Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.24
Н.В. Шандова
канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Херсонский национальный технический университет, Украина
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация. Комплексное исследование проблемы управления устойчивым развитием промышленных предприятий включает разработку механизма формирования стратегии устойчивого развития. Реализация предложенного подхода обеспечит взаимное увязывание разнообразных и различных по целям задач, присущих финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий в контексте их устойчивого развития.
Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, промышленность.
N.V. Shandova, Kherson national technical university, Ukraine
APPROACHES TO FORMATION OF STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
Abstract. The comprehensive study of the problems of sustainable development management in industrial enterprises includes the development of a mechanism of forming the strategy of sustainable development. Implementation of the suggested approach will provide mutual linking of the various and different objectives of the functions inherent financial and economic activities of industrial enterprises in the context of their sustainable development.
Keywords: strategy, sustainable development, industry.
Анализ практической деятельности промышленных предприятий Украины свидетельствует об осложнении отраслевых и появлению принципиально новых, прежде несвойственных им хозяйственных связей. Изменяются подходы к выбору методологии управления, путей достижения конечных результатов, развитию производственной базы. Развитие НТП также выдвигает перед предприятиями новые задачи - они должны учитывать в своей деятельности возможные технологические прорывы, появление новой техники, новых способов производства и т.п. Жесткая ограниченность ресурсов, необходимых для нормального функционирования предприятий; взаимозаменяемость факторов в экономике также создают предпосылки для более взвешенного подхода к проблеме оценки и нахождения варианта развития предприятия, реализация которого обеспечивала бы взаимное увязывание разнообразных и различных по целям задач, присущих финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий в контексте их устойчивого развития. Это обуславливает необходимость комплексного исследования сложной, многофакторной проблемы управления устойчивым развитием промышленных предприятий как экономических систем, которое учитывает сущностные аспекты процесса устойчивого экономического развития.
Для дальнейших исследований предлагается такое определение устойчивого развития промышленного предприятия: «промышленное предприятие развивается устойчиво, если оно взаимодействует с экономической, экологической и социальной
54
№ 2 (30) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
средой, осуществляет деятельность при изменениях состояния внешней среды, как способствующих так и препятствующих его развитию, при этом возможности действовать формируются через отношения с субъектами внешней среды» [3].
Процесс разработки и реализации стратегии устойчивого развития промышленного предприятия состоит из пяти взаимозависимых управленческих задач: формирование стратегического видения или определение долгосрочной перспективы развития, постановка целей, разработка стратегии, реализация стратегии, оценка результатов и корректирование целей [2, с. 35]. Первые три задачи определяют выбор направления развития предприятия и формируют его стратегию.
Результаты анализа существующих концепций по формированию стратегий, исследование сущности и экономического содержания процесса стратегического управления, исследование теоретических основ развития предприятия позволили предложить подход к формированию стратегии устойчивого развития промышленного предприятия, который состоит из следующих этапов.
Первый этап формирования стратегии развития предприятия начинается с определения долгосрочной перспективы развития, формирования стратегического видения. Формирование стратегического видения - это идеальная модель будущего, а установка целей - это система переходов от представлений о будущем, к осуществлению этого будущего путем планирования.
Основные особенности современной системы стратегического управления промышленного предприятия реализуются: в системности целей всех участников рыночных отношений, заинтересованных в развитии промышленного предприятия; в системности разрабатываемых цепочек «цели-стратегии»; в учете закономерностей влияния на стратегическое управление объективных и субъективных факторов
(внешней среды, системы мотивации участников, масштабов производства, типа производства каждой товарной группы, жизненных циклов основных элементов предприятия внутренней среды).
Второй этап формирования стратегии устойчивого развития промышленного предприятия - разработка вариантов достижения целей. Поскольку ресурсы
предприятия для решения проблем ограничены, необходимо ранжировать проблемы по их актуальности; провести анализ влияния внутренних и внешних факторов
(социальных, экологических, экономических и др.) на стратегию развития предприятия; провести анализ влияния стратегии на развитие предприятия с целью выяснения факторов, оказывающих неблагоприятное влияние. В ходе разработки вариантов достижения поставленных целей, по каждой проблеме разрабатываются несколько альтернативных вариантов, показывающих пути её решения, что обеспечит высокое качество и эффективность будущего управленческого решения. При оценке
альтернативных вариантов учитываются финансовые, ресурсные, правовые, моральноэтические, экологические ограничения.
Третьим этапом формирования стратегии развития предприятия является выбор лучших вариантов из множества альтернативных. Осуществить выбор и составить
№ 2 (30) - 2014
55
Проблемы экономики и менеджмента
оптимальный перечень путей достижения конечной цели можно, оценив производственные возможности предприятия и определив стадию жизненного цикла предприятия. Критерием выбора варианта развития является экономическое положение предприятия в будущем.
В рамках исследования механизм формирования стратегии устойчивого развития промышленного предприятия представлен на рисунке 1.
I Устойчивое развитие промышлен ноио предприятия
C l pj4TerH4CCItt>C видение
Сшчгмй целен ф у 11 к л ИФНИ ро 111*11 и ы и ytlOil4l11l#tlH li jou 11 Ог>1 и ч l4.'KUJO,
социального и экологического развнчнн прел финтил
__________________t
Страче ги чес к ие цели; доля рынка, конкуреггтные 1греимущесч'ва иа рынке, лидерство а инновационной деятельности, удовлетворение потребностей ночребичедей, умены][ение экологической нагрузки и др.
+__________________
Финансоаьге цели; рост доходов,
прибыли, рентабельности, дивидендов, рыночной стоимости, уменьшение непродуманных эатрат и др,
I .
