Научная статья на тему 'Подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления: региональный аспект'

Подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1272
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL AUTHORITIES / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ / ADMINISTRATION OF THE URBAN SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслов И.С., Руднев В.М., Слинько А.А.

Эффективность работы администрации муниципального образования во многом зависит от ее организационной структуры. Цель статьи: рассмотреть пути совершенствования организационной деятельности администраций городских поселений. Задачи: рассмотреть принципы формирования организационной структуры органов местного самоуправления; проанализировать достоинства и недостатки структуры управления администрации Бутурлиновского городского поселения; предложить меры по повышению эффективности работы аппарата и администрации Бутурлиновского городского поселения. Сформулирован вывод о необходимости повышения эффективности труда персонала администрации муниципального образования, что должно обеспечиваться системой организационного управления мотивацией и стимулированием персонала администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF LOCAL GOVERNMENTS: A REGIONAL PERSPECTIVE

The efficiency of administration of municipal formation depends largely on its organizational structure. The purpose of this article to consider ways of improving the organizational activities of the administrations of urban settlements. Objectives: to consider the principles of formation of organizational structure of local governments; to analyze the strengths and weaknesses of the management structure of the Administration of Buturlinovskiy urban settlement; to propose measures to improve the efficiency of the apparatus and the administration of Buturlinovskiy urban settlement. A conclusion about necessity of increase of efficiency of work of personnel of the municipal administration that should be provided by the organizational management of motivation and stimulation of personnel administration.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления: региональный аспект»

РЕГИОН: системы, экономика, управление

№2 (37), 2017

УДК 352/354

И. С. Маслов, А. А. Слинъко

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация: эффективность работы администрации муниципального образования во многом зависит от ее организационной структуры. Цель статьи: рассмотреть пути совершенствования организационной деятельности администраций городских поселений. Задачи: рассмотрет ь принципы формирования организационной структуры органов местного самоуправления; проанализировать достоинст ва и недостатки структуры управления администрации Бутурлиновского городского поселения; предложить меры по повышению эффективности работ ы аппарата и администрации Бутурлиновского городского поселения. Сформулирован вывод о необходимости повышения эффективности труда персонала администрации муниципального образования, что должно обеспечиваться системой организационного управления мотивацией и стимулированием персонала администрации.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, организационная структура, администрация городского поселения.

UDK 352/354

I. S. Maslov, A. A. Slinko

APPROACHES ТО FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF LOCAL GOVERNMENTS: A REGIONAL PERSPECTIVE

Abstract: the efficiency of administration of municipal formation depends largely on its organizational structure. The purpose of this article to consider ways of improving the organizational activities of the administrations of urban settlements. Objectives: to consider the principles of formation of organizational structure of local governments; to analyze the strengths and weaknesses of the management structure of the Administration of Buturlinovskiy urban settlement; to propose measures to improve the efficiency of the apparatus and the administration of Bu turlinovskiy urban settlement. A conclusion about necessity of increase of efficiency of work of personnel of the municipal administration that, should be provided by the organizational management of motivation and stimulation of personnel administration.

Keywords: local authorities, organizational structure, administration of the urban settlement.

Введение

С принятием Федерального закона № 131-ФЭ начата реформа местного самоуправления, целью которой было существенное улучшение качества оказания услуг органами публичной власти населению через следующие механизмы: обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание баланса власти внутри регионов, прекращение практики «нефинансируемых мандатов», осуществление конституционного права граждан на местное самоуправление.

Российские исследователи отмечают, что любая модернизация, и не только в истории России, в той или иной мере включает заимствование и имитацию определенных институтов; вопрос лишь в том, происходит ли по мере углубления модернизации переход от имитации к полноценному функционированию новых институтов на собственной основе, или же имитация приводит в итоге к отторжению или перерождению этих институтов. Сегодня приходится признать, что без организации органов местного самоуправления, этих «кирпичиков общества», невозможно нормальное функцио-

нирование никакого общества [1]. По мере развития возникает потребность модернизировать и дебюрократизировать местное самоуправление, необходимо снять непосильную нагрузку с местных органов, убрать те функции, которые этот институт не должен выполнять [2].

