 сайты отсутствуют или технически не поддерживаются. Причем из 66 организаций, не имеющих сайта фольклорного ресурса, 42 находятся на территории Краснодарского края и Ростовской области.

Сайты творческих коллективов отличаются между собой по форме и по содержанию. Но вместе с тем главная страница сайтов, как правило, содержит вкладки: «О казачестве», «Новости», «Контакты», «Архивы», «Видео», «Фотогалерея», «Казачьи фильмы», «Казачьи песни», «Фольклор».

В основном вкладка «О казачестве» содержит историческую информацию, структуру организации, ссылку на документы, регламентирующие деятельность казачьего общества. Каждая из этих вкладок может храниться в структуре сайта отдельно от этой вкладки.

На сайтах казачьих обществ обязательной вкладкой являются «Новости». Мы провели анализ сайтов на предмет актуальности представленных новостей. Было определено, что новости являются актуальными, если последнее обновление проходило не позднее трех-пяти дней назад. Были получены следующие результаты: актуальные новости - 42%, неактуальные новости - 52%, новости отсутствуют - 6%.

Вкладки «Видео», «Фотогалерея», «Казачьи фильмы», «Казачьи песни» содержат фольклорную информацию. Данная информация представляет собой большие массивы текстов, аудио- и видеофайлов. В соответствии с этим необходим поисковый аппарат, учитывающий сложную типовидовую структуру фольклорной информации. Анализ выявленных web-сайтов организаций творческих коллективов показывает, что 32% сайтов имеют поисковый скрипт, реализующий поиск по ключевому слову или фразе. В остальных случаях имеет место только систематизация информации в виде организации хронологического массива.

Например, на сайтах Кубанского казачьего войска, Майкопского отделения Кубанского казачьего войска, Оренбургского казачьего войска присутствует поисковый скрипт, а также имеются такие элементы систематизации, как классификация фольклорного ресурса по жанрам (песни, танцы, пословицы, поговорки) и видам информации (текстовая, звуковая, видеоинформация).

К примеру, на сайтах Кубанского казачьего хора, Донского хореографического коллектива «Вольница», ансамбля казачьего танца «Переволоцкий» имеется только хронологическое упорядочивание объектов песенного и танцевального фольклорного творчества.

Отдельные сайты в качестве представления фольклорной видеоинформации используют видеохостинг YouTube и его поисковые возможности, такие как поиск по ключевым словам, фильтрация и сортировка.

Таким образом, ценность сайтов фольклорного ресурса состоит в наличии комплексного подхода к представлению фольклорной информации, который не может быть достигнут в печатной фольклорной продукции. Попытки представить фольклорную информацию организациями различного рода деятельности проявляются в появлении разнообразных видов web-сайтов.

Однако сайты фольклорных ресурсов, принадлежащие организациям, имеют недостаточно развитый арсенал инструментов интеллектуализации работы пользователя с информационным ресурсом. Это связано со спецификой деятельности держателей сайтов и наличием разной типо-видовой фольклорной информации. Присутствие аудио- и видеоресурсов на сайте требует принципиально новых подходов к процессам аналитико-синтетической переработки информации и применения интеллектуальных технологий.

Среди интеллектуальных технологий, применяемых на сайтах фольклорного ресурса, можно выделить: технологию инженерии знаний, программные системы извлечения и формализации знаний из неструктурированной и слабоструктурированной информации, системы машинного обучения, формы визуализации информации, контента и знаний, программные

№ 2 (61), 2016 "Библиотековедение и документальная информация"

системы принятия решений и идентификации ситуаций, репозитории открытых данных (linked open data), решение проблем семантической интероперабельности и глобальной идентификации объектов.

Данные технологии позволят реализовать задачу формирования единого фольклорного виртуального пространства на основе специализированного хостинга.

Литература

1. Кузьмина Э.В., Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Состояние корпоративных электронных ресурсов кооперативного сектора экономики // Информационные ресурсы России. 2015. № 3 (145).

2. Кузьмина Э.В. Подходы к определению архитектуры информационной системы // Инновационные процессы в развитии современного общества: Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. Саранский кооперативный институт РУК. 2014.

3. Салий В.В. Применение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации библиотечно-библиографической деятельности //Культурная жизнь Юга России. Приложение. 2015. № 1 (1).

4. Третьякова Н.В. Моделирование процесса подготовки конкурентоспособного специалиста // Информационные ресурсы России. 2015. № 4.

5. Лобанова А.В. Актуальные проблемы современной экономической психологии// Социально-экономические и правовые тенденции развития российского общества в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. Филиал НОУ ВПО «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» в г. Кропоткине. 2014.

References

1. Kuzmina E. V., N. Pyankova, V.M. Matviyuk. The state of corporate electronic resources of the cooperative sector of the economy // Informacionnye resursy Rossii. 2015. № 3 (145).

2. Kuzmina E.V. Approaches to the definition of the information system architecture // Innovative processes in the development of modern society: Materials of the II International correspondence scientific-practical conference. Saransk Cooperative Institute HANDS. 2014.

3. Salii V.V. The use of formalized methods, analytic-synthetic processing of information in library and bibliographic activities // Kulturnaya zhizn Yuga Rossii. Prilozhenie. 2015. № 1 (1).

4. Tretyakova N.V. Simulation of the process of preparation of the competitive expert // Informacionnye resursy Rossii. 2015. № 4.

5. LobanovаA.V. Actual problems of modern economic psychology// Socio-economic and legal trends of development of Russian society in modern conditions: Materials of scientific-practical conference. Branch NOU VPO "Stavropol Institute named after V. D. Chursina" in the Kropotkin. 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 016+004.032.6 +086 Н.В. АНДРЕЕВА

ОТРАСЛЕВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Андреева Наталия Владимировна, аспирант кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), solipsis@mail.ru

Аннотация. Анализируются видовые особенности отраслевых электронных мультимедийных изданий в системе электронной коммуникации, определяются особенности их библиографического анализа и синтеза.

Ключевые слова: отраслевые мультимедийные электронные издания, электронная коммуникация, видовые особенности отраслевых электронных мультимедийных изданий, информационное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.