Анализ внешней среды
Мониторинг окружают ей среды Структурно а дня ситуации в среде Когпитиште моделирование вггаимодейс гв и я субъектов ВЕгешпеи среды ] [poi’позирование развития среды (моделирование процессов развития) Согл асо ua 11 не сценариев ратшнтия и выбор варианта управления развит нем ситуации
Экспертные методы, PEST- анализ, SWOT- анализ, когнитивное моделирование, мечод анализа иерархий (Т. Саати)
Анализ влучренней среды; показатели ycionniiBOiu развитии цредприя гия.
оценка финансово-хозяйственных ситуаций
5 )шп — корректи pmiKii II.«глей, зид-пч к
показателей
устойчивого
рнзпитил пре ттпрттяти эт
Рисунок 1 - Механизм формирования стратегии устойчивого развития промышленного предприятия
Этот процесс разделен на следующие уровни: на первом формируются долгосрочные перспективы устойчивого развития предприятия, учитывающие экономические, социальные и экологические сферы развития промышленного
56
№ 2 (30) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
предприятия.
На втором уровне определяется система целей функционирования и устойчивости экономического, социального и экологического развития. Постановка целей переводит теоретическую часть - определение долгосрочных перспектив и направлений развития предприятия - в плоскость практического применения. Цели представляют собой определенные результаты и итоги, которые необходимо достичь в указанный срок. Цели должны быть определены в каждой сфере, где важен результат.
А. Томпсон и Дж. Стрикленд [2, с. 69] указывают на две ключевые области -финансовую и стратегическую деятельность. Достижение приемлемых финансовых показателей жизненно необходимо, иначе финансовое состояние предприятия поставит под угрозу само существование предприятия. Достижение стратегических целей необходимо для укрепления конкурентоспособности и положения предприятия на рынке в долгосрочной перспективе. Обе группы целей важны для устойчивого развития предприятия, хотя в практической деятельности промышленных предприятий из-за разноплановости интересов заинтересованных лиц наблюдаются ситуации, когда усиливается давление на менеджеров в пользу выбора финансовых решений вместо стратегических, нацеленных на укрепление конкурентных позиций. Например, когда финансовое состояние неустойчиво, а стратегически выгодные проекты рискованные, не обещают мгновенных финансовых результатов, и начинают окупаться лишь через несколько лет.
На третьем уровне проводится анализ внешней и внутренней среды деятельности промышленного предприятия.
Характер взаимодействия предприятия с внешней средой, направление развития и скорость изменений конфигурации внутренних процессов определяют его стратегическое поведение. Можно сделать вывод, что модель стратегического поведения формируется на основе взаимодействия между изменениями внешней среды и набором процедур, правил и норм, действующих на предприятии, которые и позволяют предприятию определить стратегию развития.
Устойчивое развитие предприятия возможно при условии исследования и установления взаимодействия и партнерских отношений с субъектами внешней среды. Стратегическое взаимодействие предприятия с внешней средой является способом реализации стратегических интересов предприятия в условиях неопределенности внешней среды. Согласование интересов субъектов внешней среды, управление ими строится на основе оценки характера взаимодействия предприятия и субъектов внешней среды - и является способом снижения неопределенности. Этот процесс строится на основе мониторинга внешней среды, структуризации знаний о ситуации во внешней среде, которые предлагается проводить с применением когнитивных карт, прогнозировании развития взаимодействия предприятия и внешней среды, выборе варианта управления развитием ситуации. Такая технология управления взаимодействием предприятия с субъектами внешней среды дает возможность более полно использовать экспертную информацию и повысить обоснованность получаемых
№ 2 (30) - 2014
57
Проблемы экономики и менеджмента
оценок при использовании экспертных методов, PEST и SWOT-анализа, когнитивного моделирования, метода анализа иерархий [1]. Осуществление данной процедуры также позволяет сформулировать структуру сценариев необходимых в исследовании влияния внешней среды и показать развитие проблем под влиянием SWOT-факторов. Применение совокупности данных методов анализа, в основе которых лежит математический аппарат, основанный на представлении знаний экспертов в совокупности с комплексной (качественной и количественной) информацией в виде когнитивных карт, повысит качество идентификации проблем, формирования целей и альтернатив их достижения.
Анализ внутренней среды включает оценку экономического состояния, потенциала предприятия, его сильных и слабых сторон.
На четвертом уровне формируется стратегия устойчивого развития предприятия: формируются ключевые факторы успеха, определяются целевые показатели стратегии, моделируются процессы устойчивого развития, определяется соответствие устойчивого развития целям предприятия, корректируются цели и задачи в соответствии со стратегией устойчивого развития.
Таким образом, основой формирования стратегии устойчивого развития промышленного предприятия является комплекс мероприятий, ориентированных на использование стратегических конкурентных преимуществ, выявленных на этапе диагностики. Реализация ключевых факторов успеха должна обеспечиваться процессом целеустановки, обеспечением причинно-следственных связей между отдельными целями, формированием системы качественных и количественных показателей достижения целей, моделированием процессов реализации целей, постоянным мониторингом показателей устойчивости предприятия и своевременным корректированием целей и задач относительно ожидаемых результатов.
Список литературы:
1. Коврига С.В. Применение структурно-целевого анализа развития социальноэкономических ситуаций / С.В. Коврига, В.И. Максимов // Проблемы управления. -
2005. - № 3. - С. 39-43.
2. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: Вильямс, 2007. - 928 с.
3. Шандова Н.В. Концепщя стшкого розвитку промислових пщприемств / Н.В. Шандова // Економiчний часопис. - 2013. - № 1-2. -С. 22-25.
58
№ 2 (30) - 2014