Генезис разграничения властных полномочий между органами государственной власти и органов местного самоуправления обусловлен объективным процессом децентрализации управления в сфере предоставления публичных услуг населению муниципальных образований и необходимостью реализации таких фундаментальных принципов, как принципы субсидиарное™ и конкурирующих компетенций [3].

Как показывает практика, эффективность работы администрации муниципального образования во многом зависит от ее организационной структуры. Однако большинство представленных сегодня на официальных сайтах муниципальных образований организационных структур муниципальных администраций выглядят архаичными и громоздкими. Как правило, они затратны и малоуправляемы. Все это негативно отражается на работе местной администрации: снижается ее эффективностЬ; падает уровень доверия населения к органам местной власти.

Тип муниципального образования определяет перечень вопросов ведения и обусловливает объем полномочий органов местного самоуправления, включая администрацию. Для реализации целей, задач и функций муниципального управления в составе администрации выделяются структурные подразделения, отвечающие за решение конкретных задач. Они наделяются соответствующими правами и обязанностями. Таким образом формируется структура местной администрации

Принципы, задачи и функции формируемых организационных структур органов местного самоуправления

Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на организационную структуру местной администрации. При формировании организационной структуры нужно четко определить ее основные параметры и характеристики; рационально выделить и оформить

связи между звеньями и уровнями управления. Чем сложнее в муниципальном образовании хозяйственный комплекс, тем важнее взаимосвязи всех элементов организационной структуры, отвечающих за комплексное решение вопросов социально-экономического развития муниципального образования.

Организационная структура администрации определяет:

— количество структурных подразделений;

— численность муниципальных служащих;

— состав должностей;

— профессионально-квалификационные требования к личностным качествам сотрудников.

В идеале в организационной структуре местной администрации должны отражаться направления деятельности всех структурных подразделений, их внутренняя со-подчиненность, детальность и ранжирование обязанностей всех должностных лиц.

При проектировании организационной структуры администрации муниципального образования нужно соблюдать следующие принципы ее построения:

— направленность на достижение целей. Организационная структура органа местного самоуправления должна соответствовать целям, для достижения которых она сформирована;

— перспективность. Структура муниципальной администрации — это динамичная система, нацеленная на достижение оперативного и перспективного, стратегического результата;

— способность к развитию (адаптивность). Организационная структура управленческого органа должна быть гибкой, иметь возможность адаптироваться в связи с изменениями;

— комплексность. Организационная структура администрации должна позволять в полном объеме реализовывать публичные обязательства перед населением.

— индивидуализация. Каждое муниципальное образование — уникально. Поэтому при формировании организационной структуры администрации должны учитываться индивидуальные особенности (размер территории, социально-демографический состав населения, уровень развития

1) создание и внедрение управленческих механизмов, обеспечивающих повышение эффективности работы муниципальных служащих;

2) создание оптимальных организационных, информационных, методических условий для управленческой деятельности муниципальных служащих.

Гармоничное развитие администрации Бутурлиновского городского поселения должно обеспечиваться:

— системой организационного управления планированием персонала района для обеспечения количественных и качественных потребностей в персонале;

— сбалансированным соответствием управленческих задач и уровня квалификации персонала;

— гарантированным постоянным ростом квалификационного уровня персонала, соответствующего как их личным потребностям, так и производственной необходимости;

— определением перечня регламентов и функций управления планированием персонала.

Выводы

Повышение эффективности труда персонала должно обеспечиваться системой организационного управления мотивацией и стимулированием персонала администрации [6]. В разработку должен быть включен ряд регламентов и нормативов, определяющих границы системы организационного управления мотивацией и стимулированием персонала, устанавливающих принципы индивидуализированного материального стимулирования персонала, поддерживающих морально-психологический климат в коллективе; должны быть определены функции управления мотивацией и стимулированием персонала администрации Бутурлиновского городского поселения.

Построение кадровой системы напрямую зависит от состояния системы организационного управления обучением и переподготовкой кадров. Фактически, отсутствие единой системы и, в лучшем случае, наличие несвязанных фрагментов системы организационного управления обучением и переподготовкой кадров в отдельно взятых структурах и образованиях яв-

ляется ключевой проблемой в управлении качественным и количественным составом персонала. Перед системой организационного управления обучением и переподготовкой кадров ставятся задачи планирования и организации процесса обучения, проведения конкурсного отбора образовательных учреждений и программ обучения, оценки качества проводимого обучения. В контексте современной образовательной политики необходимо определить концептуальные условия профессиональной подготовки управленческих кадров, особенности формирования системы подготовки кадров и факторы развития креативности в процессе обучения как государственных, так и муниципальных служащих [7].

В целях обеспечения эффективности кадровой системы в рамках администрации Бутурлиновского городского поселения необходимо соблюдение общих принципов реализации кадровой политики. Данное требование обеспечивается только при внедрении нормативно спроектированной системы организационного управления кадровой политикой во всех социально-экономических субъектах области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобализация и Россия : проблема демократического развития : монография / Н. В. Загладил [и др.] ; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. — 2-е изд» — М. : Рус. слово, 2005. — 494 с.

2. Слинько А. А. Модернизация института местного самоуправления в современной России: проблемы и перспективы / А. А. Слинько, Т. Н. Полтавская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. — 2015 — № 1. — С. 116—121.

3. Преображенский Б. Г. Разграничение полномочий и компетенций в сфере отношений «регион — муниципалитет»: теоретический контекст децентрализации управления / Б. Г. Преображенский // Регион: системы, экономика, управление. —2013. — № 3 (22). — С. 34—41.

4. Агибалов Ю. В. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: исторические и правовые аспекты / Ю. В. Агибалов // Вестник ВГУ. Серия: Право. — 2013. — С. 20.

РЕГИОН: системы, экономика, управление

№2 (37), 2017

5. ¡Сидяев В. Б. Самоуправление — общее дело (вопросы совершенствования законодательства и проблемы правоприменения в сфере организации местного самоуправления в Российской Федерации / В. Б. Кидяев // Самоуправление. — 2015. — № 1. — С. 4—6.

6. Слинъко А. А. Политические проблемы трансформации роли исполнительной власти в эпоху глобализации / А. А. Слинь-ко, Д. А. Маликов // Регион: системы, экономика, управление. — 2014. — № 2 (25). — С. 91—95.

7. Преображенский Б. Г. Государственное управление: развитие кадрового потенциала и трансформация функций : мо-

нография / Б. Г. Преображенский. — Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2015. — 140 с.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал) Масл о а И. С., аспирант E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru Тел.: 8 (478) 247-78-75

Слинъко А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru Тел.: 8 (473) 247-78-75

УДК 328.188

А. И. Чернов

БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: НЕКОТОРЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

Аннотация: автор анализирует современные параметры взаимодействия бизнеса и органов власти на, региональном уровне. В статье показаны сложившиеся практики формальных и неформальных отношений, представлены результаты социологического опроса, подтверждающие авторские выводы.

Ключевые слова: административный ресурс, участники рынка, бизнес, органы власти, политическая реформа, региональная власть, федеральный округ, формальные и неформальные практики.

UDC 328.188

А. I. Chernov

BUSINESS AND AUTHORITY: SOME PARAMETERS OF INTERACTION

IN RUSSIAN REGIONS

Abstract: the author examines modern parameters of interaction of business and auth orities on the regional level. The work depicts the existing practice of format and informal relations and presents the data of sociological inquest, confirming the author's conclusions.

Key words: administrative resource, business, authorities,political reform,, regional authority, participant, of the market,, federal, district,, formal, and, informal, practice.

Введение

Важным индикатором состояния государства и общества является характер взаимодействия бизнеса и власти. Ориентиры общественного развития определяются отношениями между ними в эффективности и совершенствовании технологии управления. Логика взаимодействия проста: бизнес заинтересован в благоприятном предпринимательском климате, стабильности власти и поддержания с нею нормальных де-

ловых отношений; в свою очередь, власть должна создавать для работающего на территории бизнеса режим наибольшего благоприятствования, предоставляя кредиты, льготный режим налогообложения, оптимально регул ируя различные направления деятельности.

В связи с глобальным экономическим кризисом, санкциями против России и необходимостью импортозамещения в обществе все яснее приходит осознание, что эффек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.